Термин
«варвары» введен римлянами для
обозначения всех неримлян и народов, не состоявших в союзнических отношениях с Римом. Латинское слово “barbares” означает
«бородатые». В представлении римлян, чисто
бривших свое лицо, бородатость выступала показателем бескультурья,
невежественности, грубости нравов. Однако в IV-V в. н.э. “варварами” станут называть нехристиан, язычников. “Мир
варварства” размещался на Севере и Востоке от границ Римской империи, охватывал Север Британии, Северо-Восток Германии, Скандинавию, славянские земли,
степи Причерноморья. Однако этот мир расширялся по мере ослабления Рима, надвигаясь на территорию Римской империи, пока не поглотил всю ее
западную часть. Хронологически “мир варварства” достаточно долго сосуществовал
параллельно Римской цивилизации, пережив ее. Начальной хронологической границей
“мира варваврства” может выступать рубеж нашей эры, а конечной – Х в., когда
племена норманнов и венгров приняли христианство. “Мир варварства” составляли северные кельтские племена, сохранившие значительную самостоятельность и самобытность, избежавшие романизации. Это прежде всего, пикты, предки современных ирландцев, скотты, предки шотландцев, конечно, бритты, сыгравшие важнейшую роль в формировании англичан. Затем, это лузитане и астуры, повлиявшие на становление португальцев и астурийцев, и баски, сохранившие свою этническую самостоятельность до сегодняшнего дня. Это далее, белги, эбуроны и некоторые другие северо-галльские племена, предшественники современных валлонов, фламандцев, голландцев. Все они, за исключением басков, относились к кельтской языковой группе, были давно знакомы с металлургическими технологиями, знали плавку железной руды с первого тысячелетия до нашей эры, умели получать стекло, пользовались колесом и морскими средствами передвижения. В дальнейшем, в IV- VI в. н.э., “мир варварства” расширялся за счет появления новых народов на исторической арене Европы: славянских (сербов, хорватов, словен, дулебов, полян и др.), тюркских (гуннов, аваров, хазаров, булгар, печенегов, половцев и др.), угорских (венгров) и некоторых иных. В IV- VIII в. пространство распадавшейся Западной Римской империи стало объектом варварских вторжений. Следует учитывать комплекс факторов, вызвавших экспансию варваров: прежде всего, неблагоприятные изменения естественно-географических и климатических условий – опустынивание в Центральной и Средней Азии, похолодание на Севере Европы; демографический взрыв и перенаселенность северных и восточных областей; экстенсивный характер экономики и природопользования; наконец, фактор политической деградации Рима, который на протяжении столетий создавал свое процветание за счет ограбления варварской периферии. Варварские племена находились в I тыс. до н.э.– в первой половине I тыс. н.э. на стадии “военной демократии”, по существу, догосударственной. Вся полнота власти была сосредоточена в собрании вооруженного народа. У германцев подобные собрания назывались тинг и альтинг. У англов и саксов в собраниях участвовали даже женщины, если они носили оружие и могли им защищать свою честь. Собрания избирали вождей – кингов или конунгов, поднимая их, по обычаю, на щитах, и у тех же англов и саксов вождями могли быть избраны женщины, выделявшиеся неординарной воинственностью. Кроме вождей, избирались еще старейшины и законоговорители – годи. Вождь считался ответственным за бедствия и неудачи и мог быть принесен в жертву. С начала нашей эры стала формироваться дружина, основанная на псевдородстве: вождь признавался “отцом”, а дружинники – его “сыновьями”; между собой дружинники считались “братьями по оружию”. Только с V в. н.э. у германцев создаются первые королевства. У варваров война и военные занятия составляли основу жизни. Германцы превозносили воинов – героев (эйнхериев), в честь которых слагались песни и саги. Эйнхерий, погибший геройской смертью в битве, удостаивался права жить в Вальгалле, раю древних германцев. У норманнов особым почетом пользовались берсеркеры, воины, в которых вселялся неистовый дух Одина, и они обретали особую силу и неуязвимость. Берсеркеры не нуждались в доспехах, они вступали в битву обнаженными по пояс. У норманнов существовал обычай священной
весны, когда юношам впервые вручалось оружие, и они благословлялись на
завоевание новых земель. Именно их называли “викингами”, т.е. отправившимися
в военный морской поход. Назад они, как правило, не возвращались. Варвары вплоть до VI в. не знали писаного права. Общественная жизнь регулировалась неписаным обычаем, поддерживавшимся в моральном сознании племени. Хранителями обычая выступали старейшины и годи. Обычное право не знало судебной бюрократии, полиции, пенитенциарных учреждений, адвокатуры и прокуратуры. Сторону обвинения представлял сам истец, а сторону защиты – ответчик; истец должен был сам обеспечить присутствие ответчика в суде. Суд был состязательным, гласным, публичным. Принуждение осуществляла сама родовая община. Существовала кровная месть; долгом чести считалось мстить за убитого сородича; и, наоборот, полным бесчестием считался отказ от мести. Практиковались ордалии – божеский суд и талион – принцип равного возмездия за ущерб. В случаях невозможности выявить победившую в судебном состязании сторону могли прибегнуть к поединку между истцом и ответчиком; правым считался тот, кто побеждал. Обычному праву известна градация правовой защиты, однако основанием для таковой были не социальное положение, не знатность или богатство, но эгалитарная родоплеменная мораль: больший уровень правовой защиты имел слабый – ребенок, беременная и безоружная женщина. В варварском обществе можно выделить три социальных состояния: свободные ( фрилинги ), полусвободные (лэты) и несвободные. Свободные у германцев были равноправны и полноправны. Каждый свободный имел право носить оружие, участвовать в народном собрании, в суде, в военных