Социально-экономические изменения в Спарте (закон Эпитадея) (часть 3)
Список
использованной литературы:
1 Не исключено, что рассказ о личных мотивах эфора
Эпитадея является анекдотом, возникшим post factum на основе практического
действия его ретры. Но высказать какое-либо категорическое суждение по этому
вопросу мы не в состоянии. 2 Toynbee A. The Growth of Sparta // JHS. Vol. 33.
1913. P. 272, n. 101. 3 Вплоть до III в. мы не знаем ни одного случая, чтобы
эфор привлекался к суду за свою прошлую деятельность. Отчет, который одна
коллегия эфоров давала post factum следующей за ней коллегии, как правило,
носил формальный характер (ср.: Arist. Rhet. III, 18, 1419 a). 4 В древности стало трюизмом сравнивать власть эфоров
с тиранической властью (Xen. Lac. pol. 8, 4 - w{sper oiJ tuvrannoi;
Plat. Leg. IV, 712 d; Arist. Pol. II, 6, 14, 1270 b 14: ajrchvn...
ijsotuvrannon). 5Обисключительномправеэфоровназаконодательнуювластьсм., например: Busolt G., Swoboda H. Griechische Staatskunde. 3.
Aufl. Hf. II. Mьnchen, 1926. S. 687 f.; Jones A. Sparta. Oxford, 1966. P. 22. 6 Васильевский В. Г. Политическая реформа и социальное
движение в Греции в период ее упадка. СПб., 1869. С. 130. 7 Poralla P. Prosopographie der Lakedaimonier. Breslau, 1913. S. 52; Oliva P. Sparta and her Social Problems.
Prague, 1971.
P. 190 f.;
Marasco G. La Retra
di Epitadeo e la Sutuazione
sociale di Sparta
nel IV secolo // AC. T. 49. 1980. P. 131.
8 Сошлемся на авторитетное мнение А. И. Доватура на
этот счет: "Законодателем в ряде случаев назван у Аристотеля несомненно
Ликург, в других - возможно, Ликург, в третьих - едва ли Ликург, в четвертых -
бесспорно не Ликург. Отсюда вывод: законодатель для Аристотеля - некое
собирательное лицо..." (Доватур А. И. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965. С. 238). 9 Newman W. L. The Politics of Aristotle. Vol. II. Oxford, 1887. P. 326. 10 Arnheim M. T. W. Aristocracy in Greek Society. New York, 1977. P. 84 f. 11 Сошлемся на тех, кто придерживается этого мнения:
Хвостов М. Хозяйственный переворот в древней Спарте // УЗКазУ. ХI. 1901. С. 187 сл.; Oliva P. Sparta... P. 189 и n. 1; Christien J. La Loi d'Epitadeus: un aspect de l'histoire
economique et sociale de Sparte // RD. T. 52. 1974. № 3. P. 201. 12 Christien J. La Loi d'Epitadeus. P. 201 s. 13 Busolt G. GG. Bd. I. Gotha, 1893. S. 523 и Anm. 2; Beloch K. J. GG. Aufl. 2. Bd. III, 1. Berlin; Leipzig,
1922. S. 346 и Anm. 2; Glotze G. Histoire
grecque. 2-иme йd. T. III. Paris,
1941. P. 32. 14 Porter W. H. Antecedents of the Spartan Revolution
of 243 B. C. // Hermathena. 44. 1935. P. 7; Cary M. Notes on the History of the
Fourth Century. I. The Rhetra of Epitadeus // CQ. Vol. 20. 1926. № 3/4. P. 186;
Toynbee A. Some Problems of Greek History. III. The Rise and Decline of Sparta. London, 1969. P. 152-417; Oliva P. Sparta... P.
190; Christien J. La Loi
d'Йpitadeus. P. 201; Marasco G. La Retra di Epitadeo... P. 135.
15 Meyer Ed. Forschungen zur alten Geschichte. Bd. I.
Halle, 1892. S. 258, Anm. 3; Пёльман Р.
История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910. С. 595. С критикой их
взглядов уже в начале века выступил автор статьи "Гомеи" в
"Реальной энциклопедии" О. Шультесс (Schulthess O. Homoioi // RE. Bd.
VIII.
