Вероятно,
большинство клеров сразу же после издания закона Эпитадея оказалось в руках
весьма ограниченного числа собственников. Этот момент как раз и заметил
Аристотель, когда говорил, что земля перешла к немногим людям (Pol. II, 6, 10, Таким
образом, тенденции естественного экономического развития страны, с одной
стороны, и сохранение старой цензовой системы, с другой, привели Спарту к
необратимым социальным последствиям. Как справедливо замечает Ю. В. Андреев,
"экономический суверенитет государства здесь, как и в большинстве
греческих полисов, выражался не столько в непосредственном владении каким-то
имуществом... сколько в контроле и разного рода ограничительных мерах по
отношению к частной собственности отдельных граждан"47.
Формально все меры государства были направлены к сохранению земли как высшей
ценности за всей совокупностью своих граждан. Действительно, клеры можно было
отчуждать только внутри класса спартиатов и только в виде дарения или
завещания. Таким образом, земля как была, так и осталась после закона Эпитадея
с формальной стороны собственностью государства. Но внутри этой жесткой
конструкции постепенно развился процесс, полностью перечеркнувший прежний
государственный суверенитет над землей и практически узаконивший частную
собственность на землю со всеми вытекающими отсюда последствиями. После
принятия закона Эпитадея государственная собственность на землю стала не чем
иным, как принятой с молчаливого согласия всего общества фикцией. Закон Эпитадея разрешил дарение и завещание48
клеров, но не их покупку или продажу. Причина такого маневра, по-видимому,
крылась в желании властей как-то завуалировать суть дела и не шокировать своих
сограждан слишком смелыми новациями. В течение столетий спартиатам внушалась
мысль о невозможности каких-либо манипуляций с землей, и воспитывалось
презрение к любой торговой деятельности (Plut. Mor. В чьих интересах прежде всего был издан закон
Эпитадея? Единодушия в решении этой проблемы нет. Подавляющее большинство
исследователей, как мы показали выше, отстаивают тот взгляд, что закон Эпитадея
был принят исключительно в интересах богатой верхушки51. Но позволим
себе привести и другие мнения. Так, по-своему парадоксальной нам представляется точка
зрения Г. Мараско, по мнению которой "совершенно ошибочно считать, будто
ретра была издана исключительно в интересах богачей". Г. Мараско не спорит
с тем очевидным фактом, что "ретра была поддержана богатыми и использована
ими в своих интересах". "Однако последствия применения этого закона
нельзя рассматривать как доказательство цели, ради которой он был
предложен"52. Наоборот, итальянская исследовательница уверена,
что основная цель закона Эпитадея заключалась в том, чтобы приостановить
олигантропию, разрешив богатым дарить или завещать землю своим бедным
согражданам. Г. Мараско полагает также, что этот закон предусматривал
возвращение гипомейонов в сословие равных с помощью процедуры усыновления и
последующего наделения их клерами53. Основная ошибка Г. Мараско
заключается прежде всего в том, что она представляет себе руководителей
спартанского полиса свободными от каких-либо эгоистических личных и сословных
интересов и забывает о том, что в аристократическо-олигархическом полисе,
каким, бесспорно, была Спарта, не существовало действенных рычагов для борьбы
"плебса" за свои права в рамках конституционного поля. А. Тойнби, не отрицая принципиальной
заинтересованности богатых в принятии закона Эпитадея, тем не менее считает,
что и бедняки имели в нем свой интерес - они желали продать свои клеры и в
обмен получить покровительство своих более удачливых сограждан. Более того, по
его мнению, бедняки-клиенты имели возможность снова получить землю от своих
новых патронов. Ибо для элиты спартанского общества закон Эпитадея, как полагает
А. Тойнби, стал тем рычагом, с помощью которого она могла превращать в
политический капитал часть своей земли, отдавая ее обедневшим согражданам.
Таким образом, в Спарте, по мнению А. Тойнби, возникла клиентела наподобие той,
которая существовала в западных провинциях Римской империи. Необходимость
введения закона, допускавшего под видом дарения фактическую куплю-продажу земли,
он связывает также с развитием наемничества. Закон Эпитадея предоставлял
разбогатевшим наемникам, вернувшимся на родину, возможность и право приобретать
клеры в долине Еврота и тем самым вкладывать свои капиталы в землю54.
Исключительно с проблемой наемничества закон Эпитадея
связывает М. Кэри. Однако в отличие от А. Тойнби он видит в этом законе
"не хитроумное средство, с помощью которого богатые спартанцы лишали своих
бедных сограждан их клеров, а наоборот, популярную меру, авторами которой без
сомнения были бедные спартанцы"55. Таким образом, М. Кэри
полагает, что закон Эпитадея был издан в интересах той части обедневших
граждан, которые, покидая Спарту и становясь наемниками, хотели избавиться от земли
и перевести ее в деньги. Сама по себе эта мысль в качестве спекулятивной идеи
очень интересна, тем не менее она не находит подтверждения в наших источниках. Закон Эпитадея, введенный сразу после окончания
Пелопоннесской войны, хронологически совпадает с притоком денежных богатств в
Спарту. Хронически финансовый дефицит, столь характерный для прежней Спарты,
сменяется быстрым ростом денежных ресурсов. В начале IV в. Спарта считалась
самой богатой страной в Греции, второй после Персии (Plat. Alc. I 122 d-e). Перемены
в финансовом состоянии страны повлекли за собою и перемены в законодательстве.
