Италии
под римским владычеством. Завоеванная
Римом Италия не представляла собой единого государства. Это была группа общин и
городов, находившихся под властью города-гегемона и имевших различный правовой
статус. В современной науке этот сложный конгломерат обозначается термином
«римская федерация», что, строго говоря, неверно. Единого союзного договора не
было, существовали лишь сепаратные договоры Рима с каждым из союзников.
Договорные условия в них различались и зависели от многих причир, прежде всего
от значения данной общины и обстоятельств, при которых произошло подчинение. Наиболее
привилегированной частью населения Италии были римские граждане, обладавшие
всей совокупностью гражданских и политических прав. Кроме собственно жителей
Рима к этой категории относилось население выводимых в Италию римских колоний.
Некоторые союзные общины, в основном латинские, получали право римского
гражданства, сохраняя при этом самоуправление (муниципии). Другие получали
такие права лишь в ограниченном объеме. Подавляющее
большинство италиков находилось в положении союзников (socii). Как правило, они
сохраняли самостоятельность во внутренних делах, но лишались права вести
внешнюю политику и были обязаны доставлять Риму военные контингенты. Приморские
города, в основном греческие, именовались морскими союзниками и поставляли
флот. Наиболее привилегированную часть союзников представляли собой так
называемые латинские колонии, жители которых в случае переселения в Рим
получали римское гражданство. В середине III в. до н.э. это право было еще
ограничено, в основном распространяясь на тех, кто занимал в своем городе
выборные должности. Наконец,
самую бесправную категорию образовывали так называемые сдавшиеся, подчинявшиеся
власти римских магистратов. Завоеванные
общины сохраняли некоторую часть своих земель (от 1/3 до 1/2). Остальная земля
частью поступала в ager publicus («общественную землю») Рима и продавалась всем
желающим, а частью бесплатно раздавалась римским гражданам в виде небольших
участков. Римское
общество в период развитой республики. В
экономическом отношении Рим III в. до н.э. представлял собой аграрное
государство; Принадлежавшие ему земли делились на две основные категории:
государственный фонд (ager publicus) и частный фонд. Подобное разделение
свидетельствует о полисном характере государства. Однако при наличии
государственного земельного фонда, составлявшего, по-видимому, значительную
часть всей земли, не существовало государственного экономического сектора.
Частные лица могли арендовать государственные земли за определенную плату.
Taкиe арендаторы назывались поссессорами. Постепенно поссессоры превращаются в
фактических собственников земли, хотя верховная собственность государства
продолжала сохраняться. Иногда беднейшие граждане наделялись небольшими
участками в 2—7 югеров и освобождались от налога. В
структурном отношении господствовало мелкое крестьянское землевладение. До
середины III в. до н.э. процесс концентрации земельной собственности еще не
зашел далеко Государство, как это явствует из законов Лициния — Секстин,
стремилось к поддержанию характерного для полиса относительного экономического
равновесия. Рабство ещё не приобрело больших масштабов. Основными культурами
были зерновые, виноград и оливки, а также фрукты и овощи. Вследствие низкой
техники хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя крестьяне
все же нуждались в торговом обмене. Поэтому в городах, прежде всего в Риме,
появляются рынки. Каждые восемь дней устраивались базары, реже — крупные
ярмарки. Сведения
о появлении профессиональных ремесленников относятся ещё к периоду царей. Присоединение
Этрурии и греческих городов юга Италии способствовало подъему ремесла. Среди
археологических находок встречаются изделия высокого качества. Частые войны
стимулировали развитие оружейного производства, которое велось местными силами.
В IV в. до н.э. в Риме ведется крупное государственное строительство: город
восстанавливается после галльского нашествия, прокладывают Аппиеву дорогу
(312г. до н.э.), сооружают многочисленные храмы и т. д. В Риме функционировал
водопровод. Немалую роль в ремесле играло производство предметов роскоши. Хотя
Рим имел большой внутренний и внешний рынок, торговля никогда не была основным
источником дохода. Основной целью хозяйства было удовлетворение собственных
нужд, а не производство товаров. В римской иерархии ценностей земледелие всегда
стояло выше торговли.) Ремесленное же производство в первую очередь
ориентировалось на нужды сельского хозяйства и военного дела. Римское
общество теперь делилось на три сословия: сенаторы, всадники и плебс, однако
сословная принадлежность автоматически не наследовалась. Существовал цензовый
критерий и критерий общественного положения в государстве, который в конечном
счете и был решающим. Поэтому сын сенатора мог не принадлежать к сословию отца,
а сын плебея теоретически имел право стать сенатором. Высшим
сословием было сенатское, к которому принадлежали только члены
правительственного органа — сената. Имущественного ценза для них не
существовало, хотя, как правило, сенаторы были богатыми людьми. Важнейшим
условием вхождения в сословие было занятие магистратурьт. В ранние времена
низшей должностью, дающей право входить в сенат, была претура (преторы были
помощниками консулов главным образом с судейскими функциями) ; во II — I вв. до
н.э. в сенат стали входить лица, отслужившие должности и более низкого ранга —
квестора, эдила(Это была должность, связанная с внутригородскими делами.),
народного трибуна. Акт включения в сенатский список осуществлялся консулом, а
позже — цензором. Раз в пять лет цензоры производили ревизию списка сената и
могли вычеркнуть тех, кто не оправдал высокого доверия, но практически звание
сенатора было пожизненным. Фактически
сенат был в руках небольшой группы патрицианских и плебейских родов, которые
получили название нобилитета. Формально нобили не имели, никаких особых прав, а
идеологическим обоснованием их особого положения было не происхождение, а
заслуги (действительные или мнимые) на поприще государственной службы. Второе
сословие римской республики называлось всадническим. Первоначально в пего
входили самые богатые граждане, несшие службу в кавалерии и голосовавшие в 18
всаднических центуриях. К III в. до н.э. всадничество утратило свой военный
характер. K этому сословию принадлежали лица, обладавшие цензом в 400 тыс.