1913. Sp. 2258 f.).
16 Clauss M. Sparta. Eine Einfьhrung in seine Geschichte und Zivilisation. Mьnchen, 1983. S. 162. 17 Hodkinson S. Inheritance, Marriage and Demography:
Perspectives upon the Success and Decline of Classical Sparta
// Classical Sparta:
Techniques behind her Success / Ed. by A. Powell. London, 1989. P. 81. 18 Flower M. A. Revolutionary Agitation and Social
Change in Classical Sparta
// Georgica. Greek Studies in Honour of G. Cawkwell. Bulletin Supplement 58.
1991. P. 89 и n. 62. 19 Именно так понимают этот текст Аристотеля Н. И.
Голубцова (Голубцова Н. И. К вопросу о внутреннем положении Спарты в нач. IV в.
до н. э. // Труды Московского историко-архивного института. Т. 12. 1958. С. 248-266), П. Олива (Oliva P. Sparta...
P. 189-192) иЭд. Вилль(Will Ed. Le
monde grec et l'Orient. T. I. Paris, 1972. P. 441 ss.). 20 См., например: Лурье С. Я. История античной
общественной мысли. М.; Л., 1929. С. 178 сл.; Голубцова Н. И. К вопросу о
внутреннем положении Спарты... С. 247 сл. иприм. 1; Fustel de Coulanges N. D.
Nouvelles Recherches sur quelques Problиmes d'Histoire. Paris, 1891. P. 115 s.;
Busolt G., Swoboda H. Griechische Staatskunde. Hf. II. S. 635 f., Anm. 1; Chrimes K.
Ancient Sparta.
Manchester, 1952.
P. 6; Oliva P. Sparta... P. 189 ff.; Will Ed. Le monde grec... T. I. P. 443;
Christien J. La Loi
d'Epitadeus. P. 203 ss. 21 Schulthess О. Homoioi. Sp. 2259. 22 Васильевский В. Г. Политическая реформа... С. 117,
прим. 1. 23 Niese B. Epitadeus // RE. Bd. VI. Hbbd. 11. 1909. Sp. 217 f. 24 Toynbee A. The Growth of Sparta. P. 272. 25 Cary M. Notes on the History... P. 186 ff. 26 Однако этой тезе Г. Мараско противоречит хотя бы
тот факт, что к середине IV в. не только не приостановился процесс размывания
гражданского коллектива в Спарте, как этого можно было бы ожидать, но,
наоборот, темпы его возросли. С той же целью, что и закон Эпитадея, и
одновременно с ним, по ее мнению, был издан и другой закон, освобождающий от
военной службы и налогового бремени отцов, имеющих трех-четырех сыновей
(Marasco G. La Retra
di Epitadeo... P. 144). Но из контекста Аристотеля, который один упоминает об
этом установлении (Pol. II, 6, 13 1270 b 2-5), невозможно даже приблизительно
определить, когда оно было принято. 27 В дальнейшем все расчеты учитывают только граждан
призывного возраста (от 20 до 60 лет). 28 Интересное суждение относительно временной
привязки свидетельства Геродота высказывает Е. Кавеньяк. По его мнению, эту
цифру следует отнести не ко времени Греко-персидских войн, а к более раннему
периоду - к VI в. - на том основании, что эти данные Геродот, скорее всего,
получил из списка членов Пелопоннесской лиги. Списки же, как он полагает,
будучи составленными в момент создания Пелопоннесского союза, больше не
проверялись. "Очень часто в истории древних институтов, - заключает Е.
Кавеньяк, - оказывалось, что первоначальные цифры оставались неизменными и их
относили к более поздним периодам, без учета произошедших статистических
изменений и модификаций" (Cavaignac E. La Population du
Peloponnиse aux Ve et IVe siecles // Klio. Bd. XII. 1912.
P. 261 s., 268). 29 Васильевский В. Г. Политическая реформа... С. 108
сл.; Cavaignac E. La
Population du Peloponnиse... P. 270 ss. Нам представляется
более аргументированной точка зрения В. Г. Васильевского, основанная на
скрупулезном изучении текста Фукидида. Ведь Фукидид прямо указывает на то, что
кроме 7 собственно спартанских лохов в армии было только 600 периеков из
Скиритиды (V, 68, 3). О делении спартанской армии на боевые единицы и их
численном составе см.: Schomann G., Lipsius J. Griechische Alterthumer. Aufl.
