1. Греция в раннеэлладский период (до конца III
тысячелетия до н. э.).
Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский
полуостров на рубеже III—II тысячелетий до н. э. с севера, из района
Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали
первоначально. Продвигаясь все дальше на юг по территории страны, которая в
дальнейшем стала называться их именем, ахейцы частью уничтожали, а частью
ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое позднейшие
греческие историки назвали пеласгами*. По соседству с пеласгами, частью
наматерике, а частью на островах Эгейского моря, обитали еще два народа: лелеги
и карийцы. По словам Геродота, вся Греция некогда называлась Пеласгией**.
Позднейшие греческие историки считали пеласгов и других древнейших обитателей
страны варварами, хотя в действительности их культура не только не уступала
культуре самих греков, но первоначально, по-видимому, во многом ее
превосходила. Об этом свидетельствуют археологические памятники так называемой
раннеэлладской эпохи (вторая половина III тысячелетия до н. э.), открытые в
разных местах на территории Пелопоннеса, Средней и Северной Греции. Современные
ученые обычно связывают их с догреческим населением этих районов. В начале III тысячелетия до н. э. (период халколита,
или перехода от камня к металлу — меди и бронзе) культура материковой Греции
еще была тесно связана с раннеземледельческими культурами, существовавшими на
территории современных Болгарии и Румынии, а также в южном Поднепровье (зона
«трипольской культуры»). Общими для всего этого обширного региона были
некоторые мотивы, использовавшиеся в росписи глиняной посуды, например мотивы
спирали и так называемого меандра. Из прибрежных районов Балканской Греции эти
виды орнамента распространились также на острова Эгейского моря, были усвоены
кикладским и критским искусством. С наступлением эпохи ранней бронзы (середина
III тысячелетия до н. э.) культура Греции начинает заметно опережать в своем
развитии другие культуры юго-восточной Европы. Она приобретает новые
характерные черты, ранее ей не свойственные. Среди поселений раннеэлладской эпохи особенно
выделяется цитадель в Лерне (на южном побережье Арголиды). Расположенная на
невысоком холме неподалеку от моря цитадель была обнесена массивной
оборонительной стеной с полукруглыми башнями. В ее центральной части было
открыто большое (25х12 м) прямоугольное здание —так называемый дом черепиц
(обломки черепицы, некогда покрывавшей крышу здания, были найдены в большом
количестве во время раскопок). В одном из его помещений археологи собрали целую
коллекцию (более 150) выдавленных на глине оттисков печатей. Когда-то этими
глиняными «ярлыками», по всей видимости, запечатывались сосуды с вином, маслом
и другими припасами. Эта интересная находка говорит о том, что в Лерне
находилсякрупный административный и хозяйственный центр, отчасти уже
предвосхищавший по своему характеру и назначению более поздние дворцы
микенского времени. Аналогичные центры существовали ив некоторых других местах.
Их следы обнаружены, например, в Тиринфе (также южная Арголида, недалеко от
Лерны) и в Аковитике (Мессения на юго-западе Пелопоннеса). Наряду с цитаделями, в которых, судя по всему, жили
представители родоплеменной знати, в Греции раннеэлладской эпохи существовали
поселения также и другого типа — небольшие, чаще всего очень плотно застроенные
поселки с узкими проходами-улицами между рядами домов. Некоторые из этих
поселков, в особенности расположенные вблизи от моря, были укреплены, в других
отсутствовали какие- либо оборонительные сооружения. Примерами таких поселений
могут служить Рафина (восточное побережье Аттики) и Зигуриес (северо-восточный
Пелопоннес, недалеко от Коринфа). Судя по характеру археологических находок,
основную массу населения в поселениях этого типа составляли
крестьяне-земледельцы. Во многих домах были открыты специальные ямы для ссыпки
зерна, обмазанные изнутри глиной, а также большие глиняные сосуды для хранения
различных припасов. В это время в Греции уже зарождалось и специализированное
ремесло, представленное в основном такими его отраслями, как гончарное
производство и металлообработка. Численность профессионалов-ремесленников была
еще очень невелика, а их продукция обеспечивала в основном местный спрос, лишь
незначительная ее часть находила сбыт за пределами данной общины. Так, при
раскопках Рафины было открыто помещение кузнечной мастерской, владелец которой,
очевидно, снабжал бронзовыми орудиями труда местных земледельцев. Имеющиеся археологические данные позволяют
предполагать, что в раннеэлладское время, по крайней мере со второй половины
III тысячелетия до н. э., в Греции уже начался процесс формирования классов и
государства. В этом плане особенно важен уже отмеченный факт сосуществования
двух различающихся между собой типов поселения: цитадели типа Лерны и общинного
поселка (деревни) типа Рафины или Зигуриес. Однако раннеэлладская культура так
и не успела стать настоящей цивилизацией. Ее развитие было насильственно
прервано в результате очередного передвижения племен по территории Балканской
Греции. 2. Вторжение греков-ахейцев. Становление первых
государств. Это передвижение
датируется последними столетиями III тысячелетия до н. э., или концом эпохи
ранней бронзы. Около Становление цивилизации в материковой Греции было
сложным и противоречивым процессом. В первые века II тысячелетия до н. э. здесь
наблюдается явное замедление темпов социально-экономического и культурного
развития. Несмотря на появление таких важных технических и хозяйственных
новшеств, как гончарный круг и повозка или боевая колесница с запряженными в
нее лошадьми, культура так называемого среднеэлладского периода (XX—XVII вв. до
н. э.) в целом заметно уступает предшествующей ей культуре раннеэлладской
эпохи. В поселениях и погребениях этого времени сравнительно редко встречаются
изделия из металла. Зато снова появляются орудия, сделанные из камня и кости,
что свидетельствует об определенном упадке производительных сил греческого общества.
