4. Великая греческая колонизация. Процесс социально-экономического, политического и
культурного развития греческого общества VIII—VI вв. до н. э. породил такое
интересное явление в древнегреческой истории, как Великая колонизация, т. е.
выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии
(по-гречески «апойкии»), расположенные по побережью Средиземного и Черного
морей. Всего было выведено несколько сотен колоний с общим населением в 1,5—2
млн. человек. Каковы были причины этого мощного колонизационного
движения? Можно назвать несколько основных. Интенсификация греческой экономики,
развитие ремесел и торговли в рождающихся полисах требовали расширения поля
деятельности: нужны были новые земли для теряющих свои наделы граждан, нужны
были источники сырья, рынки сбыта для продукции ремесленных мастерских — и все
это можно было найти в колониях, основанных в удобных и богатых областях
Средиземноморья и Причерноморья, в окружающих их территориях, занятых местными
племенами. Другой важной причиной вывода колоний был процесс
классообразования и социальной дифференциации греческого общества, протекавший
в VIII—VI вв. до н. э. Потерявшие свою землю бедняки, попавшие в цепкие лапы
ростовщиков, закабаляемые знатью сородичи, потерпевшие поражение в социальной
борьбе представители разных борющихся группировок искали удачи и благосостояния
на чужбине, во вновь основанных колониях. Аристократия не мешала такому
переселению, ведь в колонию уходили недовольные, опасные для господства знати
элементы, политические противники. Вместе с тем правящим кругам
городов-метрополий было выгодно иметь свои колонии, с которыми устанавливались
взаимовыгодные связи, откуда получали ценное сырье, куда можно было сбывать
продукцию поместий и ремесленных мастерских, с помощью которых метрополии
расширяли свое политическое влияние. Выведение многочисленного населения в колонии было бы
невозможно без общего возрастания численности греческого населения. Греция
VIII—VI вв. до н. э. переживала своего рода демографический взрыв, вызванный
целым рядом причин, до конца еще не исследованных, но, бесспорно, одной из
главных было бурное развитие греческой экономики, создающей излишки продукции,
требующей сбыта, достаточного количества сырья, рабочей силы, обеспечивающей
определенный материальный достаток. В Великой греческой колонизации можно выделить три
разных направления. Наиболее мощным было западное направление. Первой
колонией, основанной греками на Западе, было поселение на острове Питекуссы и
город Кумы (в Кампании), выведенные около середины VIII в. до н. э. Вскоре были
основаны города, превратившиеся затем в крупнейшие и процветающие
западногреческие полисы: Сиракузы ( На южном побережье Франции была основана Массалия (ок.
Особой активностью в западной колонизации отличался
город Коринф, один из крупнейших торгово-ремесленных центров Балканской Греции,
для которого характерно раннее становление полисного строя и новой экономики. Большой мощностью отличалось и колонизационное
движение в северо-восточном направлении. Здесь ведущую роль играл Милет,
также один из крупнейших и богатых греческих городов. По преданию, Милет вывел
до 100 различных поселений и колоний. Крупными греческими колониями Пропонтиды
стали города Кизик ( Наиболее крупными греческими колониями Кавказского
побережья были города Питиунт (совр. Пицунда), Диоскуриада (совр. Сухуми),
Фасис (совр. Поти). Значительно слабее представлена греческая колонизация
в юго-восточном и южном направлениях, т. е. на финикийском 'побережье,
приморских районах Египта и Ливии. В этих областях греческие колонисты
встретили сильное сопротивление финикийских торговцев и стоящих за ними
могущественных ассирийских, нововавилонских царей и египетских фараонов. Вот
почему здесь было основано лишь несколько поселений, которые к тому же играли
роль торговых факторий, подчиненных местным правителям. Это поселения Аль-Мина
в Сирии, Сукас в Финикии, Навкратис и Дафны в Египте. Лишь Кирена, основанная в
Греческие колонии выводились на территории, достаточно
удобные для жительства, снабженные питьевой водой, с плодородными землями,
расположенными, как правило, на морском побережье и располагающими хорошими
гаванями в местах, укрепленных природой. Прежде чем вывести поселение,
производилась предварительная разведка местности. Довольно часто поселение или
город основывались на местах древних корабельных стоянок или временных
факторий. Как только устанавливалось место будущей колонии, в
городе-метрополии объявлялась запись желающих выехать на новое поселение, а
власти города назначали специальное должностное лицо, так называемого ойкиста.
