Общие замечания. Государства
Балканского полуострова, а также греческие полисы и царства, существовавшие в
III — I вв. до н.э. на периферии античного мира, в частности в Северном
Причерноморье, нельзя назвать эллинистическими в прямом смысле слова; там не
происходило того сложного взаимодействия античной и различных восточных
цивилизаций, которое было характерно для стран Передней Азии и Египта. Однако и
области Балканского полуострова, и периферийные греческие полисы имели в период
эллинизма свою специфику развития. Одним
из последствий завоевательных походов Александра для Македонии и Греции было
массовое переселение на Восток, что не могло не повлиять на хозяйственную жизнь
этих областей. Экономический подъем эллинистических государств в III в. до
н.э., приток восточных товаров на рынки Средиземноморья также приводили к
упадку некогда развитых центров. Греческие ремесленники уже не были
монополистами в отдельных отраслях производства, и местное ремесло когда-то
далекой периферии успешно соперничало с ремеслом таких городов, как, например.
Афины. В
общественной жизни влияние эллинистических государств на страны Балканского
полуострова, в особенности на Македонию, сказывалось в заимствовании некоторых
форм управления, организации царского землевладения и т.п. Важной особенностью,
определявшей внутреннее положение рассматриваемых в этой лекции районов, был
экономический и политический рост прежде отсталых областей и усложнение
отношений греческих центров с окружающими племенами (например, со скифами), от
которых отдельные полисы попадали в зависимость. Усиление таких племен было
прежде всего следствием их внутреннего развития, но этому усилению
способствовало и втягивание населения менее развитых областей в
товарно-денежные отношения с эллинистическим миром. Общественный
строй македонского царства. После
длительной борьбы за власть над Македонией между полководцами Александра и их наследниками
на македонском престоле утвердился внук Антигона Одноглавого Антигон Гонат. Он
одержал в Однако
на протяжении всего эллинистического периода македонским царям пришлось вести
борьбу то с одиими, то с другими полисами Эллады, стремившимися к
независимости. Цари владели значительными земельными территориями. Основные
царские земли были расположены в завоеванных областях. Часть этих владений царь
раздавал своим приближенным и воинам; леса и рудники принадлежали царю. В
Македонии и ее владениях основывались новые города. Один из таких городов,
основанный ещё Кассандрой, Фессалоника, долгое время сохранял роль крупного
экономического центра. Перестроена и украшена была столица Македонии Пелла.
Новые города получали в свое распоряжение определенную земельную территорию.
Политика македонских: царей по отношению к полисам, входившим в их владения, не
отличалась существенно от политики эллинистических монархов: признавая в
известной степени городское самоуправление, они стремились поставить города под
свой контроль. В Фсссалопике находился правитель, посланный царем. В надписи из
г. Верой (III в. до н.э.) об освобождении рабов указывается, что в случае, если
кто-либо обратит в рабство освобожденных, он должен заплатить штраф: «за каждое
тело» сто золотых (в пользу города) и еще сто — царю. Таким образом,
правомочность сделки об освобождении гарантировалась и городом н царем —
следовательно, подразумевается существование в городе представителей царской
администрации, которые контролировали его внутреннюю жизнь. Даже в тех случаях,
когда царь и полис заключали между собой договор и выступали как внешне
равноправные стороны, фактически города исполняли волю царя. Македонские цари
стремились насадить царские культы в зависимых от них полисах. Так, при
заключении договора между царем и полисом Лисимахия граждане последнего клялись
в соблюдении договора наряду с полисными божествами божеством судьбы царя
(Филиппа V). Как
и Селевкиды, македонские цари использовали форму письма (а не прямого приказа)
городу для передачи своих распоряжений. Управление
страной было сосредоточено в руках царя: исчезли прежние гетайры — товарищи
царя, оказывавшие влияние на политику. Теперь ближайшие вельможи носили
общеэллинистический титул «друзей», что было весьма почетно, но не давало
носителям этого звания существенных прав. Однако пережитки древней племенной
организации вес еще сохранялись и в III — II вв.: царю для занятия престола
по-прежнему нужно было одобрение войска. Войско продолжало играть весьма
значительную роль в Македонии. В войске служили македонские крестьяне в массе
своей свободные. Современные исследователи полагают, что условия сельскохозяйственной
жизни Македонии приближались к фракийским — а во Фракии в тот период основная
масса земледельцев была организована в свободные территориальные общины; в
таких общинах ужо существовало имущественное неравенство. Именно
свободные македонские земледельцы, разоряясь из-за проникновения
товарно-денежных отношений в деревню, поставляли контингенты македонских
наемников в эллинистические государства. Нехватка
рабочей силы из-за постоянных войн и переселений приводила к тому, что цари
селили на македонских землях немакедонян: Полибий сообщает, что царь Филипп V
поселил в Македонии фракийцев. В
Македонии III — II вв. развивается рабовладение: имеются сведения о рабах,
прислуживающих знати; в ужо упоминавшейся надписи из Берои речь идет об отпуске
на волю за выкуп нескольких рабов с женами, детьми и имуществом. Таким образом,
существовали рабы, имевшие семьи и некоторую хозяйственную самостоятельность.
