3.Отношения Афин с союзниками. К моменту прихода Перикла к власти Афины
уже около пятнадцати лет находились во главе важного союза городов – Делосской
лиги, который возник в конце персидских войн (479 год до нашей эры). Этот союз преследовал лишь
военные цели: продолжение на море военных действий против персов, освобождение
от них греческих городов. Сделать невозможным новое вторжение персов в Грецию.
Центром федерации был священный остров Делос. У Афин был самый мощный флот. Это с самого
начала возвышало Афины. Именно они командовали военными операциями. Афины же
достаточно свободно распоряжались финансами. В 454 году до нашей эры в федерации
оставалось кроме Афин только три члена: Самос, Хиос и Лесбос. В этом же году
было решено перевести казну с Делоса в Афины. Теоретически все города-независимые
государства имели одинаковые права. Но могущество и руководящая роль Афин были
на лицо. Это, естественно, не могло не вызывать недовольствий со стороны
союзников. Еще до Перикла попытки восстаний заканчивались тем, что из союзников
города превращались в подданых, первыми из которых были Наксос и Фасос. Во времена правления Перикла восстают три
крупных ионийских города, в числе которых и Милет. В 446 году до нашей эры
восстают города Эвбеи, поддержанной Спартой. Пока Перикл умиряет Эвбею, Мегара
открывает войскам Спарты дорогу в Аттику. Перикл возвращается к Афинам. Его
возвращение вынуждает спартанцев отступить. Перикл вновь возвращается на Эвбею
и покоряет остров. В некоторых городах выставляются гарнизоны. В других
изгоняются олигархи и правление демократизуется. Афины после каждого подавленного восстания
требуют от покоренного города подписания акта о подчинении. Иногда Афины требуют заложников. Чтобы
как можно лучше контролировать политику наиболее важных подчиненных городов,
Афины ставят там своих правителей. Уже и не созывается “Союзный совет”.
Каждые три года афинский народ устанавливает размеры дани. Вскоре Перикл вновь ввязывается в
двухлетнюю войну. На этот раз падает остров Самос. После капитуляции Самос
уступает часть своей территории Афинам, к тому же платит огромную военную
контрибуцию. Такая афинская политика привела к тому,
что в руках Перикла оказались огромные средства. Основываясь на декрете, принятом по
предложению Перикла в 450/449 г. до нашей эры и разрешающим черпать из союзной
казны для восстановления храмов, разрушенных во время второй греко-персидской
войны, он и предпринимает крупные работы, а именно, реконструкцию святилищ
Акрополя. Именно это более других политических дел
Перикла обсуждали и выражали недовльствие его враги. На заседаниях Народного
собрания на Перикла обрушивались обвинения в том, что он привез к себе с Делоса
общую казну греков, а вносимые по принуждению деньги тратятся не на военные
расходы, а на городские украшения и проведение политики, “угождая народу”. Перикл же отвечал: “Афиняне не обязаны
отдавать союзникам отчет в деньгах, потому что они ведут войну в защиту их и
сдерживают натиск варваров, тогда как
союзники не поставляют ничего – ни коня, ни гоплита, ни корабля, а только
платят деньги; а деньги принадлежат не тому, кто их дает, а тому, кто получает,
если он доставляет то, за что получает. Но если государство снабжено в
достаточной мере предметами, нужными для войны, необходимо тратить его
богатство на такие работы, которые поле окончания их доставят государству
вечную славу…”.1 Действительно, сооружение храмов,
посвященных богам принесло Афинам величайшее наслождение и красоту. 4. Строительство в Афинах. Афинам принадлежала роль главного
культурного центра, которую они сохранили надолго. Перикл видел в искусстве
средство утвердить первенство Афин над всем эллинским миром. Времени правления
Перикла соответствуют четыре великолепные произведения искусства: Парфенон,
Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины – Паллады. Перикл сам следил за всем, он обсуждал
планы с архитектором, участвовал в выборе материала. В Акрополь – большой, продолговатый холм,
возвышающийся над городом и венчающий его храмами, посвященными покровительнице
города – Афине – богине мудрости и труда. По сторонам шестисклонного портика
Пропилей располагались два боковых крыла: одно – более массивное с глухими
стенами, другое – в виде выступающего вперед высокого постамента, увенчанного
маленьким изящным храмиком Ники Аптерос – Бескрылой Победы. Ника – крылатая
дева, олицетворяющая победу, считалась одним из атрибутов Афины. Далее, после Припилей – большая площадь,
где высилась восьмиметровая статуя Афины – воительницы из бронзы; сверкающей
молодостью, с вьющимися волосами, перевязанными простой лентой, со свободно
опущенной эгидой, с шлемом в правой руке; копье в левой руке – уже не оружие, а
опора. Она была отлита Фидием в Четыре ряда цоколя храма не одинаковой
высоты: первый ряд, уложенный на скалу, самый низкий. Верхний – самый высокий.
