Очевидно,
с полной определенностью датировать каждый шаг в многоэтапной интриге Лисандра
нельзя. Здесь мы присоединяемся к мнению Э. Д. Фролова, который отказывается
(при существующем состоянии источников) от каких-либо точных датировок событий,
связанных с планами Лисандра, и в качестве terminus post quem и terminus ante
quem принимает соответственно год окончания Пелопоннесской войны и год смерти Лисандра
(404-395 гг.)98. Ту же точку зрения на хронологию заговора Лисандра,
что и Э. Д. Фролов, правда в самой общей форме, высказывал в свое время Эд.
Мейер. По его словам, Лисандр "еще семь лет (после окончания войны)
предавался этим планам - печальный образ свергнутого интригана, потерявшего
представление о правильных масштабах реальных отношений"99. История "величия и падения" Лисандра
показывает, что в Спарте люди такого масштаба, как Лисандр, были нужны только в
краткие периоды особых военных ситуаций. Инициативы Спарты даже в V в., в пору
наибольшей активности ее внешней политики, все-таки носили эпизодический
характер и в конечном счете находились в зависимости от ее позиции внутри
Пелопоннеса. Те честолюбивые спартиаты, которые игнорировали этот момент в
спартанской политике, допускали большой просчет. Их сограждане не желали
рисковать стабильностью своей внутренней жизни ради амбиций кого бы то ни было.
По меткому выражению Г. Гранди, их "консерватизм был консерватизмом
самосохранения"100. Спарта фактически не смогла реализовать свою победу в
Пелопоннесской войне, которая стала одновременно и моментом наивысшего взлета
спартанского государства, и моментом, от которого можно начать отсчет его
падения. Спартанская держава, созданная Лисандром по образцу Афинского морского
союза, казалась аномалией в соединении со спартанской конституцией и
Пелопоннесской лигой. Ее существование было эфемерным, и вскоре после С
самим Лисандром спартанская община поступила точно так же, как и с его
державой, т. е. с помощью целой серии полумер постепенно ослабила его влияние,
восстановив в полном объеме утерянный было в ходе Пелопоннесской войны
авторитет царей. Все попытки Лисандра вернуть свое былое положение в
государстве в конце концов ни к чему не привели, хотя надо заметить, что
Лисандр в период своей десятилетней опалы не раз выказывал присущие ему
исключительные способности дипломата и организатора. Те методы и способы, с
помощью которых он рассчитывал воздействовать на общественное мнение в Спарте,
конечно, свидетельствуют о значительно продвинувшейся подготовке к
государственному перевороту. То, что тайная деятельность Лисандра раскрылась только
после его смерти, может свидетельствовать о наличии хорошо законспирированной
организации. Хотя планы Лисандра, даже самые радикальные,
по-видимому, не представляли такой же серьезной угрозы для государства, какая
складывалась, например, в связи с заговором Кинадона101,
однако сам факт посягательства Лисандра на царскую власть свидетельствует о
далеко зашедшем кризисе "верхов" в Спарте. Политическая деятельность Лисандра не пошла впрок
спартанской державе. Насколько был непримирим конфликт между личностью, которая
решила реформировать имманентно малоподвижную политическую структуру, и
обществом, которое продолжало держаться традиционных устоев, прекрасно видно на
примере таких выдающихся фигур спартанской истории, как полководец Павсаний и
Лисандр. Их личная трагедия состояла в том, что они были отринуты собственным
государством, для которого, казалось, они сделали так много. Эти люди не
вписались в полисные рамки. В период классики спартанское общество, свято
верящее в спасительную силу консерватизма, было еще не готово принять новых
людей и новые идеи. Царь Павсаний и Лисандр: история противостояния Для понимания перемен во внешней политике Спарты в
ближайшие после 404-го годы исключительно важное значение приобретает анализ
внутриполитических коллизий, имевших место в Спарте в как правило, время пребывания Павсания в Афинах
определяют в пределах весны - ранней осени В последние годы Пелопоннесской войны первенствующее
положение Лисандра было столь безусловным, что не могло не вызвать сильного
недовольства и подозрения к нему в Спарте. Община в лице ее главных
представителей - царей, эфоров и геронтов - не могла относиться равнодушно к
такой концентрации власти в руках одного человека, хотя, пока шла война, она
была вынуждена смотреть на это сквозь пальцы. Первую серьезную попытку
поставить под контроль деятельность Лисандра предпринял царь Павсаний103.
