Рука
об руку с народным собранием работал созданный Клисфеном совет пятисот (буле) и
учрежденный Солоном суд присяжных (гелием). Совет пятисот выполнял при народном
собрании функции своеобразного президиума, занимаясь предварительным
обсуждением и обработкой всех предложений и законопроектов, поступавших затем
на окончательное утверждение в экклесию. Поэтому декреты народного собрания в Афинах
начинались обычно с формулы: «Постановили совет и народ». Что касается гелиеи,
то она была в Афинах высшей судебной инстанцией, в которую все граждане могли
обращаться с жалобами на несправедливые решения должностных лиц. Как совет, так
и суд присяжных избирались жеребьевкой по десяти филам, учрежденным Клисфеном.
Благодаря этому в их состав могли попасть наравне с представителями знати также
и рядовые граждане. Этим они в корне отличались от старого аристократического
совета и суда — ареопага. Впрочем,
до полного торжества демократических идеалов было ещё далеко. Сложившаяся в
результате реформ Солона и Клисфена система государственного управления
оценивалась древними как умеренная форма демократии. Наибольшим значением в
политической жизни Афин пользовалась прослойка зажиточного крестьянства,
оттеснившая на задний план как старую земельную знать, так и
торгово-ремесленные слои городского населения. Зажиточные крестьяне —
зевгиты(Зевгит — от греч. зевгос — «ярмо», «упряжка». Упряжка из двух волов была
главной рабочей силой в хозяйстве крестьянина (возможно, это слово происходит
от места, которое воин нанимал в строю.— Примеч. ред.).) составляли политически
активное ядро народного собрания. Из них же формировалось тяжеловооруженное
гоплитское(Гоплит — пеший воин, имеющий полный комплект тяжелого защитного
вооружения: ттопоаш. панцирь, шлем п щит. В отличие от воинов гомеровской эпохи
гоплиты сражались в сомкнутом строю, так называемой фалангой.) ополчение,
которое становится теперь решающей силой на полях сражений, почти совершенно
вытеснив с них аристократическую конницу. Малоземельные крестьяне, равно как и
городская беднота, активного участия в управлении государством в то время еще
не принимали, хотя формально и те п другие считались афинскими гражданами.
Следует иметь в виду, что пачппая со времени Солона доступ во многие из
правительственных учреждений был ограничен в Афинах высоким имущественным
цензом. Так, членом совета мог стать лишь человек, принадлежавший к разряду
зевгитов, т. е. тот, кто получал со своей земли не менее двухсот мер годового
дохода. Самый высокий ценз был установлен для должности архонта — не менее
пятисот мер годового дохода. Представители последнего, четвертого по счету
разряда фетов(Феты — букв, «поденщики», «батраки». В этот разряд входили
граждане, получавшие менее двухсот мер годового дохода с земли, а также те, у
кого земли вообще не было) были допущены только в народное собрание и в суд
присяжных. Потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для
того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в
Афинах. Афинская
демократия дает представление лишь об одном из возможных путей развития
раннегречоского полиса. В течение архаического периода в Греции возникло много
очень разнообразных типов и форм полисной организации. Один из самых
своеобразных вариантов полисного строя сложился в Спарте — крупнейшем из
дорийских государств Пелопоннеса. Начиная уже с древнейших времен
социально-экономическое развитие спартанского общества приняло не совеем
обычное направление. Основавшие Спарту дорийцы пришли в Лаконию как завоеватели
и поработители местного ахейского населения. Примерно с середины VIII в. в
Спарте, как и во многих других греческих государствах, стал ощущаться острый
земельный голод. Возникшая в связи с этим проблема избыточного населения
требовала своего незамедлительного решения, и спартанцы решили ее по-своему:
они нашли выход в расширении своей территории за счет ближайших соседей.
