Основную массу трудящегося населения составляли в
микенских государствах, как и на Крите, свободные или, скорее, полусвободные
крестьяне и ремесленники. Формально они не считались рабами, но свобода их
носила весьма относительный характер, так как все они находились в
экономической зависимости от дворца и облагались в его пользу различными
повинностями, как трудовыми, так и натуральными. Отдельные округа и городки
Пилосского царства были обязаны предоставлять в распоряжение дворца
определенное число ремесленников и рабочих самых различных профессий. В
надписях упоминаются каменщики, портные, горшечники, оружейники, золотых дел
мастера, даже парфюмеры и врачи. За свою работу ремесленники получали из
дворцовой казны плату натурой подобно чиновникам, состоящим на государственной
службе. Неявка на работу фиксировалась в особых документах. Среди
ремесленников, работавших на дворец, особое положение занимали кузнецы. Обычно
они получали от дворца так называемую таласию, т. е. задание или урок (в
надписях особо отмечается, сколько кузнецов в каждой отдельной местности уже
получили таласию, а сколько осталось без нее). Специальный чиновник, обязанный
наблюдать за работой кузнец, вручал ему уже взвешенный кусок бронзы, а по
окончании работы принимал у него изготовленные из этой бронзы изделия. О
социальном положении кузнецов и фигурирующих в табличках ремесленников других
специальностей известно лишь очень немногое. Вероятно, некоторые из них
считались «людьми дворца» и состояли на постоянной службе либо в самом дворце,
либо в одном из связанных с ним святилищ. Так, в некоторых из пилосских
табличек упоминаются «кузнецы владычицы» («владычица» — обычный эпитет
верховной богини пилосского пантеона). Другую категорию ремесленников, по всей
видимости, составляли свободные общинники, для которых работа на дворец была
лишь временной повинностью. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную
службу, не лишались личной свободы. Они могли владеть землей и даже рабами, как
и все другие члены общины. Документы из архива Пилосского дворца содержат
важные сведения также и о системе землевладения. Анализ текстов табличек
позволяет сделать вывод, что вся земля в Пилосском царстве делилась на две
основные категории: 1) землю дворца, или государственную, и 2) землю,
принадлежавшую отдельным территориальным общинам. Государственная земля, за
исключением той ее части, которая находилась под непосредственным контролем
дворцовой администрации, распределялась на правах условного держания, т. е. при
условии выполнения той или иной службы в пользу дворца, между сановниками из
числа военной и жреческой знати. В свою очередь, эти держатели могли сдавать
полученную землю небольшими участками в аренду каким- нибудь другим лицам,
например уже упоминавшимся «божьим рабам». Примерно так же использовала
принадлежавшую ей землю и территориальная (сельская) община, или дамос, как она
обычно называется в табличках. Основная часть общинной земли, очевидно,
делилась на наделы с приблизительно одинаковой доходностью. Эти наделы
распределялись внутри самой общины между составляющими ее семьями. Земля,
остававшаяся после раздела, опять-таки сдавалась в аренду. Дворцовые писцы с
одинаковым усердием регистрировали в своих табличках участки как той, так и
другой категории. Отсюда следует, что общинные земли, так же как и земли,
принадлежавшие непосредственно дворцу, находились под контролем дворцовой
администрации и эксплуатировались ею в интересах централизованного
государственного хозяйства. В документах Кносского и Пилосского архивов дворцовое
хозяйство микенской эпохи предстает перед нами как широко разветвленная
экономическая система, охватывающая практически все основные отрасли
производства. Частное хозяйство, хотя, по-видимому, оно уже существовало в
микенских государствах, находилось в фискальной (податной) зависимости от
«государственного сектора» и играло при нем лишь подчиненную, второстепенную
роль. Государство монополизировало важнейшие отрасли ремесленного производства,
например кузнечное ремесло, и установило строжайший контроль над распределением
и потреблением дефицитных видов сырья, прежде всего металла. Ни один килограмм
бронзы, ни один наконечник копья или стрелы не мог ускользнуть от бдительного
взора дворцовой бюрократии. Весь металл, находившийся в распоряжении как
государства, так и частных лиц, тщательно взвешивался, учитывался и