Он сумел добиться от эфоров издания декрета, в силу которого ему поручалось
командование спартанской армией в Афинах и окончательное устройство тамошних
дел (Xen. Hell. II, 4, 29; Diod. XIV, 33, 6; Plut. Lys. 21; Paus. III, 5, 1). Предание сохранило свидетельство о том, что в Спарте
перед отправкой Павсания в Афины шла ожесточенная политическая борьба. Так,
согласно Плутарху, Павсанию даже пришлось прибегнуть к обману для успокоения
сторонников продолжения активной внешней политики в духе Лисандра. Им он
заявил, что отправляется "на помощь тиранам, против народа" и будет
действовать в русле прежней выработанной Лисандром доктрины (Lys. 21, 3). Ясно, что миссия Павсания - это первый серьезный удар,
нанесенный общиной Лисандру, и здесь, по-видимому, следует искать ключ к
пониманию спартанской политики данного периода. Согласно Ксенофонту, инициатива
в этом случае полностью принадлежала Павсанию. Он сумел заручиться поддержкой
своего коллеги царя Агиса и трех из пяти эфоров и с помощью этого большинства
провел декрет о своей экспедиции в Афины (Hell. II, 4, 29). Такое редкое для
Спарты единодушие царей и эфоров объясняется тем, что неограниченное могущество
Лисандра давно уже вызывало глухое раздражение у части общества. Если раньше в
Спарте хранили глубокое молчание и оставляли без ответа многочисленные жалобы
союзников на безобразное поведение Лисандра и его офицеров за границей, то
теперь, наконец, эти жалобы были услышаны и восприняты с большим сочувствием
(Plut. Lys. 19). На настроение коллегии эфоров 404/403 г. частично мог повлиять
и инцидент с Гилиппом, который имел место непосредственно перед выборами нового
состава эфората (Diod. XIII, 106; Plut. Lys. 16; Posid. ad. Athen. VI, Что касается мотивов царя Павсания, то наши источники
(вполне в духе античной историографии) причину всех его поступков усматривают в
чувстве мести и личной зависти по отношению к Лисандру (Xen. Hell. II, 4, 29 - Pausaniva"... fqonhvsa" Lusavndrw/; Diod. XIV, 33, 6 - Pausaniva"... fqonw'n tw/' Lusavndrw/). Плутарх добавляет, что чувства Павсания вполне
разделял и царь Агис (Lys. 21, 3). Таким образом, по крайней мере, в этом деле,
оба царя проявили завидное единодушие. Однако видеть в действиях Павсания
только личную антипатию к Лисандру было бы, конечно, необоснованным упрощением.
Скорее всего, личный момент сочетался с определенными соображениями
принципиального характера. За несколько лет для руководства спартанской
державой Лисандр создал новую исполнительную власть, сосредоточив ее в руках
навархов, гармостов, эпистолеев и других высших офицеров, связанных, как
правило, лично с ним, а не с царями. Это привело к тому, что цари, оставаясь по
конституции главнокомандующими, фактически оказались в тени. Над Спартой
нависла угроза двоевластия и неизбежной в таких случаях гражданской смуты. Такой перекос в сторону авторитарной власти и
попытался исправить царь Павсаний. Он положил конец как внутренней, так и
внешней экспансии Лисандра. В самый ответственный для Лисандра момент, когда
тот уже видел себя господином Афин, как "deus ex machina" возник
Павсаний и "отодвинул" Лисандра, воспользовавшись своим
конституционным правом возглавлять спартанское гражданское ополчение. Лисандр,
в это время находившийся в Афинах в качестве гармоста105, и его брат
Либий, руководивший спартанским флотом (Xen. Hell. II, 4, 28), оказались в
весьма двусмысленном положении. Место спартанского царя в военной иерархии было
гораздо выше места гармоста. Лисандр со своими наемниками (Lys. XII, 54, 58;
Diod. XIV, 33, 5), если хотел остаться в конституционном поле, безусловно,
должен был подчиниться спартанскому царю, прибывшему с традиционным гражданским
ополчением и союзными контингентами. Появление Павсания в Афинах полностью изменило
расстановку сил. Царь, вмешавшись в судьбу Афин, воспрепятствовал тому, чтобы
Афины стали бесконтрольной "вотчиной" Лисандра. Следы именно такой
трактовки мотивов Павсания можно найти уже у современника событий - Ксенофонта.