Мы не знаем, насколько распространена была эта форма эксплуатации, но при
отсутствии крупных рабовладельческих хозяйств (которые не могли сложиться в
условиях сравнительно отсталой македонской экономики) такое использование труда
рабов не было, по всей вероятности, единичным случаем. Наивысшего
могущества Македонское царство в эллинистический период достигло в начале
царствования Филиппа V (221 — 179 гг. до н.э), который проводил активную
внешнюю политику. Филипп заключил союз с Антиохом III Селевкидом и захватил
египетские владения в Малой Азии. Против него выступили Родос и Пергам, которые
обратились за помощью к Риму. Рим успешно использовал противоречия между
различными эллинистическими государствами для усиления своего влияния (кроме
Пергама и Родоса союзниками римлян были также этолийцы в Балканской Греции). С
200 по Полностью
уничтожили римляне Македонское царство в результате Третьей Македонской войны —
с сыном Филиппа Персеем. Македония была разделена на четыре части (под римским
контролем). Дольше всех на Балканском полуострове римлянам сопротивлялись
фракийцы. Они составили основную силу антиримского восстания в Македонии и
Фракии, поднятого в 149 — 148 гг. до н.э. фракийцем Андриском, выдававшим себя
за Филиппа, сына последнего македонского царя Персея. Это восстание было
подавлено римлянами при участии войска, посланного ахейскими городами и
Пергамом. В Полисы
и союзы городов Балканской Греции. Большинство
древних полисов Эллады в период эллинизма в целом находились в экономическом и
политическом упадке, ставшем особенно заметным после неудачной войны союза
греческих городов (куда вошли Афины и Спарта) с македонским царем Антигоном
Гонатом в первой половине III в. до н.э. К началу II в. до н.э. относится
описание Афин, сделанное писателем Гераклидом (по прозвищу Критик): по его
словам, большинство домов в Афинах бедны и некрасивы, по городу бегают в
поисках заработка доносчики... Полибий, крупнейший греческий историк
эллинистического времени, писал о беотийцах, что они уже с давнего времени
находились в состоянии упадка. Характерной
чертой жизни некогда передовых полисов Греции было уменьшение населения
вследствие переселения на Восток, распространения наемничества, значительного
сокращения рождаемости. Полибий указывал, что греки воспитывали, как правило,
не больше двоих детей. Распространено
было подкидывание детей. В
особом положении находились в Греции крупные храмы с собственной казной, такие,
как храмы Аполлона в Дельфах и на Делосе. Делъфы к тому времени стали крупным
международным центром, в Дельфийском храме хранились денежные вклады из самых
разных районов Средиземноморья. Храмы занимались ростовщическими операциями. Храм
Аполлона на Делосе обладал значительными земельными владениями, которые
сдавались в аренду, по преимуществу крупную. Среди арендаторов были должностные
лица (архонты, булевты, жрецы), их родственники, банкиры. Обрабатывалась земля
с помощью рабов. В случае неуплаты в срок арендной платы продавались урожай,
скот и рабы. В III в. до н.э. земли Делосского храма увеличивались за счет
частных участков, которые переходили храму в случае просроченного долга.