фиксировался писцами дворцового архива на глиняных табличках. Централизованное
дворцовое или храмовое хозяйство типично для древнейших классовых обществ,
существовавших в Средиземноморье и на Ближнем Востоке в эпоху бронзы. С
многообразными вариантами этой экономической системы мы сталкиваемся в III—II
тысячелетиях до н. э. в храмовых городах Шумера и Сирии, в династическом
Египте, в Хеттском царстве и дворцах минойского Крита. 5. Организация государственного управления. Основанное на принципах строжайшего учета и контроля
дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в
развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов
показывают этот аппарат в действии, хотя многие детали его организации остаются
пока неясными ввиду крайнего лаконизма текстов табличек. Помимо штата писцов,
служивших непосредственно в дворцовой канцелярии и архиве, в табличках
упоминаются многочисленные чиновники фискального ведомства, ведавшие сбором
налогов и наблюдавшие за выполнением разного рода повинностей. Так, из
документов Пилосского архива мы узнаем, что вся территория царства была разбита
на 16 податных округов, во главе которых стояли наместники-коретеры. Каждый из
них отвечал за исправное поступление в дворцовую казну податей с вверенного ему
округа (в состав податей входил прежде всего металл: золото и бронза, а также
различные виды сельскохозяйственных продуктов). В подчинении у коретера
находились чиновники низшего ранга, управлявшие отдельными поселениями,
входившими в состав округа. В табличках они именуются «басилеями». Басилеи
осуществляли надзор за производством, например за работой кузнецов, состоявших
на государственной службе. Сами коретеры и басилеи находились под неусыпным
контролем центральной власти. Дворец постоянно напоминал о себе местной
администрации, рассылая во все стороны вестников и курьеров, инспекторов и
ревизоров. Кто же приводил в движение весь этот сложный механизм
и направлял его работу? Таблички микенских архивов дают ответ и на этот вопрос.
Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый «ванака», что
соответствует греческому «(в)анакт», т. е. «господин», «повелитель», «царь». К
сожалению, в надписях ничего не говорится о политических функциях и правах
ванакта. Поэтому мы не можем с уверенностью судить о том, какой характер имела
его власть. Ясно, однако, что среди правящей знати ванакт занимал особое
привилегированное положение. Принадлежащий царю земельный надел — темен (о нем
упоминает один из документов Пилосского архива) — в три раза превосходил
земельные наделы других высших должностных лиц: его доходность определяется
цифрой в 1800 мер. В распоряжении царя находилась многочисленная челядь. В
табличках у поминаются «царский горшечник», «царский сукновал», «царский
оружейник». Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее
видных мест занимал лавагет, т. е. воевода или военачальник. Как показывает сам
титул, в его обязанности входило командование вооруженными силами Пилосского
царства. Кроме ванакта и лавагета, в надписях упоминаются и другие должностные
лица, обозначаемые терминами «телест», «экет», «дамат» и пр. Точное значение
этих терминов остается пока неизвестным. Однако кажется довольно вероятным, что
в этот круг высшей знати, тесно связанной с дворцом и составлявшей ближайшее
окружение пилосского ванакта, входили, во-первых, жрецы главных храмов
государства (жречество вообще пользовалось в Пилосе, как и на Крите, очень
большим влиянием), во-вторых, высшие военные чины, прежде всего предводители
отрядов боевых колесниц, которые в те времена были главной ударной силой на
полях сражений. Таким образом, пилосское общество представляло собой подобие
пирамиды, построенной по строго иерархическому принципу. Верхнюю ступень в этой
иерархии сословий занимала военно-жреческая знать во главе с царем и
военачальником, сосредоточившая в своих руках наиболее важные функции как
экономического, так и политического характера. В непосредственном подчинении у
правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие
на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и
эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства. Составлявшие основание
всей этой пирамиды крестьяне и ремесленники не принимали никакого участия в
управлении государством*. Ниже, чем они, стояли рабы, занятые на различных
работах в дворцовом хозяйстве. 6. Взаимоотношения ахейских царств. Троянская война.
