В
основе ранней Римской империи как исторического явления лежит противоречие
между созданным Римом огромным единым государством и полисным укладом,
продолжавшим жить в недрах этого государства. На протяжении всей своей истории
оно в различной мере и форме сохраняло черты, естественные для относительно ранней и
относительно примитивной стадии общественного развития: земля как основа
собственности и состояния; тяготение к натуральному хозяйству, возделываемому
трудом «фамилии» и кормящему ее; община, семья и род — вообще принадлежность к
целому как условие человеческой полноценности; гражданская община как наиболее
естественная и совершенная форма такой целостности; острое ощущение различия
между собственно общиной и необщиной, гражданами и негражданами.
Город-государство — будь то римская гражданская община или греческий полис — и
представлял собой социальную, политическую и культурную форму, неразрывно
связанную с таким уровнем развития производительных сил и миропорядком, который
этому уровню соответствовал. Сколько-нибудь
значительное историческое развитие поэтому не могло вместиться в тесные рамки
полиса, разлагало его, ввергало в жесточайшие кризисы и приводило к
периодическому созданию надполисных структур — огромных государственных
образований вроде эллинистических монархий; в известном смысле Римская империя
представляла собой явление того же порядка. Но ограниченность производительных
сил «всех этих в сущности бедных наций» приводила не только к постоянным
кризисам полисного мирка, но и к постоянному сохранению гражданской общины как
формы, наиболее адекватной обществу с относительно низким уровнем и темпом
хозяйственного развития, с вечно присущими ему элементами патриархальности и
застоя. В эпоху ранней Римской империи производительные силы рабовладельческого
общества достигают своего высшего развития, и поэтому надполисная
государственность именно в этот период становится наиболее исторически
необходимой и оправданной. Но поэтому же взаимодействие ее с имманентным этому
обществу полисным укладом становится предельно напряженным и разрешается
крушением всей системы. Ранняя Римская империя — последняя стадия собственно
античной истории. Полюсы описанного
противоречия располагались в разных исторических уровнях. Создание и утверждение
империи осуществлялось прежде всего военно-политическими мерами и находило себе
выражение в эдиктах и законах, походах и усмирениях, интригах и заговорах.
Элементы общественной жизни, непосредственно восходящие к общине, образовывали,
напротив того, стихию народного бытия и выражались в консервативных формах
труда и быта, в традиционных нормах поведения, в сакральной и культовой
архаике. Неповторимый облик эпохи связан с этим контрапунктом глубины и
поверхности, с сосуществованием стремительных наглядных перемен и едва ощутимых
сдвигов в подземных слоях, с внутренней перестройкой последних под влиянием
первых. Задача настоящей лекции
будет состоять в том, чтобы рассмотреть оба полюса и их взаимодействие с
преимущественным вниманием к той сфере, в которой оно реально протекало,— к
повседневной жизни широких масс. Принципат и община. Римская
действительность эпохи принципата была насыщена пережитками общинного уклада.