Ойкист официально возглавлял партию колонистов, он должен был окончательно
определить место будущего поселения и окружающей сельской территории, провести
религиозные обряды в честь основания города, линию городских стен, если они
намечались, определить место главного храма, центральной площади—агоры,
портового района, жилых кварталов. В состав колонистов записывались граждане
данного города, как правило, обедневшие люди, младшие сыновья семейств, не
имеющие прав на наследование отцовского участка, побежденные в политической
борьбе, искатели приключений, но в партию колонистов могли записаться и жители
других городов, так или иначе связанных с данным полисом- метрополией. Так,
например, активная колонизационная деятельность Милета может быть объяснена
лишь тем, что в составе колонистов было множество не только милетских граждан,
но и жителей других греческих городов, считавших для себя выгодным участвовать
в основании милетских колоний. Первые колонии были немноголюдны. Колонизационные
партии насчитывали, как правило, несколько сотен человек. Колонисты должны были
вступить в определенные отношения с местными племенами, Обычно (но далеко не
всегда) такие отношения носили мирный характер: колонистов было слишком мало,
чтобы проводить агрессивную политику, а вожди местных племен были
заинтересованы в контактах с более цивилизованными греками, которые привозили
им вина, оливковое масло, предметы роскоши. Имелись и случаи враждебных
отношений колонистов с местными племенами, например в Южной Италии и в Северном
Причерноморье. Оказавшиеся на чужбине первые поселенцы поддерживали тесные
связи с метрополией и опирались на ее всестороннюю поддержку и помощь. Однако
несмотря на эти тесные связи и близкое родство (в метрополии к тому же
оставались ближайшие родственники и близкие), колония основывалась как
самостоятельный полис. В зависимости от состава колонистов, местных условий,
отношений с метрополией новая колония становилась или богатым земледельческим
центром, или выступала преимущественно как посредник в торговле метрополии с
местными племенами. В колониях значительно слабее ощущался груз старых
родовых традиций, и потому экономика, социальные процессы, новые органы
государственной власти, культура развивалась свободнее и быстрее, чем в
метрополии. ^Многие греческие колонии, первоначально небольшие и бедные
поселения, превращаются в процветающие многолюдные, богатые города с развитой
экономикой, активной социально-политической и культурной жизнью. Быстрый рост
колоний оказывал стимулирующее воздействие на развитие греческого общества в
целом, на установление зрелых форм полисного строя. Великая греческая колонизация VIII— VI вв. до н, э.,
вызванная глубинными процессами общественного развития Балканской Греции, сама
стала мощным фактором социально-экономического и культурного развития всего
греческого мира. Знакомство колонистов с новыми странами, новыми
племенами расширяло культурный кругозор греков. Необходимость строить новые
города, осваивать новые территории давала мощный толчок для развития
градостроительства и архитектуры, изобразительных искусств. Взаимные контакты
как со странами древней восточной культуры, так и с племенным миром
Средиземноморья обогащали греческую культуру новыми идеями, новыми знаниями,
послужили стимулом в развитии греческой философии и литературы. 5. Рождение новой греческой культуры. Становление греческих полисов сопровождалось
формированием новой культуры, новой системы духовных ценностей, которые стали
органической частью греческой цивилизации. Основными параметрами новой системы
духовных ценностей были рационализм мышления грека, сознание ценности
человеческой личности, прославление активности, смелости и умения человека в
борьбе с природой, чувство неразрывной связи гражданина и полиса, понятие
свободы как высшей нравственной категории. Формирование основ греческой культуры проходило не на
пустом месте. Существенными факторами ее развития стали глубокие культурные
традиции далекого мира критских и ахейских обществ II тысячелетия до н. э.,
наследие гомеровского времени, активные контакты с древневосточными