Угасание микенской цивилизации. Дешифровка
линейного письма Б не смогла решить все проблемы социально- экономической и
политической истории микенской эпохи. Многие важные вопросы все еще остаются
без ответа. Мы не знаем, например, какие отношения существовали между
отдельными дворцовыми государствами: составляли они, как думают некоторые
ученые, единую ахейскую державу под эгидой царя Микен — самого могущественного
из всех правителей тогдашней Греции — или же вели совершенно обособленное и
независимое существование? Последнее кажется более вероятным. Едва ли случайно,
что почти каждый из микенских дворцов был окружен мощными оборонительными
стенами, которые должны были надежно защищать его обитателей от враждебного
внешнего мира и прежде всего от ближайших соседей. Циклопические стены Микен и
Тиринфа свидетельствуют о почти непрерывной вражде этих двух государств,
деливших между собой плодородную Аргосскую равнину. Греческие мифы рассказывают
о кровавых усобицах ахейских владык, об упорной борьбе за первенство, которую
вели между собой соперничающие династии Средней Греции и Пелопоннеса. В одном
из них повествуется, например, о том, что семь царей Аргоса пошли походом на
Фивы — богатейший из городов Беотии — и после ряда неудачных попыток и гибели
некоторых из них взяли и разрушили город. Раскопки показали, что микенский дворец
в Фивах, действительно, был сожжен и разрушен в XIV в. до н. э. задолго до
того, как погибли другие дворцы и цитадели. Напряженные отношения,
существовавшие между ахейскими государствами на протяжении почти всей их
истории, не исключают, однако, того, что в отдельные моменты они могли
объединяться для каких-нибудь совместных военных предприятий. Примером такого
предприятия может служить знаменитая Троянская война, о которой повествует
Гомер. Если верить «Илиаде», в походе на Трою принимали участие почти все
основные области ахейской Греции от Фессалии на севере до Крита и Родоса на
юге. Предводителем всего войска был избран с общего согласия участников похода
микенский царь Агамемнон. Не исключено, что Гомер преувеличил подлинные
масштабы ахейской коалиции и приукрасил сам поход. Тем не менее историческая
реальность этого события сейчас почти ни у кого не вызывает сомнений*.
Троянская война была лишь одним, хотя, по-видимому, и наиболее значительным из
проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном
Средиземноморье. В течение XIV—XIII вв. до н. э. многочисленные ахейские
поселения (на них указывают большие скопления типично микенской керамики)
появились на западном и южном побережьях Малой Азии, примыкающих к ним островах
— Родосе и Кипре — и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного моря.