Надписи об аренде земли в Делосе позволяют сопоставить экономическое положение
в полисах Эллады и в полисах эллинистических государств. Условия аренды
общественной земли в последних были более мягкими, а круг арендаторов более
широким. Труд рабов применялся там в меньшей степени, чем в Греции. Эти отличия
объясняются более благоприятными условиями восточных полисов, которые имели
возможность получать подати с негражданского населения сельских территорий,
использовать свое положение на торговых путях, увеличивать владения за счет
царских пожалований. Приток
рабов в греческие полисы шея отчасти за счет внешней торговли (в источниках, в
частности, упоминается вывоз рабов из Северного Причерноморья), а также за счет
междоусобных войн: так поступили ахейцы, продав в рабство жителей захваченного
ими г. Мантинеи в Пелопоннесе в Большое
число рабов доставляло пиратство. Развитие пиратства в Восточном
Средиземноморье в III — I вв. до н.э. (вплоть до уничтожения его римлянами)
объяснялось сложной международной обстановкой, при которой борющиеся
государства часто использовали пиратов в борьбе друг против друга, и особой
ролью пиратства в торговле: пираты из более отсталых областей захватывали то, чего
не могли выменять, и сбывали свою добычу в различных районах эллинистического
мира, тем самым втягиваясь в международный обмен и все более расширяя свои
действия. Особенно важную роль играли пираты в работорговле: известно,
например, что во II в. до н.э. Делос охотно допускал на рынок
пиратов-работорговцев. Однако,
хотя рабы продолжали играть существенную роль в производстве, в Греции того
времени не было возможности создать крупные рабовладельческие хозяйства,
Распространен был отпуск рабов на волю путем их посвящения или фиктивной
продажи божеству. Такой раб не становился иеродулом. а получал свободу на
определенных условиях, зафиксированных в документе, за выкуп или за
обязательство выполнять ту или иную работу в пользу господина. Иногда
вольноотпущенник (если он был достаточно молод) обязывался обучиться ремеслу, а
потом уже работать на своего господина (до смерти или на определенный срок).
Много надписей об отпуске рабов дошло до нас из Дельф. Среди людей, отпускавших
рабов на волю, там, как и среди арендаторов земель Делосского храма,
преобладали должностные яйца; жрецы, архонты, члены сонета и члены их семей.
Очевидно, что в греческих полисах III —II вв. до н.э. должностные лица были в
основном богатыми людьми, происходившими из определенных семей. Должностные
лица получали преимущества в использовании общественных фондов, в частности
арендуя общественную или храмовую землю. Таким образом, в эллинистический
период произошли изменения не только в экономическом, но и в политическом
положении греческих полисов, где фактическая класть оказалась в руках
сравнительно узкого круга наиболее зажиточных семей. В
течение II в. до н.э. вмешательство римлян в дела Восточного Средиземноморья,
войны, развернувшиеся на территории Греции, приводят к ухудшению положения даже
храмовых центров: так, Делосский храм вынужден был продать частным лицам
отдельные свои владения. Если
древние экономические и культурные центры Греции в III—II вв. потеряли свое
ведущее положение, то ряд прежде отсталых областей, втянутых в более широкие
отношения с эллинистическим миром, испытывал известный подъем. Прежде всего он
отмечался в Этолии и Ахайе. Этолия
— область в Северной Греции, где еще преобладал племенной строй; городов в
Этолии не было, население занималось в основном скотоводством и земледелием.
Отдельные сельские поселения Этолии еще в IV в. до н.э. объединились в союз,
центром которого было святилище в Ферме. В III в. до н.э., в период борьбы с
Македонией, союз укрепился и расширился. Главным органом, его было народное
собрание, в котором принимали участие все свободные Мужчины-этолийцы. Собрание
выбирало стратега и других должностных лиц. Этолийский союз благодаря своей
часто успешной борьбе с Македонией привлекал к себе и другие греческие полисы
Средней Греции, Мессении и др. Граждане этих городов могли участвовать в
союзных собраниях; но управление столь обширным союзом при помощи одного лишь
собрания (где фактически далеко не всем членам союза легко было присутствовать)
становилось затруднительным, и в Этолийском союзе появляется коллегия
апоклетов. которая правила вместе со стратегом и на дело решала все важнейшие
дела. В Этолийском союзе не было города-гегемона, все поселения и города,
входившие в союз, были равноправны и сохраняли внутреннее самоуправление. В
течение III в. до н.э. в Этолии быстрыми темпами идет процесс выделения и
обогащения знати главным образом за счет военных набегов и пиратства. Полибий
пишет, что у этолийцев было в обычае грабить но только те народы, с которыми они
сами воевали, но и те народы, которые вели войну между собой. Племенное
пиратство, связанное с неразвитостью экономики и невозможностью регулярного
обмена, становится в эллинистический период одним из основных способов
обогащения знати, поскольку добыча продавалась в более развитых районах. Органы
управления Этолийского союза взяли пиратство под свой контроль. Некоторые
полисы получали «безопасность и неприкосновенность от этолийцев или живущих в
Этолии». В то же время союз, когда это было выгодно, брал пиратов под защиту:
так, по словам Полибия, когда мессепцы потребовали от этолийского полководца
наказать грабивших их пиратов, полководец заявил, что этим требованием мессенцы
оскорбили не только его, но и Этолийский союз. Обогащение
знати вело к имущественной дифференциации внутри Этолии; к концу III в. до н.э.