сестерциев(Эта цифра показывает огромный рост товарности производства со времен
ранней древности вместе с соответствующим падением цены на серебро и
увеличением частных состояний.) и выше, однако, чтобы стать римским всадником,
недостаточно было богатства. Это
был почетный титул, который давало государство в лице цензору) Вместе с титулом
всадник получал лошадь и деньги на ее содержание. Каждые пять лет цензоры
устраивали «переаттестацию» всадников, причем некоторые могли лишиться этого
звания. В
новейшей литературе установилось представление о том, что всадничество
представляло собой торгово-финаисовую элиту в противовес сенатской земельной
аристократии. В последнее время эта точка зрения подвергается пересмотру.
Выяснилось, что значительная часть всадников состояла из землевладельцев.
Конечно, всадники активно участвовали в деловой жизни общества, однако в
основном они играли роль крупных банкиров. Сенаторы также активно участвовали в
деловой жизни. Массу же торговцев и владельцев производств составляли лица из
низших сословий. Все
остальное население считалось плебсом. Он представлял собой разнородную группу,
включавшую как сравнительно богатых людей, так и неимущую массу. Плебс
делился на городской и сельский. Если первый постепенно превращался в неимущий
люмпен-пролетариат, то второй был по преимуществу сословием мелких
землевладельцев. Несмотря
на отсутствие правовых барьеров, римские сословия оставались довольно
замкнутыми, и выходцы из низов были практически лишены возможности войти в
высшее сословие. Особую
категорию римских граждан составляли вольноотпущенники. Получив свободу, раб
обретал и ограниченные права гражданства. Ограничены были и права его детей,
либертинов. Обладая этим комплексом «социальной неполноценности» и не имея
возможностей для государственной карьеры, либертнны активно участвовали в
производительной жизни общества. Их роль в ремесле и торговле была весьма
значительна. Высшим
государственным органом республики считалось народное собрание. В Риме
существовало три типа, комяций: куриатные (собрания патрициев по куриям),
центуриатные и трибутные. В основе цептуриатпых комиций лежало деление по
имущественным классам, каждый из которых выставлял определенное число
центурий(Первоначально они совпадали с военными центуриями. В период развитой
республики между военными и избирательными центуриями уже не было ничего
общего, кроме названия.). Всего насчитывают 5 классов. Согласно конституции
Сервия Туллия I класс выставлял 80 центурий, II, III и IV — по 20, а V — 30. К
ним были добавлены 18 центурий всадников, 4 центурии ремесленников и музыкантов
и 1 центурия пролетариев, т.е. лиц, не обладавших низшим цензом — в 12,5 тыс.
сестерциев. В период между 241 и 238 гг. распределение центурий было изменено.
Каждый класс (с I по V) получил равное число центурий — по 70. Число центурий
всадников, ремесленников и пролетариев осталось тем же. Трибутные
комиций возникли из сходок плебса по территориальным округам — трибам. После
Строгого
разделения функций между разными комициями не было, и это позволяло магистратам
маневрировать. По установившейся практике в III — I вв. до н.э. основные законы
проходили через трибутные комиций. Они же избирали низших магистратов
(квесторов, эдилов и др.). Центуриатные комиций решали вопросы войны и мира и
выбирали высших магистратов (консулов, преторов, цензоров). Оба
собрания не имели законодательной инициативы. Они могли собираться только по
инициативе должностного лица и давать ответ на его предложение. Свободы
дискуссии в комициях пе было. Что касается куриатных комиций, то они утратили
свое значение и перестали собираться. Текущая
политика осуществлялась должностными лицами, которые назывались магистратами.
