Новая знать
Итак, революция V — IV вв., окончательно разрушившая
родовой строй, создала основы для развития Рима как демократического полиса.
Однако общие условия в Риме и в Италии были таковы, что степень демократизации,
достигнутая римской общиной к началу III в., была относительно невелика. Да и в
дальнейшем, вплоть до второй половины II в. — то есть до эпохи Гракхов, Рим
меньше всего мог быть назван «демократическим полисом». На смену старой родовой
знати патрициев пришла новая знать (нобилитет), и римская республика III в.
была, в сущности, олигархическим, а не демократическим полисом. Причина этого явления крылась прежде всего в характере
экономики средней Италии. После падения этрусского могущества руководящая роль
в западной половине Средиземного моря перешла к грекам южной Италии и Сицилии и
к финикиянам Карфагена. Торговые пути и торговые центры переместились к югу.
Лаций, в царский период находившийся в сфере греко-этрусских торговых и
культурных связей, занимавший выгодное положение между Тосканой и Кампанией,
теперь оказывается периферией западного Средиземноморья, глухой провинцией. Это
не могло не отразиться на характере римской экономики. Если в царский или в
раннереспубликанский периоды интересы римской торговли простирались до северной
Африки (договор с Карфагеном), то в первой половине III в. у Рима почти не было
флота, о чем мы знаем из истории первой войны с Карфагеном. Таким образом, в
течение V в. происходит упадок римской торговли. В IV в. Рим стал
земледельческим государством с сильным преобладанием сельского населения над
городским. История неудачной реформы Аппия Клавдия ясно показывает, каким
маленьким удельным весом обладали городские классы по сравнению с сельскими. Вот почему торгово-промышленная часть плебса не играла
той роли в революции V — IV вв., какую играли торгово-промышленные группы в
аналогичной революции VII — VI вв. в Греции. Поэтому римская революция была
более вялой, менее организованной, растянулась на гораздо более длительный
срок, сопровождалась большими периодами затишья и дала менее эффективные
результаты в смысле демократизации общественного строя. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слияние
богатой части плебеев с верхушкой патрициата. Этот процесс особенно интенсивно
развернулся во второй половине IV в., с того времени, как плебеи получили
доступ к высшим государственным должностям, а следовательно, и в сенат.
Фактически пассивным избирательным правом в Риме в ранний период республики
могли пользоваться только богатые люди. Во-первых, магистратуры были
бесплатными, и уже одно это мешало занимать их людям мало состоятельным. Как ни
скромен был образ жизни даже высших классов римского общества IV — III вв.,
все-таки от магистрата требовался известный достаток для «представительства».
Тем более, что это понятие было в Риме довольно широким: должностным лицам не
только нужно было жить сообразно их достоинству, но многим из них (эдилам,
цензорам) приходилось еще вкладывать личные средства в общественное
строительство, организацию игр и т. п. Во-вторых, выборы высших магистратов
происходили в центуриатных комициях, где, как мы знаем, всадники и первый
имущественный класс пользовались абсолютным большинством голосов. Поэтому они
всегда проводили кандидатов из своей среды, т. е. людей богатых. Таким путем из патрициев и плебеев выделился
ограниченный круг богатых семей, который держал в своих руках магистратуры, а
через них и сенат. Эта замкнутая группа, ревниво охранявшая свое
привилегированное положение и не пускавшая в свою среду «чужих», была связана
родственными отношениями и таким образом являлась наследственной правящей
кастой. Ее представителей называли «нобилями» (nobiles — знатные), а всю группу
— «нобилитетом» (nobilitas — знать). Нобилитет численно был невелик. О количестве правящих
патрицианско-плебейских родов III — II вв. могут дать представление следующие
цифры. Из 200 консулов за период с 234 по В соответствий с аграрным характером Рима
экономической базой нобилитета было землевладение. Торговля и денежные операции
с конца III в. все более уходят от нобилей .в руки так называемых «всадников»
(об этом речь пойдет дальше). Таким образом, мы можем определить нобилитет как
богатую аграрно-служилую часть римского гражданства, как правящую верхушку
рабовладельческого класса. Нобилитет формально не пользовался никакими особыми
политическими правами. Но у него были некоторые привилегии и отличия скорее
бытового характера. Так, например, только нобили имели право выставлять у себя
в доме восковые маски предков (ius imaginum). Эти маски несли также на
похоронах. В ранний период только нобили могли носить золотые кольца (ius anuli
aurei), они занимали передние места в театре и проч. Сенат
Главной цитаделью нобилитета и руководящим органом
республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов
принадлежало раньше царю, а затем консулам. По закону Овиния (последняя четверть
IV в.) это право перешло к цензорам. Каждое пятилетие цензоры пересматривали
список сенаторов, могли вычеркивать из него тех, кто по тем или иным основаниям
не соответствовал своему назначению, и вписывать новых (lectio senatus). Закон
Овиния установил, «чтобы цензоры под клятвой выбирали в сенат лучших из всех
категорий магистратов» (Фест, 246). Речь идет о бывших магистратах до квесторов
включительно. Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте
стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие
курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные
эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и
квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких
было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся
princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории
определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в
сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и
председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например
диктаторы, а из ординарных — консулы, преторы, а позднее народные трибуны.* До начала гражданских войн сенат пользовался огромным
авторитетом. Это объясняется главным образом его социальным составом и
организацией. Первоначально в сенат могли входить только главы патрицианских
семей (patres conscripti (отцы, внесенные в список)). Но уже очень рано,
вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере
завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться.
