Так
называемый архаический период, охватывающий VIII— VI вв. до н. э., является
началом нового важного этапа в истории древней Греции. За эти три столетия, т.
с. за сравнительно короткий исторический срок, Греция далеко обогнала в своем
развитии соседние страны, в том числе и страны древнего Востока, которые до
того времени шли в авангарде культурного прогресса человечества. Архаический
период был временем пробуждения духовных сил греческого народа после почти
четырехвекового застоя. Об этом свидетельствует невиданный взрыв творческой
активности. Вновь
после длительного перерыва возрождаются, казалось бы, навсегда забытые виды
искусства: архитектура, монументальная скульптура, живопись. Воздвигаются из
мрамора и известняка колоннады первых греческих храмов. Высекают из камня и
отливают в бронзе статуи. Появляются поэмы Гомера и Гесиода, удивительные по
глубине и искренности чувства лирические стихи Архилоха, Саффо. Алкея и многих
других поэтов. Первые философы— Фалес. Анаксимен. Анаксимандр — напряженно
размышляют над вопросом о происхождении вселенной и первооснове всех вещей. Стремительный
рост греческой культуры в течение VIII — VI вв. до н. э. был непосредственно связан
с проходившей в это время Великой колонизацией. Ранее (см. «Ранняя древность»,
лекция 17) было показано, что колонизация вывела греческий мир из состояния
изоляции, в котором он оказался после крушения микенской культуры. Греки сумели
многому научиться у своих соседей, в особенности у народов Востока. Так, у
финикийцев было заимствовано алфавитное письмо, которое греки
усовершенствовали, введя обозначение не только согласных, по и гласных; отсюда
ведут свое происхождение и современные алфавиты, включая русский. Из Финикии
или из Сирии в Грецию попал секрет изготовления стекла из песка, а также способ
добычи пурпурной краски из раковин морских моллюсков. Египтяне и вавилоняне
стали учителями греков в астрономии и геометрии. Египетская архитектура и монументальная
скульптура оказали сильное влияние на зарождавшееся греческое искусство. У
лидийцев греки переняли такое важное изобретение, как денежная чеканка. Все
эти элементы чужих культур были творчески переработаны, приспособлены к
насущным потребностям жизни и вошли как органические составные части в
греческую культуру. Колонизация
сделала греческое общество более подвижным, более восприимчивым. Она открывала
широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого
человека, что способствовало высвобождению личности из-под контроля рода и
ускоряло переход всего общества на болое высокий уровень экономического и
культурного развития. В жизни греческих полисов на первый план выдвигаются
теперь мореплавание и морская торговля. Первоначально многие из колоний,
находившихся на отдаленной периферии эллинского мира, оказались в экономической
зависимости от своих метрополий. Колонисты
остро нуждались в самом необходимом. Им не хватало таких продуктов, как вино и
оливковое масло, без которых греки вообще не представляли себе нормальную
человеческую жизнь. И то и другое приходилось доставлять из Греции на кораблях.
Из метрополий в колонии вывозилась также глиняная посуда и другая домашняя
утварь, затем ткани, оружие, украшения и т. п. Эти вещи прттвлекают к себе
внимание местных жителей, и те предлагают в обмен на них зерно и скот, металлы
и рабов. Незатейливые изделия греческих ремесленников первоначально не могли,
конечно, конкурировать с высококачественными восточными товарами, которые развозили
по всему Средиземноморью финикийские купцы. Тем не менее они пользовались
большим спросом на удаленных от главных морских путей рынках Причерноморья,
Фракии, Адриатики, где финикийские корабли появлялись сравнительно редко. В
дальнейшем более дешевая, но зато и более массовая продукция греческого ремесла
начинает проникать и в «заповедную зону» финикийской торговли — в Сицилию. Южную
и Среднюю Италию, даже в Сирию и Египет — и постепенно завоевывает эти страны.