походах, в распределении трофеев, каждый свободный имел землю. Можно отметить появление знати, из которой избирались вожди и позднее короли. Полусвободные, по-видимому, происходили из покоренных племен. Они могли иметь дом, землю, имущество, семью; могли носить укороченное оружие, знак приниженного положения; могли участвовать в военных походах в качестве оруженосца при господине. Несвободные или рабы были объектом вещного права. При этом, несвободные были частью семьи. Полноправными в точном смысле слова оказывались только главы семей – отцы. Они обладали правом жизни и смерти над детьми. Женщина занимала достойное место в семье. Мать вела хозяйство, вознаграждала за труд слуг и работников. У германцев различались две модели брака: с полным соблюдением свадебного ритуала и без его соблюдения. В первом случае подобало заключить соглашение между родственниками жениха и невесты; жених уплачивал рейпус, дававший право покровительства над женщиной; родственники невесты подносили приданное; устраивался свадебный пир; затем следовала первая брачная ночь, после которой муж должен был поднести невесте “утренний дар” (morgengab). Такой союз заключался между равными по знатности и состоянию родами. Во втором случае могли присутствовать только отдельные элементы брачного ритуала. При всей критике варваров, живущих якобы только войной, следует признать, что им была присуща особая природосообразная экономика, не допускавшая насилия над природой. Варвары знали рыбные промыслы. Они издавна занимались скотоводством; скот долго считался у них мерилом богатства и выступал денежным эквивалентом. Уже в I тыс. до н.э. германцам было известно земледелие. Варварам не было свойственно отношение к земле как к собственности. Земля воспринималась ими как продолжение своей собственной телесности, как видоизмененные органы человеческого тела, его руки и ноги, которые поят и кормят, поддерживают дух. Земля давала имя человеку, сообщала ему свободный статус. Отсутствие земли означало утрату имени и свободного состояния и переживалось как социальная смерть. Варвары поэтому не допускали купли-продажи земли. Средства денежного обмена стали появляться у варваров только с VI в. Ранее всего они появились у франков, в чем отчетливо обнаруживается римское влияние. Варвары имели достаточно развитые металлургические и стеклодувные технологии. В обработке железа и в получении высококачественных марок стали они, похоже, превзошли римлян. Германцы изготавливали более качественное оружие нападения и защиты. Изготовление оружия у германцев было штучным, индивидуальным и представляло собой священнодействие. Кузнец выступал магом, подчинявшим особыми заклинаниями духи огня и металла. Кузнец сопровождал ковку сакральными песнопениями, ритмика которых позволяла хронометрировать процессы закаливания, ковки и охлаждения железа. После охлаждения меч закапывался в землю на 9 месяцев, считалось, что он должен был донашиваться в утробе матери-земли до своего появления на свет. Обретение меча сопровождалось видениями, чудесными явлениями; меч наделялся именем. Оружие защиты изготавливалось у варваров иначе. Германцы предпочитали легкие рубашки из узких пластин и колец. Они считали, что защищаться нужно не от видимого противника, но от невидимых духов смерти; а от них надежной защитой является не столько толстая сплошная броня, но непрерывный металлический звон, издаваемый пластинчато-кольчатой рубашкой и удерживающий духи смерти на расстоянии. Помимо металлообработки, германцы достигли немалых успехов в стеклоделии. Они умели волочить стеклянную проволоку, которую использовали для украшений; они первыми научились получать листовое стекло, которое позднее стали использовать для остекления окон. В керамическом производстве германцам принадлежит приоритет в изготовлении керамической плитки и черепицы, которой впоследствии покрывали крыши. В изготовлении одежды германцы использовали кройку и шитье; они различали верхнюю и нижнюю одежду, зимнюю и летнюю одежду; именно с германцами в Европе распространились брюки, рубашки, сапоги; от германцев европейцы унаследовали ношение париков, признак свободного состояния. Но, пожалуй,
наиболее впечатляющими были достижения германцев
в судостроении и в навигации. Предки германцев
уже в эпоху неолита делали струги и ладьи, управлявшиеся веслами. В I тыс.н.э. германцы делали гребные и парусные
корабли 20- Германцы были также искусными градостроителями. Их города отличались идеальной круглой формой, подражавшей небесному городу героев – Вальгалле; улицы были прямыми, пересекались под прямым углом. В I тыс.до н.э. - первой половине I тыс.н.э. варвары были язычниками, поклонялись богам природных стихий, совершали жертвоприношения. Наиболее изучен пантеон германцев. Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – Асов, главным из которых почитался Один, бог солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьелльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников – башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы напали на великана Имира, убили его и из его тела создали землю: кости стали горами, жилы - реками, живот - морем, волосы - лесом, череп - небесным сводом, мозг - облаками. Затем, боги создали первых людей: из ясеня -мужчину, по имени Аск, а из ивы - женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город - Мидгард. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. Говоря о
судьбах варварских народов, приходится констатировать, что большая часть из них
подверглась романизации и исчезла, оставив память о себе в развалинах бургов
вождей и в топонимии, и только отдельные из них перешли от язычества к
христианству и создали устойчивые государства, ставшие основой последующих
народностей и наций. Из варваров
выделялись бургунды, оставившие
богатую мифологию и эпическую традицию. В Славу
разрушителей Римской цивилизации стяжали вандалы.
