Плутарх в пятой главе биографии Агиса рассказывает о
деградации Спарты в III в. и объясняет ее тем, что после Пелопоннесской войны
спартанцы "наводнили собственный город золотом и серебром". Однако и
это, по его мнению, было бы не так страшно, если бы сохранилось старое, идущее
от Ликурга "правило наследования", при котором отец не мог передать
свое имущество никому, кроме сына. Плутарх считает, что этот порядок
наследования обеспечивал имущественное равенство и "каким-то образом
избавлял Спарту от всяких прочих бед". Положение изменилось, продолжает
далее Плутарх, "когда эфором стал некий Эпитадей, человек влиятельный, но
своенравный и тяжелый. Он, повздоривши с сыном, предложил новую ретру (rJhvtran
e[grayen) - чтобы впредь каждый мог подарить или оставить по завещанию свой
дом и надел кому угодно". Согласно версии Плутарха, Эпитадей предложил
этот закон из личных побуждений: "только ради того, чтобы утолить
собственный гнев1, а остальные приняли его из алчности и, утвердив,
уничтожили замечательное и мудрое установление (oiJ de; a[lloi pleonexiva"
e{neka dexavmenoi kai; kurwvsante" ajpwvlesan th;n ajrivsthn katavstasin)"
(Agis 5). Вступив в силу, этот закон повлек за собой
неисчислимые последствия. Земля как любой прочий товар была пущена в оборот,
"и скоро богатство, - сообщает Плутарх, - собралось в руках немногих, а
государством завладела бедность". Концентрацию земли в руках немногих
Плутарх напрямую связывает с резким уменьшением числа граждан: спартиатов к
моменту реформы Агиса осталось не более 700, причем из них только 100 владело
землей. Вся остальная масса бывших граждан, по свидетельству Плутарха, являла
собой полностью деклассированную чернь, представлявшую для государства большую
угрозу как чрезвычайно взрывоопасный элемент. Уничтожение равенства и
сокращение числа граждан, согласно Плутарху, было прямым следствием закона
Эпитадея. Таков рассказ Плутарха. Постараемся теперь его прокомментировать. Эфор Эпитадей упоминается только у Плутарха, хотя само
имя Эпитадей, или Эпитад, встречается в спартанской истории еще один раз. Так
звали спартанского командующего, погибшего в Косвенным доказательством их родства может служить то,
что все они, безусловно, были людьми одного круга: первый - Молобр - имел
достаточно средств, чтобы оказывать финансовую помощь собственному государству,
второй - Эпитадей - командовал спартанской армией и был, по-видимому,
достаточно видной фигурой, а третьего - эфора Эпитадея - Плутарх характеризует
как "человека влиятельного" (ajnh;r dunatov"), который,
воспользовавшись званием эфора, выступил с законопроектом, касающимся основы
основ всей социально-экономической жизни Спарты (Agis 5, 3). То, что важный
социальный закон был предложен именно эфором, объясняется особым положением
эфората в системе властных структур спартанского государства. В Спарте только звание эфора давало реальную
возможность его носителям выступать с законотворческой инициативой. Эфоры
обладали особым качеством, отсутствующим у всех прочих республиканских магистратов
в Спарте: они были неподотчетны другим должностным лицам, абсолютно независимы
от них и практически безнаказанны3. В классический период эфорат в
силу целого ряда присущих ему изначально потенциальных возможностей проявлял
четко выраженную тенденцию к усилению своих властных функций. Это выражалось, с
одной стороны, в расширении его юрисдикции, а с другой - в распространении
власти эфоров не только на рядовых граждан, но и на высших
"чиновников", в том числе и царей (Arist. Pol. II, 6, 18, В компетенцию эфоров как рабочего комитета народного
собрания, председателями которого они к тому же являлись (Thuc. I, 87, 1-2;
Plut. Agis 9; cp.: Xen. Hell. II, 2, 19; 4, 38; III, 2, 23; IV, 6, 3), входили
вопросы, затрагивающие почти все стороны жизни спартанского полиса. Им же
принадлежало право вносить законопроекты в апеллу и ставить их на голосование.