Колонии мало-помалу превращаются в важные центры посреднической торговли между
странами древнего мира. В самой Греции главными очагами экономической
активности становятся полисы, стоящие во главе колонизационного движения. Среди
них города острова Эвбея, Коринф и Мегара в Северном Пелопоннесе, Эгина, Самос
и Родос в Эгейском архипелаге, Милет и Эфес на западном побережье Малой Азии. Открытие
рынков на колониальной периферии дало мощный толчок совершенствованию
ремесленного и сельскохозяйственного производства в самой Греции. Греческие
ремесленники упорно совершенствуют техническое оснащение своих мастерских. На
всю последующую историю античного мира никогда больше не было сделано столько
открытий и изобретений, как за три столетия, составляющие архаический период.
Достаточно указать на такие важные новшества, как открытие способа пайки железа
или бронзового литья. Греческие вазы VII —VI вв. до н. э. поражают богатством и
разнообразием форм, красотой живописного оформления. Среди них выделяются
сосуды работы коринфских мастеров, расписанные в так называемом
ориентализирующем, т. е. «восточном», стиле (его отличают красочность и
фантастическая причудливость живописного декора, напоминающие рисунки на
восточных коврах), и более поздние вазы чернофигурного стиля, в основном
афинского и пелопоннесского производства. Изделия греческих керамистов и
бронзолитейщиков свидетельствуют о высоком профессионализме и далеко
продвинувшемся разделении труда не только между отраслями, но и внутри
отдельных отраслей ремесленного производства. Основная масса керамики, вывозившаяся
из Греции на внешние рынки, изготовлялась в специальных мастерских
квалифицированными гончарами и художниками-вазописцами.
Специалисты-ремесленники уже не были, как когда-то, бесправными одиночками,
стоявшими вне общины и ее законов и нередко не имевшими даже постоянного места
жительства. Теперь они образуют весьма многочисленную и довольно влиятельную
социальную прослойку. На это указывает не только количественный и качественный
рост ремесленной продукции, но и появление в наиболее экономически развитых
полисах особых ремесленных кварталов, где селились ремесленники одной
определенной профессии. Так, в Коринфе начиная уже с VII в. до н. э.
существовал квартал гончаров — Керамик. В Афинах аналогичный квартал,
занимавший значительную часть старого города, возник в VI в. до н. э. Все эти
факты говорят о том, что в течение архаического периода в Греции произошел
исторический сдвиг огромной важности: ремесло окончательно отделилось от
сельского хозяйства как особая, совершенно самостоятельная отрасль товарного
производства. Соответственно перестраивается и сельское хозяйство, которое
может теперь ориентироваться не только на внутренние потребности семейной
общины, но и на рыночный спрос. Связь с рынком становится делом первостепенной
важности. Многие греческие крестьяне имели в те времена лодки или даже целые
корабли, на которых они доставляли продукты своих хозяйств на рынки близлежащих
городов (сухопутные дороги в гористой Греции были крайне неудобны и небезопасны
из-за разбойников). В ряде районов Греции крестьяне переходят от выращивания
плохо удававшихся здесь зерновых культур к более доходным многолетним культурам
— винограду и масличным: превосходные греческие вина и оливковое масло
пользовались огромным спросом на внешних рынках в колониях. В конце концов
многие греческие государства вообще отказались от производства своего хлеба и
стали жить за счет более дешевого привозного зерна. Итак,
основным результатом Великой колонизации был переход греческого общества со
стадии примитивного натурального хозяйства на более высокую стадию
товарно-денежного хозяйства, для которой требовался универсальный эквивалент
товарных сделок. В греческих городах Малой Азии, а затем и и наиболее
значительных полисах европейской Греции появляются свои монетные стандарты, подражающие
лидийскому. Еще до этого во многих областях Греции использовались в качестве
основной меновой единицы небольшие металлические (иногда медные, иногда
железные) бруски, называвшиеся оболами (букв, «спицы», «вертела»). Шесть оболов
составляли драхму (букв, «горсть»), так как такое их количество можно было
захватить одной рукой. Теперь эти древние названия были перенесены на новые
денежные единицы, которые также стали называться оболами и драхмами. Уже в VII
в. в Греции были в ходу два основных монетных стандарта — эгинский и эвбейский.