В Вандалы были арианами, приверженцами осужденного Никейским собором течения в христианстве, не признававшим
божественности Иисуса Христа, поэтому
для римлян они оставались еретиками.
Их королевство было нежизнеспособным, и в первом же военном столкновении с Византией оно пало. В Может быть,
более жизнеспособными оказались визиготы.
С конца Ш в. являлись федератами Рима,
поставлявшими вспомогательные войска и исполнявшими сторожевую службу, за что
получали от империи ежегодную аннону (продовольствие и деньги). В IV веке, приобщились к христианству, но в его неортодоксальной
форме - арианства. Последователь
арианства Вульфилла создал готский
алфавит и перевел Библию на готский
язык. В том же 1У в. визиготы были
переселены во Фракию, где из-за
прекращения выплаты анноны вспыхнуло восстание. В Другой частью
готского союза племен были остроготы.
В IV в. они, являясь
римскими федератами, продвинулись во Фракию и Мезию, а затем, после голодных восстаний против Рима, - в Паннонию. В Наиболее
диким из германских племен были лангобарды.
В В VIII в. они вели
бесперспективную борьбу с Римом. В
ходе этой борьбы римские папы обращались за помощью к франкам. В конце концов,
в Пожалуй, иную судьбу пережили франки, происходившие из Нижних Прирейнских областей. Они рано оказались в сфере влияния Рима. С III в.н.э. были расселены в качестве федератов на Севере Галлии. Королевство франков обязано своим становлением Хлодвигу (48I-5II). В В дальнейшем, недейственность родоплеменных потестарных институтов в управлении завоеванными землями, а также отсутствие майоратной традиции, способной предотвратить раздробление земельного фонда, вели к все ускоряющейся децентрализации государства франков. Возродил силу Франкского королевства Пипин Короткий, влиятельный управляющий
королевским двором, фактически заменявший короля. В Помимо франков, следует сказать о судьбах англов и саксов, происходивших из Скандинавии и стоявших к V в. на стадии родоплеменных отношений. У них была прочна
патриархальная община фара,
действовал институт кровной мести, сохранялось язычество и жертвоприношения. В
середине V в. англы
и саксы были приглашены бриттами в качестве союзников в борьбе с
пиктами и скоттами. Англы и саксы вытеснили пиктов и скоттов на
Север, но тут же вступили в столкновения с бриттами,
принудив часть бриттских племен эмигрировать из Британии на континент, на Север Галлии
(современная Франция), где позднее возникла область Бретонь. Англы и саксы образовали несколько племенных королевств – Кент, Уэссекс,
Сассекс, Мерсия, Нортумбрия, Эст-Англия, названия которых сохраняются и по сей
день как названия территориально-административных образований – графств Англии. До VII в. англо-саксонские племена
оставались язычниками, и только с Помимо
германоязычных народов нужно отметить образование ранней государственности у славян. Это, прежде всего, государство
Само в Центральной Европе, существовавшее в VII веке. Затем – Великоморавское государство, существовавшее на
той же территории в VIII-IX веках. В дальнейшем поляне
сыграли важнейшую роль в становлении Польши; моравы, чехи, дулебы определили
процессы утверждения Богемии, позднейшей Чехии; сербы и хорваты повлияли
соответственно на образование Сербии и Хорватии в Юго-Восточной Европе; мигрировавшие
с Волги тюркязычные булгары, смешались со славянами, восприняли их традиции,
язык и приняли участие в создании Болгарского царства; наконец, выходцы из
Скандинавии – росы, смешавшиеся с восточнославянскими племенами и
растворившиеся в них, оказались причастными к образованию Русских княжеств. Источник: История древнего мира. Курс лекций. М. 2002. 340 с. | |
| |
Просмотров: 2218 | |
Всего комментариев: 0 | |