Форос Помимо системы гармостов важную роль в организации
Спартанской державы играл форос. Уже в ходе Пелопоннесской войны самой большой для
Спарты проблемой стала проблема финансирования армии и флота, и каждый раз
Спарта пыталась разрешить эту задачу только за счет союзников. Так, в начале
Пелопоннесской войны среди прочих требований к членам Пелопоннесской лиги
Спарта также выдвигала требование финансового обеспечения войны. По словам
Фукидида, "города были обязаны иметь наготове определенную сумму
денег" (II, 7, 2). Однако в действительности, если Спарте и удавалось
получать какие-либо субсидии от своих пелопоннесских союзников, то только
незначительные и нерегулярно поступающие, которые никак не могли удовлетворить
ее запросы, резко возросшие в связи с войной117. О постоянных
попытках Спарты добиться финансовой поддержки не только от своих союзников, но
и от всех недовольных правлением Афин, свидетельствует надпись, составленная в Спарте,
по-видимому, в первые годы Пелопоннесской войны (IG, V, 1, 1 = Ditt. Syll.3,
N 84). Она представляет собой перечень взносов на военные расходы. Среди
государств и отдельных лиц118, перечисленных в документе, названы
также Эфес, Хиос и Мелос, в то время еще являющиеся членами Афинской архэ. В конце войны спартанские полководцы научились
добывать деньги у своих новых союзников и с помощью интриг (Лисандр у
малоазийских олигархов - Diod. XIII, 70), и с помощью патриотических призывов
(Калликратид у милетян - Xen. Hell. I, 6, 7-12), и даже с помощью откровенных
угроз (Этеоник у хиосцев - Xen. Hell. II, 1, 3-5). Однако эти обложения
по-прежнему оставались добровольными и нерегулярными. Основным и самым главным источником доходов для Спарты
в период Ионийской войны стало персидское золото. Согласно третьему
спартано-персидскому договору Тем не менее по окончании войны Спарте вновь пришлось
вернуться к финансовой проблеме. Для содержания созданной ею державы
требовались немалые средства, и без регулярного обложения союзников тут было не
обойтись. Спарта решила эту проблему самым радикальным образом. Используя опыт
Афинского морского союза, она учредила союзную кассу и обязала всех членов
своей державы ежегодно вносить туда определенную сумму денег (ср.: Isocr. XII,
67; Polyb. VI, 49, 10). Общая сумма взносов, по словам Диодора, составляла
более тысячи талантов в год (XIV, 10, 2)119. По расчетам Г. Парка,
данная сумма отнюдь не преувеличена120. Если это так, то Спарта с
самого начала стала взыскивать со своих новых союзников столько же денег,
сколько Афины, пребывая на вершине своего могущества. Нужно заметить также, что
территория, с которой Спарта могла собирать налоги, была гораздо меньше, чем
территория бывшей Афинской державы. Во-первых, отсюда надо исключить
малоазийские города, отданные по третьему договору Персии, во-вторых, сам
Пелопоннес (члены Пелопоннесской лиги были освобождены от обязательного
денежного обложения)121. Из случайных намеков в источниках мы можем отчасти
представить себе, на каких принципах строилась спартанская система обложения.
Крупный вклад в казну, очевидно, составили те 470 талантов, которые Лисандр
вернул Спарте в В мирный договор В "Афинской политии" Аристотель приводит
подлинный текст афинского декрета Созданная спартанцами в Но попытка как-то завуалировать суть дела с самого
начала была обречена на провал. Правильную оценку этому явлению дали Исократ
(XII, 67), Полибий (VI, 49, 10) и Диодор (XIV, 10, 2). Они единодушно называли
денежное обложение, существующее в Спартанской державе, форосом. Данное слово,
собственно, не является техническим термином и в широком смысле означает любые
денежные поборы. В таком значении оно встречается и в документальных, и в
нарративных источниках125. Но в своем специфическом значении слово
"форос" употреблялось для обозначения принудительных взносов в Первом
Афинском морском союзе. Явная общность между афинским и спартанским форосом
состоит в том, что, во-первых, этот денежный налог в обоих случаях был
принудительным, во-вторых, он собирался не только в военное, но и в мирное время,
что в спартанском союзе было еще менее объяснимо, чем в афинском. Ведь
первоначально у Спарты не было никакого противника, который мог бы угрожать
безопасности ее державы. Мы постарались показать, что гармосты с гарнизонами и
форос были важнейшими элементами организации Спартанской державы. В этой связи
интересно заметить, что в знаменитой надписи об образовании Второго Афинского
морского союза есть специальная статья, в которой предавались анафеме именно
эти три символа "империализма" (IG, II2, 43 = Tod2,
N 123 - mhvte
froura;n eijsdecomevnw/ mhvte a[rconta uJpodecomevnw/ mhvte fovron fevronti). Весьма вероятно, что здесь имелась в виду именно
спартанская державная политика. Спартанцы не достигли успеха в использовании этих
методов и не нашли никакого себе оправдания в глазах своих союзников.