Эвбейский стандарт был принят помимо острова Эвбея также в Коринфе, Афинах (с
начала VI в.) и во многих западногреческих колониях, в остальных местах
пользовались эгинским. В основу обеих систем денежного чекана была положена
весовая единица, именуемая талантом(Талант как весовая единица был заимствовал
из Передней Азии; здесь был распространен вавилонский талант (билъту, около Сделки
купли-продажи распространяются теперь на все виды материалъных ценностей. Не
только движимое имущество: скот, одежда, утварь и т. п., но и земли,
считавшиеся до сих пор собственностью не отдельных лиц;, а рода или всей
общины, свободно переходят из рук в руки: продаются, закладываются, передаются
по завещанию или в качестве приданого. Уже упоминавшийся Гесиод советует своему
читателю регулярными жертвоприношениями добиваться расположения богов, «чтобы,—
заканчивает он свое наставление,— покупал ты участки других, а не твой бы —
другие». Продаются
и покупаются и сами деньги. Богатый человек мог отдать их в долг бедняку под
процент, по нашим понятиям очень высокий (18% годовых в те времена не считалось
слишком высокой нормой)(Как мы видели выше, в древней Передней Азии
предшествовавшего периода процент был значительно выше. Снижение процента —
показатель повышения товарности хозяйств и, следовательно, некоторого снижения
их зависимости от ростовщического кредита, господство которого в Греции
оказалось недолгий.— Примеч. ред.). Вместе с ростовщичеством появилось долговое
рабство. Обычным явлением становятся сделки самозаклада. Не имея возможности
своевременно расплатиться со своим кредитором, должник отдает в заклад детей,
жену, а затем и самого себя. Если долг и накопившиеся по нему проценты не
выплачивались и после этого, должник со всем своим семейством и остатками
имущества попадал в кабалу к ростовщику и превращался в раба, положение
которого ничем не отличалось от положения рабов, взятых в плен или купленных на
рынке. Долговое рабство заключало в себе страшную опасность для молодых и еще
не окрепших греческих государств. Оно истощало внутренние силы полисной общины,
подрывало ее боеспособность в борьбе с внешними врагами. Во многих государствах
принимались специальные законы, запрещавшие или ограничивавшие закабаление
граждан. Примером может служить знаменитая солоновская сейсахтейя («стряхивание
бремени») в Афинах (см. о ней ниже). Однако чисто законодательными мерами едва
ли удалось бы искоренить это страшное социальпое зло, если бы
рабам-соплеменникам не нашлась замена в лице рабов-чужеземцев, Широков
распространение этой новой и для того времени, безусловно, более прогрессивной
формы рабства было непосредственным образом связано с колонизацией. В те времена
греки еще не вели больших войн с соседними народами. Основная масса рабов
поступала на греческие рынки из колоний, где их можно было приобрести в больших
количествах и по доступным ценам у местных царьков. Рабы составляли одну из
главных статей скифского и фракийского экспорта в Грецию, массами вывозились из
Малой Азии, Италии, Сицилии и других районов колониальной периферии. Избыток
дешевой рабочей силы на рынках греческих городов впервые сделал возможным
широкое применение рабского труда во всех основных отраслях производства.