В III в. подавляющее большинство сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к
правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие
в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему
поддержку самой влиятельной части общества. Между сенатом и магистратами
существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов
попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же
сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты
приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно
действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое
пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему
преемственность традиций и большой административный опыт. __________ * Впрочем, право народных трибунов созывать сенат
спорно. Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк.
До Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего
состояния государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это
делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику
входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том,
что сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не
потерпела какого-нибудь ущерба» («Videant (caveant) consules, ne quid
respublica detriment! capiat»). Этой формулой консулам (или другим должностным
лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим
способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула (sine
collega). Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в. Сенату принадлежало высшее руководство военными
делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав
контингентов: граждане, союзники и проч. Сенат выносил постановление о роспуске
войска, под его контролем происходило распределение отдельных войсковых
соединений или фронтов между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого
военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам. В руках сената была сосредоточена вся внешняя
политика. Право объявлять войну, заключать мир и союзные договоры принадлежало
народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Он отправлял
посольства в другие страны, принимал иностранных послов и вообще ведал всеми
дипломатическими актами. Сенат управлял финансами и государственными
имуществами: составлял бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму
налогов, контролировал откупа, руководил чеканкой монеты и проч. Сенату принадлежал высший надзор за культом. Он
учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные
жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях толковал знамения богов
(ауспиции), контролировал иностранные культы и, если это было нужно, запрещал
их. Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи
Гракхов состояли из сенаторов. Только в В том случае, если должности высших магистратов,
имевших право председательствовать в народном собрании для выбора консулов,
были вакантны или эти магистраты не могли прибыть к моменту выборов в Рим,
сенат объявлял «междуцарствие» (interregnum). Этот термин сохранился еще от
царской эпохи. Один из сенаторов назначался «междуцарем» (interrex) для
председательствования в консульских избирательных комициях. Он исполнял свою
должность в течение пяти дней, после чего назначал себе преемника и передавал
ему свои полномочия. Тот назначал следующего и т. д., до тех пор, пока в центуриатных
комициях не будут избраны консулы. Таким образом, сенат являлся высшим административным
органом республики, и вместе с тем ему принадлежал верховный контроль над всей
жизнью государства.* Народные собрания. Куриатные комиции
В римской республике существовало три формы народных
собраний: куриатные, центуриатные и трибутные., Самым старым видом были
собрания по куриям (comitia curiata). Когда-то, до реформы Сервия Туллия, это
была единственная форма собраний «римского народа», т. е. патрициев. С появлением
собраний по центуриям и по трибам куриатные комиции потеряли всякое реальное
значение и .сохранились только как пережиток старины. Им принадлежало чисто
формальное право вручать империй (imperium (верховная исполнительная власть))
магистратам, выбранным в центуриатных комициях. Это делалось путем вотирования
каждый раз особого «закона об империи» (lex __________ * Постановление сената называлось senatus consultum. curiata de imperio). Насколько формальный характер
носил этот акт, показывает то, что для него не требовалось присутствия членов
курий, а достаточно было тридцати ликторов (низших должностных лиц) по числу 30
курий и трех жрецов-авгуров. Кроме принятия закона об империи, в куриатных
