Золото в западноевропейской мифологии

Золото в западноевропейской мифологии

Украшения викингов, в т.ч. подвеска в виде молотаЗолото занимает значительное место в западноевропейской мифологии. И, как ни странно, связано это не с изобилием, а со скудостью его запасов в европейских землях. Ещё Корнелий Тацит писал о германцах, что "в серебре и золоте боги им отказали".
В отличие от греческой мифологии, представляющей собой достаточно стройную систему взаимосвязанных сказаний, в европейских мифах много пластов, в которых хаотично переплетены сюжетные линии, одновременно присутствуют различные местные варианты одного и того же сюжета, дополняющие, а часто исключающие друг друга.
Но как и в греческой мифологии, золото - неизменный спутник богов, в первую очередь богов плодородия - ванов. К ним относились бог Ньёрд и его дети - Фрейр, олицетворявший урожай, богатство и мир, и Фрейя, богиня любви и красоты, жена бога Ода. Золотыми слезами оплакивала отъезд мужа Фрейя. Примечательно, что её дочерей звали Хнос (Драгоценный Камень) и Герсими (Сокровище). В скандинавской мифологии золото считалось слезами, оставленными Фрейей.
Непосредственное отношение к культу плодородия и к золоту имел Тор - в германо-скандинавской мифологии бог грома и плодородия, божественный богатырь, защищавший богов и людей. Золотыми, по некоторым версиям, были волшебный молот Тора и волосы его жены Сив.
Ваны противопоставлялись асам - основным богам, особенно в мифе о первой войне, положившей конец золотому веку, трактуемому в скандинавских сказаниях не только как эпоха покоя и благоденствия, но и буквально - как время, когда весь материальный мир был сотворён из золота. Поводом к войне явился приход от ванов к асам злой колдуньи Гулльвейг (Сила Золота), воплощавшей жадность к золоту. Асы забивали её копьями и трижды сжигали, но она вновь возрождалась.
Кольцо из коллекции Асы были окружены золотом. Верховное скандинавское божество Один (или Вотан - в германской традиции) в золотом шлеме восседал в Асгарде - золотом небесном обиталище. Одину принадлежало волшебное золотое кольцо Драупнир; золотом, драгоценным оружием, тремя жизнями и даром поэзии оделил он героя, могучего воина-викинга Старкада. Золотой была и Вальхалла - дом убитых воинов в Асгарде.
Сюжет о золотых яблоках в германо-скандинавской мифологии, вероятнее всего, заимствован из античного мифа. Золотыми молодильными яблоками, благодаря которым боги сохраняли вечную молодость, владела богиня Идунн - жена бога-скальда Браги.
Волшебные золотые атрибуты богов - волосы Сив, молодильные яблоки Идунн, золотое кольцо Одина Драупнир, обладавшее свойством порождать себе подобных, ожерелье Фрейи Брисингамен - являлись объектом вожделения великанов ётунов и карликов, именовавшихся также тёмными альвами или тёмными эльфами.
Карлики - маленькие человекоподобные существа - обитали под землёй, в горах и лесах. Наделённые сверхъестественной силой, они жили значительно дольше людей. В недрах земли карлики, владевшие горным делом и кузнечным ремеслом, хранили сокровища - драгоценные камни, металлы и в первую очередь золото, из которого ковали волшебные кольца и оружие. Искусный мастер, властитель тёмных альвов Вёлунд изготовлял кольца с каменьями и прочие чудесные изделия из "красного золота".
Германо-скандинавский фольклор рисовал карликов злыми и опасными цвергами, английский - добрыми и приветливыми гномами, в ирландских мифах они представали лукавыми проказниками - сидами. Цверги сделали золотое ожерелье Брисингамен для Фрейи, выковали золотые волосы богини Сив, изготовили золотое копьё Гунгнир. С людьми карлики, независимо от их нрава, поддерживали дружественные отношения и даже обучали их ремёслам.

Украшение из сокровищ Эрстфилда (Швейцария)В европейских мифах о золоте часто встречаются драконы - крылатые летучие змеи - покровители и хранители сокровищ. Так, герой эпоса VII-X вв. Беовульф, вождь гаутов, вступил в бой с драконом, опустошавшим окрестности за то, что кто-то позарился на охраняемый им клад. Некогда этот клад обнаружили люди, но их племя погибло, и последний из оставшихся в живых вновь закопал сокровище в землю. Там его и нашёл дракон, пролежавший на золоте 300 лет. За победу над драконом Беовульф поплатился жизнью. Прах его похоронили в кургане вместе с кладом, возвращённым в землю.