Главным объектом спартанской агрессии стала Мессения, богатая и обширная
область в юго-западной части Пелопоннеса. Борьба за Мессению, происходившая в
VIII—VII вв. до н. э., завершилась в конце концов полным завоеванием и
порабощением ее населения. Захват плодородных мессенских земель позволил
спартанскому правительству приостановить надвигавшийся аграрный кризис. В
Спарте был осуществлен широкий передел земли и создана стабильная система
землевладения, основанная на строгом соответствии между числом наделов и числом
полноправных граждан. Вся земля была поделена на 9000 приблизительно одинаковых
по своей доходности наделов, которые были розданы соответствующему числу
спартиатов(Спартиаты — обычное наименование полноправных граждан Спарты в
источниках.). В дальнейшем правительство Спарты внимательно следило за тем,
чтобы величина отдельных наделов оставалась все время неизменной (их нельзя
было, например, дробить при передаче по наследству), а сами они не могли
переходить из рук в руки посредством дарения, завещания, продажи и т. д. Были
поделены и прикрепленные к земле государственные рабы-илоты из числа покоренных
жителей Лаконии и Мессении. Сделано это было с таким расчетом, чтобы на каждый
спартанский клер (земельный надел) приходилось по нескольку плотских семей,
которые своим трудом обеспечивали всем необходимым самого владельца клера и всю
его семью. В
результате этой реформы спартанский демос превратился в замкнутое сословие
профессиональных воинов-гоплитов, осуществлявших силой оружия свое господство
над многотысячной массой илотов. Подневольный
труд илотов избавлял спартиатов от необходимости добывать себе пропитание и
оставлял им максимум свободного времени для занятий государственными делами и с
овершенствования в военном искусстве. Последнее было тем более необходимо, что
после завоевания Мессении в Спарте создалась крайне напряженная обстановка:
здесь была нарушена основная заповедь рабовладельческой экономики,
сформулированная впоследствии Аристотелем: избегать скопления больших масс
рабов одного этнического происхождения. Илоты, составлявшие большинство среди
трудового населения Спарты, говорили па одном и том же языке и мечтали только о
том, как бы сбросить ненавистное иго спартапских завоевателей(По свидетельству
Геродота, в спартанской армии, сражавшейся против персов при Платеях ( Постоянная
угроза плотского мятежа требовала максимальной сплоченности и организованности
спартиатов. Поэтому одновременно с переделом земли в Спарте была проведена
целая серия реформ, вошедших в историю под именем «законов Ликурга»(О жизни и
деятельности Ликурга не сохранилось никаких достоверных свидетельств. Не
удалось установить с достаточной точностью и времяего реформ. Многие из
современных историков считают его вымышленной личностью. Наиболее вероятно, что
«ликургов строй» в окончательном виде сложился не ранее чем к концу VII —
началу VI в. до н. э.— Примеч. ред.). Реформы эти в короткий срок до
неузнаваемости изменили облик спартанского государства, превратив его в военный
лагерь, все обитатели которого были подчинены казарменной дисциплине. С момента
рождения и до смерти спартиат находился под неусыпным наблюдением особых
должностных лиц (они назывались зфорами, т. е. «надзирателями»), которые
обязаны были следить за неукоснительным исполнением всеми гражданами законов
Ликурга. В
этих законах было предусмотрено все вплоть до мельчайших деталей, таких, как
покрой одежды и форма бороды и усов, которые дозволялось носить гражданам
Спарты. Закон строжайше обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей, как
только им исполнится семь лет, в специальные лагеря — агелы (букв, «стадо»),
где их подвергали зверской муштре, воспитывая в подрастающем поколении
выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться и другие
качества, необходимые «настоящему спартанцу». Взрослые спартиаты в
общеобязательном порядке посещали совместные трапезы — сисситии, ежемесячно
выделяя на их устройство определенное количество продуктов. В руках правящей
верхушки спартанского государства сисситии и агелы были удобным средством
контроля за поведением и настроениями рядовых граждан. Государство в Спарте
активно вмешивалось в личную жизнь граждан, регламентируя деторождение и
супружеские отношения. В
соответствии с принципом «ликургова строя» все полноправные граждане Спарты
официально именовались «равными», и это были не пустые слова. В Спарте
действовала на протяжении почти двух столетий целая система мер, направленных к
тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и тем самым
приостановить рост имущественного неравенства среди спартиатов. С этой целью
была изъята из обращения золотая и серебряная монета. Согласно преданию, Ликург
заменил ее тяжелыми и неудобными железными оболами, уже давно вышедшими из
употребления за пределами Лаконии. Торговля и ремесло считались в Спарте
занятиями, позорящими гражданина. Ими могли заниматься лишь периеки, (букв,
«живущие вокруг») — неполноправное население небольших городков, разбросанных
по территории Лаконии и Мессении на некотором удалении от самой Спарты.