Ведение активной внешней политики, содержание постоянного военного корпуса за
границей требовали очень много денег. В связи с этим государство уже не могло
довольствоваться старой денежной системой и столь же строго, как раньше,
осуществлять финансовый контроль над своими гражданами. Несмотря на
традиционное для Спарты неприятие всякой коммерческой деятельности и
соответственно враждебное отношение к деньгам, сразу же после Пелопоннесской
войны было принято решение, частично снявшее запрет с золотой и серебряной
монеты56. Это означало, что власти наконец признали абсурдность дальнейшего
употребления архаичной национальной монеты - тяжелых железных прутьев, которые
тормозили любые торговые операции и делали Спарту в глазах внешнего мира
экономическим "зазеркальем". Правда, и тут спартанские власти
остались верными себе, введя государственную монополию на использование
иностранной валюты (Plut. Lys. 17). Принятие закона именно в такой форме еще
раз показывает, что в Спарте баланс интересов личности и государства всегда
разрешался в пользу государства. Тех людей, в чьих руках аккумулировалась движимая и
недвижимая собственность, Плутарх называет "сильными" (oiJ
dunatoiv). Данное определение является термином с четко выраженной
социальной окраской. Под dunatoiv имеются в виду люди одновременно
богатые и влиятельные. Это они после введения закона Эпитадея "стали
наживаться безо всякого удержу, оттесняя прямых наследников" (Agis 5). К
числу таких влиятельных особ Плутарх относит и самого Эпитадея, называя его ajnh;r
dunatov". После Пелопоннесской войны количество таких людей должно
было увеличиться. Война помогла обогатиться многим спартанским офицерам,
несущим службу за границей в качестве командующих, гармостов или их помощников.
Таким образом, после войны к старой спартанской аристократии добавились
"новые" спартиаты. Обе эти категории вполне подпадают под общее
понятие oiJ dunatoiv. И вряд ли правомерно, как это делает П. Олива,
отрицать связь между спартанской аристократией архаического периода и
"влиятельными гражданами" IV-III вв.57 Спартанцы, обогатившиеся за время войны, по-видимому,
могли вкладывать свои деньги, кроме предметов роскоши, только в землю. Это
объясняется тем, что для спартанских граждан любая торговая деятельность была
запрещена, а при абсолютной прозрачности частной жизни действовать через
посредников, подобно римским сенаторам58, спартанские нувориши едва
ли могли. Легальное инвестирование капиталов в землю путем приобретения
нескольких клеров и образования из них обширных "латифундий"
позволяло богатым спартиатам открыто поддерживать свою жизнь на очень высоком
уровне. В результате скупка клеров после Пелопоннесской войны приняла массовые
размеры, что немедленно сказалось на численности полноправного гражданского
населения. К III в. по данным Плутарха в Спарте осталось не более 100 семей,
владеющих землей (Agis 13). Новая плутократия, возникшая после Пелопоннесской
войны, составила особую замкнутую касту, которая одна только и владела всеми
богатствами страны. П. Кэртлидж, обвиняющий во всех бедах Спарты эгоизм
правящего сословия, пишет по этому поводу следующее: "Если бы я мог
выделить одну группу спартанцев как главных виновников гибели Спарты, этой
группой стали бы те немногочисленные богатые спартиаты, подобные Агесилаю,
которыми так восхищались Ксенофонт и Плутарх"59. Представление
о фантастическом богатстве лидеров спартанского общества дает, например, такая
цифра: царь Агис внес в общую кассу в начале реформы помимо земельных наделов
огромную сумму денег - 600 талантов. В
Спарте закон Эпитадея, в сущности, представлял собою локальный вариант целой
серии аналогичных законов, характерных для полисов Греции архаической эпохи.
Только в Спарте он был принят не в период архаики, а уже на рубеже классики и
эллинизма, и не в комплексе с целым рядом других правовых мер, как это было в
Афинах, а изолированно, односторонне как частная поправка к законам Ликурга60.
Совершенно очевидно, что экономические процессы в Спарте шли в том же
направлении, что и в Афинах, т. е. в сторону увеличения частнособственнического
сектора в экономике за счет традиционного общинно-государственного, но в
отличие от афинского варианта - более медленными темпами, стихийно, без контроля
со стороны государства. Знаменательно в этом отношении замечание Исократа о
том, что государственное устройство Спарты представляло собой сколок с
древнейших Афин (Panath. 153). Р. Пёльман в главе, посвященной спартано-критскому
аграрному строю, приводит целый ряд примеров, свидетельствующих об единстве
процесса ограничения земельной собственности в Греции архаического периода61.
Самым характерным свидетельством общности этого процесса для всей Греции
является утверждение Аристотеля в "Политике", что "во многих
государствах в древнее время законом запрещалось продавать первоначальные
наделы" (VI, 2, 5, Подводя итоги, мы еще раз хотим подчеркнуть, что в
Спарте, как и в других полисах Греции, естественным путем происходила
концентрация собственности, т. е. обнищание одной части граждан и рост земли в
руках другой. В силу запрещения купли-продажи земли в течение V в. этот процесс
представлял собою как бы подводное течение, медленно и незаметно размывающее
гражданский коллектив Спарты. Перекачка собственности в этот период носила
характер скрытно совершавшихся кредитных операций. Закон Эпитадея, фактически разрешивший куплю-продажу
земли, мог вызвать у современников иллюзию одноактности. Казалось, что с его
введением рухнула плотина и мгновенно уничтожила знаменитую ликургову систему,
основанную на абсолютном равенстве граждан. Этот процесс нашел внешнее
выражение в зафиксированном именно для этого периода новом термине
"гипомейоны", означавшем категорию бывших граждан, потерявших свою
землю и в силу этого выбывших из гражданского сословия. | |
| |
Просмотров: 1167 | |
Всего комментариев: 0 | |