Повсюду в этих местах микенские греки перехватывают торговую инициативу из рук
своих предшественников минойцев**. Сам Крит, как мы уже говорили, был еще
раньше (в XV в.) колонизирован ахейцами и стал главным плацдармом в их
продвижении на Восток и на Юг. Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством,
ахейцы вскоре становятся одной из самых заметных политических сил Восточного
Средиземноморья. В документах из столицы Хеттского царства Богазкея государство
Аххиява (вероятно, одно из ахейских государств в западной части Малой Азии и на
прилегающих островах) ставится в один ряд с сильнейшими державами той эпохи:
Египтом, Вавилоном, Ассирией. Из этих документов видно, что правители Аххиявы
поддерживали тесные дипломатические контакты с хеттскими царями. Еще на рубеже
XIII—XII вв. отряды ахейских добытчиков, пришедшие с Крита или с Пелопоннеса,
принимали участие в набегах коалиции «народов моря» на Египет. В египетских
надписях, повествующих об этих событиях, упоминаются наряду с другими племенами
народы Экевеш и Денен, что может соответствовать греческому Ахайвой и Данаой —
обычные наименования ахейцев у Гомера. Колониальная экспансия ахейских
государств охватила также и часть Западного Средиземноморья, в основном те же
его районы, которые будут освоены греками много позже, в эпоху Великой
колонизации. Раскопки показали, что микенское поселение существовало на месте более
позднего греческого города Тарента на южном побережье Италии. Значительные
находки микенской керамики были сделаны на острове Искья в Неаполитанском
заливе, на восточном побережье Сицилии, на Липарских островах и даже на Мальте. В то время, когда Египет отражал натиск «народов
моря», над самой ахейской Грецией уже сгущались тучи. Последние десятилетия
XIII в. до н. э. были временем крайне тревожным и неспокойным. В Микенах,
Тиринфе, Афинах и других местах спешно восстанавливаются старые и возводятся
новые укрепления. Воздвигается массивная стена на Истме (узкий перешеек,
связывающий Среднюю Грецию с Пелопоннесом), явно рассчитанная на то, чтобы
оградить микенские государства на юге Балканского полуострова от какой-то
опасности, надвигающейся с севера. Среди фресок Пилосского дворца привлекает
внимание одна, созданная незадолго до его гибели. Художник изобразил на ней
кровопролитное сражение, в котором участвуют, с одной стороны, ахейские воины в
панцирях и характерных рогатых шлемах, с другой — какие-то варвары, одетые в
звериные шкуры, с длинными распущенными волосами. По всей видимости, эти дикари
и были теми людьми, которых так боялись и ненавидели обитатели микенских
твердынь, против которых они возводили все новые и новые укрепления.
Археологические исследования показывают, что в непосредственной близости от
основных очагов микенской цивилизации на севере и северо-западе Балканского
полуострова (области, именовавшиеся в древности Ма кедонией и Эпиром) шла
совсем иная жизнь, весьма далекая от роскоши и великолепия ахейских дворцов.
Здесь обитали племена, стоявшие на крайне низком уровне развития и, очевидно,
еще не вышедшие из стадии родоплеменного строя. О их культуре мы можем судить по
грубой лепной керамике и примитивным глиняным идолам, составляющим
сопровождающий инвентарь огромного большинства погребений в этих районах.
Следует, однако, заметить, что при всей своей отсталости племена Македонии и
Эпира были уже знакомы с употреблением металла и их оружие в чисто техническом
отношении, по-видимому, не уступало микенскому. В конце XIII в. племенной мир всего северобалканского
региона в силу каких-то неизвестных нам причин пришел в движение*. Огромная
масса варварских племен, включавшая в себя как народы, говорившие на различных
диалектах греческого языка (сюда входят дорийский и близкий к нему
западногреческий диалекты), так, по-видимому, и народности негреческого,
фракийско-иллирийского происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась
на юг, в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. Маршрут,
по которому шло вторжение, отмечен следами развалин и пожарищ. На своем пути
пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Погиб в огне
пожара Пилосский дворец**. Само место, на котором он стоял, было предано
забвению. Серьезно пострадали, хотя, по-видимому, и не были захвачены, цитадели
Микен и Тиринфа. Хозяйству микенских государств был нанесен непоправимый ущерб.
Об этом свидетельствует быстрый упадок ремесла и торговли в районах, наиболее
пострадавших от вторжения, а также резкое сокращение численности населения.
Таким образом, на рубеже XIII—XII вв. микенская цивилизация перенесла страшный
удар, после которого она уже не смогла оправиться. Естественно возникает
вопрос: почему она пала, просуществовав в рамках раннеклассового общества
несколько столетий? Почему ахейским государствам, располагавшим хорошо
организованной военной машиной, значительными экономическими ресурсами, высокой
культурой и подготовленными кадрами административного аппарата, не удалось
устоять перед лицом разрозненных орд завоевателей, не вышедших из рамок
примитивного родового строя? Можно указать на несколько причин упадка микенской
цивилизации. Прежде всего следует отметить внутреннюю слабость
раннеклассовых отношений в Греции II тысячелетия до н. э. в целом.