Этим правом не обладало больше ни одно должностное лицо в Спарте, включая царей
и геронтов5. Конечно, в качестве руководителей спартанской апеллы
эфоры имели возможность манипулировать "волей" большинства и
"протаскивать" необходимые им решения. А если учесть, что среди
эфоров попадались "люди случайные" и бедные, которых, по словам
Аристотеля, легко можно было подкупить, то легко себе представить, чьи интересы
в народном собрании подчас они защищали (Pol. II, 6, 16, 1270 b). В предании
нет ясного ответа на вопрос, кто и как избирал эфоров. По словам В. Г.
Васильевского, "каков бы ни был способ избрания в эфоры... нет никакого
сомнения в том, что избрание их попадало тем или другим путем в руки
господствующей олигархии; эфоры избирались из среды всех, но не всеми"6. В качестве председателей апеллы и инициаторов важных
решений эфоры неоднократно фигурировали в спартанской истории. Так было в Последний известный нам случай, связанный с
законотворческой инициативой эфоров, произошел в Возвращаясь к преданию о законе Эпитадея, еще раз
отметим тот факт, что никто из древних авторов кроме Плутарха об Эпитадее
вообще не упоминает. Но тем не менее в "Политике" Аристотеля есть
одно место, которое можно рассматривать как дополнение к рассказу Плутарха о
ретре Эпитадея. Возможно, Аристотель имел в виду именно эту реформу, когда говорил
о каком-то законодательном акте, позволившем гражданам продавать свои клеры под
видом дарения или завещания. Так, в "Политике" мы читаем:
"Законодатель поступил правильно, заклеймив как нечто некрасивое покупку и
продажу имеющейся собственности, но он предоставил право желающим дарить эту
собственность и завещать ее в наследство, а ведь последствия в этом случае
получились неизбежно такие же, как и при продаже" (II, 6, 10, Однако отсутствие имени законодателя в процитированном
выше отрывке (Arist. Pol. II, 6, 10, Из
сличения двух сообщений о законе Эпитадея - у Аристотеля и Плутарха - видно,
что эти тексты не происходят один от другого. Плутарх явно пользовался не
Аристотелем, а каким-то иным источником, и, судя по приведенному им
историческому анекдоту о ссоре Эпитадея с сыном, этим источником, по-видимому,
был Филарх11. По мнению французской исследовательницы Ж. Кристьен,
Аристотель и Плутарх дополняют друг друга, и этот дополняющий характер обоих
рассказов подтверждает аутентичность закона Эпитадея12. Подавляющее большинство исследователей считают и
Эпитадея, и его закон соответственно историческим лицом и историческим
событием. Споры скорее ведутся относительно времени жизни Эпитадея (до или
после Левктр), а отнюдь не о самом факте его существования. В общих трудах по
греческой истории историчность предания отстаивают Г. Бузольт, К. Ю. Белох, Г.
Глотц13. В специальных исследованиях, посвященных
социально-экономической ситуации в Спарте периода поздней классики и эллинизма,
этой точки зрения придерживаются В. Портер, М. Кэри, А. Тойнби, П. Олива, Ж.
Кристьен, Г. Мараско14. Однако стоит указать и на иной, как нам кажется,
разрушительный и бесперспективный подход к древней традиции. Так, сторонники
гиперкритического направления в истории - Эд. Мейер и Р. Пёльман в свое время
характеризовали и самого Эпитадея, и его закон как романтический миф,
придуманный в III в. для объяснения исчезнувшей системы равных наделов15.
