Архаическим периодом в истории Греции обычно называют VIII – VI вв. до н. э. По
мнению некоторых исследователей, это время наиболее интенсивного развития
античного общества. Действительно, в течение трех столетий были сделаны многие
важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного
общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые
придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими
обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная
форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и
демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические
нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на
античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения
христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной
культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная
архитектура, спорт. Чтобы яснее представить себе динамику развития
общества в архаический период, приведем такое сравнение. Около 800 г. до н. э.
греки жили на ограниченной территории юга Балканского п-ова, островов Эгейского
моря и западного побережья Малой Азии. Около 500 г. до н. э. они уже занимают
берега Средиземноморья от Испании до Леванта и от Африки до Крыма. Около 800 г.
до н. э. Греция в сущности деревенский мир, мир самообеспечивающихся маленьких
общин, к 500 г. до н. э. Греция уже масса небольших городов с местными рынками,
денежные отношения властно вторгаются в экономику, торговые связи охватывают
все Средиземноморье, объектами обмена выступают не только предметы роскоши, но
и товары повседневного потребления. Около 800 г. до н. э. греческое общество –
простая, примитивная социальная структура с преобладанием крестьянства, мало
чем отличающейся от него аристократией и с ничтожным количеством рабов. Около
500 г. до н. э. Греция уже пережила эпоху больших социальных перемен, раб
классического типа становится одним из главных элементов социальной структуры,
наряду с крестьянством существуют иные социопрофессиональные группы; известны
различные формы политической организации: монархия, тирания, олигархия,
аристократическая и демократическая республики. В 800 г. до н. э. в Греции еще
практически нет храмов, театров, стадионов. В 500 г. до н. э. Греция – страна
со множеством прекрасных общественных зданий, руины которых еще и сейчас
восхищают нас. Возникают и развиваются лирическая поэзия, трагедия, комедия,
натурфилософия. Стремительный подъем, подготовленный предыдущим
развитием, распространение железных орудий имели многообразные последствия для
общества. Возрастание производительности труда в сельском хозяйстве и ремесле
приводило к увеличению избыточного продукта. Из сельскохозяйственной сферы
высвобождалось все большее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла.
Обособление сельскохозяйственного и ремесленного секторов экономики повлекло за
собой регулярный обмен между ними, появление рынка и всеобщего эквивалента –
чеканной монеты. Новый вид богатства – деньги – начинает соперничать со старым
– земельной собственностью, разлагая традиционные отношения. В результате происходит быстрое разложение
первобытнообщинных отношений и становление новых форм социально-экономической и
политической организации общества. Этот процесс по-разному протекает в
различных частях Эллады, но везде влечет за собой назревание социальных
конфликтов между оформляющейся аристократией и рядовым населением, в первую
очередь крестьянами-общинниками, а затем и другими слоями. Становление греческой аристократии современные
исследователи обычно относят к VIII в. до н. э. Аристократия того времени – это
ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для
входящих в нее образ жизни и система ценностей. Она занимала преобладающее
положение в сфере общественной жизни, особенно в отправлении правосудия, играла
ведущую роль в войне, так как только знатные воины имели тяжелое вооружение, и
потому сражения представляли по существу поединки аристократов. Аристократия
стремилась полностью поставить под свой контроль рядовых членов общества,
превратить их в эксплуатируемую массу По мнению современных исследователей,
наступление аристократии на рядовых сограждан началось в VIII в до н. э. О
деталях этого процесса известно мало, но об основных результатах его можно
судить на примере Афин, где усиление влияния аристократии привело к созданию
четко оформленной сословной структуры, к постепенному сокращению слоя
свободного крестьянства и увеличению числа зависимых. С этой ситуацией тесно связано и такое явление
огромного исторического значения, как «великая греческая колонизация». Начиная
с середины VIII в до н. э. греки оказались вынуждены покидать родину и
переселяться в другие страны. За три века они создали множество колоний на берегах
Средиземного моря Колонизация развивалась в трех основных направлениях западном
(Сицилия, Южная Италия, Южная Франция и далее восточное побережье Испании),
северном (фракийское побережье Эгейского моря, район проливов ведущих из
Средиземного моря в Черное, и его побережье) и юго-восточном (побережье
Северной Африки и страны Леванта). Наступление аристократии на права демоса достигло
апогея в VII в до н. э., вызвав ответное сопротивление В греческом обществе
появляется особый социальный слой людей, которые нажили, чаще всего благодаря
ремеслу и торговле, значительные богатства, вели аристократический образ жизни,
но не имели наследственных привилегий знати «Деньги в почете всеобщем Богатство
смешало породы», – с горечью замечает поэт Феогнид из Мегар. Этот новый слой
жадно рвался к управлению, становясь тем самым союзником Крестьян в борьбе со
знатью Первые успехи в этой борьбе чаще всего были связаны с установлением
писаных законов, ограничивавших произвол аристократии. Сопротивление растущему господству знати облегчалось
по крайней мере тремя обстоятельствами Около 675 – 600 гг. до н. э. благодаря
техническому прогрессу происходит своего рода революция в военном деле Тяжелые
доспехи становятся доступными рядовым гражданам, и аристократия лишается своего
преимущества в военной сфере Из-за скудости природных ресурсов страны греческая
аристократия не могла сравняться с аристократией Востока В силу особенностей
исторического развития в Греции железного века не было таких экономических
институтов (подобных храмовым хозяйствам Востока), опираясь на которые можно
было бы эксплуатировать крестьянство Даже находившиеся в зависимости от
аристократов крестьяне не были связаны с хозяйствами последних экономически Все
это предопределяло непрочность господства знати в обществе. Наконец, силой,
препятствовавшей укреплению позиций аристократов, была их этика Она имела
«агональный» (соревновательный) характер: каждый аристократ в соответствии с
присущими этому слою этическими нормами стремился повсюду быть первым – на поле
боя, в спортивных состязаниях, в политике Эта система ценностей была создана
знатью раньше и перенесена в новый исторический период, когда для обеспечения
господства ей требовалось сплочение всех сил. Однако достичь этого аристократия
не смогла. Обострение социальных конфликтов в VII – VI вв. до н.
