Экономика, сложившаяся в Греции в V—IV вв. до н. э.,
определила характер социальной структуры древнегреческого общества.
Распространение трудоемких сельскохозяйственных отраслей и их частичная
ориентация на рынок, развитие ремесленного производства и товарно-денежного
обращения вовлекали в новые трудовые операции определенные группы населения,
повышали их удельный вес в обществе. Экономическая система, сложившаяся в
торгово-ремесленных полисах и Греции в целом, не могла существовать без
привлечения к труду больших масс рабов, количество и удельный вес которых в
греческом обществе V—IV вв. до н. э. непрерывно возрастал. Основными
производственными ячейками стали частные хозяйства, будь то мелкие крестьянские
участки и крупные поместья на хоре или разные по размеру эргастерии в городе, в
то время как государственные или храмовые хозяйства не получили такого
развития, как в древневосточных обществах. Все эти особенности хозяйственной
структуры привели к формированию такой системы социальных отношений, которая
может быть определена как классическое рабство. Система классического рабства сформировалась в более
или менее законченном виде в наиболее развитых торгово-ремесленных центрах, в
то время как в аграрных полисах социальная структура отличалась целым рядом
существенных особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество,
характеристика которого позволяет показать особенности социального строя
торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии
Древней Греции V— IV вв. до н. э. Греческое общество классической эпохи делилось на три
основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и
господствующий класс. Классы — это такие большие группы людей, которые
различаются по их месту в системе общественного производства, по отношению к
средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам
получения и размерам имеющегося у них богатства, по характеру своего
менталитета и образа жизни. 1. Характеристика классического рабства. Для торгово-ремесленных полисов V—IV вв. до н. э.
характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает
общее количество рабов. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия
статистических материалов точные подсчеты невозможны), в Афинах общее
количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужины,
занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь),
так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и
производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность. Широкое применение труд рабов находит в домашнем
хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их
ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными
лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых
греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на
Хиосе, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным
образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок,
строительстве. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в
городе. Основной контингент греческих рабов V—IV вв. до н. э.
состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть
варварами, — фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев.
Можно выделить три основных региона, ставших поставщиками рабов на рынки
Эллады, — Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия. В
конце V—IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во
время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие
поражение в Сиракузах в Основными источниками пополнения рабов в это время
были: 1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во
времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на
рабских рынках. После битвы при Гимере ( Снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных
людей. Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного
гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их
обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э. Обращенные в рабство различным путем люди продавались
на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе,
например Аристофан говорит о рабских рынках в Фессалии; в Афинах, на
центральной площади, агоре, существовало особое место, где свезенные рабы
осматривались, оценивались и продавались. В торгово-ремесленных полисах рабы использовались
главным образом в производстве, и потому одной из задач рабовладельца была
рациональная организация рабского труда. Труд рабов должен был быть организован
так, чтобы раб мог принести доход, который позволил бы окупить затраченные на
его покупку средства, стоимость ежедневного содержания (питания и одежды) и
вместе с тем принести некоторую чистую прибыль. Одной из форм повышения
эксплуатации и вместе с тем производительности рабского труда в Афинах был
отпуск раба на оброк. Смышленому и энергичному рабу господин предоставлял
небольшие средства, помещение, выделял его из своего хозяйства и поселял
отдельно. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоя тельно,
вел дела с заказчиками, торговал продуктами своего труда, мог завести семью. Но
за эту самостоятельность он был должен вносить определенный оброк в пользу
своего господина, причем господин часто устанавливал такой оброк, который был
выше, чем прибыль, приносимая его рабами, находящимися в доме. Посаженный на
оброк раб охотно шел на такие условия, так как это позволяло ему до известной
степени почувствовать себя человеком. Правда, рабов на оброке было немного, их юридическое
положение от этого не менялось, они по-прежнему находились в полной власти
господина. В любой момент господин мог закрыть мастерскую раба, однако это было
не в его интересах. За счет своего старания, экономии, напряженного труда раб
на оброке мог скопить известную сумму и выкупиться на свободу. Но и в этом
случае рабовладелец ничего не терял, он назначал высокую цену выкупа и с лихвой
восполнял свои затраты на данного раба. Если в хозяйстве рабовладельца было много рабов, если
он не имел возможности рационально организовать их труд, то он сдавал их в
аренду на известный срок более предприимчивому человеку и получал за это
арендную плату. В IV в. до н. э. эксплуатация раба приносила довольно высокий
доход: в среднем раб, занятый в ремесле, приносил до 2 оболов в день (на 2
обола можно было прокормить семью в 3—4 человека). Если раб сдавался в аренду,
то собственник раба получал 1 обол в день как арендную плату, а 1 обол был
прибылью арендатора. Высокий доход, приносимый рабами,— показатель интенсивной
эксплуатации рабского труда, его рациональной организации, некоторого роста
производительности труда невольников. В связи с повышением эксплуатации рабского труда в
товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов по
сравнению с предшествующей эпохой. Раб рассматривается и законодательством, и
общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо
низшего порядка, как получеловек. В IV в. до н. э. была создана и
соответствующая теория рабовладения, особенно полно разработанная Аристотелем.