число бедняков, имевших неоплатные долги, настолько возросло, что под давлением
народных масс этолийский полководец Скопас предпринял попытку отменить долги.
По богатые оказали сопротивление этой реформе, так что Скопас был вынужден покинуть
Этолию. Другим союзом, игравшим не менее важную роль в греческих делах, был
возникший на северо-западе Пелопоннеса союз городов Ахайи, которая в
классический период была отсталой сельскохозяйственной областью. Союз
ахейских поселений существовал задолго до эллинистического периода, он
прекратил свое существование во время борьбы за власть полководцев Александра,
но в III в. до н.э. возродился вновь как союз городов. Главным городом
Ахейского союза был Эгион, где собиралось общесоюзное собрание — синод. В синод
входили представители союзных городов; каждый город в синоде имел один голос;
доступ в синод был ограничен имущественным цензом. Некоторые дела решались
синклитом — экстраординарной сходкой всех граждан (не моложе 30 лет) союзных
городов. Во главе Ахейского союза стоял стратег, обладавший значительной
властью. Хотя города, входившие в Ахейский союз, пользовались внутренней
автономией, общесоюзные органы управления повсюду поддерживали власть
зажиточных слоев. Своего расцвета Ахейский союз достиг при стратеге Арате. Арат
был стратегом в течение 30 лет (начиная с Социальная
борьба в Греции в III—II вв. до н.э. Имущественное
расслоение среди свободного населения греческих полисов приводило к обострению
социальной борьбы: народные массы выступали за отмену долгов и передел земли. В
начало III в. до н.э. вспыхнуло восстание бедняков в г. Кассандрии (на месте
прежней Потидеи па Халкидике), в результате которого власть захватил тиран
Лполлодор, конфисковавший часть имущества богачей. Это движение было подавлено
македонским царем Антигоном Гопатом. Наиболее известными эпизодами социальной
борьбы в III в. до н.э. были события в Спарте, связанные с попыткой проведения
реформ царями Агисом и Клеоменом. В
Спарте процесс имущественной дифференциации начался в связи с Пелопоннесской
войной и усилился после введения золотых и серебряных денег и разрешения (по
закону, принятому в Леонид
насильно женил сына на вдове Агиса, чтобы не упустить богатого приданого.
Влияние жены способствовало тому, что Клеомен решил пойти по пути Агиса и даже
дальше его: он поставил своей целью возродить старинный строй Спарты, «общину
равных», отказаться от всякой роскоши и излишеств. Другим вдохновителем
Клеомена был философ Сфер из Яорисфена (Ольвии). Став
царем, Клеомен прежде всего решил укрепить военное могущество Спарты и начал
военные действия против Ахейского союза, который стремился поставить Спарту под
свой контроль. Клеомен показал себя незаурядным полководцем; он одержал в Северное
Причерноморье в III—II вв. до н.э. Со
второй половины IV в. до н.э. происходит расцвет греческих городов-колоний в
Северном Причерноморье и расположенного на Керченском полуострове в Крыму Боспорского
царства. В этом сказалась неравномерность развития отдельных областей древнего
мира; упадок центров Балканской Греции привел к тому, что внешняя торговля
ссвсрочерпоморских городов сосредоточивается в руках местных купцов; общее
расширение рынка в Восточном Средиземноморье в период эллинизма повлияло и на
экономику Северного Причерноморья. Происходило увеличение сельскохозяйственного
производства, появлялись новые поселения. Укрепилось и политическое положение
государств Северного Причерноморья. Эти процессы можно проследить па примере
Боспорского царства и двух наиболее хорошо изученных городов-государств —
Херсонеса (юго-запад Крыма, в районе Севастополя) и Ольвии (правый берег
Бугского лимана). Во
второй половине IV в. до н.э. в Боспорское царство входил весь Керченский
полуостров, включая Феодосию. Центром царства был город Пантикапей, резиденция
боспорских царей и важнейший торговый центр царства. Кроме Пантикапея в Боспоре
существовало значительное число городов, больших и малых, которые были центрами
ремесленного производства, и городов-крепостей, имевших прежде всего военное
значение. В боспорских городах перерабатывали продукты сельского хозяйства и
разных промыслов (виноделие, засолка рыбы). Развивалось также ювелирное,
гончарное ремесло. В
Пантикапее работали судостроительные верфи. Разнообразны
были сельские поселения Боспора, большинство которых относится к IV—III вв. до
н.э. Около городов существовали изолированные усадьбы, вдали от городов —
деревни, как местных племен (скифов и тавров), так и земледельцев греческого
происхождения. В течение III в. до н.э. увеличивается число крупных
изолированных усадеб; есть случаи, когда усадьба возникает на месте сельского