Так, по словам Ксенофонта, "он [Павсаний] боялся, что тот [Лисандр]...
сделает Афины своим владением" (Hell. II, 4, 29 - ijdiva" poihvsoito
ta;" jAqhvna"). Ту же
версию повторяет и Плутарх. Согласно Плутарху, главная цель Павсания - это
стремление закончить войну таким образом, "чтобы Лисандр опять с помощью
друзей не стал господином Афин" (Lys. 21, 3). Среди мотивов Павсания не последнюю роль играло и
понимание пагубности для Спарты действий Лисандра в Афинах, ибо он "видел,
что Спарта приобретает печальную репутацию у греков" (Diod. XIV, 33, 6).
Павсанием, таким образом, двигало желание успокоить общественное мнение и
погасить уже назревающий международный конфликт, в который были вовлечены в том
числе и члены Пелопоннесской лиги. Уже осенью Деятельность Павсания в Афинах носила демонстративно
антитиранический характер. В этом его поддерживали оба эфора, сопровождавшие
царя в качестве наблюдателей и советников (Xen. Hell. II, 4, 36)106.
Сам факт присутствия эфоров в армии Павсания должен был усиливать авторитет
совместно принятых решений и eo ipso ослаблять позицию Лисандра. Ксенофонт,
довольно подробно описавший военный аспект деятельности Павсания в Афинах,
воздерживается от каких-либо оценочных характеристик. Зато поздние авторы
единодушны в том, что Павсаний в своей антитиранической политике
руководствовался исключительно высшими мотивами: принципиальным неприятием
тирании, стремлением сохранить "лицо", соображениями гуманитарного
порядка. Так, у периэгета Павсания мы читаем: "Он не желал, усиливая
тираническую власть безбожных людей, покрыть Спарту несмываемым позором"
(III, 5, 2). Ему вторит Диодор, объясняющий действия Павсания в Афинах заботой
царя о репутации своей родины (XIV, 33, 6). Юстин объясняет мягкое поведение
Павсания в Афинах исключительно мотивами гуманности: "Павсаний, движимый
состраданием к изгнанному народу, вернул несчастным гражданам отечество"
(V, 10, 7/ Пер. А. А. Деконского и М. И. Рижского). Все эти соображения,
возможно, действительно имели место. Поведение Павсания в Афинах вполне
вписывается в контекст характерного еще для архаической Спарты тираноборства.
Но это скорее дополнительные соображения. Основным для Павсания в Афинах было
другое - борьба с Лисандром. И как знать, на чьей бы стороне оказался царь,
если бы Лисандр поддерживал пирейских демократов, а не элевсинских тиранов? То, что вся деятельность Павсания в Афинах своим
острием была направлена главным образом против Лисандра, не вызывает у
исследователей каких-либо сомнений107. Однако был ли Павсаний
принципиальным противником всей внешней политики Спарты в той форме, в какой
она сложилась после Во внутриполитических делах партия Павсания должна
была выступать на стороне тех, кто уже в В Афины Павсаний прибыл, очевидно, с твердым
намерением положить конец гражданской войне и уничтожить тот тиранический
режим, который еще существовал там благодаря усилиям Лисандра. Судя по рассказу
Ксенофонта, все его действия были проникнуты явной симпатией к пирейским
демократам и лидеру их Фрасибулу (Hell. II, 4, 31)109. Он полностью
оттеснил Лисандра от переговоров и проявил завидную ловкость, координируя
усилия всех участников, заинтересованных в разрешении конфликта (Xen. Hell. II,
4, 35-39). Военных действий против демократов, находящихся в Пирее, Павсаний
старался не предпринимать. Однако, возможно под давлением Лисандра, царь не
сумел избежать стычки с ними. В результате он потерял нескольких видных
спартиатов, и в их числе двух полемархов (Xen. Hell. II, 4, 30-34). Подобные
потери оказались настолько чувствительными для спартанской общины, что дали
повод Лисандру по возвращении на родину привлечь Павсания к суду. Но, несмотря на сомнительные военные успехи,
результаты афинской экспедиции Павсания были впечатляющими: он сумел остановить
Лисандра, добился значительного отхода Спарты от нового империалистического
курса и, наконец, сделал примирительный жест в сторону союзников. Как верно
заметил Эд. Мейер, "умиротворение партий в Афинах... было вместе с тем и
открытым отказом от Лисандра и его политики"110. Почти сразу же по возвращении из Афин Павсаний был
обвинен в государственной измене и привлечен к суду. Процесс проходил, скорее