э. привело к рождению во многих греческих городах тирании, т. е единоличной
власти правителя. В тот период понятие «тирания» еще не имело присущего
ему сегодня негативного оттенка. Тираны проводили активную внешнюю политику,
создавали мощные вооруженные силы, украшали и благоустраивали свои города.
Однако ранняя тирания как режим не могла существовать долго. Историческая
обреченность тирании объяснялась ее внутренней противоречивостью Свержение
господства знати и борьба против нее были невозможны без поддержки со стороны
народных масс. Крестьянство, выигрывавшее от этой политики, первоначально
поддерживало тиранов, но, когда исходившая от аристократии угроза ослабевала,
оно постепенно приходило к сознанию ненужности тиранического режима. Тирания не являлась этапом, характерным для жизни всех
полисов. Наиболее типичной она была для тех городов, которые еще в эпоху
архаики стали крупными торгово-ремесленными центрами. Процесс формирования
классического полиса благодаря относительному обилию источников лучше всего
известен нам на примере Афин. История Афин в архаическую эпоху – это история
становления демократического полиса. Монополия на политическую власть в
рассматриваемый период принадлежала здесь знати – эвпатридам, которая
постепенно превращала рядовых граждан в зависимую массу. Этот процесс уже в VII
в привел к вспышкам социальных конфликтов. Коренные изменения происходят в начале VI в. до н. э,
и связаны они с реформами Солона. Самой важной из них была так называемая
сисахфия («стряхивание бремени») В результате этой реформы крестьяне, из-за
долгов превратившиеся по существу в испольных арендаторов собственной земли,
восстановили свой статус собственников. Одновременно было запрещено обращать
афинян в рабство за долги. Огромное значение имели реформы, подорвавшие
политическое господство знати. Отныне объем политических прав зависел не от
знатности, а от размера имущества (все граждане полиса делились на четыре
имущественных разряда). В соответствии с этим делением перестраивалась и
военная организация Афин. Был создан новый орган управления – совет (буле),
возросло значение народного собрания. Реформы Солона, несмотря на свою радикальность, отнюдь
не решили всех проблем. Обострение социальной борьбы в Афинах привело в 560 г.
до н. э. к установлению тирании Писистрата и его сыновей, продержавшейся здесь
с перерывами до 510 г. до н. э. Писистрат проводил активную внешнюю политику,
укрепляя позиции Афин на морских торговых путях. В городе процветало ремесло,
развивалась торговля, велось большое строительство. Афины превращались в один
из крупнейших экономических центров Эллады. При преемниках Писистрата этот
режим пал, что вновь вызвало обострение социальных противоречий. Вскоре после
509 г. до н. э. под руководством Клисфена проводится новая серия реформ,
окончательно утвердивших демократический строй. Важнейшая из них – реформа
избирательного права: отныне все граждане, независимо от своего имущественного
положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система
территориального деления, разрушавшая влияние аристократов на местах. Вся земля в Лаконике и Мессении была разделена на
равные участки – клеры, которые каждый спартиат получал во временное владение,
после его смерти земля возвращалась государству. Стремлению к полному равенству
спартиатов служили и другие меры: суровая система воспитания, направленная на
формирование идеального воина, строжайшая регламентация всех сторон жизни
граждан – спартиаты жили так, будто находились в военном лагере, запрещение
заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром;
ограничение контактов с внешним миром. Был реформирован и политический строй.
