Достижения и парадоксы цивилизации Древней Греции (часть1)

Введение.

 

Греческая цивилизация как часть античного мира явилась настоящим фундаментом для сформировавшихся позднее Европейских государств. Греко-римская культура завоевала и сегодняшний мир. Современный человек постоянно испытывает влияние античной эпохи. Поскольку именно в это время были заложены основы большинства наук (философия, математика, медицина, астрономия, география, физика, экономика, политология), новые традиции во взглядах на окружающий мир, и всё это вместе взятое явилось тем важнейшим импульсом, особенно повлиявшим на европейскую цивилизацию, как впрочем, и на цивилизацию стран Востока.

Благодаря трудам многих античных мыслителей была разработана теория государства в социальной жизни, сформирован критерий подлинной ценности человека. Именно в Древней Греции сложились понятия таких духовных ценностей как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность.

В Древней Греции зародилась и философия в полном смысле этого слова. Имена Пифагора, Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля не только являются символами начала философии как науки.  Их рассуждения продолжают влиять на дальнейший ход развития философских мыслей.

Именно в эту эпоху возникла и история как рациональная форма познания. Этим мы обязаны, прежде всего, « отцам истории»- Геродоту и Фукидиду.

Оценивая вклад греков в науку, достаточно сказать, что почти до середины 19 века геометрию учили по Евклиду, что основы механики заложены Архимедом, и астрономы-географы эпохи эллинизма впервые вычислили размер земного шара, предвосхитив в этом изыскании самого Коперника.

Из всего вышеперечисленного вывод о значимости и актуальности древнегреческой цивилизации кажется абсолютно неоспоримым.

Выбор темы продиктован личным интересом, обилием материала об античной эпохе, а также важностью данного этапа в истории человечества.

Цель данного реферата - рассматривая античную историю через определенные этапы, сформулировать некоторые общие, фундаментальные черты цивилизации античной Эллады, особенно повлиявшие на становление современного мира.

Структура реферата выглядит следующим образом: работа состоит из четырех глав, каждая глава- это этап, период в развитии греческой цивилизации.  В каждой из глав я выбрала определенные области, представляющие для меня особый интерес, и в основном из сферы культуры: религия, наука, искусство. Именно здесь вклад эллинского мира особенно впечатляющ, огромен, уникален. Таким образом, наиболее пристальное внимание, я уделяю культурологическому аспекту в развитии античной цивилизации на определенном этапе. В конце работы я делаю анализ тех особенностей греческого мира, которые присутствуют на протяжении всей его истории и оказали особенное влияние на развитие более поздних цивилизаций, в том числе на нашу.   

Что касается литературы, то по выбранной теме написано много серьезных работ, бесчисленное количество исследований, как по отдельным, так и по частным вопросам и не меньшее число научно- популярных книг. При написании работы я использовала совершенно разную литературу отечественных и зарубежных авторов, современную и прошлых лет. Среди всех источников хочется отметить книгу Кулитнецкого К. А. « История культуры Древней Греции и Рима», сборные монографии: Древние цивилизации», «Античная культура», « Античный мир», «Античность» и другие. Литературы много, однако, потребность в дальнейших исследованиях не иссякает и по сей день, а значит все главные открытия ещё впереди. Историю Древней Греции начинают с периода островной Крито-Микенской цивилизации, мало изученной, но сохранившейся до наших дней разнообразными археологическими памятниками. Именно с этого периода, с его характеристики, и начинается моё исследование.

 

Глава 1. Культура раннегреческой цивилизации ΧΧΧ – ΧІІ вв. до н.э.

1.1.              Искусство ранней Эллады.

Самобытная и многогранная Раннегреческая культура сформировалась в 3000 – 1200 гг.

Стоит, прежде всего, отметить уровень и объем технологических знаний, позволивших населению Эллады широко развить специализированное ремесленное производство. Металлургия включала только высокотемпературную (до 1083°С) плавку меди. Литейщики работали также с оловом, свинцом, серебром и золотом, редкое самородное железо шло на ювелирные изделия. Создание сплавов не ограничилось бронзой, уже в  ΧVΙΙ – XVI вв. до н.э. греки изготавливали электр и хорошо знали прием золочения бронзовых изделий. Из бронзы отливали орудия труда, оружие и бытовые предметы. Все эти изделия отличались рациональностью формы и качеством исполнения.

Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного земледельца.

Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционной план рядового жилища. Он состоял из передней (продомоса), главного зала (демоса) с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы, фолосы.

Мастерство архейских зодчих дополнялось достижениями других видов искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями.

На протяжении ХХ-ХП вв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в Х1Х-ХV вв., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра.

Широта художественных запросов общества проявилась в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи а домах гора Жан Акротии, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады в ХХХ-ХП вв. от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве Ш тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в ХХ-ХП вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.

Литература ранних треков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С  изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии - эпоса, прославляющего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая градация греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в ХVП-ХП вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана в IX-VIII вв.

В ХIV-ХШ вв. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером – гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало способствовала строго объективному отбору произведений, которые народ удержал в своей памяти.

 Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранились также огромное количество исторических, генеалогичеких и мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VIIVI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литература.Таким образом, раннегреческое искусство, известное нам лишь по немногим сохранившимся произведениям, отличает определенная традиционность, единство стиля, некоторая помпезность и пышность форм.


1.2.              Письменность.

Письменность в греческой культуре ХХП-ХП вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине Ш тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда, немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги. Такое слоговое (линейное) письмо» сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор остается не разгаданным.

