Невозможно
назвать область современной культуры — будь то география пли медицина,
архитектура или театр, где бы греки не оставили глубокого следа, но особенно
велик их вклад в развитие философии. «В многообразных формах греческой
философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все
позднейшие типы мировоззрений»(Ф.Эгтгелт, г. Старое предисловие к
«Анти-Дюрингу».— К.Маркс и Ф. Э и г е л ь с. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 20, с.
369.),— писал Ф. Энгельс. Мифология греков была той почвой, на которой выросли
не только искусство и литература, по которая до известной степени питала и
греческую пауку. Типологически первоначальное греческое мировоззрение и мироощущение
не отличалось от всех общинных религий и мифологий мира. Популярность греческих
мифов, которую они сохранили и поныне, объясняется отчасти том, что они дошли
до нас в художественно-философской обработке величайших представителей
греческой литературы и искусства. Греческая
религия проходила те же ступени, что и религия других народов. Даже в V в. до
н.э. поклонялись где камню, где пальме, в Афинах — оливе, в Додоне — дубам,
шелест листьев которых якобы говорил о будущем. Изображения богов сначала были
деревянными чурбанами. В народной религии греков встречались боги, сохранившие
полуживотный облик: сирены — полуженщины, полуптицы, нереиды и тритоны —
полурыбы, сфинксы с женской головой и львиным телом, сатиры, покрытые шерстью,
с козлиными рогами и хвостами, кентавры — полулошади и т.п. Но главные боги
греков имели уже человеческий образ, хотя пережитки тотемизма видны в их
эпитетах — «волоокая Гера». «совоокая Афина», «ликейский (т.е. волчий)
Аполлон». Священной
птицей Зевса был орел, спутницей Афины — сова, Артемиды - лань, Гермеса —
ягненок, бога врачевания Асклепия — змея. В мифе Зевс превращался в быка или
орла, Артемида — в лань или медведицу и т.д. Божество
земного плодородия греки называли различными женскими имена — Гея, Рея, Деметра
и др. В Афинах и других полисах происходили таинства (мистерии), ставившие
целью обеспечить плодородие земли, в которых могли участвовать только замужние
женщины. Почитали также Солнне, Лупу и светила: «волчий» Аполлон был также
божеством света с прозвищем «Феб» («блестящий»), его сестра Артемида — богиней
Луны; позже некоторые боги отождествляются с планетами. Важную роль играл
патриархальный культ предков. Роды вели свое происхождение от богов:
существовали мифы о браках богов со смертными женщинами, потомки которых стали
основателями знатных родов. У каждого рода, каждой семьи появляются свои
святыни — семейный очаг и могилы предков. Община тоже имеет свои святилища —
храмы и расположенные иод открытым небом алтари для жертвоприношений, священные
рощи и водоемы. Для наблюдения за святилищами и принесением жертв выделяются
жрецы; доступ в жрецы был открыт каждому свободному и физически здоровому
гражданину. Всякая
греческая община имела своего местного бога: Афина покровительствовала Афинам,
Гера — Самосу, Артемида — Спарте и т.д. Власть бога сначала не распространялась
за пределы его общины, и в случае ее завоевания поражение вместе с ней терпел и
ее покровитель: ему переставали приносить жертвы и его святилище нриходило и
запустение. Все-таки совсем отвергнуть поверженное божество не решались из
опасения мести с его стороны, и статую побежденного бога обычно переносили в
храм бога-победителя. Так в древнейшее время в Аттике почитался гигант Паллапт,
который, согласно мифу, был побежден Афиной в битве между богами и гигантами.
Этот миф отразил, может быть, победу Афин над одной из мелких общин Аттики; из
имени Паллапта возникло прозвище Афины; Афипа-Паллада. Слиянием культов божеств
объясняется наличие нескольких имен и у других богов: Феб-Аполлон, Вакх-Дионис,
Посейдон-Эрехтей п др. Еще с крито-микенской эпохи выделяется группа главных
богов, а божества второстепенных общин занимают в сонме богов подчиненное
положение. Ко многим из них уже почти не применяли слово «боги», их называют
нимфами, демонами, героями, полубогами. В период расцвета полисов общегреческую
религию называют олимпийской, по имени горы Олимп в Фессалии, где, по поверью,
на снежной вершице в золотых дворцах единой общиной жили все главные боги. По
преданию, среди богов также развертывалась борьба за власть(Миф этот имеет в
мире много очень древних аналогий, особенно близкую — у хурритов.— Примеч.
ред.). Поколение
первых богов свергли олимпийские боги, возглавляемые Зевсом, и олимпийцы стали
управлять различными сторонами жизни на земле: Зевс, божоство грозового неба,
становится царем богов и людей. Его брату Посейдону, первоначально божеству
земли, считавшемуся также покровителем коневодства, принадлежит морская стихия,
он опекает моряков. Другой брат, Аид-Плутон, управляет подземным царством мертвых
и вместе с сестрой Демстрой ведает земным плодородием. Дети Зевса тоже входят в
число олимпийских богов: они руководят занятиями людей. Афина, любимая дочь
Зевса, обучила смертных ткацкому ремеслу и оливководству; она помогает
ремесленникам, ученым, и ее щит или эгида прикрывает людей, склонных к мирным
делам. Лук стреловержца Аполлона превращается в лиру (предполагают, что лира
произошла из лука, на который натягивали звучащую тетиву), а самого Аполлона
чтут как предводителя девяти Муз, бога певцов, музыкантов и
предсказателей(Почти во всех мифологиях световые божества — одновременно
покровители предсказатолеи.— Примеч. ред.). Гефест, сын Зевса и Геры,
покровительствует кузнечному ремеслу, его жена Афродита, некогда богиня
плодородия, становится богиней любви (не только телесной, но и духовной),
Гермес, божество горных скотоводов, став вестником богов, помогает путникам на
дорогах, торговцам и даже ворам и ростовщикам. Артемида — покровительница
охотников, Арес — бог войны, а попечитель виноградарства — Вакх-Дионис
(Диониса, однако, аристократы не включали в число олимпийцев). Несмотря
на то что олимпийская религия стала официальной в большинстве полисов (в Афинах
выступления против нее приравнивались к государственному преступлению),
старинные народные верования не были изжиты, а в рассказах о значении и
происхождении олимпийских богов в каждой общине бытовали свои мифы, особенно о
героях, происходивших, как правило, от союза Зевса со смертными женщинами; в
эти сказания часто вплетались воспоминания о действительных событиях далекого
прошлого. Мифы, приобретавшие популярность по всей Греции, соединялись в циклы
— таким был цикл мифов о подвигах Геракла и сказания о Троянской войне. В связи
с развитием мея«дународной торговли растет значение общегреческих святилищ; все
полисы принимали на себя обязательства защищать такие храмы от нападений. Это
делало их земли наиболее безопасными местами для обмена и торговли. Под защиту
брались и паломники, направлявшиеся к храмам. Праздники в общегрсческих святилищах,
для проведения которых полисы заключали временный мир, сопровождались
гимнастическими, художественными соревнованиями и ярмаркой.
Литература: История
Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М.
Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983. | |
| |
Просмотров: 1332 | |
Всего комментариев: 0 | |