комициях решались вопросы об усыновлении граждан (adrogatio). Центуриатные комиции
Comitia centuriata долго оставались высшим видом
народных собраний. Они сохраняли военный характер, так как первоначально это
была сходка городского ополчения. Центуриатные комиции собирались вне городской
черты (померия), на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось
красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции и председательствовать на
них могли только магистраты, обладавшие военным империем: консулы, преторы,
диктаторы, интеррексы. Голосование происходило сначала в центуриях поголовно
(голосовали одновременно все центурии данного класса), а затем подсчитывалось
общее число центурий, голосовавших «за» или «против». Голосование прекращалось,
если первые 97 центурий голосовали согласно (абсолютное большинство от 193
центурий). В середине III в. была проведена демократическая реформа
центуриатных комиции, по которой количество центурий по классам было
распределено равномерно. Каковы были функции центуриатных комиции? До того
момента, как народное собрание по трибам окончательно получило
общегосударственное значение (а это произошло, по-видимому, только по закону
Гортензия в Трибутные комиции
Собрания по трибам (comitia tributa) были наиболее
демократическим видом народного собрания, так как они были бессословными и не
требовали ценза. Первоначально по трибам собирались только плебеи. Их собрания
носили название concilia plebis, а вынесенные на них решения,
обязательные только для плебеев, — plebiscita. Законом Собрания по трибам чаще всего происходили на форуме, в
той его части, которая называлась Comitium, иногда — на площади в Капитолии.
Процедура голосования была такой же, как и в центуриатных комициях, т. е.
сначала голосовали в трибах поголовно (все 35 триб одновременно), а затем
подсчитывалось общее число триб, голосовавших «за» или «против». Абсолютное
большинство давали 18 триб, голосовавших единодушно. После Общий характер римских народных собраний
В римских комициях было много организационных
моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не
случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции.
Сюда прежде всего нужно отнести дробность народного собрания. В то время как,
например, в Афинах экклесия была единым органом выражения народной воли, в Риме
таких органов было два (формально даже три). Естественно, что это уменьшало
авторитет народного собрания. В том же направлении действовала и открытая подача
голосов в комициях, существовавшая до середины II в. Каждый голосующий, проходя через узкие мостки, опрашивался контролером,
который отмечал его голос точкой на особой таблице. На избирательных комициях
контролер ставил против имени кандидата столько точек, сколько было подано за
него голосов. Только во второй половине II в. была введена тайная
подача голосов. На избирательных комициях каждый получал табличку
(tabella), на которой писал имена своих кандидатов; проходя через мостки он
бросал ее в урну (корзину). На законодательных комициях голосующий писал на
табличке либо UR (uti rogas («да», буквально — «как ты предлагаешь»)), либо A
(antiquо («нет», буквально — «оставлю по-старому»)) .* На судебных комициях
писали на табличках А или L (absolvо, libero («оправдываю»)), либо С или D
(condemno, damno («осуждаю»)). Если голосующий воздерживался, он должен был
писать на табличке NL — non liquet («не ясно»). Народные собрания в Риме не имели права законодательной
инициативы. Это значит, что ни одно предложение, (rogatio) не могло идти от
самого собрания. Это последнее могло только голосовать предложения, внесенные
тем должностным лицом, которое созвало данное собрание и на нем
председательствовало. При этом вносимых предложений нельзя было изменять и даже
обсуждать: текст рогации нужно было принять или отвергнуть целиком. Обсуждение
вопросов, связанных с данным собранием, происходило на особых сходках
(contiones), созываемых до комиций. К этим недемократическим моментам в организации
народных собраний нужно прибавить, что центуриатные комиции были основаны на
цензовом принципе, при котором, даже после реформы центурий в середине III в..
перевес принадлежал более состоятельным элементам. В трибутных же комициях 31
голос сельских триб всегда превалировал над 4 голосами городских, что вело к
преобладанию в политической жизни консервативного деревенского населения, к
тому же менее организованного и поэтому легко доступного воздействию
реакционной земельной знати. | |
| |
Просмотров: 1413 | |
Всего комментариев: 0 | |