цивилизациями. Греки умело использовали, переработали, переосмыслили это
наследство, но в целом древнегреческая культура VIII—VI вв. до н. э. была
глубоко оригинальным и новым историческим явлением. Культура каждого народа — это многогранный, сложный
комплекс, включающий письменность и литературу, изобразительное искусство и
архитектуру, определенную религиозную систему, философию и науку. И в каждой из
этих сфер культурного творчества греки имели выдающиеся достижения. Греки разработали оригинальную религиозную систему, в
которой трактовка божества коренным образом отличалась от принятой в
большинстве древневосточных религий. По греческим понятиям, божество — это
могущественное существо, но и оно, в свою очередь, подчиняется высшей силе —
судьбе. Для грека божество близко человеку, его конечное назначение — помогать
людям в их трудной жизни, а не использовать лишь для служения себе. Боги близки
людям еще и потому, что, по представлениям греков, они могут вступать в брачные
отношения со смертными людьми, и от этих смешанных браков рождаются герои,
люди-полубоги, совершающие блистательные подвиги, уничтожающие враждебные людям
существа: Медузу Горгону, Химеру, драконов, сфинксов, кровожадных львов,
огромных змей и других, но в отличие от богов они смертны. В греческом пантеоне
насчитывалось множество героев, о подвигах которых были сложены разнообразные
легенды. Греки любили рассказывать и о своих богах, об их вмешательстве в
мирские дела, о сложных взаимоотношениях между ними. Эти сказания и легенды
(по-гречески «мифы») породили богатую мифологию, из арсенала которой греческие
поэты, живописцы, скульпторы, философы черпали сюжеты для своих произведений.
Греки считали, что мир людей тесно связан с миром богов. Боги постоянно
вмешиваются в дела людей, но и люди с помощью жрецов-предсказателей узнают о
божественной воле. Эти предсказатели (оракулы) жили при храмах. Наиболее
известными были храмы Зевса в Додоне (Эпир), Аполлона в Дельфах (Фокида),
Аполлона в Дидимах (около Милета). Греки представляли своих богов в образах красивых
людей, которые живут в благоустроенных храмах. Эти представления о божествах
вдохновляли скульпторов и архитекторов на разработку мужских и женских образов
в скульптуре. Образ прекрасного бога в человеческом облике, а его храма как
совершенного жилища стали исходными пунктами развития греческой скульптуры и
архитектуры. Во II тысячелетии до н. э. древние ахейцы пользовались
силлабическим слоговым письмом. В гомеровский период эта громоздкая
письменность была забыта. На рубеже IX—VIII вв. до н. э. в Греции была создана
более удобная алфавитная система письменности, состоящая из 24 букв, которые
передавали не только согласные, но и гласные звуки. На становление греческой
алфавитной письменности оказало влияние более древнее финикийское алфавитное
письмо, которое греки хорошо знали, но тем не менее греческий алфавит был
оригинальной системой, более разработанной, более приспособленной к передаче различных
нюансов человеческой мысли и речи письменными знаками. В VIII—VI вв. до н. э. рождается греческая литература. Ранее всего у греков, как и других народов, стала
развиваться эпическая поэзия. Это объясняется тесной связью эпоса с устным народным
творчеством, с многочисленными мифологическими рассказами о богах и героях.
Эпические сказания исполнялись певцами-аэдами, как правило, в домах Знати. С
изобретением письменности эпические сказания стали записываться, причем их
запись сопровождалась внимательным редактированием. Лучшими образцами эпической
поэзии стали поэмы «Илиада» и «Одиссея». Текст поэм в основном составлен в VIII
в. до н. э., но окончательная редакция и запись текста были произведены в
середине VI в. до н. э. К жанру эпической поэзии относят и так называемые
киклические (т. е. составляющие определенные циклы, например троянский цикл о
событиях Троянской войны, Эдипии — о правлении фиванского царя Эдипа и др.)
поэмы и Гомеровы гимны — торжественные песни в честь богов, приписываемые
Гомеру. Однако все эти произведения не имели еще авторской индивидуальности.
