Две тысячи лет греческой красоты
Французские офицеры с корабля "Эстафета" сошли на греческий остров Милос, чтобы встать на якорь рядом с английским фрегатом и голландским бригом, волею случая соединенных у благодатных берегов цитадели мировой цивилизации. Стоял жаркий апрель 1820 года, и офицеров отправили на берег, чтобы дать им возможность свободно прогуляться по склонам холмов и прибрежным тавернам.

Именно среди этой группы французов оказался 24-летний офицер Вуатье, всегда испытывавший пристрастие к путешествиям, похождениям и разного рода историям, о которых позднее много рассказывают в предпортовых кабачках и тавернах.

Однако на этот раз судьба сыграла с ним шутку, заставившую задуматься не только о неожиданных событиях вокруг его собственной персоны, но и некоторых военных законах, предусматривающих присуждение приза - добычи - самому ловкому, самому энергичному. Совершенно неожиданно офицера с французского судна призвал к себе на помощь провалившийся в склеп или подвал некогда существовавшего дворца крестьянин Йоргос. Вытаскивая несчастного, Вуатье заметил в проемах сводов и стен подвала удивительную скульптуру, которая притягивала взгляды любого просвещенного человека совершенством форм, белой поверхностью светящегося мрамора и отсутствием ряда деталей человеческого тела. Крестьянин Йоргос был так рад своему освобождению из неожиданно засосавшей его ямы на собственном участке земли, что не возражал и тогда, когда подоспевшие на помощь матросы с французского корабля вытащили из земляного плена удивительной красоты мраморную статую.

Офицер Вуатье был не только достаточно образован, но и энергичен, чтобы сразу же договориться с обладателем статуи о продаже ее Франции. Тогда же, в присутствии свидетелей, Вуатье вручил задаток в сто пиастров и взял с владельца обещание никому из конкурентов не предлагать найденное произведение, пока соискатель от него не откажется и не известит об этом. В тот же вечер Вуатье пришел договариваться о приобретении удивительной скульптуры для Франции к консулу на острове. Совершенно неожиданно он получил почти что отказ. Французский офицер расхваливал находку крестьянина, награждая статую эпитетами самых превосходных степеней, сравнивая ее с образами богинь и с известными шедеврами мира. Он сулил консулу не просто признание Парижа, но и всех европейских наций. Одновременно были упомянуты и конкуренты - англичане и голландцы, суда которых стояли рядом с французским. Были не забыты и турки, под владычеством которых еще находился остров. Все уговоры были напрасны, и чиновник категорически отказывался даже смотреть статую богини.

Наверное, история с прекрасной статуей греческой богини закончилась бы для молодого Вуатье ничем, если бы его союзником неожиданно не стал знаменитый Жюль Дюмон-Дюрвиль, прибывший на другом французском судне "Козочка" в гавань острова. Увидев находку, блестящий знаток древностей стал действовать, ведь соперники со всех сторон подступали к крестьянину. "Козочка" срочно отплыла в Константинополь, чтобы доставить заинтересованных офицеров послу, слывшему любителем прекрасного. Посол маркиз де Ривьер только собирался доложить о находке французскому королю, а к острову уже направлялся английский фрегат с поручением о приобретении редкой находки. Такое же поручение получили командир голландского брига и представители Турции, прибывшие на судне "Галлаксиди". Когда французский корабль вернулся в гавань, там их встретили монахи, выкупившие статую у Йоргоса для турок. Капитан "Эстафеты" выделил Вуатье двадцать вооруженных матросов, а пушки французов были направлены на турецкий "Галлаксиди". Матросы буквально силой завладели статуей, пока секретарь маркиза де Ривьера доказывал настоятелю монастыря, что за находку владельцу был оставлен солидный задаток и он просто не имел права перепродавать статую.

7 мая 1821 года знаменитая статуя богини Венеры, получившая по месту находки название Милосской, заняла место в Лувре. Помимо короля редкое произведение греческого искусства могли лицезреть послы Англии, Голландии, Турции и... представители Греции, весь XIX век терявшей национальные сокровища. В стране до 1834 года не было закона об охране национальных сокровищ. Древности вывозили, даже не покупая, всякие любители, дипломаты и военные представители, оказывавшиеся в цитадели греческой цивилизации.

Проявившие настойчивость в приобретении шедевра древности Вуатье и Дюмон-Дервиль были не только награждены, но и стали настоящими героями в глазах французской художественной богемы.

Греческая земля таит в себе еще немало загадок, и, пожалуй, есть надежда, что новые мраморные и бронзовые изделия замечательных мастеров подарит музеям древняя земля.