Разница минимальная, но на расстоянии все три ступени кажутся равными. С другой
стороны, поверхность каждой ступени не строго горизонтальная, а слегка
выпуклая. Горизонтальная поверхность. Если смотреть на нее от ее кромки, всегда
кажется точно слегка вогнутой в середине. Для того, чтобы рассеять этот
оптический обман, и была сделана незначительная выпуклость. Если же говорить о
колоннах, то ни одна из них не стоит точно параллельно в отношении своих
соседок. При общем наклоне внутрь здания эти колонны составляют одно целое,
вместе несущее тяжесть всего храма. Градус наклона каждой колонны меняется в
зависимости от места, занимаемого ею в колоннаде. Эрехтейон – другой храм, стоящий ближе к
северному холму. По контрасту с простым и строгим Парфеноном Эрехтейон выглядит
почти причудливым. Каждый из четырех его фасадов оформлен по-разному. На
западном фасаде шесть тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком
цоколе. Северный портк выдается далеко вперед. Длинная южная стена храма,
гладкая, сложенная из мраморных квадратов, служит фоном для маленького,
сдвинутого к западу, портика кариатид, где роль колонн выполняют женские
фигуры. Восточный фассад – портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом
постаменте. Над восточным входом в Парфенон, где помещался главный алтарь
Афины, скульптурная группа франтона изображала рождение Афины из головы Зевса. Для театральных зрелищ стали строить
специальные помещения- обширные
амфитеатры под открытым небом, расположенные на склоне холмов, расчитанные на
дысятки тысяч зрителей; фактически чуть ли не все население города могло
присутствовать на представлении. Строители амфитеатров владели секретом
необычайной акустики: каждое слово актера было слышно даже в самых верхних
рядах. Полигнот, современник Перикла, росписывал
стены общественных зданий фресками на темы эпосов и мифов; не будучи уроженцем
Афин, он получил за свои росписи афинское гражданство. Свой рассказ о строительстве великолепных
памятников я хочу закончить словами Плутарха: “Но что доставило жителям всего
больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в
изумление, что, наконец, является единственным доказательством того, что
прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, - это
постройка величественных зданий…”.1 5. Положение рабов. Разговор о рабовладельческой демократии не
может быть полным, если не упомянуть о главной движущей силе рабовладельческого
мира – рабах. Как отмечает А.Боннар, население Афин,
насчитывавшее четыреста тысяч человек, наполовину состояло из рабов. Большинство рабов – пленные, те, которые
не могли выкупить себя. Торговля рабами приносила большие доходы. В
Афинах ежегодно устраивалась невольничья ярмарка. Но рабами становились не только
военнопленые. Рабами становились прежде всего по рождению. Ребенок рабыни тоже
становился рабом. В Афинах было запрещено долговое рабство,
также отец семейства не имел права продать своих детей, исключение составляли
дочери, уличенные в развратном поведении. Хозяин не имел права лишать жизни
раба. Практика повседневной жизни не допускала, чтобы рабов считали лишь подчиненной
породой. В своих отношениях с рабами афиняне
проявляли меньше педантизма и более человечности, обычно они обращались с
рабами как с людьми. Раб был одет так же, как и все граждане. По крайней мере,
как каждый бедняк. Никакие внешние признаки не отличали раба от свободного
человека. Дома он (раб) свободно
разговаривал со своим хозяином. Афинскому рабу разрешалось на равных основаниях
с прочими гражданами присутствовать на многочисленных религиозных церемониях.
