Олива — священное для греков дерево, дерево жизни. Без
него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да
и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками.
Оливы взбираются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей
сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они тесным кольцом окружают деревни
и выстраиваются вдоль городских улиц. Непритязательные и жизнелюбивые, оливы
уходят своими корнями не только в каменистую почву Греции, но и в причудливый
мир ее мифов и легенд. Местом рождения священного дерева считается Акрополь —
холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира
обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель
(акрополь), чтобы жителям было где укрыться при нападении врагов. Начало Афин теряется во временах баснословных. Первый
царь Аттики Кекроп, прибывший в страну в 1825 году до нашей эры, построил на
Акрополе крепость с царским дворцом. При Кекропе состоялся и известный спор
между богом Посейдоном и богиней Афиной за обладание Аттикой. Олимпийские боги
во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон
принесли свои дары городу. Ударом трезубца рас- сек Посейдон скалу, и из камня ударил соленый источник.
Глубоко вонзила в землю свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все
боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп — Афину. По другому преданию,
Посейдон произвел лошадь, но и она была признана для жителей Аттики менее
полезной, чем оливковое дерево. Разгневанный проигрышем бог послал на равнину
вокруг города огромные волны, от которых можно было укрыться только на
Акрополе. За жителей заступился громовержец Зевс, да и сами горожане
умилостивили Посейдона, пообещав воздвигнуть в его честь храм на мысе Сунийон,
что впоследствии и сделали. Первоначально весь город и состоял только из крепости,
только потом вокруг Акрополя стали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей
Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. Постепенно здесь образовались
группы домов, которые затем были объединены вместе с крепостью в единый город
Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это
в 1350 году до нашей эры, и приписывает объединение города народному герою
Фезею. Афины лежали тогда в небольшой долине, окруженной цепью скалистых
холмов. Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал
властитель-тиран Писистрат. Но он был умным человеком, придя к власти, он
приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему
они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или
семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал,
что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти. Стремясь обеспечить
население Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При
нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный
богине Афине. Греки так высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на
волю всех рабов, участвовавших в строительстве этого храма. Центром Афин была Агора — рыночная площадь, где
размещались не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин,
здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы,
алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре были воздвигнуты храмы Аполлона
и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеак-рунос и алтарь Двенадцати богов,
который служил прибежищем для странников Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при
Писистрате, затем по многим причинам (военным, экономическим, политическим)
было приостановлено По преданию, место это с древних времен было центром, где
поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм здесь был устроен еще
Девкалионом — греческим Ноем, впоследствии здесь указывали гробницу Девкалиона
и трещину, в которую стекала вода после потопа. Каждый год, в февральское
новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как
приношение усопшим. Храм Зевса Олимпийского начал строиться в дорическом
ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные
для храма строительные материалы в V веке до нашей эры стали использовать для
возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском
ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 году до нашей эры. Тогда
были построены святилище и колоннада, но из-за смерти царя и на этот раз
возведение храма не было завершено. Разрушение недостроенного храма было начато римским
завоевателем Суллой, который в 86 году до нашей эры захватил и разграбил Афины.
Он вывез12 несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Лишь при
императоре Адриане было закончено строительство этого храма — одного из самых
больших сооружений античной Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному
полю. В открытом святилище храма возвышалась колоссальная
статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. Позади храма стояли
четыре статуи императора Адриана, кроме того, много статуй императора стояло в
ограде храма. Во время землетрясения 1852 года одна из колонн храма Зевса
Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшись на составляющие ее
барабаны. К настоящему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в
Европе, осталось только пятнадцать. Ученые предполагают, что Писистратом (или при
Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, впоследствии разрушенный
персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое
больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447—432 годах до нашей эры архитекторы
Иктин и Калликрат. С четырех сторон его окружали стройные колоннады, а между их
беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный
светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких
рисунков, какие встречаются в египетских храмах. Только продольные желобки
(каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще
стройнее. В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые
извест--ные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий — один
из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и
разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. А в
глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннами, горделиво
высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее
одежда, шлем и щит были сделаны из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной
слоновой кости. Творение Фидия было настолько совершенно, что правители Афин и
иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы
не нарушать общей гармонии. Парфенон и сегодня поражает удивительным
совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через
тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и
воздухом колоннаду. На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон с
прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края
стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие. Фигуры
портика — это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно
передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время
Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека,
уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали
лица девушек. Единственным входом на Акрополь являются знаменитые
Пропилеи — монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой
лестницей. По преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь — подземный. Он
начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя
священный уж, когда армия персидского царя Ксеркса напала на Грецию. В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод — «стоящие
перед воротами») называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище
или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в
437—432 годах до нашей эры, считаются самым совершенным, самым оригинальным и в
то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности
в обыденной речи Пропилеи называли «Дворцом Фемистокла», позднее — «Арсеналом
Ликурга». После завоевания Афин турками в Пропилеях действительно был устроен
арсенал с пороховым погребом. На высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход
на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос,
украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы греко-персидских
войн. Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так
понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей
крыльев, чтобы она не могла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и
перелетает от одного противника к другому, поэтому афиняне и изобразили ее бескрылой,
чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами После Пропилеи афиняне выходили на главную площадь
Акрополя, где их встречала 9-метровая статуя Афины Промахос (Воительницы),
также созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского
оружия, захваченного в битве при Марафоне. Пьедестал был высоким, и
позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с
моря, служил своеобразным маяком для мореплавателей. Когда в 395 году Византийская империя отделилась от
римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 года Афины входили в состав
Византии. Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие были превращены в
христианские церкви. Вначале это нравилось и даже помогало афинянам,
новообращенным христианам, так как позволяло им совершать новые религиозные
ритуалы в привычной и знакомой обстановке. Но к X веку сильно уменьшившееся
население города стало неуютно чувствовать себя в огромных величественных
постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого
художественно-эстетического оформления храмов Поэтому в Афинах стали строить
значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же совершенно
другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в
Афинах — это церковь Святого Никодима, построенная на развалинах римских терм. В Афинах постоянно чувствуется и близость Востока, хотя
трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Может быть,
это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие встречаются на улицах Стамбула,
Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей — немые свидетели
былого владычества Великой Порты? А может быть, наряд гвардейцев, стоящих на
страже у королевской резиденции — ярко-красные фески, юбочки выше колен и
войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть
современных Афин — район Плака, восходящий еще ко временам турецкого
господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833
года: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой
архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки .. А над ними возвышаются
величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие
редкими деревьями. За небольшими домиками расположились римская Агора и так
называемая Башня ветров, которую в I веке до нашей эры подарил Афинам богатый
сирийский торговец Андроник. Башня ветров — это восьмигранное сооружение
высотой чуть больше Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее
стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он
показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было
изображено восемь ветров. Например, Борей (северный ветер) изображался старцем
в теплой одежде и полусапожках, в руках он держит раковину, которая служит ему
вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей,
который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы. Под барельефами,
изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, которые
показывают не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие.
А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена
клепсидра — водяные часы. Во времена турецкой оккупации почему-то считалось, что в
Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится
гробница древнегреческого мыслителя — у древних писателей прочитать об этом
нельзя. Однако в народе сохранилось предание, указывающее на одну из пещер,
которая состоит из трех камер — частью естественных, частью специально
вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение
— наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается
каменной плитой... Нельзя в одной статье рассказать обо всех
достопримечательностях Афин, ибо каждый камень здесь дышит историей, каждый
сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета,
священен... Недаром греки говорили: «Если ты не видел Афин, то ты — мул; а если
видел и не был восхищен, то ты — пень!» | |
| |
Просмотров: 1583 | |
Всего комментариев: 0 | |