Раннеклассовые отношения, предполагающие функционирование более сложных, чем
первобытные, отношений господства и подчинения, социальной дифференциации и
выделения различных общественных прослоек не проникли глубоко в толщу народной
жизни, не пронизали всю общественную структуру сверху донизу. Если обитатели
микенских «дворцовых центров» делились на несколько социальных прослоек и
классовых групп, начиная от бесправных рабов до придворной знати, живущей в
условиях дворцовой роскоши, то основная масса населения составляла родовые
общины и занималась примитивным земледелием. Эти родовые общины сохраняли свою
коллективистскую структуру и были слабо затронуты социальной и имущественной
дифференциацией, хотя они подвергались жестокой эксплуатации обитателями
микенских дворцов. Такой глубокий дуализм микенских обществ —
свидетельство непрочности в целом классовых отношений, которые могли быть
относительно легко уничтожены внешним завоеванием. Более того, к уничтожению
микенских дворцов — изолированных центров высокой культуры, выступавших главным
образом как центры потребления и принимавших слабое участие в организации
общественного производства, стремились жители родовых поселков. Одной из важных причин падения ахейских государств
было истощение внутренних ресурсов, растрата огромных материальных и людских
резервов в результате многолетней Троянской войны и кровавых междоусобиц между
отдельными ахейскими царствами и внутри правящих династий. При невысоком уровне
производства и малой величине прибавочного продукта, выколачиваемого из родовых
общин, на содержание прожорливой придворной аристократии, солидного бюрократического
аппарата, военной организации уходили все средства. В этих условиях
дополнительные траты на разорительные войны (включая Троянскую) не могли не
привести к перенапряжению внутреннего потенциала и его истощению. Рафинированная ахейская цивилизация с ее блестящим
фасадом была обществом внутренне непрочным. Она не столько наращивала
общественное производство, сколько растрачивала имеющиеся ресурсы, подтачивала
основы своего могущества и благосостояния. Во время начавшихся на рубеже
XIII—XII вв. до н. э. крупных племенных передвижений на Балканах и Малой Азии
(среди них находились и дорийские племена) микенские государства, внутренне
ослабленные комплексом глубоких противоречий, не выдержали натиска воинственных
племен. Последовавший за племенными перемещениями быстрый распад крупнейших
микенских государств объясняется не столько силой северных варваров, сколько
непрочностью их внутренней структуры, основой которой была, как мы видели,
систематическая эксплуатация и угнетение сельского населения немногочисленной
замкнутой в себе дворцовой элитой и ее бюрократическим аппаратом. Достаточно
было уничтожить правящую верхушку дворцовых государств, чтобы вся эта сложная
постройка развалилась, как карточный домик. Дальнейший ход событий во многом неясен: слишком
скуден имеющийся в нашем распоряжении археологический материал. Основная часть
варварских племен, принимавших участие во вторжении, по- видимому, не
удержалась на захваченной ими территории (опустошенная страна не могла
прокормить такую массу людей) и отхлынула на север — на свои исходные позиции.
Лишь небольшие племенные группы дорийцев и родственных им западногреческих
народностей обосновались в прибрежных районах Пелопоннеса (Арголида, области
близ Истма, Ахайя, Элида, Лакония и Мессения). Отдельные островки микенской
культуры продолжали существовать вперемешку с вновь основанными поселениями
пришельцев вплоть до конца XII в. В это время последние из переживших
катастрофу конца XIII в. ахейские цитадели пришли в окончательный упадок и были
навсегда покинуты своими обитателями. Тогда же наблюдается массовая эмиграция с
территории Балканской Греции на Восток — в Малую Азию и на близлежащие острова.