Практически все пути к накоплению богатства были закрыты перед гражданами этого
необыкновенного государства. Впрочем, даже если кому-то из них удалось бы
сколотить состояние, воспользоваться им под бдительным надзором спартанской
полиции нравов он все равно не смог бы. Все спартиаты независимо от их
происхождения и общественного положения — исключения не делалось даже для
стоявших во главе государства «цареи»(Начиная с древнейших времен Спартой
управляли два «царя», принадлежавшие к двум различным династиям. Власть «царей»
была пожизненной, по ее сильно ограничивал постоянный надзор со стороны эфоров.
Всей полнотой власти «цари» пользовались лишь во время войны в качестве
верховных главнокомандующих спартанской армии.) — жили в совершенно одинаковых
условиях, как солдаты в казарме, носили одинаковую простую и грубую одежду, ели
одинаковую пищу за общим столом в сисситиях, пользовались одинаковой домашней
утварью. На производство и потребление самых незначительных предметов роскоши в
Спарте был наложен строжайший запрет. Ремесленники из числа периеков
изготовляли лишь самую простую и необходимую утварь, орудия труда и оружие для
снаряжения спартанской армии. Ввоз же в Спарту чужеземных изделий был
категорически запрещен законом. Спартанскому правительству удалось сплотить
граждан перед лицом порабощенных, по постоянно готовых к возмущению илотов.
Обладая большим запасом внутренней прочности, «община равных» смогла в
дальнейшем выдержать такие серьезные испытания, какими были, например, великое
восстание илотов Итак,
мы познакомились с двумя крайними, наиболее различавшимися формами
раннегреческого полиса. Первая из этих двух форм, сложившаяся в Афинах в
результате реформ Солона и Клисфена, обеспечивала гражданам гармоническое
развитие личности и оказалась более способной к развитию и, следовательно,
исторически более перспективной в сравнении со второй — казарменной спартанской
формой полиса. Афины не знали свойственной Спарте полной политической
дискриминации всех людей физического труда. Именно Афинам суждено было стать в
дальнейшем главным оплотом греческой демократии и вместе с тем крупнейшим
культурным центром Греции, «школой Эллады», как скажет позднее Фукидид. Говоря
о существенных различиях в общественном и государственном устройстве Афин и Спарты,
мы не должны упускать из виду то общее между ними, что позволяет считать их
двумя разновидностями одного н того же типа государства, а именно полиса. Любой
полис представляет собой самоуправляющуюся, или, как говорили греки, автономную
общину, чаще всего не выходящую за пределы одного, обычно небольшого города и
его ближайших окрестностей (отсюда общепринятый в современной научной
литературе перевод термина полис — «город-государство»). Государства,
превышающие по своим размерам эту обычную для полиса норму, встречаются в
Греции лишь в виде исключения (примерами могут служить как раз Афины и Спарта,
на территории которых кроме главного города, давшего имя своему государству,
были еще и другие города). Основная особенность полисной организации, отличающая
ее от всех других видов рабовладельческого государства, заключается в том, что
здесь в управлении государством участвуют в какой-то, хотя, конечно, далеко не
в равной, мере все члены данной общины, а не только избранная их часть,
входящая в чрезвычайно узкий круг придворной знати, как мы чаще всего наблюдаем
это в монархиях древнего Востока, Гражданская община (демос) практически
сливается здесь с государством(Разумеется, следует иметь в виду, что размеры и
численность самих полисных общин могли колебаться в очень широких пределах в
зависимости от тех критериев гражданских пpaв, которые использовались в
различных греческих государствах. Если в Афинах: во времена расцвета демократии
во второй половине V в. насчитывалось около 45 тыс. полноправных граждан, то в
Спарте их число даже и в годы наивысшего подъема её могущества не превышало
9—10 тыс. человек. Впрочем, в Греции существовали и такие полисы, в которых
весь гражданский коллектив состоял из нескольких сотен или даже нескольких