всего, зимой 403/2 г.111 Эта дата может быть достаточно точно
установлена благодаря указанию Плутарха (Mor. Павсаний, автор "Описания Эллады", следующим
образом рассказывает о суде над спартанским царем: "Когда он [Павсаний]
вернулся из Афин после такого бесплодного сражения, его враги призвали его на
суд. В суде над лакедемонским царем заседают так называемые геронты, двадцать
восемь человек, вся коллегия эфоров, а вместе с ними и царь из другого царского
дома. Четырнадцать геронтов, а также Агис, царь из другого царского дома,
признали, что Павсаний виновен; все же остальные судьи его оправдали"
(III, 5, 2). Это место из "Описания Эллады" очень важно для понимания
уровня политического противостояния в Спарте. Нет сомнения, что суд был инспирирован
Лисандром и его сторонниками и являлся их ответной, хотя и запоздалой реакцией
на действия Павсания в Афинах. Но отменить происшедшее было уже невозможно. Павсания оправдали с перевесом в 4 голоса, которые
принадлежали эфорам. На суде вся коллегия эфоров единодушно проголосовала за
Павсания и тем самым решила дело в его пользу. Последовательная поддержка,
которую оказывали Павсанию эфоры из двух разных коллегий (404/3 и 403/2 гг.)
вполне понятна. Эфорат, как правило, отражал мнение элиты общества и отстаивал
ее корпоративные интересы. И дело не меняет то, что эфоры формально избирались
из всего гражданского коллектива. Это само по себе не делало эфорат
демократическим институтом. В руках правящей верхушки были рычаги, с помощью
которых она вполне могла влиять на эфорат. В истории с Павсанием ясно видно
нежелание правящих кругов отдать одного из своих членов на расправу. Некоторые историки без особого на то основания
полагают, что эфорат обычно отражал мнение и настроение народного собрания и
"должен был менять свою политику, по крайней мере, так же часто, как это
делали его избиратели"112. Так думает, например, Э. Эндрюс. Он
исходит из той весьма спорной посылки, что в Спарте апелла была реальной
политической силой и эфоры были вынуждены прислушиваться к мнению народа113.
А. Джонс в своей монографии, посвященной структуре спартанского общества, также
пытается доказать зависимость эфоров от мнения большинства114.
Но традиция свидетельствует скорее об обратном: эфоры, как правило, выражали
интересы не всего общества, а только его части -
аристократическо-олигархической верхушки, т. е. интересы не столько апеллы,
сколько герусии. Конечно, безусловная поддержка, которую оказала
Павсанию вся коллегия эфоров 403/2 г., свидетельствует о сильной реакции
консервативного правительства Спарты на Лисандра и его политику. Консолидированная позиция эфоров в деле Павсания -
пример редкого для Спарты единения эфората и царской власти. Такая коалиция
была возможна только при наличии общего врага, каким для большей части
спартанской аристократии с ее традиционно консервативными установками стал
Лисандр. Как мы полагаем, в Спарте к концу Пелопоннесской войны оформился
антилисандровский блок во главе с царем Павсанием115. Что удивляет и требует дальнейших объяснений - это
голосование царя Агиса за осуждение Павсания. Ведь несколькими месяцами ранее,
летом Такое радикальное расхождение во взглядах на судьбу
Афин внутри правящей элиты - знак того, что Спарта уже начала погружаться в
полосу политической нестабильности. Налицо конфликт, затронувший все властные
структуры. Даже в герусии не было единства. Она раскололась ровно пополам в
вопросе о виновности или невиновности Павсания. В чем были принципиальные расхождения участников
конфликта? Лучше всего мы представляем себе позицию Лисандра. Во внутренних
делах Лисандр и его сторонники выступали за смягчение слишком строгих законов,
приписываемых Ликургу, особенно в той их части, которая касалась запрета на
хождение в стране иностранной валюты. Создаваемая Лисандром держава никак не
сочеталась с консервативными устоями ликургова космоса. Сохранить и то и другое
без каких-либо радикальных изменений было невозможно. Но ни правящая элита, ни
общество в целом не проявляли готовности к столь радикальным переменам. Скорее
наоборот, сразу же по окончании Пелопоннесской войны в Спарте победила реакция.