После 1500 г. в Элладе была выработана боже удобная форма письменности -слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном счислении. Записи слоговым письмом велись по–прежнему слева направо, однако правила письменности стали более строгими: слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах.

Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан.

 

1.3. Религиозные верования.

 

Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов.

Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, она отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит. Первобытного человека интересует не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия , разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий, мифов. Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохранила и в прежние эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении ХХХ-ХП вв. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Особо чтили Великую богиню(позднее Деметра, что означает «Мать хлебов»), ведавшую   плодородием растительного и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы. Божества имели определенные атрибуты, изображения которых весьма часты, причем они служили символами этих небесных сил.

Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон)  получило  более  определенную  организационную  структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховным был Зевс, отец богов и людей, владычествовавший над всем миром. Подчиненные ему другие члены раннеэллинского пантеона имели специальные общественные функции. Ахейский эпос, сохранивший сведения о почитании многих раннеэллинских божеств, передает и присущий только греческому мышлению несколько критический взгляд на небожителей: боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости.

 Для раннегреческой культуры характерно удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью, человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность культуры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с ХVП-ХVI вв. творчество Эллады полно жизненности: Должно заметить, что изучаемой культуре присуща определенная традиционность сохранения ряда  понятий, например, мотива бегущей спирали, сохранившегося ещё от культуры северобалканских племен эпохи неолита, получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте не только монументальных царских фолософ,  но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы. Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с гибелью дворцов резко уменьшилась потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место в искусстве.

 В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры.


Глава 2. Цивилизация Древней Греции.

XI-IX вв. до н.э. «Тёмные века».

Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце ХП в. Эпоха же античной цивилизации начинаете» лишь через три с половиной и даже четыре столетия.

Таким образом, имеет место довольно значительный временный "зазор", и неизбежно встает вопрос: какое место занимает этот хронологический отрезок (в литературе его иногда обозначают как "темные века") в общем процессе исторического развития греческого общества? Был ли он своеобразным мостом, соединившим две весьма несхожие исторические эпохи и цивилизации, или же, наоборот, он разделил их глубочайшей пропастью?

Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинные масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской цивилизацией на рубеже ХШ-ХП вв., а также проследить основные этапы ее упадка в последующий период.

Логическим завершением этого процесса была глубокая депрессия, охватившая основные районы материковой и островной Греции в течении так называемого субмикенского периода (1125-1025 гг.). Основная отличительная его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление. Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества. Их росписи крайне

примитивны и невыразительны. Как правило, в них повторяется мотив спирали - один из немногих элементов декоративного убранства, унаследованных от микенского искусства.

Еще одна отличительная черта субмикенского периода заключалась в решительном разрыве с традициями микенской эпохи. Наиболее распространенный в микенское время способ захоронения в камерных гробницах вытесняется индивидуальными захоронениями в ящичных могилах (цистах) или в простых ямах.

Ближе к концу периода во многих местах, например в Аттике, Беотии, на Крите, появляется еще один новый обычай - кремация и обычно сопутствующее ей захоронения в урнах. В этом опять-таки следует видеть отступление от традиционных микенских обычаев (господствующим способом погребения в микенскую эпоху было трупоположение (трупоположение встречается лишь эпизодически ).

Аналогичный разрыв с микенскими традициями наблюдается и в сфере культа. Даже в наиболее крупных греческих святилищах, (существовавших как в микенскую эпоху, так и в более поздние времена (начиная примерно с IХ-УШ вв.), отсутствуют какие бы то ни было следы культовой деятельности: остатки построек, декоративные статуэтки, даже керамика.

Важнейшим фактором, способствовавшим искоренению микенских культурных традиций, безусловно, должна считаться резко возросшая мобильность основной массы населения Греции. Начавшийся еще в первой половине ХП в. отток населения из наиболее пострадавших от варварского вторжения районов страны продолжается также и в субмикенский период.

В Греции подавляющее большинство микенских поселений, как больших, так и малых, было покинуто обитателями. Следы вторичного заселения микенских цитаделей и городков встречаются лишь эпизодически и, как правило, после длительного перерыва. Почти все вновь основанные поселения субмикенского периода, а их число очень невелико, располагаются на некотором удалении от микенских руин, которых люди того времени, по-видимому, суеверно сторонились.

Пожалуй, никакой другой период в истории Греции не напоминает так близко знаменитое фукидийское описание примитивной жизни эллинских племен с их непрерывными передвижениями с места на место, хронологической бедностью и неуверенностью в завтрашнем дне.

Если попытаться экстраполировать все эти симптомы культурного упадка и регресса в недоступную нашему непосредственному наблюдению сферу социально-экономических отношений, мы почти неизбежно должны будем признать, что в ХП-Х1 вв. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной черте, с которой когда-то (в ХVII столетии) начиналось становление микенской цивилизации.

 

Глава 3. Достижения Архаической Греции III-VI вв. до н.э.

3.1. Новая система письма.

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VIвв. по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе, как и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было доступно лишь немногим посвященным, входившим в замкнутую касту писцов-профессионалов, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан полиса,  поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов.

Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода. Древнейшие из них например, широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о. Питекусса, датируется третьей четвертью VIII в., что позволяет отнести заимствование греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине того же VIII в., либо даже к концу предшествующего IX столетия. Благодаря новой алфавитной системе письменности, более упрощенной по сравнению с существовавшей ранее, греки смогли сохранить для своих потомков, то есть для нас, такие выдающиеся образцы героического эпоса, как «Илиада» и «Одиссея» , с которых и начинается история греческой литературы.

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | Добавил: konan (29.10.2008)
Просмотров: 5307 | Рейтинг: 3.4/18
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]