"История Спартанской империи, - пишет Г. Парк, - иллюстрирует, насколько
опасно строить свой успех на нарушении принципов политической морали. Таким
антиморальным, например, был шаг Спарты в сторону Персии. Спарта немного
получила от этого союза. Главное его детище (имеется в виду Лисандр. - Л. П.) -
это человек, который был готов на кооперацию с Персией до любого предела"126.
Уже в древности не раз высказывалась мысль, что
спартанская гегемония над Грецией была началом гибели Спарты. Так, по словам
Исократа, "политический строй лакедемонян, который в течение семисот лет
никто не увидел поколебленным... оказался за короткое время этой власти
[спартанской гегемонии] потрясенным и почти что уничтоженным" (VIII, 95). Точно
такую же точку зрения на спартанскую гегемонию высказывал и Плутарх в биографии
Агесилая: "Начало порчи и недуга Лакедемонского государства восходит
примерно к тем временам, когда спартанцы, низвергнув афинское владычество,
наводнили собственный город золотом и серебром" (5). Гранью, таким
образом, для Плутарха является конец V - начало IV в. По мнению Аристотеля, упадок Спартанского государства
был связан непосредственно с его гегемонией над греческим миром:
"Лакедемоняне держались, пока они вели войны, и стали гибнуть, достигнув
гегемонии: они не умели пользоваться досугом и не могли заняться каким-либо
другим делом, которое стояло бы (в их глазах) важнее военного дела" (Pol.
II, 6, 22, 1271 b 5-10). Из этих немногих цитат видно, что уже в древности
греческие философы и историки подметили важный сдвиг, который произошел в
спартанском обществе на рубеже веков. Они совершенно правильно определили
момент, начиная с которого Спарта вступила в полосу глубокого кризиса, и столь
же верно наметили основные причины этого явления. Пользуясь современной
терминологией, можно следующим образом суммировать их мнения. Спарта оказалась
несостоятельной в своей внешней политике и в силу "узкой
специализации" ее граждан, и в силу отсутствия какой-либо конструктивной
идеи, способной вновь объединить греческие полисы, но уже под спартанским
руководством. Как верно отметил Г. Бенгтсон, "для политического развития
Греции имело роковое значение то, что Спарта, победив в великой войне, не имела
никакой конструктивной идеи для нового оформления эллинского мира, в котором
поражение Афин создало еще незаполненный вакуум. Особенно недоставало
Спартанской архэ великой национальной идеи, такой, например, как идея морского
союза под предводительством Афин в борьбе эллинов против варваров"127.
"Военная каста на Евроте" при строительстве
своей державы не сумела создать и использовать другие средства и методы, кроме
чисто военных. Достаточно вспомнить, что единство и связь полисов в Спартанской
"империи" призваны были поддерживать исключительно военные
должностные лица, гармосты, и исключительно военными методами, т. е. путем
насилия. Как это ни парадоксально звучит, но для Спарты ее победа в Пелопоннесской
войне по-своему оказалась роковой. Она неизбежно поставила перед ней задачи,
которые Спарта не могла и не умела решать. По словам А. И. Доватура, после
Пелопоннесской войны для Спарты "наступают новые времена, когда перед
спартанцем возникает задача показать себя не только как воина, победителя,
покорителя, но и как гражданина, правителя, организатора. Спартанцы оказались
не на высоте положения и начали гибнуть"128. Наиболее мощным фактором трансформации спартанского
полиса в новый тип государства - в государство державное, стала Пелопоннесская
война. Она явилась тем катализатором, который вызвал к жизни новые институты,
новых лидеров, а главное - новую внеспартанскую структуру управления обширной
империей. На рубеже V-IV вв. произошло державное перерождение спартанского
полиса. Вместе с тем опыт Спарты показывает ограниченность сил отдельного
города-государства, даже такого достаточно обширного по своей территории, каким
была Спарта. Поэтому попытки Спарты достичь невозможного - безусловного
господства в Балканской Греции и даже Эгеиде - несмотря на отдельные успехи, в
конечном итоге привели к надрыву, катастрофе. Агесилай станет последним
спартанским полководцем общегреческого уровня. Но ему уже придется отчаянно
бороться не столько за сохранение ведущего положения Спарты в греческом мире,
сколько за самое ее существование. | |
| |
Просмотров: 1023 | |
Всего комментариев: 0 | |