Подчас то были даже не пережитки, а органические элементы жизни, растворенные в
ней воззрения, привычки, традиции. Они находили себе выражение в отношениях
собственности, в политике императоров, в нормах общественного поведения. Деревня (по крайней
мере италийская) и в I в. н. э. по-прежнему была не только поселением, но и
организацией со своим выборным руководством, своими религиозными верованиями и
церемониями. Здесь сохранялись многие пережитки общинной собственности на
землю, и имущественная рознь не была столь обнаженной и безжалостной, как в
больших городах, приглушалась традициями общинного равенства и солидарности. В
списках юношеской коллегии того или иного поселения фигурируют на равных
основаниях свободнорожденные крестьяне, рабы, отпущенники и сыновья
сенаторов-аристократов. Поместья последних, выделенные из общины, сохраняли с
ней связи, судя по тому хотя бы, что владельцы их сооружали на общинной
территории святилища для всеобщего пользования. Помощь соседу, чьи посевы или
посадки пострадали от стихийных бедствий, считалась обязательной. Жители
поселения на общие средства не только возводили хозяйственные постройки, но и
устраивали театральные представления, а по торжественным дням — совместные
трапезы. Все это постоянно гибло под напором имущественной дифференциации и
растущего государственного принуждения, но в то же время и как-то выживало, и
постоянно возрождалось — надписи, где содержатся данные о перечисленных
особенностях сельских общин, обнаруживаются на протяжении периода от конца
республики до конца правления Антонинов. В городе также основой
существования полноправного гражданина, как и некогда, оставалась земля. В
собственности такого человека на землю был ряд особенностей, указывавших на
живучесть общинных норм и представлений. «Каждый,— писал Цицерон,—владеет как
собственным тем, что по природе было общим, и пусть держится того, что у него
есть, не пытаясь захватить больше, ибо этим он нарушит законы человеческого
общежития». За таким восприятием собственности стояла жизненная практика,
закрепленная в юридических актах и этого и последующего периодов. Если человек
купил землю, то по римским законам власть его над нею меньше, чем власть того,
кто владеет ею по праву наследования, ибо последнее восходит к изначальной,
общинной оккупации некогда ничьей земли, а первое — нет. Если человек владеет
землей как собственностью, но приобрел ее как бы впрок и не возделывает, он не
приносит пользы обществу, и поэтому земля может быть у него отнята. Критерием и
санкцией частной собственности на землю продолжает оставаться, таким образом,
вложенный в нее труд и извлеченный из нее продукт, т. е. соответствие интересам
общины. Связь принципата в
ранний период его существования с доимперскими, традиционными и местными,
общественными формами обнаруживалась не только в Риме и Италии, но и в
провинциях, в первую очередь западных. Раздел земли после римского завоевания
производился здесь таким образом, что известная ее часть оставалась в
коллективном владении племени, а это определяло общинные формы ее эксплуатации
и укрепляло общину. В провинциях правовые нормы, регулировавшие жизнь общества,
не исчерпывались римскими законами; рядом с ними и под ними продолжали жить
исконные, сложившиеся в недрах общинного уклада, местные установления. В III
в., когда кризис империи обострился до предела, а аппарат подавления ослабел, в
некоторых провинциях выступил на поверхность целый ряд этнических особенностей,
казалось давным-давно поглощенных романизацией. Законную силу получают
завещания, составленные не только по-латински, но и на местных языках; в
лагерях легионов звучит туземная речь; в изобразительном искусстве вновь
распространяются орнаментальные мотивы и сюжеты доримского времени. Оттесненная
от больших городов, в глубине провинций веками продолжала исподволь течь своя
история, укорененная в здешней почве и здешней старине. Императоры последовательно
принимали меры, направленные на поддержку общины, прежде всего сельской. Так
называемый пастбищный сервитут, т. е. ограничение права частной собственности
на землю, используемую членами общины для выпаса скота, появляется именно при
империи. Домициан отказался в пользу общин от своего права императора на
участки, оставшиеся после распределения земли между ветеранами. На протяжении
II в. нежелательность дробления общинной земли становится все более очевидной,
и вскоре появляется ряд актов, это подтверждающих. В течение периода ранней
империи принимаются также законы, направленные на поддержку и укрепление
среднего и мелкого крестьянства, в частности италийского. Они, разумеется,
имели прежде всего экономический смысл, но служили и сохранению социального слоя,
бывшего носителем наиболее консервативных сторон староримского миросозерцания,
наиболее непосредственно связанного с общинными традициями и формами жизни. Чем объяснялась такая
политика принцепсов, главная задача которых состояла, казалось бы, в обратном —
в растворении местных, в частности общинных, форм жизни в бесконечности и
единообразии империи? Она объяснялась тем, что империя создавалась под
руководством Рима и принцепсам было важно утвердить римские порядки и римские
традиции. В пределах же последних императорам необходимо было противопоставить
свой режим хищнической и предельно непопулярной власти сенатской олигархии
последних десятилетий республики. «Римским» в этих условиях становилось в
первую очередь все патриархально-народное, все, призванное воссоздать и
утвердить образ Рима — гражданской общины. Власть Августа
основывалась на военной силе и юридически оформленных полномочиях, но он
постоянно и усиленно заботился о том, чтобы в массовом сознании она опиралась
на представления иного порядка, лишенные четкого правового содержания, в
которых легенда стала народным чувством, а традиция — общественной психологией:
власть отца семьи над членами фамилии, право вождя племени вершить суд,
круговую поруку, соединявшую полководца и солдат, покровительство патрона
клиентам, авторитетность в общественных делах, первое место в списке сенаторов.