десятков человек.). Даже
в наиболее консервативных и политически отсталых греческих полисах вроде той же
Спарты все полноправные граждане имели доступ в народное собрание, которое
считалось носителем высшей суверенной власти в государстве(Этот принцип был
сформулирован уже в древнейшем из всех дошедших до нас политических документов
— так называемой «Ретро Ликурга» (около VIII в. до н. э.). Ео заключительная
фраза гласила: «Сила и власть пусть принадлежат народу».). Будучи выражением
коллективной воли граждан полиса, решения народного собрания имели силу
общеобязательного закона. В этом проявляется важнейший политический принцип,
лежащий в основе полисной организации,— принцип подчинения меньшинства
большинству, личности коллективу. Выше мы уже видели на примере Спарты, какие
парадоксальные формы принимало подчас это всемогущество закона. Да и в других
греческих государствах оформленная как закон власть коллектива над личностью и
имуществом отдельного гражданина нередко простиралась весьма далеко. В Афинах,
папример, любой человек, какое бы высокое положение в обществе он ни занимал,
мог оказаться изгнанным за пределы государства без всякой провинности с его
стороны лишь на том основании, что этого хотело большинство его сограждан(В
таких случаях проводилось общее голосование, в котором бюллетенями служили
глиняные черепки. Отсюда название этой процедуры — остракизм, букв,
«черенкование». Каждый из участников голосования писал на своём черепке имя
того человека, который, по его мнению, представлял в данный момент наибольшую
опасность для государства. Тот. кто собирал таким сбрачом наибольшее число
голосов, изгонялся из Афин сроком на десять лет. Изобретение остракизма
приписывалось к древности Клисфену. Заметим, что институт остракизма
предполагает поголовную грамотность граждан.). Используя свое право верховного
контроля над жизнью и поведением отдельных граждан, полис активно вмешивался в
экономику, сдерживая рост частной собственности и сглаживая, таким образом,
имущественное неравенство внутри гражданской общины. Примерами
такого вмешательства могут служить уже известная нам солоповская сейсахтейя в
Афинах, приписываемый Ликургу земельный передел в Спарте и аналогичные
экономические реформы в других полисах (Во многих полисах контроль государства
над частном собственностью граждан носил систематический характер. Наиболее
типичными его проявлениями можно считать различные запреты н ограничения,
налагавшиеся на покупку и продажу земли, так называемые литургии- — повинности
в пользу государства, выполнявшиеся наиболее зажиточными гражданами; законы
против роскоши и т. д.). Для
своего времени полис может считаться наиболее совершенной формой политической
организации господствующего класса. Его главное преимущество перед другими
формами и типами рабовладельческого государства, например перед восточной
деспотией, заключается в сравнительной широте и устойчивости его социальной
базы и в тех широких возможностях, которые он давал для развития частного
рабовладельческого хозяйства. Полисная община объединяла в своем составе как
крупных, так и мелких собственников, богатых земле и рабовладельцев и просто
свободных крестьян и ремесленников, гарантируя каждому из них
неприкосновенность личности и имущества и вместе с тем определенный минимум
прав, и прежде всего права собственности на землю внутри полиса. В
правоспособности греки видели основной признак, отличающий гражданина от
негражданина. В то же время полис был военно-политическим союзом свободных
собственников, направленным протии всех порабощенных и эксплуатируемых и
преследующим две основные цели: 1) удерживать в повинности уже имеющихся рабов;
2) организовывать военную агрессию против стран «варварского» мира, обеспечивая
тем самым пополнение рабовладельческих хозяйств необходимой им рабочей силой. Литература: История
Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М.
Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983. | |
| |
Просмотров: 1399 | |
Всего комментариев: 0 | |