4. Bd. I. Berlin, 1897. S. 287
f. 30 Более подробно об этом см. в разделе
"Неодамоды" 5-й главы настоящей работы. 31 Васильевский В. Г. Политическая реформа... С. 110
сл.; Chrimes K. Ancient Sparta. P. 348 ff. 32 Cavaignac E. La Population du
Peloponnиse.... P. 270 ss.; Голубцова Н. И. К вопросу о внутреннем положении
Спарты... Р. 251. Дж. Хаксли, правда без какой-либо аргументации, полагает, что
в 370 г.
число взрослых спартиатов не могло быть более 1500 человек (Huxley G. L. Early
Sparta. London, 1962. P. 95). 33 По крайней мере, пятая часть из этих семисот
спартиатов составляла офицерский корпус, а собственно лакедемонская пехота,
свыше 1700 человек, состояла в основном из гипомейонов, неодамодов и периеков
(Лурье С. Я. Комментарий // Ксенофонт. Греческая история. Л., 1935. С. 332 (к
VI, 4, 12)). 34 Под "одним вражеским ударом" (mivan
plhghvn) Аристотель, конечно, имел в виду поражение при Левктрах. Это -
общепринятый взгляд. Исократ также характеризует Левктры как один удар (mia'"
eijsbolh'"), оказавшийся губительным для Спарты (Archid. 56). В.
Ньюмен замечает по этому поводу, что Карфагенская, Афинская и Сиракузская
державы распались, по крайней мере, в результате нескольких поражений, а не
одного, как Спартанская империя (Newman W. L. The Politics of Aristotle. Vol.
II. P. 331). 35 Никогда ранее спартанцы не освобождали
единовременно такое большое количество илотов. В 425 г. они отменили даже свое
первоначальное решение об освобождении 2 тысяч илотов и предпочли тайно их
уничтожить (Thuc. IV, 80, 4). 36См.,например: Cavaignac E. La Population du Peloponnиse... P. 272; Cary M. Notes on the History... P. 186;
Ziehen L. Das Spartanische Bevцlkerungsproblem //
Hermes. Bd. 68. 1933. S. 231 ff.; Willetts R. F. The Neodamodeis // ClPh. Vol.
49. 1954. № 1. P. 30 f. В работах западных
ученых, как правило, абсолютизируются те или иные внеэкономические причины этого
явления. Наоборот, экономические факторы или вовсе упускаются из виду или
трактуются как второстепенные. 37 У нас нет никаких данных о сокращении численности
периеков или илотов. По-видимому, количественного упадка в этих слоях
лаконского населения не наблюдалось. Скорее наоборот, их многочисленные
контингенты постепенно заменили в спартанской армии самих спартиатов. ПорасчетамЕ. Кавеньяка (Cavaignac E. La Population du Peloponnиse... P. 268,
272), во время Греко-персидских войн в армии на одного спартиата приходился
один периек (Her. IX, 28); в начале Пелопоннесской войны эта пропорция
составляла соответственно 1:1,3 (ср.: Thuc. IV, 8, 1), а ко времени Ксенофонта
- 6:10 (Xen. Hell. VI, 4, 12). Агесилая в его восточном походе сопровождало
только 30 спартиатов. Армия же состояла из 2 тысяч неодамодов и 6 тысяч
союзников (Xen. Hell. III, 4, 2). При нападении Эпаминонда на Спарту за самый
короткий срок было вооружено 6 тысяч илотов (Xen. Hell. VI, 5, 28-29). В III в.
этолийцы, вторгшись в Лаконию, взяли в плен 50 тысяч илотов (Plut. Cleom. 18).
И таких примеров, свидетельствующих о нормальной демографической ситуации в
среде периеков и илотов, можно привести немало. Что касается Греции в целом, то
у нас также нет никаких данных об общем сокращении населения в рассматриваемый
период (Chrimes K. Ancient Sparta. P. 348 f.). 38 По мнению П. Кэртлиджа, демографический эффект от
такого стихийного бедствия должен был уже к 425 г. сойти на нет
(Cartledge P. Sparta and Lakonia. A regional History 1300-362 B. C. London,
1979. P. 311). 39 Для классической эпохи нам известен только один
случай наделения иностранца полными гражданскими правами. Таковые были дарованы
прорицателю Тисамену, от которого зависел, как думали спартанцы, исход
Греко-персидской войны. Геродот, приводя этот случай как исключительный,
замечает, что Тисамен и "его брат были единственными людьми, которые сделались
спартанскими гражданами" (IX, 35). 40 Аристотель указывает на то, что до Ликурга
социальная политика государства была иной: "При первых царях, говорят,
права гражданства давались и негражданам, так что в то время, несмотря на
продолжительные войны, малолюдства не было, и у спартиатов некогда было до
десяти тысяч человек" (Pol. II, 6, 12, 1270 a 35-38). Эти сведения
Аристотель, возможно, почерпнул у Эфора, хотя последний имел в виду скорее
города периеков, чем собственно Спарту. Во всяком случае, таков смысл отрывка
Эфора в изложении Страбона: "Спарту Гераклиды сделали своей столицей, в
остальные части они послали царей, разрешив им в силу редкой населенности
страны принимать в сожители всех желающих из иностранцев" (ap. Strab.