Императоры вообще изображали свой строй не в виде противоположности гражданской
общине и городской республике как ее политической форме, а в виде их продолжения.
При них сохранился республиканский аппарат государственного управления. В своем
политическом завещании Август писал, что он «вернул свободу республике,
угнетенной заговорами и распрями», и что сам он никогда не принимал никаких
должностей, «противоречащих обычаям предков». Слова «восстановленная
республика» или близкие им по смыслу повторяются на монетах ряда императоров I
в. В определенных условиях почти все они подчеркивали, что считают себя не
монархами, а гражданами республиканского государства, лишь получившими от
сената и народа особенно широкие полномочия. Выше говорилось о том, что
полисному миру была органически свойственна противоположность граждан и
неграждан, а в пределах са мой общины — собственно граждан и плебса. Императоры
I в. проводят ряд мер, направленных на укрепление этого принципа. Август не
одобрял широкий отпуск рабов на волю, ограничил права отпущенников, очень скупо
даровал римское гражданство. Тиберий запретил чужеземные культы и отказывался
признавать правовое значение постановлений, принятых его уполномоченными
отпущенниками. При Клавдии были усилены наказания за сожительство свободных
женщин с рабами, так как это открывало последним или их детям возможность войти
в число граждан. Звание патриция,
устанавливавшее, хотя и номинально, связь данной семьи с легендарными
основателями римской гражданской общины, было окружено величайшим почетом;
Август, Клавдий, Веспасиан присваивали его ограниченному кругу самых верных
своих сторонников. Было бы наивно видеть в
таком поведении императоров одно лишь «лицемерие». Дело тут было не в
лицемерии. Уходящая в глубь гражданской общины вековая вязь традиций,
верований, полуосознанных убеждений и укоренившихся навыков так плотно
охватывала жизнь, что первые императоры видели свою задачу не в том, чтобы ее
порвать, а в том, чтобы врастить в нее создаваемый ими режим. «Связь между людьми,
принадлежащими к одной и той же гражданской общине,— писал Цицерон,— особенно
крепка, поскольку сограждан объединяет многое: форум, святилища, портики,
улицы, законы, права и обязанности, совместно принимаемые решения, участие в
выборах, а сверх всего этого еще и привычки, дружеские и родственные связи,
дела, предпринимаемые сообща, и выгоды, из них проистекающие». Здесь дана
сводка тех черт, в которых проявлялись традиции былой солидарности членов
гражданской общины. Нам остается проиллюстрировать их материалом, показывающим,
что они сохранились на протяжении по крайней мере еще двух столетий, что они
были крепкими и всеобщими, что, используя их, принцепсы лишь доказывали, как
хорошо они понимали свое время. Форумы, святилища и
портики были, по свидетельству Марциала, теми местами, где постоянно собирались
люди, рождались слухи, передавались новости. Жизнь римлянина включала в себя
огромное количество обрядов и церемоний, участие в которых представлялось
обязательным, и протекали такие церемонии чаще всего на форуме, в портиках, на
улицах. Подобный характер общественной жизни делал людей особенно
чувствительными к оформлению постоянно их окружавшей материально-пространственной
среды города, и вкладывание частных средств в ее усовершенствование, в создание
и украшение общественных сооружений остается вплоть до середины II в.
повсеместной формой выражения чувств гражданина к гражданской общине. «По
побуждению Августа самые видные мужи старались украшать город»,— пишет историк
I в. Веллей Патеркул. В Риме это обыкновение вскоре вывелось, но в городах
Италии и провинций удержалось еще надолго. В своем родном Комуме, на севере
Италии, Плиний Младший отстроил в 90-х годах I в. библиотеку, а несколько
раньше его отец — храм. Сенатор Юлий Цельз Полемеан, родом из Эфеса в Малой
Азии, в начале II в. соорудил знаменитую в древности эфесскую библиотеку.
