АФИНА - в
греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении
Афины от
Зевса и Метиды
("мудрости", греч. metis
- "мысль", размышление") - периода оформления
классической олимпийской мифологии. Рождение Афины
изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода
патриархата, в которой особенно выделялось
мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным
продолжением Зевса, исполнительницей его
замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно
материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический
характер, так что Афина считается порождением одного Зевса
и принимает на себя функции
божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста
(или Прометея), расколовшего ему
голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в
полном боевом вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или
реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Афина - одна из главнейших фигур не только
олимпийской мифологии, по своей
значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой
мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей
воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи,
Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и
защитницы целомудрия. Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со
змеями крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенского времени
- прообраз олимпийской Афины. Среди
непременных атрибутов Афины - эгида -
щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей. Многочисленны
сведения о космических чертах образа Афины.
Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т.н.
палладий, упало с неба (отсюда
Афина Паллада). По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми
Кекропа - Пандросой ("всевлажной")
и Аглаврой ("световоздушной"),
или Агравлой ("полебороздной"). Священным деревом
Афины была маслина. Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая
богиня-мать. Мощная богиня
архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет
свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из
гигантов, на другого она наваливает
остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения. Она - убийца
горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы". Афина требует к себе
священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына
своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Классическая Афина
наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. Зевс
послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В
поэмах Гомера (особенно
"Одиссее") ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины.
Она главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,
хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин,
Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы". Огромная
статуя Афины Промахос
("передовой боец") с копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь
в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Памятником
прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы
ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды". Афина всегда
рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она
помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам,
вообще рабочему люду. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни
Гефеста. Афине
приписывается изобретение флейты и
обучение игре на ней Апполона.
Одного её прикосновения достаточно,
чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она
возвысила станом, наделила
кудрявыми волосами, облекла
силой и привлекательностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи
с супругом удивительной красотой. Афина - богиня
мудрости. Для неё характерна
мудрость в государственных делах. Для
поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума
и символом всеобъемлющей мировой мудрости.
Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась
Афина - Фратрия ("братская"), Булайя
("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя
("провидящая"). Хотя культ Афины
был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида,
Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия,
Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали
с именем богини - покровительницы города).
Ей были посвящены земледельческие праздники. Во
время этих празднеств происходило
омовение статуи Афины, юноши приносили клятву
гражданского служения богине. В Риме Афина
отождествлялась с Минервой. Римским
празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На
протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и
напрвляющей силы разума, который упорядочивает
космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного
на демократическом законодательстве. Образ Афины нашел
отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфенос"
Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне
в 438
г. до н.э., не сохранилась и
известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные
статуэтки богини. Отдельные сцены мифов
об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает
рождение Афины из головы Зевса,
на западном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание
землей Аттики. В
греческой вазописи были распространены
сцены, посвященные рождению
Афины, её участию в Троянской войне,
спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках. В
эпоху Возрождения Афину изображают
в соответствии с античной художественной традицией - в
панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует триумф разума ("Минерва побеждает
невежество" Б.Спрангера, "Царство Минервы"
А.Эльсхаймера), добродетели и
целомудрия ("Паллада и
кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над грехом"
А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто, П.Веронезе и др.). В
музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом для
либретто нескольких произведений 17-18 вв., в числе которых оперы
"Рождение Афины" А.Драги,
"Минерва" Р.Кайзера,
"Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада торжествующая"
Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л.Кальдары и
"Паллада" П.В.Гульельми. | |
| |
Просмотров: 963 | |
Всего комментариев: 0 | |