Рим не знал деления власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Большинство высших магистратов имели так называемый империй, совокупность прав,
включавшую в себя военное командование, власть в области юрисдикции, право
созывать сенат и народное собрание, право издавать правовые нормы, касающиеся
частных вопросов, и некоторые религиозные полномочия. Всем
римским магистратурам присущи общие черты: выборность(Кроме временной
магистратуры диктатора.), безвозмездность, временность (для большинства
магистратур — сроком на один год), коллегиальность(Кроме диктатора.). Во
главе республики по-прежнему стояли два ежегодно избираемых консула. Консулы
были главами государства и верховными главнокомандующими с высшим империем. Их
именами назывался год. Младшими коллегами консулов были преторы, избираемые на
тот же срок. Они также имели империй, но основной их функцией было руководство
судом. Раз в пять лет выбирались два цензора, срок власти которых длился 18
месяцев. Цензоры составляли списки граждан и проводили ревизию сената и
всадничества. К числу более мелких должностных лиц относились эдилы, игравшие
роль надзирателей за состоянием города и ведавшие устройством государственных
празднеств и прочих зрелищ (что связывало эту должность с большими личными
затратами), а также квесторы, выполнявшие функции казначеев. Особое место
занимали народные трибуны, избираемые на год числом 10 человек. Они могли
вносить законопроекты и налагать veto (букв, «запрещаю») надгешения всех
магистратов и сената; империя трибуны не имели. Вce вышеупомянутые должности
были ординарными. В особо важных случаях избирались или назначались
экстраординарные магистраты, наиболее значительным из которых был диктатор, Он
назначался на шесть месяцев одним из консулов по специальному решению сената и
обладал всей полнотой власти. По сути дела, назначение диктатора было временной
реставрацией монархии. Против него не действовало ни право апелляции, ни
трибунское veto. Диктатор назначал себе помощника, именуемого начальником
конницы? К
III в. до н.э. установились иерархия должностей и последовательность их
прохождения. После
исполнения должностей квестора, эдила и народного трибуна (для плебеев) можно
было выставлять свою кандидатуру на должности претора и консула. Из бывших
консулов избирались цензоры и при случае назначались диктаторы. Доставленный
из бывших магистратов сенат формально считался консультативным советом при
магистратах. Тем не менее, поскольку ни лишенное инициативы народное собрание,
ни постоянно меняющиеся магистраты не могли эффективно осуществлять
повседневную политику, сенат превратился в правительство. Его власть
основывалась не столько на законах, сколько на существовавшей практике. Сенат
монополизировал финансы, внешнюю политику и дела, связанные с культом. Он ведал
также организациой военных действий. Вскоре сенат присвоил себе роль арбитра в
случае конфликтов между магистратами. Это был постоянно действующий орган. Списки
сената составлялись цензорами. В период республики число сенаторов равнялось
приблизительно 300. Роль
сената увеличивалась благодаря ещё одному обстоятельству. Рим не имел писаной
конституции. Она слагалась из различных правовых норм, принятых в разное время.
В такой ситуации велика была роль неписаных правил и практики. Контроль сената
над политической жизнью общества усиливался еще и тем, что из числа его членов
избирались судебные комиссии. Римскоe
общество и государство были сильно милитаризованы. Агрессивные войны привели к
тому, что в Риме, по сути дела, существовала всеобщая воинская повинность. Любой
гражданин от 18 до 60 лет мог быть призван в легионы. В периоды максимального
военного напряжения Рим мог выставить несколько сот тысяч солдат, чего не
способен был сделать ни один из его противников. Огромные
ресурсы Рима и были одной из основных причин последовавших в III—II вв. до н.э.
крупных завоеваний. Пунические
войны. После
завоевания Италии агрессивные устремления Рима были направлены на Сицилию, где
уже несколько сот лет шла борьба между Карфагеном и Сиракузами. К 60-м годам
III в. до н. э. Карфаген захватил почти весь остров. Северо-восточный
угол острова с г. Мессаной был занят южноиталийскими наемниками, мамертинцами.