Отражая общераспространенную практику своего времени, Аристотель обосновал
необходимость рабства потребностями жизни и производства, считал рабов
существами с иной физической и психической организацией, чем свободные люди.
«Природа устроила так, — писал Аристотель, — что и физическая организация
свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело
мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же
люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ: зато они
пригодны для политической жизни... Одни люди по своей природе свободные, другие
— рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Раб был собственностью господина, последнему
принадлежали его рабочее время, его жизнь. Пользуясь бесконтрольной властью,
хозяева могли морить своих рабов голодом, подвергать их любым наказаниям,
вплоть до убийства. Но с другой стороны, купить раба, заплатить за него
известную (и немалую) сумму денег, а затем убить его или уморить голодом было
невыгодным для хозяйского кошелька. Чтобы раб мог нормально работать, нужно
было его накормить, одеть. Господин должен был заботиться о своих рабах, так же
как и о своем скоте, как о своих рабочих инструментах. В основе этих отношений
лежали не какие-то абстрактные принципы гуманизма, а прямой интерес: ведь
накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль своему хозяину, чем
голодный и больной человек. При скромном быте греков V—IV вв. до н. э. питание
и одежда рабов и свободных людей не особенно сильно отличались друг от друга.
Для того чтобы несколько ослабить противостояние рабов и их хозяев, в ряде
греческих полисов, например в Афинах, запрещались в законодательном порядке
беспричинное убийство рабов, изуверские истязания, поскольку считалось, что это
наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам. Повышение степени эксплуатации рабов в товарных
хозяйствах, ухудшение общего социального положения рабов, вплоть до низведения
есо до уровня получеловека, вело к обострению антагонизма между рабами и их
владельцами. Раб — потенциальный враг господину — таково было общепринятое
мнение. Разрабатывалась система мер, чтобы предотвратить вспышки недовольства.
Господам рекомендовали тщательно охранять рабов, регулировать число
представителей одной народности, сеять рознь в рабском коллективе, выделять
доверенных рабов, излишне не озлоблять их. Однако далеко не всегда эти меры
оказывались действенными. При серьезных затруднениях, военных неудачах,
столкновениях политических группировок и переворотах рабы принимали участие в
событиях, выражая тем самым свой социальный протест. Так, в Во время разорительной Пелопоннесской войны в Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы,
различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы
сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и
личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении
государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Разобщенные,
находящиеся под строгим присмотром своих господ, рабы не имели возможностей к
объединению даже в пределах небольших полисов, и потому напряженность в
отношениях не могла реализоваться в более зрелых формах протеста типа
вооруженных восстаний. Существовали и другие категории зависимых работников.
В таких полисах, как Спарта, города Беотии, Фессалии, Аркадии и других,
основными производителями в сельском хозяйстве были не рабы (их было очень
немного), а работники иного социального и юридического статуса. В Спарте они
назывались илотами, в ряде фессалийских городов пенестами, на Крите — войкеями,
или кларотами, в Гераклее — мариандинами. Общественное положение этих категорий
работников определялось тем, что они не считались собственностью отдельных лиц,
имели хозяйство, семью и обрабатывали участки земли своими силами. Но вместе с
тем эти работники находились в двойной зависимости — от государства и частных
лиц, в пользу которых они должны были производить отчисления со своих доходов.
Так, например, в Спарте каждый спартиат получал от государства участок земли
(клер) с несколькими хозяйствами илотов. По сведениям Плутарха, на содержание
спартиата поступало 70 медимнов, а на спартанку — 12 медимнов ячменя и
определенное количество вина, масла, смокв, сыра и других продуктов. Илоты
хозяйствовали на своих участках самостоятельно, спартиаты не вмешивались в
процесс производства. Во время военных походов илоты сопровождали своих
спартиатов, использовались в качестве слуг и в трудных ситуациях в качестве
легковооруженных воинов. Илоты вели натуральное хозяйство, жили в сельских
поселках обособленно. Их быт отличался от быта сельскохозяйственных рабов,
занятых в поместьях. Отдельный спартиат — хозяин переданных под его власть
илотов и членов их семей — не имел права наказывать, тем более убивать своих
илотов. Но в Спарте само государство проводило против илотов так называемые
криптии. Отряд спартиатов получал задание тайно совершить нападение на тот или
иной поселок илотов и уничтожить наиболее сильных из них. Эти тайные убийства,
санкционированные властью, так же как право распределения земельных участков с
сидящими на них илотами, позволяют рассматривать спартанское государство как
собственника илотов, закрепленных за земельными участками и предоставленных во
владение спартиатов. | |
| |
Просмотров: 1441 | |
Всего комментариев: 0 | |