VIII, 5, 4, p. 364). 41 В Риме, начиная с середины II в., наблюдался тот
же самый процесс - неуклонное уменьшение числа граждан, способных носить
оружие. Т. Моммзен обвиняет в этом прежде всего римский нобилитет: "Когда
власть находится в руках замкнутой группы родовой знати, обладающей прочным
богатством и авторитетом наследственного государственного опыта, то в минуты
опасности она проявляет замечательную последовательность и настойчивость... но
в мирное время ее политика бывает недальновидна, корыстна и небрежна. То и
другое заложено в самой сущности наследственной и коллегиальной власти... В
вопросе Катона, что будет с Римом, когда ему уже не надо будет опасаться ни
одной державы, заключался глубокий смысл... Правящая корпорация
руководствовалась одной идеей - сохранить и по возможности расширить свои
незаконно захваченные привилегии..." (Моммзен Т. История Рима. Т. II. М.,
1937. С. 69 сл.). Но римское общество, в отличие от спартанского, сумело
приостановить процесс деклассирования своего гражданства в результате вовремя
проведенной земельной реформы Тиберия и Гая Гракхов. 42 Oliva P. Sparta...
P. 192. 43 Fustel de Coulanges N. D. Nouvelles Recherches... P.
115 s. 44 Fustel de Coulanges N. D. Nouvelles Recherches... P. 117. В последние десятилетия точка зрения Н. Д.
Фюстеля де Куланжа, полагавшего, что закон Эпитадея был принят исключительно в
пользу богатых, стала преобладающей. К ее сторонникам относится, например, Эд.
Вилль, по словам которого, "закон Эпитадея только утвердил практику,
которая до этого уже имела место, но была нелегальной" (Will Ed. Le monde
grec... T. I. P. 443). Представители англо-американской школы антиковедения М.
Финли и Ст. Ходкинсон считают, что принцип равных наделов стал нарушаться в
Спарте очень рано, еще в период архаики, а в V в. "перекачка" земельной
собственности уже шла полным ходом (Finley M. Sparta // Idem. The Use and Abuse
of History. London,
1975. P. 164 ff.; Hodkinson S. Social Order and the Conflict of Values in
Classical Sparta
// Chiron. Bd. 13. 1983. P. 243). См. также: Asheri D. Sulla legge di Epitadeo // Athenaeum. 49.
1961. P. 45-68. 45ХвостовМ. ХозяйственныйпереворотвдревнейСпарте. С. 187; Fustel de Coulanges N. D. Nouvelles
Recherches... P. 116 ss. 46 В словарях Лиддель-Скотта и Шантрена дорийское
слово ta; klavria, являющееся производным от oJ klh'ro",
переводится как "долговое обязательство", "долговая
расписка", "договор" со ссылкой на: Plut. Agis 13 (Liddell H.