В колонизационном движении принимали участие, с одной стороны, уцелевшие
остатки ахейского населения Пелопоннеса, Средней и Северной Греции, которые
именуются теперь ионийцами и эолийцами, с другой — дорийские новопоселенцы.
Результатом этого движения было образование на западном побережье Малой Азии и
на островах Лесбосе, Хиосе, Самосе, Родосе и других множества новых поселе ний,
среди которых самыми крупными были ионийские города Милет, Эфес, Колофон,
эолийская Смирна, дорийский Галикарнас. Здесь в ионийских и эолийских колониях
спустя несколько столетий возник новый вариант греческой культуры, резко
отличающийся от предшествующей ему микенской цивилизации, хотя и вобравший в
себя некоторые из ее основных элементов. Как и в странах Древнего Востока, в
частности в Древнем Египте, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, процесс
исторического развития в Эгейском бассейне в III—II тысячелетиях до н. э.
протекал в рамках общих закономерностей разложения родовой организации через ее
социальную дифференциацию, вызванную совершенствованием производительных сил, и
социальную напряженность, которая, в свою очередь, определяла появление
государственного аппарата, призванного обеспечить известный порядок в обществе
и создать условия для его дальнейшего развития. Как и в странах Древнею Востока,
первые классовые общества в Эгейском бассейне возникают в рамках небольших
государственных образований, объединяющих несколько общин с одним
административным центром, который вместе с тем был и средоточием культа.
Подобные государства впервые возникли на о. Крит в конце III тысячелетия до н.
э. Дальнейшее развитие этих мелких образований привело к созданию крупного
территориального государства, объединявшего не только весь Крит, но и ряд
островов южной части Эгейского моря и восточных прибрежных областей Балканского
полуострова (морская держава Миноса). Возникновение первых ростков цивилизации в Эгеиде
относится к более позднему времени, чем в долине Нила или Двуречья, где
общество достигло известной зрелости и к концу III тысячелетия до н. э.
насчитывало тысячу лет. Как показывает исследование конкретного материала,
более древние цивилизации Ближнего Востока оказывали на процесс внутреннего
развития критского общества стимулирующее влияние. Вместе с тем нельзя
преувеличивать степень этого влияния. В частности, оно, довольно сильное для
Крита, было значительно более слабым для государств материковой Греции. Как
свидетельствуют многочисленные археологические данные, развитые неолитические
культуры в Балканской Греции VI—IV тысячелетий до н. э. стали богатой основой
для возникновения культур бронзового века, а затем и древнейшей греческой
цивилизации. Для исторических судеб древнейшего населения
Балканской Греции, так же как и других народов древности, природная среда
обитания имела огромное значение. Как известно, раннему рождению цивилизации на
Древнем Востоке способствовало создание орошаемого земледелия в речных долинах
с плодородной почвой. В южной части Балканского полуострова природные условия
были иными. Каменистая, трудная для возделывания почва, расчлененность
территории многочисленными горными хребтами на мелкие изолированные долины
создавали отличные от древневосточных обществ условия для общественного и
экономического развития. Огромную роль в развитии отдельных центров Греции II
тысячелетия до н. э. играло освоение моря, т. е. получение морских продуктов
питания и возможность связей с другими народами по морским путям. По мере того
как жителям Балканской Греции удавалось покорять море, шло становление
эллинской цивилизации. Создание критской морской державы, постоянные морские
контакты микенских греков с восточным побережьем Средиземного моря, Сицилией и
Италией на Западе — показатель овладения морем еще во II тысячелетии до н. э. Особую роль море играло в жизни жителей многочисленных
островов Эгейского моря: Лемноса и Лесбоса, Киклад и Родоса. Ограниченность
островной территории не позволяла сосредоточиться на преимущественном занятии
земледелием, с одной стороны, с другой — богатство недр полезными ископаемыми —
рудами, камнем, хорошей глиной — способствовало развитию ремесленного
производства, заставляло жителей искать средства к жизни путем организации
ремесла, развития рыболовства, активной морской торговли, кораблестроения и
смелого пиратства, что не могло не стимулировать частную предприимчивость и
мобильность населения. Внутреннее развитие раннеклассового общества в Эгеиде
II тысячелетия до н. э. проходило в рамках мелких государственных образований.