Находясь ранее на сиракузской службе, они отделились от своих бывших хозяев и
теперь терпели от них поражения. Желая спасти себя, мамертинцы призвали
карфагенян; другая же их группа обратилась за помощью к Риму. В Война
в Сицилии началась удачно для римлян. В 264—263 гг. они разбили объединенные
силы карфагенян и Сиракуз и заставили сиракузского правителя Гиерона заключить
с ними мир и союз. В Лишь
спустя три года римляне снова добились успеха в Сицилии, разгромив карфагенян
под Панормом. Теперь у Карфагена в Сицилии остались только две крупные морские
крепости — Дренанум и Лилибей. Тем
не менее Риму не удалось реализовать свой успех. В Опираясь
на несколько захваченных им плацдармов, Гамилькар полностью парализовал
наступление римлян. С
небольшими силами и затратами карфагеняне вели войну на истощение и почти
Достигли своей цели. Ослабленный войной Рим предпринял последнюю попытку. В Карфаген
согласился на мир. По мирному договору После
Руководство
карфагенской политикой взяла в свои руки антиримская партия Баркидов,
возглавляемая Гамилькаром, а затем его сыновьями Ганнибалом, Гасдрубалом и
Магоном. В лице Ганнибала Риму противостоял один из крупнейших полководцев
античности. Рим
также ведет активную политику. В Осенью
Римский
сенат планировал комбинированный удар по Карфагену. Одна армия под
командованием консула Публия Сципиона была отправлена в Испанию, вторая во
главе с его коллегой Семпронием Лонгом нацелилась на Африку. План римлян был бы
хорош, если бы их противником не был Ганнибал. Стратегический план карфагенского
полководца учитывал реальную обстановку. С самого начала Ганнибал решил
перенести войну в Италию. Учитывая
господство римлян нa море, он принял решение о сухопутном походе через Галлию и
Альпы. Понимая
свое тактическое превосходство, Ганнибал собирался обескровить римскую армию в
полевых сражениях. Все сражения, данные Ганнибалом, преследовали цель не только
победы, но и нанесения максимальных потерь. Кроме того, Ганнибал надеялся
отколоть от Рима италийских союзников, создать мощную антиримскую коалицию и
уничтожить противника — и это ему почти удалось. В
начале мая В
двух сражениях — при Тиципе ( Римляне
передали командование назначенному диктатором Квинту Фабию, названному
впоследствии Кунктатором («Медлителем»). Он был первым из римских полководцев,
начавших искать новые способы ведения войны. Он избегал крупных столкновений,
изнуряя врага мелкими стычками. Однако стратегия диктатора вызвала недовольство
в Риме. В Поражение
поставило Рим на грань катастрофы, и только ценой неимоверных усилий сенат
сумел спасти положение. Были мобилизованы все имеющиеся силы; кроме того, были
сформированы два новых легиона из числа способных носить оружие рабов. Эти силы
прикрыли подступы к столице. Другим
опасным последствием каннского разгрома был переход на сторону Ганнибала юга
Италии: прежде всего самнитов, луканов и апулов; осенью Канны
явились для Рима хорошим уроком. Избегая больших сражений и изнуряя противника
мелкими стычками, римляне медленно, по верно теснили Ганнибала на юг. Впрочем,
вскоре Рим постигли новые неудачи. План Ганнибала по созданию большого
антиримского союза начал осуществляться. Война охватила все Западное
Средиземноморье. В Римляне
защищались. Им удалось создать сильную коалицию греческих государств, которая
нейтрализовала Филиппа. После двухлетней осады римляне взяли в Во
время грабежа погиб организатор обороны Сиракуз знаменитый ученый Архимед.
Карфагеняне были выбиты из Сицилии. В Италии римляне осадили Капую и взяли ее в
В В
Италии война затянулась. Каждый небольшой успех в борьбе с Ганнибалом стоил
римлянам больших потерь. Ведь уже много лет шла война на территории Италии: она
вела к полному истощению людских ресурсов Рима, его экономика находилась в
упадке. Стратегия Ганнибала едва не привела к гибели Рима. В Весной
Вернувшийся
из Испании Сципион предложил новый план действий. Он убедил римлян перенести
войну в Африку. В В Завоевания
на востоке и в Испании. Победа
над Карфагеном сделала Рим самой могущественной державой Средиземноморья и
развязала ему руки для дальнейшего наступления на Востоке. Здесь
его основными противниками были Селевкидское царство, возглавляемое способным
правителем Антиохом III, и Македония. В борьбе с этими державами Рим искуспо
использовал их сложные отношения с греческими полисами и вел топкую
дипломатическую игру. В Успехи
римлян вызвали беспокойство Антиоха III. Рассчитывая на начавшееся в Греции
недовольство политикой Рима, Антиох высадился в Фессалии с 10-тысячным войском.
Немалую роль в развязывании войны сыграл появившийся при дворе царя Ганнибал.
Но надежды Антиоха на поддержку греков не оправдались: большинство их сохранило
верность Риму. В В Особенно
жестоко Рим расправился с союзником Македонии Эпиром. Территория Эпира была
разграблена, а 150 тыс. его жителей уведены в рабство. Битва
при Пидне стала поворотным пунктом римской политики на Востоке. Не
довольствуясь ролью арбитра, Рим переходит к роли хозяина. Два крупных союза
Греции — Этолийский и Ахейский — попали под контроль римлян. За симпатии к Персею тяжело поплатился былой союзник Рима Родос — он был лишен всех своих материковых владений. Объявив свободным портом о-в Делос, | |
| |
Просмотров: 1269 | |
Всего комментариев: 0 | |