Первым авторским произведением были сочинения беотийца Гесиода (конец VIII —
начало VII в. до н. э.). Ему принадлежат две крупные поэмы: «Труды и дни»,
повествующая о быте и сельскохозяйственных занятиях среднего крестьянина, и
поэма «Теогония», где излагаются мифы о родословных богов, дается объяснение
происхождения мира. С середины VII в. до н. э., по мере укрепления
полисного строя, утверждения роли отдельной личности, обострения социальной
борьбы с победами одних и поражениями других группировок, в греческой
литературе появляются произведения, описывающие чувства отдельного человека,
его радости и печали. Жанр лирической поэзии с его интересом к внутреннему миру
человека получил особую популярность в VI в. до н. э. Одним из первых
представителей лирической поэзии был Архилох с острова Парос (вторая половина
VII в. до н. э.). В творчестве Алкея и Сафо с острова Лесбос, Анакреонта из г.
Теоса лирическая поэзия, воспевание индивидуальной любви, природы, радостей
жизни достигли высшего развития. Образцами политической лирики с субъективным
описанием политических событий, внутренней борьбы, уничтожающей характеристикой
противников являются произведения Солона из Афин и Феогнида из Мегар. Патриотическая тема защиты родного полиса от врагов,
прославления мужества и стойкости в бою разрабатывалась Тиртеем из Спарты.
Наряду с лирической поэзией появляется жанр торжественных гимнов. Получили особую
известность оды, прославляющие победителей Олимпийских и Пифийских игр,
принадлежащие Пиндару. В жанре небольшого полупоэтического — полупрозаического
нравоучительного рассказа (басни) работал Эзоп. Разнообразие литературных жанров, разработка многих стихотворных
размеров, богатство содержания, прекрасный язык сделали молодую греческую
литературу замечательным культурным явлением. Бурное развитие городов как в Балканской Греции, так и
в многочисленных колониях вызвало подъем градостроительного искусства и
архитектуры. В греческих колониях новые города застраиваются по определенному
плану с выделением жилых кварталов, ремесленных общественных центров, главной
площади. Значительное внимание греческие градостроители уделяли
решению проблемы снабжения городов питьевой водой. В середине VII в. до н. э. в
Мегарах был построен первый водопровод с водоразборными портиками, довольно
благоустроенные водопроводные сооружения были в Коринфе и Афинах. Один из
раннегреческих водопроводов был построен на Самосе, для чего пришлось прорубить
в горном массиве тоннель в Бурное развитие переживает греческая архитектура.
Главное внимание архитекторов было направлено на художественную разработку
зданий общественного назначения и прежде всего храмов богов. Храм бога-покровителя
того или иного полиса рассматривался как олицетворение города, его силы и
красоты, и потому городские власти не жалели средств для их украшения. Именно в
храмовом строительстве была разработана знаменитая ордерная система
архитектуры, которая в последующем определила развитие греческой, а затем и
римской архитектуры. Она зародилась в развитых полисах Пелопоннеса в
середине VII в. до н. э. и совершенствовалась в VI в. Ордерная система
предполагала строгую соразмерность частей здания, широкое использование колонн,
четкое разделение несущих и несомых частей, украшение храма скульптурой и
живописью, органическое включение здания в окружающий ландшафт. Самым ранним
греческим ордером был дорический, отличающийся некоторой приземистостью или
массивными тяжеловесными формами. В VI в. до н. э. появляется ионический ордер,
ему присущи более стройные и легкие формы. Греческие архитекторы использовали скульптуру для
украшения храмовых зданий. Согласно греческим религиозным представлениям, храм
рассматривался как жилище бога, и это предполагало наличие культовой статуи в
каждом храме. Кроме того, греческие зодчие обычно украшали рельефами и
скульптурой разные части храма и его крышу. Скульптура, таким образом, на
первых порах носила преимущественно сакральный характер. Скульпторы создавали
также статуи многочисленных героев, которые часто были покровителями .