Вслед за Эд. Мейером и Р. Пёльманом тот же подход к источникам демонстрируют и
некоторые современные ученые. М. Клаусс, например, считает весь рассказ Плутарха
об Эпитадее и его законе этиологическим анекдотом, выдуманным для примирения
фактического неравенства земельной собственности с постулируемым еще Ликургом
регулированием ее16. Еще дальше идет Ст. Ходкинсон. Он уверен, что
закон Эпитадея почти наверняка фиктивен уже только потому, что система
землевладения и наследования, которую он должен был разрушить, никогда в
действительности не существовала и с точки зрения здравого смысла вообще
неосуществима17. Подобно Ст. Ходкинсону, тоже "с точки зрения
здравого смысла" безусловно неисторическим этот закон считает и
современный американский антиковед М. Флауэр18. Но такой подход к
преданию по меньшей мере неконструктивен. Признав аутентичность закона Эпитадея, обратимся
теперь к вопросу о времени его принятия. Хотя древние источники и не дают общей картины тех
социальных коллизий, которые имели место в Спарте после Пелопоннесской войны,
однако даже то немногое, что мы знаем, заставляет думать о наличии далеко
зашедшего процесса расслоения гражданского коллектива в Спарте и концентрации
земли в руках немногих. Закон Эпитадея, явившийся, с одной стороны, следствием
этого процесса, с другой стороны, сам послуживший как бы его катализатором, был
издан либо в самом конце V в., либо в самом начале IV в. Плутарх, наш
единственный авторитет в данном вопросе, вполне определенно связывает этот
закон с притоком денег в Спарту в конце Пелопоннесской войны (Agis 5, 1). Из
контекста ясно, что для Плутарха точкой отсчета была именно Пелопоннесская
война, и трудно предположить значительную отдаленность этого закона от момента
ее окончания. Косвенное подтверждение тому можно найти у Аристотеля.
В том же отрывке, где речь идет о разрешении дарить и завещать землю,
Аристотель указывает и на ту ситуацию, которая сложилась в современной ему
Спарте в результате фактического допущения земельной спекуляции:
"Оказалось, что одна часть граждан владеет собственностью очень больших
размеров, другая - совсем ничтожной. Поэтому дело дошло до того, что земельная
собственность находится в руках немногих" (Pol. II, 6, 10, Мы согласны с теми исследователями, которые, следуя
традиции, относят закон Эпитадея к рубежу V-IV вв.20, т. е. к тому
времени, когда Спарта в ходе трансформации из консервативного полиса в
территориальное имперское государство была вынуждена принять целую серию новых
законов. Это та эпоха, которую Плутарх характеризует как "начало порчи и
недуга Лакедемонского государства" (Agis 5, 1). Однако если брать только формальную сторону дела, то
Плутарх и Аристотель вместе дают соответственно terminus post quem и terminus
ante quem, т. е. определяют тот отрезок времени, в пределах которого мог иметь
место закон Эпитадея. Столь широкий временной диапазон (70-80 лет)
способствовал появлению нескольких гипотез, различно датирующих закон Эпитадея.
Так, например, О. Шультесс считал, что из-за состояния наших источников более
или менее точная хронологическая привязка ретры Эпитадея вообще невозможна. По
его словам, закон относится к первым десятилетиям IV в., после Лисандра, но в
любом случае до "Политики" Аристотеля21. Того же мнения
придерживался и В. Г. Васильевский. Коль скоро, пишет он, о законе Эпитадея нет
упоминаний ни у Ксенофонта, ни у Плутарха в его биографиях Лисандра и Агесилая,
значит, он был принят "в промежуток времени между Агесилаем и
Аристотелем"22. Приведем и другие, отличные от традиционной версии,
датировки закона Эпитадея. Самая ранняя из них принадлежит Б. Низе. Не отвергая
в целом свидетельство Плутарха, сам закон Б. Низе относит к началу
Пелопоннесской войны, отождествляя эфора Эпитадея со спартанским командующим,
погибшим в Другой крайностью следует считать слишком поздние
датировки ретры Эпитадея. Правда, в какой-то степени в пользу более поздней
датировки можно привести следующий аргумент: если учесть, что эфор Эпитадей,
возможно, был правнуком Молобра и внуком Эпитадея, участника Пелопоннесской
войны, то вряд ли он мог иметь уже взрослого сына ранее 70-50 гг. IV в. К
сторонникам поздней датировки ретры Эпитадея относятся М. Кери, А. Тойнби и Г.
Мараско. А. Тойнби, исходя из посылки, что в Спарте вплоть до битвы при
Левктрах и потери Мессении не происходило никаких существенных социально-экономических
сдвигов, датирует ретру Эпитадея приблизительно И Аристотель в "Политике" (II, 6, 11, История военной организации Спарты позволяет проанализировать
с большей или меньшей точностью ход и скорость развития этого хорошо известного
феномена. В архаической Спарте, по-видимому, никакой значительной убыли
гражданского населения не наблюдалось. Во всяком случае, у нас нет данных,
которые подтверждали бы, что олигантропия (ojliganqrwpiva - досл.