Покупные рабы появляются теперь не только в домах знати, но и в хозяйствах
зажиточных крестьян. Рабов
можно было увидеть в ремесленных мастерских и купеческих лавках, на рынках, в
порту, на строительстве укреплений и храмов, на горных разработках. Везде они
выполняли самую тяжелую и унизительную работу, не требовавшую специальной
выучки. Благодаря этому у их хозяев — граждан полиса создавался избыток
свободного времени, который они могли посвятить занятиям политикой, спортом, искусством,
философией и т. п. Так закладывались в Греции основы нового рабовладельческого
общества и вместе с тем новой полисной цивилизации, резко отличающейся от
предшествующей ей дворцовой цивилизации крито-микенской эпохи. Первым и
наиболее важным признаком, свидетельствующим о переходе греческого общества от
варварства к цивилизации, было образование городов. Именно и архаическую эпоху
город впервые пoнастоящему отделился от деревни и политически, а также
экономически подчинил ее себе. Это событие было связано с отделением ремесла от
сельского хозяйства и развитием товарно-деттежных отношений(Впрочем, сами греки
видели главный признак города не с торгово-ремссленной деятельности, а в
политической самостоятельности поселения, его независимости от других общип. В
их понимании городами (полисами) могли считаться и неукрепленные поселки,
обладавшие независимостью по причинам военно-политического характера.). Почти
все греческие города, за исключением колоний, выросли из укрепленных поселков
гомеровской эпохи — полисов, сохранив за собой это древнее название. Между
гомеровским полисом и сменившим его полисом архаическим имелось, однако, одно
весьма существенное различие. Гомеровский полис был в одно и то же время и
городом и деревней, так как никаких других соперничающих с ним поселений на
подвластной ему территории не существовало. Архаический полис, напротив,
представлял собой столицу карликового государства, в состав которого кроме него
самого входили также деревни (по-гречески комы), располагавшиеся по окраинам
территории полиса и политически от него зависевшие. Следует
также учитывать, что в сравнении с гомеровским временем греческие полисы
архаического периода стали крупнее. Это укрупнение происходило как за счет
естественного прироста населения, так и за счет искусственного слияния
нескольких поселков деревенского типа в один новый город. К этой мере,
называвшейся по-гречески синойкизм, т. с. «совместное поселение», прибегали
многие общины для того, чтобы укрепить свою обороноспособность перед лицом враждебных
соседей. По больших городов в современном понимании этого слова в Греции еще не
было. Полисы с населением в несколько тысяч человек были исключением: в
большинстве городов численность жителей не превышала, по-видимому, и тысячи
человек. Пример архаического полиса — древняя Смирна, откопанная археологами;
часть ее находилась на полуострове, закрывавшем вход в глубокую бухту — удобную
корабельную стоянку. Центр города был обнесен оборонительной стеной из кирпича
на каменном доколе. В стене было несколько ворот с башнями и смотровыми
площадками. Город имел правильную планировку: ряды домов шли строго параллельно
друг другу. В городе действовало несколько храмов. Дома были довольно
вместительны и удобны, в некоторых из них обнаружены даже терракотовые ванны. Главным
жизненным центром раниегреческого города была так называемая агора, служившая
местом народных собраний граждан и в то же время использовавшаяся как рыночная
площадь. Свободный грек проводил здесь большую часть своего времени. Здесь он
продавал и покупал, здесь же в сообществе других граждан полиса занимался
политикой — решал государственные дела; здесь, на агоре, он мог узнать все
важные городские новости. Первоначально агора была просто открытой площадью,
лишенной каких бы то ни было построек. Позднее на пей стали устраивать
деревянные или каменные сиденья, ступенями поднимавшиеся друг над другом. На
этих скамьях размещался народ во время собраний. В еще более позднее время (уже
в конце архаического периода) по сторонам площади воздвигались специальные
навесы — портики, защищавшие людей от лучей солнца. Портики превратились в
излюбленное прибежище мелочных торговцев, философов и всякой праздношатающейся
публики. Прямо на агоре или неподалеку от неё располагались правительственные
здания полиса: булевтерий — здание городского совета (буле), пританей— место
для заседаний правящей коллегии пританов, дикастерий -— здание суда и т. п. На
агоре же выставлялись для всеобщего ознакомления новые законы и распоряжения
правительства. Среди
построек архаического города заметно выделялись своими размерами и великолепием
убранства храмы главных олимпийских богов и знаменитых героев. Отдельные части