G. - Scott R. A Greek-English Lexicon. A New Edition. Vol. V. Oxford, 1930. s.
v. klh'ro"; Chantraine P. Dictionnaire йtymologique de la langue grecque. T. II. Paris, 1970. s. v. klh'ro"). 47 Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная
Греция. Т. I. М., 1983. С. 204. 48 Ретра Эпитадея, разрешившая "завещать свой
дом и надел кому угодно", оказалась более радикальной, чем аналогичный
афинский закон, где свобода завещания была возможна только при отсутствии
законных сыновей (Isaeus III, 68, p. 45). 49 Подобное отношение к торгово-промышленной
деятельности характерно для греческой аристократии в целом. Подобная ценностная
установка прослеживается как на бытовой уровне, так и на уровне философского
осмысления действительности. Платон и Аристотель, например, с неодобрением
относились ко всякого рода "хремастике" и считали недопустимыми для
граждан любые торговые операции с землей. Платон в "Законах" призывал
граждан своей утопии "не бесчестить первоначально соразмерного надела
взаимной куплей или продажей, ибо не будет вам в этом союзником ни
законодатель, ни Бог" (V, 741 b). Аристотель по поводу ретры Эпитадея
заметил, что "законодатель поступил правильно, заклеймив как нечто
некрасивое покупку и продажу имеющийся собственности..." (Pol. II, 6, 10, 1270 a). 50 Christien J. La Loi d'Epitadeus. P. 197. 51 См. прим. 44 настоящего раздела. 52 Marasco G. La Retra di Epitadeo... P. 135. 53 Ibid. P. 144 sg. 54 Toynbee A. Some Problems of Greek History. P. 340
ff. 55Cary
M. Notes on the History... P. 187. 56 В "Законах" Платона эта проблема решена
в чисто спартанском духе. Возможно, что приводимые Платоном детали также взяты
из спартанской практики. "Никто из частных лиц не имеет права владеть
золотом или серебром. Однако для повседневного обмена должна быть монета... но
она будет ценной лишь внутри страны, для остальных же людей не будет иметь
никакого значения... Для оплаты военных походов или путешествий в иные
государства - посольства, либо... всевозможных вестников... государству
необходимо... обладать действительной по всей Элладе монетой. Если частному
лицу понадобится выехать за пределы родины, оно может это сделать лишь с
разрешения властей; по возвращении домой оно должно сдать государству имеющиеся
у него чужеземные деньги, получив взамен местные деньги, согласно расчету. Если
обнаружится, что кто-либо присвоил чужеземные деньги, они забираются в пользу
казны; знавший же об этом и не сообщивший подвергается вместе с тем, кто ввез
эти деньги, порицанию и проклятию, а также и пене в размере не менее количества
ввезенных чужеземных денег" (IV, 742 a-c). Как показывает историческая
практика, в государствах с сильно выраженными тоталитарными тенденциями
неконвертируемость местных денег и запрет на иностранную валюту для собственных
граждан являются обязательными элементами, которые, по мнению властей, наряду с
прочими мерами должны обеспечить стабильное существование интровертным
политическим системам. 57 Oliva P. Sparta... P. 188, n. 3. 58 По закону от 218 г. народного трибуна Гая Клавдия сенаторам
были запрещены любые крупные торговые операции, связанные с морскими
перевозками, под тем предлогом, что торговля для них - безусловно позорное дело
(quaestus omnis patribus indecorus visus) (Liv. XXI, 63, 3-4). Но это не мешало
сенаторам в дальнейшем действовать через подставных лиц, выбираемых, как
правило, из числа клиентов. 59 Cartledge P. Sparta and Lakonia. P. 317. 60 Те же процессы, по-видимому, происходили и в
дорийских городах Крита. Как и в Спарте, искусственно сдерживаемое
экономическое развитие привело к тяжелым для общества социальным последствиям.
Судя по сохранившимся документам, поворот в социально-экономическом развитии
острова произошел в конце V - начале IV в. Эпиграфический материал, относящийся
IV в., свидетельствует о большой продвинутости Крита в сторону развития
ростовщичества, роста богатств, земельной задолженности и социальной
дифференциации. По словам Л. Н. Казамановой, все эти явления, будучи связанными
с земельной спекуляцией, повлекли за собой распад критской общины
"равных". Как полагает Л. Н. Казаманова, закон Эпитадея в Спарте и
аналогичные законодательные акты, приведшие к концентрации богатств на Крите в
IV-III вв., можно считать явлениями одного порядка (Казаманова Л. Н. Некоторые
вопросы социально-экономического строя критских полисов (VI-IV вв. до н. э.) //
ВДИ. 1957. № 3. С. 80, 83 сл.). 61 Пёльман Р. История античного коммунизма... С. 44
сл. 62 Это зафиксировано, например, для Левкады (Arist.
Pol. II, 4, 4, 1266 b). Вероятно, продажа земли была запрещена также в Коринфе
и Фивах (Arist. Pol. II, 3, 7, 1265 b). В Локрах еще в IV в. существовали
законы, ограничивающие продажу земли (Arist. Pol. II, 4, 4, 1266 b). В Элиде
разрешался кредит под залог земли, но только такой, который бы не грозил полной
ее потерей (под заклад отходила только часть земли, а не весь участок целиком
(Arist. Pol. VI, 2, 5, 1319 a).
Источник: Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики).
СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. 510 с. ISBN 5-93762-008-9