При слишком жестоком обращении раб имел право укрыться в определенные священные
места, под покровительство божества, и потребовать, чтобы его господин продал
его другому хозяину. Афины даже предоставляли рабам гарантии
против грубости судей и должностых лиц. Эти гарантии можно рассматривать как
начало юридических установлений. Но рабство далеко не было идеальным. В
рудниках. Например, умирали от холода и голода тысячи рабов, которых кормили
ровно столько, чтобы они были в состоянии работать. Как правило, рабы были заняты в том же
производстве, что и их хозяева, но всегда ступенью ниже их по положению. На
рабах прежде всего лежали все домашние работы. Все хозяйство велось руками
рабынь. Рабыни дробили и мололи зерно, выпекали хлеб и стряпали, шили одежду.
Под надзором хозяйки рабыни пряли, ткали и вышивали. Нередко какой-нибудь из
рабов занимал видное место в семье, как например, кормилицы и няни. Только самый быдный гражданин Афин не имел
по крайней мере, одного раба. Рядовой гражданин обычно имел одного раба с двумя
служанками. В деревнях, на фермах, даже в больших
владениях рабов было очень мало. Очень долго земельные участки обрабатывались
членами семьи, при этом имелось еще несколько рабов и батраков, которых
нанимали на уборку урожая и сбор винограда. Мелкий крестьянин был не в
состоянии содержать несколько рабов, поэтому в большинстве случаев мелкий
собственник старался обходиться своими силами. В отличие от сельского хозяйства,
ремесленное производство требовало огромного количества “одушевленного орудия”.
При постройке Акрополя государство, помимо свободных рабочих, нанимало рабов у
частных владельцев. Заработок раба забирал хозяин, который заботился лишь о
прокормлении своего раба. Пошивные мастерские, обувные предприятия,
мастерские по производству музыкальных инструментов, кроватей, оружия, которые
выделялись из домашнего производства, требовали применения рабского труда. Тем
не менее, никогда рабы не были сосредоточены большими массами. Это делалось
потому, что было достаточно сложно организовать надзор за большими группами
рабочих, не получающих вознаграждения. Безусловно, рабовладельчество ограничивало
афинскую демократию, делая недоступным почти половине населения города участие
в государственных делах. К тому же афинское рабство, как и всякое другое,
тормозило прогресс, поскольку люди, обеспеченные рабочей силой, не были
озабочены созданием более совершенной системы обслуживания производства. IV. Конец правления Перикла. Конец правления Перикла был труден. Возраставшее могущество Афин вызывало
беспокойство Спарты. Это
беспокойство еще более возросло, когда в Перикл
предложил созвать в Афинах съезд всех греческих государств для заключения между
ними всеобщего мира. В Спарте понимали, что если план Перикла осуществится, то
это превратит Афины в политический центр всей Греции. Спарта запретила
зависимым от нее государствам посылать своих представителей в Афины. Попытка
Перикла создать общегреческий съезд потерпела неудачу. В Вскоре Перикл снарядил морской поход
вокруг Пелопоннеса, но сам не принял в нем участия, а с небольшим отрядом
пехоты вторгся в Мегарскую область и опустошил ее. Спартанцам пришлось бы прекратить войну,
если бы неожиданное бедствие не расстроило планы Перикла. На второй год войны в
Афинах вспыхнула страшная болезь – чума. Эпидемия озлобила афинян. Гнев народа
обратился против Перикла. Чтобы успокоить граждан, Перикл снарядил 150
кораблей, собрал войско и готовился возглавить новый поход в Пелопоннес. Эти
приготовления внушили афинянам большие надежды. Когда флот готовился к
отплытию, началось солнечное затмение. Это испугало суеверных афинян. Они
увидели в этом дурное предзнаменование. Поход Перикла не имел успеха, так как в
войске свирепствовала чума. Во всех неудачах обвиняли Перикла. На следующий год
(430 год до н. э.) он не был избран стратегом. Несмотря на то, что Перикл
славился своим бескорыстием, его обвинили в хищениях и приговорили к большому
штрафу. В Афинах в это время не было руководителя,
который подобно Периклу мог бы умело управлять государством. Афиняне решили