Исчезают монументальные архитектурные сооружения вроде уже упоминавшегося «дома
черепиц» в Лерне. Вместо них строятся невзрачные глинобитные дома иногда
прямоугольной, иногда овальной или закругленной с одной стороны формы.
Поселения среднеэлладского периода, как правило, укреплены и размещаются на
возвышенностях с крутыми обрывистыми склонами. Судя по всему, время это было
крайне неспокойным и тревожным, что вынуждало отдельные общины принимать меры
для обеспечения своей безопасности. Типичным примером среднеэлладского поселения может
считаться городище Мальти-Дорион в Мессении. Все поселение располагалось на
вершине высокого холма, обнесенной кольцевой оборонительной стеной с пятью
проходами. В центре поселения на невысокой террасе стоял так называемый дворец
(вероятно, дом вождя племени) — комплекс из пяти помещений общей площадью 130
кв.м с выложенным из камня очагом-алтарем в самой большой из комнат. Вплотную к
«дворцу» примыкали помещения нескольких ремесленных мастерских. Остальную часть
поселения составляли дома рядовых общинников, как правило, очень небольшие, и
склады, построенные в один-два ряда вдоль оборонительной стены. Между стеной и
центральной террасой было оставлено довольно большое свободное пространство,
скорее всего использовавшееся как загон для скота. Сама планировка Мальти,
однообразие его жилой застройки свидетельствуют о еще не нарушенном внутреннем
единстве обитавшей здесь родоплеменной общины. Об отсутствии ясно выраженных
социальных и имущественных различий в ахейском обществе среднеэлладского
времени говорят также и погребения этого периода, в подавляющем большинстве
своем стандартные, с очень скромным сопроводительным инвентарем. Лишь в конце среднеэлладского периода положение в
Балканской Греции начало постепенно изменяться. Полоса длительного застоя и
упадка сменилась полосой нового экономического и культурного подъема.
Возобновился прерванный в самом начале процесс классообразования. Внутри
ахейских племенных сообществ выделяются могущественные аристократические роды,
обосновавшиеся в неприступных цитаделях и тем самым резко обособившиеся от
массы рядовых соплеменников. В руках племенной знати концентрируются большие
богатства, отчасти созданные трудом местных крестьян и ремесленников, отчасти
захваченные во время военных набегов на земли соседей. В различных районах
Пелопоннеса, Средней и Северной Греции возникают первые и пока еще довольно
примитивные государственные образования. Таким образом, сложились предпосылки
для формирования еще одной цивилизации эпохи бронзы, и начиная с XVI в. до н.
э. Греция вступила в новый, или, как его обычно называют, микенский, период
своей истории. 3. Формирование микенской цивилизации. На первых этапах своего развития микенская культура
испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации.
Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите, например,
некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и
канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец,
линейное слоговое письмо. Все это не означает, однако, что микенская культура
была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского
Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли
собой просто минойские колонии в чужой «варварской» стране (этого мнения
придерживался А. Эванс). Многие характерные особенности микенской культуры
позволяют считать, что она возникла на местной греческой, а отчасти еще и
догреческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого
региона, относящимися к эпохе ранней и средней бронзы. Самым ранним памятником микенской культуры считаются
так называемые шахтовые могилы. Первые шесть могил этого типа были открыты в Временем расцвета микенской цивилизации можно считать
XV—XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения выходит далеко за
пределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла и
сложилась, охватывая весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду),
значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского
моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура,
представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общими для всей этой
зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия
из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была
богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по
множеству небольших городков и посел- ков. Основными центрами микенской куль- туры были, как и на
Крите, дворцы. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе
(Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика),
Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия).
Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов
минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все
микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели,
напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Мощные стены
микенских цитаделей, сооруженные из огромных, почти не обработанных каменных
глыб, до сих пор производят огромное впечатление на тех, кто их видел, свидетельствуя
о высоком инженерном искусстве ахейских зодчих. Великолепным образцом микенских
фортификационных сооружений может служить знаменитая Тиринфская цитадель.
Поражают прежде всего монументальные размеры этого сооружения. Необработанные
глыбы известняка, достигающие в отдельных случаях веса в 12 т, образуют
наружные стены крепости, толщина которых превышала Среди собственно дворцовых построек микенского времени
наибольший интерес представляет хорошо сохранившийся дворец Нестора* в Пилосе
(Западная Мессения, близ бухты Наварино), открытый в К числу наиболее интересных архитектурных памятников
микенской эпохи принадлежат величественные царские усыпальницы, именуемые
«толосами», или «купольными гробницами». Толосы располагаются обычно вблизи от
дворцов и цитаделей, являясь, по всей видимости, местом последнего успокоения
членов царствующей династии, как в более раннее время шахтовые могилы. Самый
большой из микенских толосов — так называемая гробница Атрея — находится в
Микенах у южного склона холма, на котором стояла цитадель. Сама гробница скрыта
внутри искусственного насыпного кургана. Для того чтобы попасть в нее, нужно
пройти через длинный облицованный камнем коридор — дромос, ведущий в глубь
кургана. Вход в гробницу перекрыт двумя огромными каменными блоками (один из
них, внутренний, весит 120 т). Внутренняя камера гробницы Атрея представляет
собой монументальное круглое в плане помещение с высоким (около 4. Социально-экономическая структура. Сооружение таких грандиозных построек, как гробница
Атрея или Тиринфская цитадель, было невозможно без широкого и планомерного
применения подневольного труда. Для того чтобы справиться с такой задачей,
необходимы были, во-первых, наличие большой массы дешевой рабочей силы,
во-вторых, достаточно развитый государственный аппарат, способный организовать
и направить эту силу к выполнению поставленной цели. Очевидно, владыки Микен и
Тиринфа располагали и тем и другим. До недавнего времени внутренняя структура
ахейских государств Пелопоннеса оставалась загадкой для ученых, так как в
решении этого вопроса они могли полагаться лишь на археологический материал,
добытый путем раскопок. После того как двум английским лингвистам М. Вентрису и
Дж. Чедвику удалось в 50-х годах найти ключ к пониманию знаков линейного
слогового письма на табличках из Кносса и Пилоса, в распоряжении историков
появился еще один важный источник информации. Как оказалось, почти все эти таблички представляют
собой «бухгалтерские» счетные записи, которые из года в год велись в хозяйстве
Пилосского и Кносского дворцов. Эти лаконичные записи заключают в себе
ценнейшую историческую информацию, позволяя судить об экономике дворцовых
государств микенской эпохи, их социальном и политическом устройстве. Из
табличек мы узнаем, например, что в это время в Греции уже существовало рабство
и труд рабов широко применялся в различных отраслях хозяйства. Среди документов
Пилосского архива немало места занимают сведения о занятых в дворцовом
хозяйстве рабах. В каждом таком списке указывалось, сколько было женщин-рабынь,
чем они занимались (упоминаются мололыцицы зерна, прядильщицы, швеи и даже
банщицы), сколько при них детей: мальчиков и девочек (очевидно, это были дети
рабынь, рожденные в неволе), какой паек они получали, место, где они работали
(это мог быть сам Пилос или один из городков на подвластной ему территории).
Численность отдельных групп могла быть значительной — до ста с лишним человек.
Общее же число женщин-рабынь и детей, известных по надписям Пилосского архива,
должно было составлять около 1500 человек. Наряду с рабочими отрядами, в состав
которых входят только женщины и дети, в надписях фигурируют и отряды, состоящие
только из рабов-мужчин, хотя встречаются они сравнительно редко и численно, как
правило, невелики — не более десяти человек в каждом. Очевидно, женщин-рабынь
вообще было больше, из чего следует, что рабство в то время еще находилось на
низкой ступени развития. Наряду с обычными рабами в пилосских надписях
упоминаются и так называемые «божьи рабы и рабыни». Обычно они арендуют земли
небольшими участками у общины (дамоса) или у частных лиц, из чего можно
заключить, что своей земли у них не было и, следовательно, они не считались
полноправными членами общины, хотя не были, по-видимому, и рабами в собственном
значении этого слова. Сам термин «божий раб», вероятно, означает, что
представители этой социальной прослойки состояли в услужении при храмах главных
богов Пилосского царства и пользовались поэтому покровительством храмовой
администрации. | |
| |
Просмотров: 1949 | |
Всего комментариев: 0 | |