Большая часть общества, напуганная слишком быстрыми переменами во всех областях
жизни и отлученная от дележа военной добычи, предпочла возвращение к
традиционному укладу и порядку. Анализ расстановки сил перед посылкой Павсания в Афины
и дальнейший суд над царем демонстрируют раскол правящей элиты спартанского
общества на несколько враждующих между собой группировок. Сравнительная
неактивность спартанцев за границей в ближайшие семь лет после Во всех известных нам конфликтах ближайшего после Кроме участия царя Павсания в споре о
престолонаследии, его политическое влияние в данные годы, возможно,
прослеживается и в том, что Спарта не обратила внимания на две акции, которые
имели место в Политическая карьера Павсания закончилась в Находясь
в изгнании, Павсаний, по-видимому, занялся литературным творчеством и уже с
помощью пера попытался осмыслить причины своего политического поражения. В этой
попытке прибегнуть к силе письменной традиции для прокламации своих идей
Павсаний опять-таки был схож с Лисандром. В стране, давно ужелишенной своих
поэтов и прозаиков, сам факт обращения бывших политических лидеров к
сочинительству заслуживает пристального внимания118. Разберем существующую традицию. У Эфора мы находим
сообщение, что Павсаний был автором какого-то исследования о конституции
Ликурга (ap. Strab. VIII, 5, 5, p. 366). Однако текст этого отрывка у Страбона
сильно испорчен, и поэтому столь различны его интерпретации. В лучшей рукописи
Страбона - Парижском кодексе конца XIV в. (А) - это место имеет много лакун,
приблизительно по 15 букв в каждой строке. Эд. Мейер в своих штудиях о царе
Павсании приводит сохранившийся рукописный текст данного фрагмента Эфора лишь с
теми добавлениями, которые, по его мнению, вполне надежны119. Однако
ему еще не был известен Ватиканский палимпсест, что в какой-то мере повлияло на
его взгляды относительно политической направленности трактата Павсания. Открытие и издание в конце XIX в. Ватиканского
палипмсеста (V), датируемого приблизительно Приведем полный текст этого отрывка по изданию Ф.
Якоби (FgrHist PauМsanivan te, tw'n
Eujrupwntidw'n ejkpesovnta uJpo; th''" eJtevra" oijkiva", ejn
th'i fugh'i suntavxai lovg Вот перевод этого отрывка у Г. А. Стратановского:
"Павсаний, после того, как он был изгнан вследствие ненависти к нему
Еврипонтидов - другого царского дома, в изгнании сочинил речь о законах Ликурга
(который принадлежал к дому, изгнавшему Павсания); в этой речи он говорит об
оракулах, данных Ликургу относительно большинства законов". Выражения "вследствие ненависти" в тексте
нет. Оно добавлено издателями, в частности Эд. Мейером, для лучшего понимания
текста121. Перевод не совсем понятного и испорченного выражения,
замыкающего данный отрывок - ajp j + ej Предлог katav перед
именем Ликурга в Ватиканском палимпсесте122 требует от нас перевести
это место следующим образом: "Павсаний... сочинил речь против законов
Ликурга"123. Эд. Мейер и К. Ю. Белох полностью отвергают идею, что
Павсаний мог выступить с критикой законов Ликурга, но руководствуются они при
этом диаметрально противоположными соображениями. По словам Эд. Мейера, "гипотеза, что Павсаний
написал сочинение против Ликурга, не может быть правильной. И как согласуется
подобное сочинение с характером Павсания, главного противника Лисандра,
сторонника честной политики, царя, который помешал расправе над Афинами... и
спас мантинейских демократов от смерти, а Спарту от позора? Разве мог этот
Павсаний написать поносное сочинение о Ликурге, который честность и исполнение
долга сделал высшей заповедью, на законах которого зиждилась также власть
царей? Сочинение не против Ликурга, а в его защиту написал Павсаний: от
государства, которое отправило его в изгнание и которое попрало старый порядок,
он апеллировал к законодателю, которому это государство было обязано своей
мощью". Мнение Эд. Мейера о Павсании, как нам кажется, несет в себе явные
черты идеализации124. Наоборот, К. Ю. Белох в отличие от Эд. Мейера склонен
видеть в литературных упражнениях Павсания лишь попытку хотя бы заочно
объясниться с властями и добиться разрешения вернуться на родину125. | |
| |
Просмотров: 971 | |
Всего комментариев: 0 | |