В островной зоне Эгеиды эти мелкие государства, по всей вероятности,
представляли собой аристократические структуры, решающую роль в них играла
предприимчивая, связанная с морской торговлей и пиратством олигархия, жившая в
довольно комфортабельных и благоустроенных домах, так называемых патрицианских
особняках, открытых археологами. Правящая элита, видимо, представляла и
возглавляла общинную организацию островного населения, восходящую к родовому
устройству. Отсутствие дворцово-храмовых комплексов и неприступных цитаделей
сводило к минимуму роль придворного и военного элемента, связанную с царским
дворцом иерархию сословий и обеспечивало так сказать республиканский (вернее,
будущий полисный) вариант общественного развития. Однако этот путь развития,
формирующийся в островной зоне Эгейского моря, не получил своего естественного
продолжения, был заторможен, а затем и прерван, поскольку мелкие
острова-государства были захвачены в разные периоды II тысячелетия ведущими
монархическими державами Крита или ахейской Греции. Ведущими
стали государства с монархическим устройством. По своей структуре эти мелкие
государства состояли из дворцового центра, резиденции правителя, его
администрации, жречества, составлявших большую часть господствующего класса, и
разбросанных по территории всего государства родовых общин. Производственной
основой общества были централизованное дворцовое хозяйство, в котором работали
рабы и зависимые работники, и родовые коллективы, где велось примитивное
земледелие и скотоводство, поставлявшее излишки продукции в пользу царского
дворца и местной аристократии. В отличие от стран Древнего Востока, где
монархические режимы и связанная с ними аристократия как основная часть
господствующего класса играли важную роль в организации земледелия, контролируя
систему искусственного орошения, на Крите и в Балканской Греции примитивные
монархии принимали минимальное участие в организации производства. Общины,
жившие в условиях примитивного быта, были лишь объектом их насильственной
эксплуатации. Это противоречие между протогородом с обширным царским хозяйством
и эксплуатируемыми общинами, сохранявшими родовое устройство, определило
внутреннюю слабость критских и ахейских государств. Постоянные войны, которые
велись между мелкими враждующими царствами, еще более подтачивали силу этих
внутренне непрочных государств. Свою роль играл и фактор этнической
неоднородности Эгейского мира, как правило, чреватый раздорами и конфликтами.
Греки-ахейцы, исконное негреческое население Крита — минойцы, местные племена
Балканского полуострова, жившие здесь до вторжения ахейцев — пеласги и лелеги,
карийцы — имели свои культурные и этнические традиции и это не могло не влиять
на общую нестабильность исторической ситуации, хотя в нашем распоряжении нет
точных данных о каких-либо этнических столкновениях или войнах во II
тысячелетии до н. э. Потребовавшая большого напряжения Троянская война,
давление с севера дорийских племен, начавших медленное движение в южном
направлении, привели к постепенному разрушению микенских дворцов и падению
олицетворяемой ими государственности, цивилизации, бюрократического уклада
хозяйства. Напротив, родовые общины сохранили свою структуру и продолжали
существовать в новых условиях. Проникновение дорийских племен, живших в сходных
условиях доклассового быта, лишь укрепили в целом родовые отношения, которые
заняли господствующее положение в Греции рубежа II—I тысячелетий до н. э.
Уничтожение микенской аристократии как носителей классового общества и
государственности, паразитических резиденций, дворцов с их роскошью, утонченным
искусством, письменностью привело к общему понижению социально-экономического и
культурного уровня Греции, которая в целом вернулась к родоплеменной структуре
общественного устройства. Литература: История Древней Греции (Под редакцией В.И. Кузищина) | |
| |
Просмотров: 2969 | |
Всего комментариев: 0 | |