Наряду с царями, выполнявшими функции военачальников, судей и жрецов, советом
старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой) появился новый орган
управления – коллегия пяти эфоров (надзирателей). Эфорат представлял собой
высший контрольный орган, слепивший за тем, чтобы никто не отступал ни на шаг
от принципов спартанского строя, который стал объектом гордости спартиатов,
считавших, что они достигли идеала равенства. В историографии традиционно существует взгляд на
Спарту как на военизированное, милитаристское государство, а некоторые авторитетные
специалисты даже называют ее «полицейским» государством. В этом определении
есть свой резон. Базой, на которой зиждилась «община равных», т.е. коллектив
равноправных и полноправных, совершенно не занятых производительным трудом
спартиатов, была эксплуатируемая масса порабощенного населения Лаконики и
Мессении – илоты. Ученые уже много лет спорят о том, как определить положение
этого слоя населения. Многие склонны считать илотов государственными рабами.
Илоты владели участками земли, орудиями труда, обладали хозяйственной
самостоятельностью, но они были обязаны передавать определенную долю урожая
своим хозяевам – спартиатам, обеспечивая их существование. По подсчетам
современных исследователей, эта доля равнялась приблизительно 1/6-1/7 урожая.
Лишенные всех политических прав, илоты целиком принадлежали государству,
которое распоряжалось не только их имуществом, но и жизнью. Малейший протест со
стороны илотов жестоко карался. В спартанском полисе существовала еще одна социальная
группа – периэки («живущие вокруг»), потомки дорийцев, не вошедшие в состав
граждан Спарты. Они жили общинами, обладали внутренним самоуправлением под
надзором спартанских должностных лиц, занимались земледелием, ремеслом и
торговлей. Периэки были обязаны выставлять воинские контингенты. Сходные
общественные условия и близкий спартанскому строй известны на Крите, в Аргосе,
Фессалии и других областях. Подобно всем другим сферам жизни, греческая культура в
архаическую эпоху переживала бурные изменения. В эти столетия происходила выработка
этнического самосознания, греки постепенно начинали осознавать себя единым
народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами.
Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных
установлениях. Согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н. э. стали
устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки. В эпоху архаики складываются основные черты этики
древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение
рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала
Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым
объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль –
коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок
полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная
организация полиса (строй фаланги) Высшая доблесть гражданина состояла в защите
своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши,
храброму мужу в бою рада отчизны своей» – эти слова спартанского поэта Тиртея
как нельзя лучше выражали умонастроения новой эпохи, характеризуя систему
господствовавших тогда ценностей Однако новая мораль сохраняла принципы морали
гомеровского времени с ее ведущим принципом состязательности. Характер
политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не
аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки
зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого
традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя
уже в измененной форме: важнейший принцип – кто лучше послужит полису. Определенную трансформацию переживала и религия.
Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло
за собой создание общего для всех греков пантеона. Свидетельство тому – поэма
Гесиода «Теогония». Космогонические представления греков принципиально не
отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально
существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос – жизненное
начало. Гея породила звездное небо – Уран, который стал первым властителем мира
и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов – титаны. Титан
Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса –
Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера – под водительством Зевса свергли
Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги –
третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс – властитель неба,
грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид
(Плутон) – владыкой подземного мира Супруга Зевса Гера являлась
покровительницей брака, Гестия – богиней домашнего очага. Как покровительницу
земледелия почитали Деметру, дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала
его супругой. От брака Зевса и Геры родились Геба – богиня юности,
Арес – бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, скрытый в недрах
земли, а также покровительствовавший ремесленникам, особенно кузнецам. Среди
потомков Зевса особо выделялся Аполлон – бог светлого начала в природе, нередко
называвшийся Фебом (Сияющим). Согласно мифам, он поразил дракона Пифона, и на
месте, где он совершил свой подвиг, а было это в Дельфах, греки возвели в честь
Аполлона храм. Этот бог считался покровителем искусств, богомврачевателем, но
одновременно и божеством, приносящим смерть, разнося эпидемии; позднее он стал
покровителем колонизации. Роль Аполлона с течением времени все более
возрастает, и он начинает вытеснять Зевса. Сестра Аполлона Артемида – богиня охоты и
покровительница молодежи. Многосторонни функции Гермеса, первоначально бога
материального достатка, затем торговли, покровителя обманщиков и воров,
наконец, патрона ораторов и спортсменов; Гермес отводил также души умерших в
подземный мир. Диониса (или Вакха) почитали как божество производящих сил
природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась Афина,
родившаяся из головы Зевса, – богиня мудрости, всякого рационального начала, но
и войны (в отличие от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу).
Постоянная спутница Афины – богиня победы Ника, символ мудрости Афины – сова.