Так, в июне 1959 года прямо в порту Пирей повторилась история обретения статуи Венеры Милосской. Здесь, на углу улиц Филона и Георга, проводились работы по замене асфальтового покрытия после ремонта участка канализации. Рабочие с пневматическими молотками на этот раз не провалились в раздавшуюся под ними землю, а стали свидетелями того, как ушедший вниз грунт открыл две зеленые руки, поднявшиеся к афинскому небу. Страх, ужас, мистическое благоговение обуяло не только рабочих, но и прибывших на место полицейских. Однако все объяснилось очень просто - в яме оказалось несколько статуй, мраморных и бронзовых, ставших самой ценной находкой ХХ столетия.

Руководитель Греческой археологической службы профессор Пападимитриу в первую очередь был поражен тем, что все изъятые у земли "боги" относились к разному времени, а это ставило прямо-таки неразрешимую загадку для определения причины объединения такого странного собрания редкостей: бронзовая статуя обнаженного юноши-куроса, мраморная герма с головой бородатого Гермеса, прекрасная девушка, задрапированная в бронзовые одежды, исполненная неизвестным мастером круга скульптора Алкмена, одевавшего своих натурщиц в мокрые туники, которые эффектно подчеркивали совершенные женские формы.

Раскопки под мостовой продолжили и рядом обнаружили еще одну находку с художественными изваяниями. Здесь были спрятаны бронзовая статуя Афины и статуя Артемиды, большая маска трагического актера и еще одна мраморная герма. Более мелкие изделия составили два бронзовых щита, точнее останки щитов, и мраморная статуэтка женщины. Надо сразу же оговориться, что подлинников греческого искусства во всех музеях мира очень немного и свое представление об этом периоде европейской культуры мы ведем от мраморных копий, исполненных римлянами, подражавшими знаменитым мастерам. В найденном "захоронении" были не просто древние подлинники, но и бронзовые образцы. Наиболее древней статуей из найденных в кладе была архаизированная фигура куроса, датированная 520 годом до н. э. Двухметровая скульптура с остатками лука в одной руке и предмета типа чаши для приношений в другой могла быть вполне отнесена к так называемым героизированным образам победителей национальных состязаний.

Статуя Афины, покровительницы главного города Греции, высотой в 2,35 метра, представляет собой величественную богиню в спокойной позе с опущенной левой рукой и протянутой вперед правой, в которой греческие скульпторы изображали обычно либо символ мудрости - сову, либо постоянную спутницу Афины - воительницу Нику. Греческие специалисты не только датировали статую IV веком до н. э., но также высказали предположение, что именно эта скульптура находилась в Пирейском храме вместе со статуей Зевса-громовержца, описанной Павсанием. Находка статуи на земле порта Пирей вполне соответствует этому предположению, и тогда сам собой напрашивается другой вывод: автором скульптуры мог быть только Кефисодот - отец знаменитого Праксителя.

Мраморная скульптура богини Артемиды сильно пострадала от времени и соприкосновения с землей, но все равно сохранила канонический образ богини-охотницы, широко распространенный в греческих городах-государствах.

Скульптуру стоящей девушки датировали V-IV веками до н. э. и поставили в один ряд с прекрасными образцами классической пластики, воспевавшей совершенство женской фигуры.

Две гермы - наиболее распространенный вид греческой пластики, получивший окончательные черты во времена Фидия. Обычно их ставили на границах участков и перекрестках дорог. Гермес, или египетский Тот, был не просто богом, покровителем торговли, но также носителем наук, законов, правил, которые заставляли любое общество соблюдать интересы как отдельных личностей, так и общин.

Естественно, что загадка объединения в единое "захоронение" столь разных произведений долго волновала греческих специалистов, которые решили, что ямы служили местом сокрытия художественных ценностей от римских захватчиков, завоевавших Грецию и вывозивших из ее городов приглянувшиеся ценности. Истории известно, что особенно отличался грабежами диктатор Луций Корнелий Сулла со своими военачальниками. Слой горелого дерева, смешавшийся с землей в ямах говорил о том, что склад, куда были свезены скульптуры, подвергся пожару и спрятанные сокровища посчитали уничтоженными. Сами греки, знавшие об этом тайнике, больше скульптуры не вытаскивали и не устанавливали на прежние места, видимо опасаясь доносов как римских соглядатаев, так и собственных предателей. Со временем о складе ценных работ забыли, а те немногие, кто знал о нем, скончались. Так редкости сохранились до нашего времени.
Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | Добавил: konan (07.10.2008)
Просмотров: 1095 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]