поселения: происходит концентрация земли. Боспорские
цари владели большим количеством земель, которые обрабатывало жившее деревнями
(вероятно, сельскими общинами) местное население. Деревни были подчинены
царской администрации. Цари могли передавать свою землю переселенцам: так, царь
Евмел (конец IV в. до н.э.) наделил землей жителей Каллатиса, бежавших на
западное побережье Черного моря (во время осады этого города Лисимахом). На
городской земле находились наделы граждан городов. Кто работал па частной
земле, сказать трудно: вероятно, там применялся труд подневольных земледельцев,
в том числе и рабов. Боспорские
цари были крупными экспортерами зерна (в IV в. до н.э. — в Афины, а затем н в
другие центры Восточного Средиземноморья). Царской казне принадлежало также
много мастерских, изготовлявших черепицу. К
концу IV в. до н.э. укрепляется власть боспорских царей: если раньше они
назывались царями только по отношению к местным племенам, а по отношению к
городам — архонтами («архонт Боспора и Феодосии и царь синдов и всех меотов и
фатеев»), то с конца IV в. до н.э. (со времени правления царя Спартока III)
употребляется один общий титул царя (басилея). Города в Боспорском царстве (как
и в эллинистических царствах) имели некоторое самоуправление; в Пантикапее было
народное собрание; города чеканили свою монету, имевшую хождение наряду с
царской монетой. Географ Страбон называет Пантикапей метрополией европейских
боспорцев, а Фанагорию — метрополией азиатских. Страбон обычно употребляет
слово «метрополия» для обозначения полиса, господствующего над другими, более
мелкими городами. Можно полагать, что городки и поселения, расположенные в
окрестностях этих крупных городов, были подчинены им в административном
отношении. Таким
образом, Боспорское царство рассматриваемого периода имело ряд черт,
характерных для других монархий того времени: сочетание царской и городской
собственности, царской власти и самоуправляющихся полисов. Однако можно
заметить и различие: внутри Боспорского царства мы не видим того союза с
местной знатью, опоры на местные привилегированные самоуправляющиеся
организации, которые были столь важны в эллинистических государствах. Племена
Северного Причерноморья по уровню своего развития не могли создать таких
организаций. Этнические различия в Боспорском царстве были очень сильны. Наряду
с греками здесь жили скифы (племена, говорившие на языке иранской ветви
индоевропейской семьи, родственном современному осетинскому), а также тавры (в
Крыму), меоты, синды (у Азовского моря и в Прикубанье), вероятно родственные
позднейшим абхазо-адыгским народам. Периферийное
положение этого царства, соседство с массами варварских племен делали его
положение более неустойчивым, чем у других современных ему монархий. Со
второй половины IV в. до н.э. наступает экономический и политический расцвет
Ольвии, расположенной на правом берегу Бугского лимана. Переломным моментом в
ее истории можно считать осаду города полководцем Александра Зонирионом в Зопирион
не смог взять Ольвию. После осады Зопириона присходят изменения в политической
жизни города, увеличивается значение народных собраний. Появляется культ
«Демоса», что указывает на демократизацию общественного строя. Расширяются
торговые связи Ольвии с различными городами и областями Причерноморья и
Средиземноморья, в Ольвию переселяются жители других греческих городов. На
сельской территории, примыкающей к Ольвии. в IV—III вв. до н.э. появляются
новые поселения. Для этих поселений характерно сочетание греческих и скифских
элементов в быту и культуре. Вероятно, здесь жило смешанное население, которое
в надписях названо миксэллинами. Планировка некоторых сельских поселений
позволяет думать, что это — военно-земледельческие поселения. В
конце IV — начале III в. до н.э. в г. Ольвии происходит перестройка центральной
площади — агоры, оборонительные стены укрепляются башнями, заканчивается
сооружение городского водопровода. Сходные процессы можно наблюдать и в
Херсонесе, основанном выходцами из Гераклеи Понтийской (города на севере Малой
Азии) в конце V в. до н.э. И здесь к началу эллинистического периода происходит
экономический и политический подъем. Расширяется как территория самого города,
так и его владения в Северо-Западном Крыму. Во второй половине IV в. до н.э.
Херсонес подчиняет себе г. Керкинитиду (на месте совр. Евпатории); основывается
г. Прекрасная гавань (в Размежевание, проводимое городскими властями, известно и для других районов в эллинистический период; оно проводилось обычно в момент основания нового города или для увеличения обра | |
| |
Просмотров: 1543 | |
Всего комментариев: 0 | |