Афродите, родившейся из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты Для
греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не
характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила
безликая сила – Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и
отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло
большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере
развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи
отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали
Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера – с Самосом и
Аргосом, Аполлон и Артемида – с Делосом, Аполлон – с Дельфами, Зевс – с
Олимпией и т.д. Для греческого мировоззрения характерен не только
политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое
природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения
грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов,
посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за
свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны,
они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям. В архаическую эпоху возникает монументальная
скульптура – вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры
представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто
инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования
в технике обработки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к
возникновению каменной скульптуры, а в технике обработки металла – к отливке
скульптуры из бронзы. В VII – VI вв. до н. э. в скульптуре господствуют два
типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного
типа обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития
общества. Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в
спортивных состязаниях, прославившего родной город. По этому же типу стали
изготовлять надгробные статуи и изображения божеств. Появление рельефа в
основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в
виде сложных многофигурных композиций стали непременной частью антаблемента
храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались. Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде
черных силуэтов на фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам,
изготовлявшимся в разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный
стиль достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы
отличались изяществом форм, высокой техникой изготовления, сюжетным
разнообразием. Некоторые вазописцы подписывали свои росписи, и благодаря этому
мы знаем, например, имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина
(кратер): роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены
многофигурные композиции. Другой великолепный образец росписи – килик Эксекия.
Всю круглую поверхность чаши для вина вазописец занял одной сценой: на плывущем
под белым парусом судне возлежит бог Дионис, возле мачты вьются виноградные
лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых,
согласно мифу, Дионис превратил тирренских пиратов. Величайшим достижением греческой культуры архаической
эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую
систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы
научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла
«демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически
всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были
«секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого
сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом. Основоположник ионийской натурфилософии Фалес считал
такой первоосновой воду, находящуюся в беспрерывном движении. Превращения ее
создавали и создают все вещи, в свою очередь снова превращающиеся в воду. Землю
Фалес представлял в виде плоского диска, плавающего на поверхности первичной
воды. Фалеса считали также основоположником математики, астрономии и ряда
других конкретных наук. Сопоставляя записи о последовательно происходивших
солнечных затмениях, он предсказал затмение солнца 597 (или 585) г. до н. э. и
объяснял его тем, что Луна заслонила Солнце. По Анаксимандру, первооснова всего
– апейрон, неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в
постоянном движении. Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения
энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной. Материализму и диалектике ионийских натурфилософов
противостояли пифагорейцы – последователи учения Пифагора, создавшего в Южной
Италии религиозно-мистическое сообщество. Основой основ пифагорейцы считали
математику, полагая, что не качество, а количество, не вещество, а форма
определяют сущность всего. Постепенно они стали отождествлять вещи с числами,
лишив их материального содержания. Превращенное в абсолют абстрактное число
мыслилось ими как основание нематериальной сущности мира. В начале архаической эпохи господствующим жанром
литературы был эпос, унаследованный от предшествующей эпохи. Фиксация поэм
Гомера, произведенная в Афинах при Писистрате, ознаменовала конец «эпического»
периода. Эпос как отражение опыта всего общества в новых условиях должен был уступить
первенство другим видам литературы. В эту эпоху, наполненную бурными
социальными конфликтами, развиваются лирические жанры, отражающие переживания
индивида. Гражданственность отличает поэзию Тиртея, воодушевлявшего спартанцев
в их борьбе за обладание Мессенией. В своих элегиях Тиртей восхвалял воинские
доблести и излагал нормы поведения воинов. И в позднейшие времена их пели во
время походов, они пользовались популярностью также вне Спарты как гимн
полисному патриотизму. Творчество Феогнида – поэта-аристократа, осознавшего
гибель аристократического строя и страдавшего от этого, – пронизано ненавистью
к низам и жаждой мести: Крепко пятою топчи пустодушный народ, беспощадно Острою палкой коли, тяжким ярмом придави! Жизнь, полную невзгод и страданий, прожил один из первых поэтов-лириков –
Архилох. Сын аристократа и рабыни, Архилох, гонимый нуждой, отправился с
родного Пароса вместе с колонистами на Фасос, сражался с фракийцами, служил
наемником, побывал в «прекрасной и счастливой» Италии, но нигде на нашел
счастья: И в копье же – Из-под Исмара вино. Пью, опершись на
копье. В творчестве другого великого лирика – Алкея – отразилась бурная политическая жизнь того времени. Наряду с политическими мотивами в его стихах присутствуют и застольные, в них звучат радость жизни и печаль любви, размышления о неизбежности смерти и призывы к друзьям возрадоваться жизни. | |
| |
Просмотров: 2700 | |
Всего комментариев: 0 | |