наружных стен греческого храма были раскрашены в яркие тона и богато украшены
скульптурой (также раскрашенной). Храм считался домом божества, и оно
присутствовало в нем в виде своего изображения. Первоначально
это был всего лишь грубый деревянный идол, имевший весьма отдаленное сходство с
человеческой фигурой. Однако
к концу архаической эпохи греки уже настолько усовершенствовались в
пластическом искусстве, что высеченные ими из мрамора или отлитые в бронзе
статуи богов вполне могли бы сойти за живых людей (греки представляли себе
своих, богов человекоподобными существами, наделенными даром бессмертия и
сверхчеловеческим могуществом). В праздничные дни бог, наряженный в свою лучшую
одежду (для таких случаев в каждом храме имелся специальный гардероб),
увенчанный золотым венком, милостиво принимал дары и жертвоприношения от
граждан полиса, являвшихся в храм в торжественной процессии. Прежде чем
приблизиться к святыне, процессия проходила через город под звуки флейт с
гирляндами живых цветов и зажженными факелами, в сопровождении вооруженного
эскорта. С особым великолепием справлялись празднества в честь божества данного
полиса. У
каждого полиса был свой особый покровитель или покровительница. Так, в Афинах
это была Афина Паллада. в Аргосе — Гера, в Коринфе — Афродита, в Дельфах —
Аполлон. Храм бога-«градодержателя» находился обычно в городской цитадели,
которую греки называли акрополем, т. е. «верхним городом». Здесь хранилась
государственная ка:ша полиса. Сюда поступали Штрафы, взимавшиеся за различные
преступления, и все другие виды доходов государства), В Афинах уже в VI в.
вершина неприступной скалы акрополя была увенчана монументальным храмом Афины —
главной богини города. Известно,
как много места занимали в жизни древних греков атлетические состязания.
Начиная с древнейших времен в греческих городах устраивались специальные
площадки для упражнений молодежи — они назывались гимнасиями. и палестрами.
Юноши и подростки проводили там целые дпи независимо от времени года, усердно
занимаясь богом, борьбой, кулачными боями, прыжками, метанием копья и диска. Ни
один большой праздник не обходился без массового атлетического состязания —
агона, в котором могли принимать участие все свободнорожденные граждане полиса,
а также специально приглашенные чужеземцы. Некоторые
агоны, пользовавшиеся особой популярностью, превращались в межполисные
общегреческие празднества. Таковы знаменитые Олимпийские игры, на которые
каждые четыре года стекались атлеты и «болельщики» со всего греческого мира,
включая даже и самые отдаленные колонии. Государства-участники готовились к ним
не менее серьезно, чем к предстоящей военной кампании. Победа или поражение в
Олимпии были делом престижа каждого полиса. Победителя-олимпионика благодарные
сограждане осыпали поистине царскими почестями (иногда даже разбирали городскую
стену, чтобы расчистить путь для триумфальной колесницы победителя: считалось,
что персона такого ранга в обычные ворота пройти не может). Таковы
основные элементы, из которых складывалась повседневная жизнь гражданина
греческого полиса в архаическую эпоху, а также и в более позднее время:
коммерческие сделки на агоре, словопрения в народном собрании, участие в
важнейших религиозных церемониях, атлетических упражнениях и состязаниях. А
так как всеми этими видами духовной и физической деятельности можно было
заниматься только в городе, то греки не представляли себе нормальной человеческой
жизни вне городских стен. Лишь такой образ жизни считали они достойным
свободного человека — настоящего эллина, и в этом особом образе жизни они
видели свое главное отлично от всех окружающих «варварских» народов. Порожденный
мощным всплеском экономической активности, которым сопровождалась Великая
колонизация, раннегрсческий город, в свою очередь, стал важным фактором
дальнейшего экономического и социального прогресса. Городской уклад жизни с
характерным для него интенсивным товарообменом и другими видами хозяйственной
деятельности, в которых принимали участие массы людей самого различного
происхождения, с самого начала вступил в противоречие с тогдашней структурой
греческого общества, основанной на двух главных принципах: принципе сословной
иерархии, разделяющем всех людей на «лучших», или «благородных», и «худших»,
или «низкорожденпых», и принципе строгой обособленности отдельных родовых
союзов как друг от друга, так и от всего внешнего мира. В городах начавшийся
уже ранее, в связи с переселением в колонии, процесс ломки межродовых барьеров
пошел особенно быстрыми темпами. Люди, принадлежавшие к разным родам, филам и
фратриям, не только живут теперь бок о бок, в одних и тех же кварталах, но и
вступают в деловые и просто дружеские контакты, заключают брачные союзы.