"малолюдство") уже тогда воспринималась как тяжелая социальная
проблема. Традиция скорее свидетельствует об обратном: общее количество
спартиатов призывного возраста оставалось более или менее неизменным на протяжении
всего периода архаики. Так, согласно Аристотелю, во время первых царей в Спарте
было 10 тысяч граждан27 (Pol. II, 6, 12 Эпоха Греко-персидских войн - одновременно и высшая
точка и рубеж, от которого берет свое начало процесс постепенного вымирания спартанского
гражданства. Все полноправное население Спарты в начале V в., по-видимому,
составляло 8-10 тысяч граждан призывного возраста. Геродот, в чьих данных мы
менее всего можем сомневаться, дает цифру 8 тысяч для времени вторжения Ксеркса
в Грецию (VII, 234; см. также: Arist. Pol. II, 6, 12, Но уже к началу Пелопоннесской войны количество
спартиатов резко сокращается. При почти полном отсутствии статистических данных
об этом свидетельствует, например, очень нервное отношение спартанцев к
возможным, даже небольшим, потерям своих граждан. Когда, например, в Спустя
60 лет после битвы при Платеях, в Больше вплоть до битвы при Левктрах никаких прямых
указаний на численный состав спартанского гражданства у нас нет. Однако
постепенная замена спартиатов в армии на неодамодов, периеков и союзников
продолжалась по нарастающей в течение всего периода Пелопоннесской войны и
спартанской гегемонии30. Судя по качественному составу спартанской
армии, спартиаты составляли в ней только офицерский корпус. Даже в такую важную
экспедицию, как поход Агесилая против персов ( Следующие статистические данные после Как мы уже говорили, в спартанском войске, сражающемся
при Левктрах, было всего семьсот спартиатов (Xen. Hell. VI, 4, 17). Потеря в
этой битве четырехсот из них33 оказалась, по словам Ксенофонта
(Hell. VI, 4, 15), таким тяжелым ударом, что Спарта так никогда и не смогла от
него оправиться. Ему вторит Аристотель, утверждающий, что "одного
вражеского удара государство не могло вынести и погибло именно из-за
малолюдства" (Pol. II, 6, 12, Следующее, правда весьма общее свидетельство о
численности спартиатов, относится уже ко времени Аристотеля, т. е. ко 2-й
половине IV в. Аристотель, говоря о состоянии современной ему Спарты, заявляет,
что она не могла выставить и тысячи гоплитов, "хотя земля (th'"
cwvra") в состоянии была прокормить 1500 всадников и 30 тысяч
гоплитов" (Pol. II, 6, 11, Перед нами данные приблизительно за 150 лет. Каковы же
причины, вызвавшие столь катастрофическое исчезновение спартанского
гражданства? Исследователи насчитывают, по крайней мере, несколько таких
причин, большая часть которых, по их мнению, лежит в сфере внеэкономических
отношений. Сюда относят и многочисленные войны, и землетрясение Конечно, война вносила свою лепту в этот процесс, но
не большую, чем, скажем, в Афинах. При этом надо учесть, что военные действия,
как правило, велись далеко от спартанской территории, и мирное население от них
не страдало. Землетрясение Как мы уже говорили, иногда видят одну из главных
причин спартанской олигантропии в низкой рождаемости в среде спартиатов.
Бесспорно, это явление имело место не только в V-IV вв., но и гораздо раньше.
