Гомеровский
(предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок
полисного строя. XI—IX вв. до н. э.
1. Особенности развития гомеровского общества. Следующий за крито-микенской эпохой период греческой
истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы
которого «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшим источником информации об этом
времени. Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет
и расширяет археология. Основную массу археологического материала для этого
периода дают раскопки некрополей. Самые крупные из них были открыты в Афинах
(районы Керамика и позднейшей Агоры), на острове Саламин, на Эвбее (вблизи
Лефканди), в окрестностях Аргоса. Число известных сейчас поселений XI—IX вв. до
н. э. крайне невелико (сам по себе этот факт свидетельствует о резком
сокращении общей численности населения). Почти все они находятся в
труднодоступных, укрепленных самой природой местах. Примером могут служить
горные селения, открытые в различных местах на территории восточного Крита, в
том числе Карфи, Кавуси, Врокастро и др. Судя по всему, в них укрывались
остатки местного минойско-ахейского населения, вытесненного из равнинной части
острова завоевателями-дорийцами. Приморские поселения гомеровского времени
обычно располагаются на небольших полуостровах, связанных с сушей лишь узким
перешейком, и нередко обносятся стеной, что свидетельствует о широком
распространении пиратства. Из поселений такого типа наиболее известна Смирна,
основанная на побережье Малой Азии эолийскими колонистами из европейской
Греции. Археология показывает, что так называемое дорийское
завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений
микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические
приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей
страны, так и для остатков ее прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный
круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом,
культуру выращивания оливы и винограда. Сама микенская цивилизация со всеми
характерными для нее формами социально-экономических отношений, государственных
учреждений, религиозно- идеологических представлений и т. п.: несомненно,
прекратила свое существование*. На всей территории Греции снова на долгое время
утвердился первобытно-общинный строй. Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в
развалинах. За их стенами никто уже больше не селился. Даже в Афинах, очевидно,
не пострадавших oт дорийского нашествия, акрополь был покинут своими
обитателями уже в XII в. до н. э. и после этого долгое время оставался
незаселенным. Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились
строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в
микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или
сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась.
Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги,
если сравнивать их с микенскими могилами. Весь их инвентарь составляют обычно
несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел
в мужских могилах, дешевые украшения в женских. В них почти совсем нет красивых
ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь
частые в микенских погребениях. Все это говорит о резком упадке ремесла и
торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров-ремесленников из
разоренной войной и нашествиями страны в чужие края, о разрыве торговых морских
путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем
остальным Средиземноморьем. Изделия греческих ремесленников гомеровского
периода заметно уступают как по своим художественным качествам, так и в чисто
техническом отношении произведениям микенских, а тем более критских, минойских
мастеров. В росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый
геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый узор, составленный
из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. Первые, еще очень
примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва
лишь в самом конце IX в. Все это, разумеется, не означает, что гомеровский
период не внес в культурное развитие Греции ничего нового. История человечества
не знает абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского периода
элементы регресса причудливо переплетаются с целым рядом важных новшеств.
Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа. В
микенскую эпоху железо было известно в Греции только как драгоценный металл и
шло главным образом на изготовление разного рода украшений вроде колец,
браслетов и т. д. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы,
наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и
островов Эгейского моря, датируются XII—XI вв. до н. э. Несколько позже, в Х—IX
вв. до н. э., появляются первые орудия труда, изготовленные из того же металла.
Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений
афинской Агоры, долото и тесло из одной могилы в некрополе Керамика, железный
серп из Тиринфа и другое предметы. О широком применении железа для изготовления
сельскохозяйственных и всяких иных орудий хорошо осведомлен и Гомер. В одном из
эпизодов «Илиады» Ахилл предлагает участникам состязаний на тризне, устроенной
им в честь погибшего друга Патрокла, испытать свои силы в метании глыбы
самородного железа. Она же будет и наградой, которую получит победитель. Глыба
эта так велика, что Сколько бы кто ни имел и далеких полей и широких, — На пять круглых годов и тому на потребу достанет Глыбы такой; у него никогда оскуделый в железе В град не пойдет ни оратай, ни пастырь, но дома
добудет. Широкое внедрение нового металла в производство
означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Металл
впервые стал дешев и широко доступен (месторождения железа встречаются в
природе гораздо чаще, чем месторождения меди и олова — основных компонентов
бронзы). Отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам
добычи руды. В связи с этим резко возросли производственные возможности
отдельной семьи. Это был бесспорный технический прогресс. Однако его
благотворное воздействие на общественное и культурное развитие Древней Греции
сказалось далеко не сразу, и в целом культура гомеровского периода стоит
намного ниже, чем хронологически предшествующая ей культура крито-микенской
эпохи. Об этом единогласно свидетельствуют не только предметы, найденные
археологами во время раскопок, но и те описания жизни и быта, с которыми нас
знакомят гомеровские поэмы. 2. Социально-экономические отношения. Рабство. Уже
давно замечено, что «Илиада» и «Одиссея» в целом изображают общество, стоящее
гораздо ближе к варварству, культуру гораздо более отсталую и примитивную,
нежели та, которую мы можем представить себе, читая таблички линейного письма Б
или рассматривая произведения крито-микенского искусства. В экономике
гомеровского времени безраздельно господствует натуральное сельское хозяйство,
основными отраслями которого остаются, как и в микенскую эпоху, земледелие и
скотоводство. Сам Гомер, несомненно, хорошо разбирался в различных видах
крестьянского труда. Он с большим знанием дела судит о нелегкой работе
землепашца и пастуха и нередко вводит в свое повествование о Троянской войне и
о приключениях Одиссея сцены из современной ему сельской жизни. Особенно часто
такие эпизоды используются в сравнениях, которыми поэт обильно уснащает свой
рассказ. Так, в «Илиаде» идущие в бой герои Аяксы сравниваются с двумя быками,
пашущими землю. Сближающиеся вражеские рати уподобляются жнецам, идущим по полю
навстречу друг другу. Погибший юрой напоминает поэту масличное дерево,
выращенное заботливым хозяином, которое с корнем вырвал неистовый ветер.
Встречаются в эпосе и развернутые описания полевого труда. Таковы, например,
сцены пахоты и жатвы, с огромным искусством изображенные Гефестом, богом
кузнечного ремесла, на щите Ахилла: Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню, Рыхлый, три раза распаханный пар; на нем землепашцы Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь; И всегда, как обратно к концу приближаются нивы, Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце, Муж подает; и они, по своим полосам обращаясь, Вновь поспешают дойти до конца глубобраздного пара. Нива, хотя и златая, чернеется сзади орющих, Вспаханной ниве подобясь: такое он чудо представил. Далее выделал поле с высокими нивами; жатву Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая. Здесь полосой беспрерывною падают горстни густые; Три перевязчика ходят за жнущими; сзади их дети, Горстая быстро колосья, одни за другими в охапах Вяжущим их подают. Властелин между ними, безмолвно, С палицей в длани, стоит на бразде и душой веселится. Наряду с хлебопашеством греки гомеровской эпохи
занимались садоводством и виноградарством. Об этом свидетельствует подробное
описание чудесного сада царя феаков Алкиноя в «Одиссее»: Был за широким двором четырехдесятинный богатый Сад, обведенный отвсюду высокой оградой; росло там Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных, Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных, Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно
цветущих... Там разведен быя и сад виноградный богатый; и грозды Частью на солнечном месте лежали, сушимые зноем, Частию ждали, чтоб срезал их с лоз виноградарь; иные Были давимы в чанах; а другие цвели иль, осыпав Цвет, созревали и соком янтарно-густым наливались. Чрезвычайно важную роль в экономике гомеровского
времени играло скотоводство. Скот считался основным мерилом богатства.
Количеством голов скота во многом определялось положение, занимаемое человеком
в обществе; от него зависели оказываемые ему почет и уважение. Так, Одиссей
считается «первым среди героев Итаки и близлежащего материка», потому что ему
принадлежит 12 стад крупного рогатого скота и соответствующее количество коз,
овец и свиней. Скот использовался и как меновая единица, поскольку настоящих
денег гомеровское общество еще не знало. В одной из сцен «Илиады» бронзовый
треножник оценивается в двенадцать быков; о женщине-рабыне, искусной во многих работах,
сказано, что се стоимость равна четырем быкам. Результаты изучения гомеровского эпоса вполне
подтверждают вывод, сделанный археологами, об экономической изоляции Греции и
всего Эгейского бассейна в XI—IX вв. до н. э. Микенские государства с их высокоразвитой
экономикой не могли существовать без постоянных хорошо налаженных торговых
контактов с внешним миром, прежде всего со странами Ближнего Востока. В
противовес этому типичная гомеровская община (демос) ведет совершенно
обособленное существование, почти не вступая в соприкосновение даже с
ближайшими к ней другими такими же общинами. Хозяйство общины носит по
преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем лишь самую
ничтожную роль. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее
жизни: продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия
труда, возможно, даже оружие. Специалисты-ремесленники, живущие своим трудом, в
поэмах встречаются крайне редко. Гомер называет их демиургами, т. е.