Постепенно начинает стираться грань, отделяющая старинную родовую знать от
состоятельных купцов и землевладельцев, вышедших из простонародья. Происходит
сращивание этих двух прослоек в единый господствующий класс рабовладельцев.
Главную роль в этом процессе играли деньги — наиболее доступный и наиболее
мобильный вид собственности. Это хорошо понимали уже современники описываемых
событий. «Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы»,— восклицает
мегарский поэт VI в. Феогнид. С
ростом городов связан прогресс в области внутриполиспого и международного
права. Необходимость дальнейшего развития товарно-денежных отношений, сплоченно
всего населении полиса в единый гражданский коллектив трудно было согласовать с
традиционными принципами родового права и морали, в соответствии с которыми
каждый чужак — выходец из чужого рода или фратрии воспринимался как
потенциальный враг, подлежащий уничтожению или превращению в раба. В
архаическую эпоху эти воззрения постепенно начинают уступать свое место более
широким и гуманным взглядам, согласно которым существует некая божественная
справедливость, распространяющаяся в равной степени на всех людей, независимо
от их родовой или племенной принадлежности. С таким представлением мы
сталкиваемся уже в «Работах и днях» Гесиода, беотийского поэта VIII в. до н.
э., хотя его ближайшему предшественнику— Гомеру оно совершенно чуждо. Боги, в
понимании Гесиода, внимательно следят за правыми и неправыми делами людей. Для
этой цели на землю посланы «три мириада стражей бессмертных... правых и злых
человеческих дел соглядатаи, бродят по миру всюду они, облеченные мглою
туманной»(Здесь и далее переводы В.В. Вересаева.). Главной
блюстительницей права является дочь Зевса — богиня Дике («Справедливость»). О
реальном прогрессе общественного правосознания свидетельствуют древнейшие
сборники законов, приписываемые знаменитым законодателям: Драконту, Залевку,
Харонду и др. Судя по сохранившимся отрывкам, кодексы эти были еще очень
несовершенны и содержали в себе немало архаичных правовых норм и обычаев: в
основе своей законы Драконта и им подобные были записью уже существовавшего
обычного права. Многие из этих законов уходят своими корнями в глубины
первобытной эпохи, как, например, экзотический обычай привлечения к судебной
ответственности «совершивших убийство» животных и неодушевленных предметов, с
которым мы сталкиваемся в одном из дошедших до нас фрагментов из законов
Драконта. Вместе с тем сам факт записи права нельзя не оценить как
положительный сдвиг, поскольку он свидетельствует о стремлении положить предел
самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному
авторитету полиса. Запись, законов и введение правильного судопроизводства
способствовали изживанию таких старинных обычаев, как кровная месть или мзда за
убийство. Теперь убийство уже не считается частным делом двух семей: семьи
убийцы и семьи его жертвы. В решении спора участвует вся община, представленная
ее судебными органами. Литература: История
Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М.
Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983. | |
| |
Просмотров: 1538 | |
Всего комментариев: 0 | |