Император Элий Адриан подарил испанскому городу Италике, откуда происходила его
семья, множество роскошных зданий. Улица в Риме была не
столько артерией, соединяющей два района, сколько сама представляла собой
район, русло, в которое впадали прилегающие улочки и вместе с которыми она
образовывала микропоселение, городок в городе. Такое микропоселение еще и в
эпоху ранней империи имело свое летосчисление, в котором год обозначался по
имени его главы — так называемого магистра. Последнего сопровождали два
ликтора, чьи фасцы напоминали всем о праве вождя распоряжаться жизнью и смертью
соплеменников. Два раза в год, 1 мая и 1 августа, квартал торжественно отмечал
праздники своих богов-покровителей. Новая, имперская действительность была
здесь сплавлена с бесчисленными пережитками седой старины, с тем же духом
дробности, стяжения жизни в мельчайшие самодеятельные ячейки, который был
присущ всему античному миру и постоянно жил в его глубинах. Святилища в городах
империи существовали самые разные, но особенно важное значение имели
религиозные представления, связанные с отдельными кварталами города. В основе
их лежало почитание ларов — местный, интимный культ, объединявший мелкий люд
квартала. Такие лары были покровителями отдельных улиц и почитались на их
перекрестках. Святилища этих культов оформлялись по-разному, но всегда
незатейливо. В лучшем случае это были часовенки — тесные, открытые на улицу
комнатки частного дома, где умещались лишь каменная скамья, алтарь и ниша с
изображением ларов и гения-покровителя хозяина; иногда — просто ниша, куда
складывались жертвенные дары, а чаще — маленькие алтари, вделанные в стену дома
или прислоненные к ней, с нарисованными рядом змеями или с изображением
жертвоприносителей. Совместно принимаемые
решения были особенностью жизни римлян, просуществовавшей всю тысячу лет их
истории. Обыкновение это полностью сохраняло свою силу и в I и во II вв. н. э.
Ни один человек, от императора до крестьянина, не принимал сколько-нибудь
серьезного решения единолично. Советовались обо всем — продолжать ли лечиться
или, если болезнь неизлечима, покончить с собой; женить ли сына или пока лучше
воздержаться; приветствовать ли очередного императора или сохранить верность
старому. Архитектор Витрувий в начале I в. писал, что, проектируя большие дома,
необходимо предусматривать специальные комнаты для совещаний с друзьями. Состав
друзей, с которыми надлежало советоваться, был разнообразен, но преобладали
среди них земляки. Дружеские и родственные связи, о которых говорит Цицерон,
были главным образом местными; их сила и крепость показывают живучесть
территориальной организации и ее общинных черт, которые продолжали пронизывать
всю государственную систему. Эти связи обусловливали продвижение человека по
службе и его политическую ориентацию. «Ты мой земляк,— писал в самом конце I в.
н. э. одному из своих корреспондентов Плиний Младший,— мы вместе учились и с
детства жили вместе; отец твой был другом и матери моей, и моему дяде... Все
это важные и веские причины, чтобы мне заботиться о твоем общественном
положении». Группировки земляков представляли собой политические союзы, игравшие
важную роль в общественной жизни Рима. Они вырастали из родовых, семейных,
местных связей, из общности хозяйственных интересов и делали политическую жизнь
их непосредственным продолжением. Эволюция принципата на протяжении I в. шла по
линии замены родственных и местных связей более формальными, деловыми и
служебными, но Веспасиан еще предпочитал замещать ключевые государственные
должности своими сыновьями и родственниками, а Адриан никогда не стал бы
принцепсом, не будь он земляком и свойственником Траяна. Существует точка
зрения, согласно которой наиболее активная группа противников Нерона и Флавиев
в сенате — Тразея, Гельвидии, Рустик, о которых так много и ярко рассказывает
Тацит, представляла собой не что иное, как союз сенаторов из Патавия и прилегающих
городов, связанных общностью происхождения, соседством имений, родственными
отношениями. Жизнь людей в империи
не обособилась от своего неторопливого — натурально-хозяйственного, общинного,
полисного, местного — прошлого. На протяжении всей эпохи именно оно
образовывало атмосферу и фон их существования. Pax Romana. Все сказанное выше
составляло лишь одну сторону дела. Непосредственной предпосылкой возникновения
принципата явился кризис полиса, вызванный несоответствием его политического
механизма изменившемуся характеру Римской державы. Главной целью политики
принцепсов было устранение такого несоответствия. Суть ее выражалась в формуле
pax Romana. В первом своем значении
слово pax выражает «мир» как противоположность bellum—«войне». Императоры с
самого начала подчеркивали, что целью их политики является не столько покорение
новых территорий, сколько освоение и романизация уже занятых, отказ от
грандиозных и непрерывных завоевательных походов республиканского времени.