Отчасти оно объясняется идущей еще от Ликурга искусственной сегрегацией полов и
вследствие этого развитием гомосексуализма. В борьбе с падением рождаемости
обычно прибегали в мерам морального давления, особенно действенным в закрытых
обществах, где специально культивировалась нетерпимость к любым отступлениям от
нормы. Не ограничиваясь моральным осуждением безбрачия, в какой-то момент
прибегли даже к мерам юридического характера, введя новые поощряющие
рождаемость законы (Arist. Pol. II, 6, 13 1270 b 2-5). Но объяснить олигантропию только традиционной для
спартиатов низкой рождаемостью невозможно. Само по себе падение рождаемости,
если оно не было вызвано какой-то экстремальной ситуацией, ни в одном обществе
не может привести к столь быстрому уменьшению гражданского населения, как это
было в Спарте. Резкое сокращение числа полноправных граждан в масштабах всей
страны, конечно, свидетельствует о наличии глубоких кризисных явлений в
социально-экономической сфере, но вовсе не объясняет эти явления. Бесспорно,
существовала известная связь между упадком гражданского сословия в Спарте и
кастовым характером ее социальной политики. Спартанская аристократия,
проникнутая духом исключительности, никогда, по крайней мере в классический
период, не прибегала к обычному для прочей Греции способу пополнения своего
гражданства - кооптированию новых граждан из наиболее богатой и влиятельной
верхушки метеков и иностранцев39. В этом, по мнению Аристотеля,
главная причина спартанской олигантропии, которая ко времени написания
"Политики" приобрела уже необратимый характер (Pol. II, 6, 12, Как нам представляется, закон Эпитадея значительно
ускорил процесс "вымывания" гражданского сословия и eo ipso сделал
его необратимым. Оформивший право спартиатов на отчуждение земли, он после
законодательства Ликурга стал важнейшим этапом в спартанском гражданском праве.
Ретра Эпитадея - явное свидетельство того, что традиционный ликургов порядок, типичный
для классической Спарты, больше не соответствовал положению вещей. Но и сама
ретра, со своей стороны, усилила новые тенденции, которые достигли кульминации
в эллинистический период. Ретру Эпитадея, таким образом, можно считать
"поворотным пунктом в экономической и социальной истории Спарты"42.
Фактически спартанские граждане могли теперь свободно
распоряжаться своими наделами, тогда как раньше их клеры были неделимыми и
передавались, по-видимому, в виде майората только старшему сыну. В этом и
заключалась новизна ретры, ибо она допускала полную свободу дарения и завещания
даже при наличии законных наследников. Те тенденции, которые в обход закона
давно уже исподволь развивались в спартанском обществе, были, таким образом,
закреплены юридически. Н. Д. Фюстель де Куланж, оценивая закон Эпитадея как
"ниспровержение древнего права", пишет, что с его введением
"законодательство Спарты проделало больший путь за один день, чем
законодательство Афин - за несколько веков"43. И Аристотель, и Исократ, не так уж далеко отстоящие от
времени Эпитадея, оба считали, что последствия этого закона сказались
немедленно и что перемещение собственности произошло сразу (Arist. Pol. II, 6,
10, Н. Д. Фюстель де Куланж, а вслед за ним и ряд других
ученых, как нам кажется, верно раскрывают механизм этого явления. По мнению Н.
Д. Фюстеля де Куланжа, быстрое и, на первый взгляд, одноактное перемещение
собственности и концентрация ее в немногих руках были вызваны к жизни вовсе не
исключительно законом Эпитадея. Социально-экономические сдвиги в спартанском
обществе исподволь готовились в течение многих поколений и задолго до ретры
Эпитадея "сложилась такая ситуация, что мелкий собственник владел своей
собственностью только номинально и земля принадлежала ему только как легальная
фикция"44. Закон Эпитадея уничтожил эту фикцию, он избавил
людей от необходимости идти в обход закона и осуществлять фактическую продажу
земли без юридического ее оформления. Н. Д. Фюстель де Куланж и М. Хвостов разъясняют, как с
их точки зрения происходило перемещение недвижимости до принятия ретры Эпитадея45.
Древние законоположения, идущие еще от Ликурга, запрещали спартиату отчуждать
землю, но они не могли воспрепятствовать ему уступать кредиторам часть дохода с
клера или даже весь доход, т. е. апофору илота. Таким образом de facto клер
вместе с сидящими на нем илотами переходил в собственность кредитора, хотя de
jure владельцем считалось другое лицо. Подобная форма ипотеки практиковалась,
особенно в раннюю эпоху, и в других полисах Греции. Закон Эпитадея просто
легализовал уже существующее положение вещей. Благодаря ему можно было
передавать не только доходы с земли, но и самую землю. Понятно, что должники,
получившие право дарить или завещать свои клеры, практически могли их подарить
только своим кредиторам. Последние, конечно, постарались сразу же перевести
долговые обязательства (ta; klavria)46, под залог которых они
ссужали должникам деньги, в недвижимую собственность, т. е. в землю. | |
| |
Просмотров: 1281 | |
Всего комментариев: 0 | |