принести Периклу извинения за несправедливо наложенный штраф и пригласить его
снова стать во главе государства. На этот раз Периклу не суждено было долго
управлять Афинами. Вскоре после своего избрания он заболел чумой. В 429 году до нашей эры Перикл умер. V. Вывод. Афинская
демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной
формой демократического строя античных государств. Изучая историю древнего
мира, мы впервые, говоря об Афинах, встречаем термин “гражданин”, который
обозначает личность, наделенную неотъемлемыми правами. Представители
практически всех сословий участвовали в государственном строительстве. Расцветом рабовладельческой демократии
считается столетие с середины V в. до середины
IV в. до нашей эры. Начало подъема Афин как раз
соответствует правлению Перикла. Перикл – вождь демократии. Многие историки
называют его “тираном”, Фукидид называет
его “первым среди афинян”. Действительно, Перикл не смотря на рознь между
афинянами, сумел их объединить и что самое главное, убедить в своей правоте. Он
смог доказать, что именно демократический строй необходим Афинам и их жителям. Современники обвиняли Перикла в том, что
он во всем старался угодить народу, постоянно устраивая пиршества на казенные
деньги. Но по большому счету, ведь казна – это деньги народа. По-моему, такие
мероприятия стимулировали народ, а соответственно, повышалась
производительность, которая укрепляет экономику государства. А последняя, в
свою очередь, способствует укреплению и даже возвышению державы на
международной арене. Что же касается отношений Афин с
государствами, входящими в Делосскую лигу, то вполне естественно, что Афины
вели довольно таки агрессивную политику по отношению к ним. Афины представляли
собой наиболее мощную державу и в случае войны, основной удар пришлось бы
держать именно им. В конечном счете, афиняне собственными усилиями добились
столь высокого положения; и плата, пусть в виде дани, более слабых союзников –
естественный результат. При подавлении восстаний недовольных
союзников, афиняне не брали в плен греков. Здесь можно говорить о Перикле как о
дальновидном политике: гораздо выгоднее было сохранять рабочую силу в полисах,
чтобы они были в состоянии платить Афинам. В течение тридцати лет Перикл переделывал
Афины. Он хотел сделать свой город деловым центром эллинского мира. Но прежде
всего Перикл хотел превратить Афины в сердце политической жизни всей Греции. Cвою
работу я хочу закончить словами самого Перикла: “Создавши могущество, подкрепленное ясными
доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужили предметом
удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом доставляющим минутное
наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах,
разрушит вызванное этими песнями представление. Мы нашей отвагой заставили все
моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили вечные памятники
содеянного нами добра и зла…”[1] Список
используемых источников: 1. Аристотель Политика.Афинская полития. М.: Мысль,
1997. С.295-299, 395-404. 2. Плутарх Избранные жизнеописания в 2 т.
М.: Правда, 1986. Т.2, С.285-313. Список
используемой литературы: 1. А.Боннар Греческие цивилизации. М.: Искусство, 1995. Т.1 С.111-127, 169-185. 2. М.А.Ботвинников, М.Б.Рабинович Знаменитые греки и римляне. СПб., 1993. С.133-149. 3. Н.А.Дмитриева, Л.И.Акимова Античное искусство. М., 1988. С.153-176. 4. С.Нефедов Иллюстрированная история древнего мира. Екатеринбург, 1994. С.156-161. 5. Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964. С.210-238. 1 Хрестоматия по истории Древней Греции. М.1964г. Раздел VII, Расцвет афинской демократии (Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XII), c.227. 1 Хрестоматия по истории Древней Греции. М.1964г. Раздел VII, Расцвет рабовладельческой демократии (Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XII), c.226. [1] Хрестоматия по истории Древней Греции М.1964. Раздел VII Расцвет рабовладельческой демократии (Фукидид, История, II,), с.210. | |
| |
Просмотров: 1061 | |
Всего комментариев: 0 | |