Двери храма Януса, которые по римскому обряду полагалось держать открытыми,
пока государство находится в состоянии войны, и которые стояли распахнутыми
более двухсот лет, при Августе закрывались трижды. Август отстроил грандиозный
Алтарь Мира, и, явно подражая ему, соорудил свой Форум Мира Веспасиан. Монеты с
легендой «мир», «Августов мир», «мир во всем мире» представлены многочисленными
сериями на протяжении всего I века. Связь принципата с идеей мира подчеркивали
римские историки самых разных направлений — от Веллея Патеркула до Тацита. Политика отказа от
новых широких завоеваний была обусловлена объективно: захват новых рабов и
богатств перестал быть условием развития римской экономики; империя достигла
предельных размеров, и дальнейшее ее расширение могло оказаться несовместимым с
самим принципом управления из единого центра; рост завоеваний предполагал рост
и усиление армии, которые империя могла не выдержать ни экономически, ни
политически; между римским и внеримским миром установилось то равновесие сил,
нарушать которое было нецелесообразно и — как показал парфянский поход Траяна —
чрезвычайно опасно. Поэтому политика pax Romana, несмотря на ряд более или
менее значительных походов и почти непрерывные боевые действия на границах, в
общем оставалась стабильной и осуществлялась успешно — для большинства областей
Римской державы период от рубежа нашей эры до середины II в. действительно
представляется эпохой мира. Но кроме «войны»
понятию pax могло противополагаться и еще одно — discordia — «вражда, распря,
смута». В эпоху кризиса республики социальные и общественно-политические
противоречия в, Риме обострились до предела и превратили государство в арену
борьбы знатных родов, соперничества сенатских клик, междоусобных войн.
Обеспечение «гражданского мира» было главным лозунгом Августа в его борьбе за
власть, и созданный им строй оказался столь прочен еще и потому, что он
удовлетворил эту общую потребность. В основе Августова «умиротворения» лежал
принцип личной диктатуры императора, призванного не столько учитывать интересы
той или иной местной группы, сколько обеспечивать развитие империи в целом. На
практике такое «умиротворение» означало широко и глубоко проведенную
монополизацию политических решений принцепсом и его ближайшим окружением и
соответственно отделение народа от политики, переставшей быть близким и
жизненно важным для него делом. Как следствие этого центром сопротивления
императорскому «умиротворению» явились общественные группы, сам смысл
существования которых состоял в политическом руководстве, т. е. раньше всего
сенаторы; и реализация политики pax Romana потребовала осторожного, но
неуклонного ограничения роли сената и постепенного создания внесенатского
аппарата управления империей. На первых порах
императоры пытались создать такой аппарат из своих вольноотпущенников. При Тиберии,
а особенно при Клавдии и Нероне эти люди много сделали для налаживания
имперской администрации, независимой от сенатских страстей и интриг. Из них
состоял своеобразный «кабинет министров» при императоре, где каждый отпущенник
руководил отдельным ведомством — финансами, прошениями, деловой перепиской и
пр., из них же комплектовался штат каждого такого ведомства — помощники,
поверенные, писцы, счетоводы. Уже очень рано, однако, рядом с внесенатской
отпущеннической администрацией начинает складываться внесенатская администрация
из всадников. Август назначил в каждую провинцию помимо наместника из сенаторов
так называемого прокуратора из всадников. Задача его состояла в сборе налогов в
императорскую казну — фиск, но в не меньшей степени и в наблюдении за
наместником вплоть до — если понадобится — его устранения. Соответственно
прокураторы чаще всего находились с наместниками в лютой вражде, которая
вызывалась разницей в их происхождении, традициях, психологическом облике.