«работающими на народ». Многие из них, по-видимому, не имели даже своей
мастерской и постоянного места жительства и вынуждены были бродить по деревням,
переходя из дома в дом в поисках заработка и пропитания. К их услугам
обращались только в тех случаях, когда нужно было изготовить какой-нибудь
редкостный вид вооружения, например бронзовый панцирь или щит из бычьих шкур
или же драгоценное украшение. В такой работе трудно было обойтись без помощи
квалифицированного мастера-кузнеца, кожевенника или ювелира. Греки гомеровской
эпохи почти совершенно не занимались торговлей. Нужные им чужеземные вещи они
предпочитали добывать силой и для этого снаряжали грабительские экспедиции в
чужие края. Моря, омывающие Грецию, кишели пиратами. Морской разбой, так же как
и грабеж на суше, не считался в те времена предосудительным занятием. Напротив,
в предприятиях такого рода видели проявление особой удали и молодечества,
достойных настоящего героя и аристократа. Ахилл открыто похваляется тем, что
он, сражаясь на море и на суше, разорил 21 город в троянских землях. Телемах
гордится теми богатствами, которые «награбил» для него его отец Одиссей. Но
даже и лихие пираты- добытчики не отваживались в те времена выходить далеко за
пределы родного Эгейского моря. Поход в Египет уже казался грекам той поры
фантастическим предприятием, требовавшим исключительной смелости. Весь мир,
лежавший за пределами их маленького мирка, даже такие сравнительно близкие к
ним страны, как Причерноморье или Италия и Сицилия, казался им далеким и
страшным. В своем воображении они населяли эти края ужасными чудовищами вроде
сирен или великанов-циклопов, о которых повествует Одиссей своим изумленным
слушателям. Единственные настоящие купцы, о которых упоминает Гомер, —это
«хитрые гости морей» финикийцы. Как и в других странах, финикийцы занимались в
Греции в основном посреднической торговлей, сбывая втридорога диковинные
заморские изделия из золота, янтаря, слоновой кости, флакончики с благовониями,
стеклянные бусы. Поэт относится к ним с явной антипатией, видя в них коварных обманщиков,
всегда готовых провести простодушного грека. Несмотря на появление в гомеровском обществе
достаточно ясно выраженных признаков имущественного неравенства, жизнь даже
самых высших его слоев поражает своей простотой и патриархальностью.
Гомеровские герои, а они все как один цари и аристократы, живут в грубо
сколоченных деревянных домах с двором, окруженным частоколом. Типично в этом
смысле жилище Одиссея, главного героя второй гомеровской поэмы. У входа во
«дворец» этого царя красуется большая навозная куча, на которой Одиссей,
вернувшийся домой в обличье старого нищего, находит своего верного пса Аргуса.
В дом запросто заходят с улицы нищие и бродяги и садятся у дверей в ожидании
подачки в той же палате, где пирует со своими гостями хозяин. Полом в доме
служит плотно утоптанная земля. Внутри жилища очень грязно. Стены и потолок
покрыты сажей, так как дома отапливались без труб и дымохода, «по-курному».
Гомер явно не представляет себе, как выглядели дворцы и цитадели «героического
века». В своих поэмах он ни разу не упоминает о грандиозных стенах микенских
твердынь, об украшавших их дворцы фресках, о ванных и туалетных комнатах. Да и весь жизненный уклад героев поэм очень далек от
пышного и комфортабельного быта микенской дворцовой элиты. Он намного проще и
грубее. Богатства гомеровских басилеев не идут ни в какое сравнение с
состояниями их предшественников — ахейских владык. Этим последним нужен был
целый штат писцов, чтобы вести учет и контроль их имущества. Типичный
гомеровский басилей сам отлично знает, что и в каком количестве хранится в его
кладовой, сколько у него земли, скота, рабов и пр. Главное его богатство
состоит в запасах металла: бронзовых котлах и треножниках, слитках железа,
которые он заботливо хранит в укромном уголке своего дома. В его характере
далеко не последнее место занимают такие черты, как скопидомство,
расчетливость, умение из всего извлекать выгоду. В этом отношении психология
гомеровского аристократа мало чем отличается от психологии зажиточного
крестьянина той эпохи. Гомер нигде не упоминает о многочисленной придворной
челяди, окружавшей ванактов Микен или Пилоса. Централизованное дворцовое
хозяйство с его рабочими отрядами, с надсмотрщиками, писцами и ревизорами ему
совершенно чуждо. Правда, численность рабочей силы в хозяйствах некоторых
басилеев (Одиссея, царя феаков Алкиноя) определяется довольно значительной
