Афины
Название Афин в разное время имело разное грамматическое число. В Древней Греции город назывался Ἀθῆναι, во множественном числе. Это же название было восстановлено в середине XIX века. Наконец, в 1970-х годах, в связи с принятием димотики в качестве официального варианта языка, город стал называться Αθήνα, в единственном числе. В большинстве иностранных языков, а также и в русском слово «Афины» сохранилось во множественном числе. В Афинах появляется городская площадьНачало истории города теряется в незапамятных временах. Афины были самым влиятельным городом Древней Греции в период наивысшего расцвета греческой цивилизации в первом тысячелетии до н. э. На протяжении золотого века Греции (V—IV вв. до н. э.) Афины были главным культурным и интеллектуальным центром всего Западного мира. Фактически, они явились колыбелью всей Западной цивилизации. В ходе греко-персидских войн в 490 году до н. э. в 40 километрах от города произошло знаменитое Марафонское сражение, в ходе которого афинянине и платейцы под командованием Мильтиада разбили превосходящие их числом персидские войска. Десять лет спустя Ксеркс I захватил Афины и сжёг святилища на Акрополе, но в битве при Саламине 20 сентября 480 года до н. э. персидский флот был разбит Фемистоклом, и царь вынужден был бежать. В 431 году до н. э. Афины вступили в войну со Спартой. Вследствие чумы, поразившей город, афиняне потерпели поражение и крепостные стены сравняли с землёй. Афины оставались процветающим городом и образовательным центром вплоть до позднеримского периода. В 86 г. до н. э. войска Суллы, после многомесячной осады, взяли Афины. Город на три дня был отдан на разграбление солдатам. Сулла хотел полностью разрушить его, и только когда к нему пришла делегация афинян, напомнившая ему о былом величии Афин, он передумал, сказав: «Дарую жизнь живым ради мёртвых». Вид на Афины Философские школы Афин были закрыты в 529 г. н. э., так как христианство получило в Византийской империи статус официальной религии. Бывший культурный центр, таким образом, во многом потерял своё значение и превратился в провинциальный город. В XI—XII веках город переживает возрождение, этот период считается золотым веком византийского искусства в Афинах, множество храмов было возведено здесь. В то же время наряду с Коринфом и Фивами Афины обогащались торговлей и были важным центром производства мыла и красок. Между XIII и XV веками за обладание Афинами боролись византийцы, французские и итальянские рыцари. В 1458 году город отошёл Оттоманской империи, которой тогда правил султан Мехмед II Завоеватель. Войдя в город, он был настолько поражён красотой его древних строений, что издал специальный указ, запрещающий под страхом смерти трогать руины. Парфенон стал главной мечетью города. К концу XVII века, с началом упадка Оттоманской империи, население города стало уменьшаться, а условия проживания — ухудшаться. Турецкая администрация перестала заботиться о древних строениях, и Парфенон стал складом оружия. Во время осады Афин венецианцами в 1687 году храм был серьёзно поврежден попаданием венецианского снаряда, подорвавшего находившиеся здесь бочки с порохом. К моменту провозглашения Афин столицей новообразованного греческого королевства 18 сентября 1833 года, в городе проживало около 5 тысяч жителей. На протяжении следующих десятилетий Афины были застроены, в основном, зданиями в неоклассическом стиле. В 1896 году город принял I Летние Олимпийские игры. Следующий период быстрого роста пришёлся на 1920-е годы в связи с притоком греческих беженцев из Малой Азии, которые селились в новых пригородах. Во время Второй мировой войны Афины оккупировала Германия; в последние годы войны город испытывал недостаток в продовольствии. После войны быстрый рост города продолжался до 1980 года, когда возникли проблемы с перенаселением и дорожным движением. Греция вошла в ЕЭС в 1981 году, что принесло городу как беспрецедентно крупные инвестиции, так и усиление промышленного загрязнения.На протяжении 1990-х годов городские власти приняли ряд решительных мер по борьбе со смогом, появлявшимся над городом, особенно в жаркие дни. Эти меры были успешны, сегодня смог не появляется даже при температуре выше 40 °C. Транспортная ситуация также значительно улучшилось за прошедшие годы засчёт обновления дорожной системы. Сегодня Афины — мегаполис с развитой инфраструктурой, впечатляющими античными памятниками, знаменитой «ночной жизнью» и торговыми центрами мирового класса. Агора была уникальным местом и играла важную роль в религиозной и общественной жизни афинян. Афинская Агора занимает территорию площадью приблизительно 10 гектаров и расположена на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. По-видимому, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь, и она стала играть более значительную роль. Греческое слово агора́ происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. Агора стала центром светской и общественной жизни. Она была центром гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. Не хотелось бы вам побывать у развалин храмов, колоннад, статуй, памятников и общественных зданий афинской Агоры? Чтобы узнать, какой Агора была в прошлом, давайте оставим шум и суету современной жизни и пройдемся по посыпанным гравием дорожкам между безмолвными руинами мраморных зданий, камнями, покрытыми резьбой, и разрушающимися порталами, поросшими сорняками и травой. Храмы, алтари и боги-покровители Посетителей восхищает множество храмов, алтарей и святилищ, построенных в честь разных божеств. Все это было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим разве что Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре сооружались святилища. Среди таких сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремесел. Изделия из металла и керамика, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. Возможно, в VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом. Конечно же, Агора должна была иметь своего бога-покровителя. Им был Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. (Сравните Деяния 14:11, 12.) Расположенный неподалеку храм Матери богов был окружен множеством памятников героям. Немного дальше мы видим маленький ионический храм. Путешественник Павсаний называл его храмом Аполлона Отца. Почему? Потому что согласно древнегреческой легенде Аполлон был отцом Иона, прародителя ионийцев, от которых происходили жители Афин. Поэтому Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в городе. Посмотрев на север, мы сразу увидим развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы мы находим руины алтаря Двенадцати богов. В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести, но теперь уже как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы. Панафинейская улица По диагонали Агору пересекала широкая, посыпанная гравием дорога, которая называлась Панафинейской улицей. Ее название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах. Во время праздника одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. Фриз Парфенона помогает нам представить всю пышность и грандиозность праздничной процессии. Там можно было увидеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и их гостям было удобно созерцать шествие на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей. «Полный идолов» Храмов, статуй и памятников было очень много, поэтому неудивительно, что апостол Павел «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деяния 17:16). Наверное, Павел, войдя на Агору, был потрясен увиденным. Там было так много фаллических статуй бога Гермеса, что они занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть свастику — символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса с несколькими фаллическими крестами. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Зная, что все здесь было связано с религией, мы легко можем понять, почему Павлу угрожала серьезная опасность. Его обвиняли в том, что он «проповедует о чужих божествах», а в законе того времени говорилось, что «ни у кого не должно быть своих, новых богов; никому не позволяется поклоняться чужим богам, если они не признаны в обществе». Поэтому неудивительно, что апостола отвели в Ареопаг на допрос (Деяния 17:18, 19). Административный центр В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе хранились эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон горы. Здесь члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания. Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин — одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства. Стоя Аттала Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринужденных прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было еще и источником доходов. Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Ее пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приемов, особенное оживление вносят три разные вида капителей — дорические, ионические и египетские. Место в культурной жизни Постройкой для многих культурных событий был Концертный зал. Он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа. Его сцена была вымощена разноцветным мрамором. Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1 000 мест, первоначально находился под крышей, которая имела форму шатра и у которой не было внутренней опоры. Это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известный в древнем мире! Однако бо́льшая часть предлагавшихся там развлечений показалась бы неприемлемой истинным христианам, придерживающимся высоких моральных норм (Ефесянам 5:3—5). Вероятно, любознательные люди в те далекие годы посещали Библиотеку Панеция. Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента. Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора — приятного места для прогулок, чтения и размышления. Была найдена надпись с двумя главными правилами библиотеки. В ней сказано, что «нельзя выносить книги [из библиотеки]» и что «[библиотека] открыта с часа до шести». | |
| |
Просмотров: 1445 | |
Всего комментариев: 0 | |