Наместником, как правило, был пожилой или средних лет сенатор, в I в. н. э. еще
обычно из старого римского рода, относившийся к императору опасливо и
настороженно, выше всего ставивший свои привилегии и независимость и
ненавидящий самую мысль о том, чтобы стать винтиком в безликой государственной
машине. Прокуратором почти всегда — провинциал, десятилетиями тянувший лямку в
легионах, дослужившийся до средних командных должностей, после демобилизации,
уже старым человеком, получивший прокуратуру (и солидное жалованье) прямо от
императора и ответственный только перед ним, не привыкший иметь собственное
мнение по вопросам, его не касающимся, готовый выполнить любой приказ своего
государя. Люди этого последнего типа столь же явно подходили для создания
единого, чуждого всему местному и традиционному аппарата управления империей,
сколь люди первого типа были для него малопригодны. На протяжении I и
начала II в. прокураторская администрация складывается, упорядочивается, растет
вширь и вглубь. При Августе прокураторов было 25, при Веспасиане уже 55. В В главную политическую
формулу ранней империи входило кроме слова pax и другое—Romana. Оно означало
прежде всего, что земли, образующие империю,— «римские», т. е. находятся в
прямом подчинении Риму, управляющему ими на основе военной силы. Но вместе с
тем слово Romana передавало и то общее качество, которое на протяжении эпохи
принципата постепенно приобретали все земли империи в результате романизации. Забота о превращении
империи в единообразную систему пронизывает деятельность римской администрации
на протяжении всей эпохи. Империя организована вокруг единого центра — Рима.
Рим разделен на 14 районов; во главе каждого — свой прокуратор; все прокураторы
подчинены префекту столицы; в его руках когорты городской стражи, пожарники,
тайные агенты, которые вместе обеспечивают беспрекословное выполнение его указаний.
В империи множество городов, каждому из которых подчинена определенная
территория с определенным населением — как Риму вся империя. Города делятся на
разряды. Есть колонии, с самого начала заселенные полноправными римскими
гражданами; есть муниципии, в провинциях обычно существовавшие до прихода
римлян и лишь постепенно добивавшиеся гражданского полноправия. Повторяя
деление Рима на районы, империя делится на провинции. Во главе каждой из них
стоит римская администрация, которая обеспечивает сбор налогов, контролирует
выполнение законов, следит за денежно-финансовым положением, строит дороги и
города. Деньги, дороги, градостроительство—все направлено к единой цели:
созданию механизма, стирающего местную самостоятельность и подчиняющего жизнь,
господству римлян. Трудно представить себе
то бесконечное многообразие монет и денежных систем, которое царило в отдельных
областях средиземноморского мира в доримскую эпоху. С установлением империи
города и области, сохранившие право на собственные эмиссии, чеканят только
медную монету местного обращения. Над этими многообразными, Местными и потому в
массовом сознании не совсем полноценными деньгами стоят единственные подлинные,
всеобщие деньги: римский серебряный сестерций, серебряный денарий (4
сестерция), золотой аурес (100 сестерциев). Право на их чеканку —
монополия императора, и его изображение всегда и всюду украшает их лицевую
сторону. Содержание благородных металлов в них на протяжении описываемого
периода до середины II в. меняется мало, и люди воспринимают их как единый и
неизменный эталон ценности. Зримо и конкретно воплощают они единство жизни в
империи — сделки с уплатой в денариях засвидетельствованы документами из самых
отдаленных уголков Сирии и Испании, Италии и Дакии. Столь же простым и
непреложным выражением единства империи и постоянной взаимосвязи всех ее частей
были знаменитые римские дороги. Общая протяженность их составляет 150 тыс. км
(при расстоянии между крайними точками империи 5 тыс. км), и все они как бы
расходятся от единого центра— позолоченного дорожного столба, расположенного в
северо-западном углу. римского форума. Построены дороги одинаково — на.