цифрой в 50 рабынь, но даже если это не поэтическая гипербола, такому хозяйству
еще очень далеко до хозяйства пилосского или кносского дворца, в которых, судя
по данным табличек, были заняты сотни или даже тысячи рабов. Нам трудно
представить себе микенского ванакта, разделяющего трапезу со своими рабами, а
его супругу сидящей за ткацким станком в окружении своих рабынь. Для Гомера как
то, так и другое — типичная картина жизни его героев. Гомеровские цари не
чураются самой фубой физической работы. Одиссей, например, ничуть не меньше
гордится своим умением косить и пахать, чем своим воинским искусством. Царскую
дочь Навзикаю мы встречаем впервые в тот момент, когда она со своими служанками
выходит на взморье стирать одежду своего отца Алкиноя. Факты такого рода
говорят о том, что рабство в гомеровской Греции еще не получило сколько-нибудь
широкого распространения, и даже в хозяйствах самых богатых и знатных людей
рабов было не так уж много. При неразвитости торговли основными источниками
рабства оставались война и пиратство. Сами способы приобретения рабов были,
таким образом, сопряжены с большим риском. Поэтому цены на них были довольно
высокими. Красивая и искусная в работе невольница приравнивалась к стаду быков
из двадцати голов. Крестьяне среднего достатка не только трудились бок о бок со
своими рабами, но и жили с ними под одной кровлей. Так живет в своей сельской
усадьбе старец Лаэрт, отец Одиссея. В холодное время он спит вместе с рабами
прямо на полу в золе у очага. И по одежде, и по всему облику его трудно
отличить от простого невольника. Следует также учитывать, что основную массу
подневольных работников составляли женщины-рабыни. Мужчин в те времена в плен
на войне, как правило, не брали, так как их «приручение» требовало много
времени и упорства, женщин же брали охотно, так как их можно было использовать
и как рабочую силу, и как наложниц. Супруга троянского героя Гек- тора
Андромаха, оплакивая своего погибшего мужа, думает об ожидающей ее саму и ее
маленького сына тяжелой рабской участи: Ты, боронитель и града, защитник и жен и младенцев! Скоро в невалю они на судах повлекутся глубоких; С ними и я неизбежно; и ты, мое бедное чадо, Вместе со мною; и там, изнуряясь в работах позорных, Будешь служить властелину суровому... В хозяйстве Одиссея, например, двенадцать рабынь
заняты тем, что с утра до позднего вечера мелют зерно ручными зернотерками (эта
работа считалась особенно тяжелой, и ее поручали обычно строптивым рабам в виде
наказания). Рабы-мужчины в тех немногих случаях, когда они упоминаются на
страницах поэм, обычно пасут скот. Классический тип гомеровского раба воплотил
«божественный свинопас» Евмей, который первым встретил и приютил скитальца
Одиссея, когда он после многолетнего отсутствия вернулся на родину, а затем
помог ему расправиться с его врагами —женихами Пенелопы. Маленьким мальчиком
Евмея купил у финикийских работорговцев отец Одиссея Лаэрт. За примерное
поведение и послушание Одиссей сделал его главным пастухом свиного стада. Евмей
рассчитывает, что за его усердие будет щедрая награда. Хозяин даст ему кусок
земли, дом и жену — «словом, все то, что служителям верным давать господин
благодушный должен, когда справедливые боги успехом усердье его наградили».
Евмей может считаться образцом «хорошего раба» в гомеровском понимании этого
слова. Но поэт знает, что бывают и «плохие рабы», не желающие повиноваться
своим господам. В «Одиссее» это козопас Меланфий, который сочувствует женихам и
помогает им бороться с Одиссеем, а также двенадцать рабынь Пенелопы, вступившие
в преступную связь с врагами своего хозяина. Покончив с женихами, Одиссей и
Телемах расправляются и с ними: рабынь вешают на корабельном канате, а
Меланфия, отрезав ему уши, нос, ноги и руки, еще живым бросают на съедение
собакам. Этот эпизод красноречиво свидетельствует о том, что чувство
собственника-рабовладельца уже достаточно сильно развито у героев Гомера, хотя
само рабство еще только начинает зарождаться. Несмотря на черты
патриархальности в изображении отношений между рабами и их хозяевами, поэт
хорошо понимает, какая непроходимая грань разделяет оба эти класса. На это
указывает характерная сентенция, которую изрекают уже известный нам свинопас
Евмей: Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его, за работу он сам не возьмется охотой: Тягостный жребий печального рабства избрав человеку, Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет. | |
| |
Просмотров: 3508 | |
Всего комментариев: 0 | |