отдельных родов и аристократических семей. С конца VII в. до н. э. распространяется
обычай ставить статуи победителям Олимпийских игр. По мере утверждения полисного мировоззрения, роста
значения личности гражданина постепенно вырабатывается господствующий образ —
обнаженного, физически здорового, жизнерадостного человека (радостное настроение
скульпторы изображали с помощью улыбки), который мог относиться к божеству,
герою или атлету-воину. Такие статуи называли куросами (или аполлонами). Другим художественным образом была задрапированная
женская фигура — богини или хранительницы домашнего очага, матери семейства, В
архаической греческой скульптуре много схематизма и условности, но она
определила общий путь развития греческой скульптуры, внеся свой вклад
реалистической обобщенной разработкой образа прекрасного, гармонически
развитого гражданина, защитника родного полиса и свободного человека. Показателем зрелости раннегреческой культуры является
зарождение фило софских концепций. Философия как отрасль научного знания и как
мировоззренческая дисциплина предполагает довольно высокий уровень
социально-экономического и культурного развития. Раннюю греческую философию
называют натурфилософией потому, что философские и собственно научные знания
составляли еще единое целое. Греческие философы этого времени больше занимались
объяснением природы (например, математическими расчетами и астрономическими
наблюдениями), чем другими философскими темами. Наиболее влиятельные философские
школы возникали на периферии греческого мира, в Ионии и Великой Греции, где
общее историческое развитие шло быстрее, чем в Балканской Греции. Ионийские
философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен пытаются дать материалистическое
истолкование происхождения мира. Они ищут материальную первооснову, первичное
вещество, из которого состоят все видимые вещи. Фалес считал таким
первовеществом воду, Анаксимен — воздух. Интересна гипотеза Анаксимандра,
который полагал, что первоматерией являются бесконечно малые частицы, которые
он назвал апейрон. Философ Гераклит из Эфеса считал первоматерией огонь. По
мнению ионийских мыслителей, вода, воздух, апейрон или огонь, сгущаясь или
разрежаясь, образуют все видимое разнообразие мира. Большим достижением
греческой философии этого времени является учение об элементах диалектики,
которое развивал Гераклит. Ему принадлежит важное философское положение: «Все
течет», т. е. все изменяется, нет застывших положений, существует лишь
непрерывное развитие. Каждая вещь, каждое явление — лишь момент всеобщего
развития. Иную философскую систему развивал Пифагор с острова
Самое, который эмигрировал в г. Кротон (Южная Италия). Пифагор занимался
математическими вычислениями, ему принадлежит доказательство знаменитой
теоремы, получившей его имя. Суть его философских воззрений сводилась к тому,
что не вещество, а числа, т. е. абстрактное, не связанное с материей
количественное отношение, определяют порядок и основу всего мира. Если с
философской точки зрения отрыв числовых отношений от материи делал его
концепцию идеалистической, то с прикладной точки зрения общее учение Пифагора
было плодотворным для развития математических исследований, в которые он и его
последователи внесли большой вклад. Концепции раннегреческих философов представляли собой
попытку рационалистического объяснения мира, они отражали и вместе с тем
обосновывали рационализм мышления древних греков, освобождали его от пут
религиозного мистицизма, утверждали уверенный оптимистический взгляд на мир, на
силы и способности человеческой личности. В целом раннегреческая культура стала закономерным
завершением формирующейся структуры полисного строя как специфической формы
древнегреческой цивилизации. Таковы были некоторые общие черты становления
городов-государств, которые к концу VI в. до н. э. существовали как новая
историческая реальность. Однако появление отдельных полисов, возникающих в
разных областях Греции, имело целый ряд индивидуальных особенностей, отражавших
историю конкретного региона со всем своеобразием его природного окружения,
племенного состава, общественных взаимоотношений и исторических традиций. Ранее всего полисный строй появился в южной части
Греции на полуострове Пелопоннес, где возникают многие сильные
города-государства со своеобразными экономикой, социальными отношениями и
политическим устройством. Несколько позже полисная структура складывается в
Аттике. Литература: История Древней Греции (Под
редакцией В.И. Кузищина) | |
| |
Просмотров: 3212 | |
Всего комментариев: 0 | |