основании из больших каменных плит лежит толстый слой гравия, косо поставленные
боковые плиты образуют кювет. Они имеют примерно одинаковую ширину — 4—5 м;
одинаково оформлены — дорожными столбами с указанием имени императора, года его
правления, в который столб был установлен, расстояния до ближайшего города;
служат единой цели — максимально быстрой переброске войск, товаров, почты;
подчинены единому режиму эксплуатации — размещенные вдоль них станции по
стандартно оформленным подорожным предоставляют государственным чиновникам и
курьерам лошадей и носилки. Такие дороги вызваны практической необходимостью,
но есть в них и некоторое символическое значение: проложенные раз и навсегда,
неподвластные времени (многие из них используются до сих пор), идущие через
горы, реки, болота, пустыни, они завершают и скрепляют завоевание, накладывают
на пеструю аморфность этнографии и природы каркас и контур империи. Римляне
долго пытались покорить воинственные племена лигуров, населявших приальпийские
территории на северо-западе Италии и востоке Галлии; сочтя, что покорение
лигуров наконец завершено, Август в Основание новых городов
было самой массовой и самой радикальной формой романизации. Число городов в
империи составляло несколько десятков тысяч, в одной Италии при Флавиях их было
1200. Непрерывно возраставшее городское население достигало цифр по античным
масштабам огромных: в Риме жило никак не менее миллиона человек, в Карфагене к
концу II в.— 700 тыс., в Александрии — 300 тыс. уже на рубеже нашей эры, в
Антиохии эта последняя цифра должна была быть превзойдена к концу I в.,
население Эфеса составляло 225 тыс. человек, Пергама — 200 тыс., в Великой
Галлии существовало не менее 15 городов с населением от 40 тыс. до 200 тыс.
человек. Формы урбанизации
отличались значительным многообразием. Одной из самых распространенных во все
времена было выведение колоний ветеранов, превращавшихся позже в такие
значительные города, как Лугдунум (Лион), Агриппинова колония (Кельн), Колония
тревиров (Трир), Эмерита Августа (Мерида). Наряду с этими новыми городами бурно
развивались, притягивая массы пришлого населения, древние. культурные центры,
сложившиеся задолго до римского завоевания, вроде Массилии в Галлии (Марсель),
Гадеса в Испании (Кадис), Милета в Малой Азии. Города возникали естественно, из
разросшихся небольших селений или из поселков, складывавшихся вокруг лагерей
легионов, а также создавались искусственно — закладывались наместниками и
полководцами в честь императора. Достаточно взглянуть на карту империи и
обратить внимание на многочисленные города, в названиях которых фигурируют
слова Августа, Флавия, Ульпия, Элия, чтобы в этом убедиться. Формы муниципализации
были многообразны, сущность ее одна. В городах концентрировались наиболее
зажиточные и влиятельные люди из местных народов и племен. Раздача прав
римского гражданства и других привилегий привлекала их на сторону империи,
открывала пути продвижения и карьеры, сливала с местными римлянами. В силу
своего положения эти люди образовывали социальную базу раннего принципата,
резерв местной администрации, низших и средних командных кадров армии. Город
представлял собой четко организованную местную общественную структуру,
включенную в столь же четкую всеобщую структуру империи. Если в городах Востока
с их вековыми традициями положение это осложнялось многими обстоятельствами, то
в западной половине империи оно реализовалось совершенно ясно. Во главе города
стоял сенат, избиравшийся из местных богачей собранием граждан,
воспроизводивший в местном масштабе сенат римский. Подобием римских консулов
были два дуовира, возглавлявшие исполнительную власть в городе, тогда как
местные эдилы, ответственные за порядок и снабжение, и местные квесторы,
ведавшие хозяйственными вопросами и сбором налогов, копировали соответствующих
римских магистратов. Завершением и самым непосредственным воплощением муниципального единства огромной империи были те специфические для этой эпохи общие формы, которые принимали градостроительство, быт, повседневная жизнь. Здесь опять-таки города, сосредоточенные в Греции и на востоке империи, нередко сохраняли свою индивидуальность, до подавляющее большинство их в западных провинциях, как и в Италии, обнаруживает множество общих черт. План города в целом совпадает с планом римского военного лагеря: одна главная магистраль пересекает его с севера на юг, другая — с запада на восток; в пределах образованных ими квадратов — более мелкие квадраты кварталов; у перекрестка основных магистралей расположена центральная площадь — форум. По периметру прямоугольного форума почти всегда размещ | |
| |
Просмотров: 2781 | |
Всего комментариев: 0 | |