В мифе о Беовульфе в соответствии с древнейшей германо-скандинавской традицией сокровища воплощают власть, принадлежащую тому, кто владеет золотом. Везение, удача властителя могли распространяться и на подданных: награждая воинов оружием и драгоценными предметами, вождь передавал им частицу своего могущества. Поэтому тема золота буквально переполняла героический эпос. Сиял золотом Хеорот (Олений зал) - королевский чертог, сопоставляемый с Асгардом; блистало золотое священное кольцо, на котором давали клятвы; золотыми гривнами и браслетами, витым и пластинчатым золотом, оружием и другими сокровищами наделял правитель своих приближённых.
Мотив одаривания "жарким золотом, кровью добытым", дружины или подданных часто встречается в европейском эпосе. Так, умиравшая Брюнхильд наделяла служанок золотом; королева Гудрун "золото сеяла... челяди кольца дарила червонные; судьбе покорясь, раздавала сокровища".
Позднее в европейских мифах начал звучать новый мотив — мотив осуждения золота. Над кладом, доблестно добытым Беовульфом, тяготело древнее заклятие, несущее смерть всем, кто его нарушит. И лишь возвращение сокровищ в землю избавило людей от соблазна и гибели.
Под влиянием христианского неприятия золота в германо-скандинавских мифах его стали упоминать не прямо, а иносказательно. Драгоценный металл называли "огнём Эгира" (морской великан, "гость богов" Эгир освещал пиршественный зал асов блестящим золотом), "Рейнахолмами", "поклажей Грани" (коня Сигурда), "сверканьем моря", "пламенем вод", "кольцами", "красными кольцами", "сокровищами Рейна".
Тема заклятого золотого клада, нёсшего смерть его обладателям, развивалась в германских и скандинавских мифах и эпических сказаниях, посвящённых Сигурду (Зигфриду). Его главным подвигом явилась победа над драконом Фафниром.
Мифы о Сигурде восходят к сюжету о сокровище карлика Андвари, отнятом странствующими асами - Локи, Одином и Хёмдаллем. Сокровище, над которым тяготело заклятие, было выплачено асами в качестве выкупа Хейдмару за его сына Отра, убитого Локи.
Эскиз В. Шухаева к опере Р. Вагнера По прошествии некоторого времени сыновья Хейдмара, Фафнир и Регин (последний был карликом и искусным кузнецом), стали требовать у отца золото, полученное за погибшего брата. Хейдмар им отказал, и тогда Фафнир убил отца и забрал всё золото, превратившись в дракона, из-рыгающего яд. Днём и ночью Фафнир-дракон сторожил сокровище. Но Регин подговорил юного воина Сигурда убить брата. Избавившись от Фафнира, Регин замыслил недоброе и против Сигурда. Однако герой, научившийся понимать птичью речь, узнал о его коварстве и отрубил Регину голову. Нагрузив своего коня Грани сокровищами, он отправился к бургундскому королю Гьюки и женился на его дочери Гудрун.
Счастье Сигурда было недолгим: по наущению королевы Брюнхильд братья Гудрун, Гуннар и Хёгни, убили героя. Но на этом цепь смертей владельцев золотого клада не прервалась - Гуннара и Хёгни предал мучительной смерти злой и коварный властитель Атли, стремившийся завладеть сокровищем. А вскоре проклятие клада настигло и его: Атли умер от руки Гудрун, мстившей за братьев. В конце концов клад нашёл своё последнее пристанище в водах Рейна.
Двойное значение золота (как источника власти и несчастья) получило дальнейшее развитие в германо-скандинавских мифах о нибелунгах, многие сюжеты и герои которых уже присутствовали ранее в песнях о Сигурде. Кто же такие нибелунги? В германо-скандинавских мифах нибелунгами, или нифлунгами, в первую очередь названы изначальные обладатели клада, который затем отбил Сигурд - король "страны нибелунгов". Согласно более поздним мифам, отражённым в эпосе, название нибелунгов распространялось на всех, кто владел сокровищем после смерти Сигурда, в том числе и на бургундских королей Гибихунгов (Гьюкунгов в германо-скандинавских мифах), убивших Сигурда и отобравших добытый им клад.

Заметки

Сюжеты западноевропейской мифологии были положены в основу многих художественных произведений ("Нибелунги" К.Ф.Хеббеля, "Воины Хельгеланда" Г.Ибсена), а также оперной тетралогии Р. Вагнера ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов").

*  *  *

Джон Р. Р. Толкин, талантли-вый английский филолог и знаток мифов, использовал в своём творчестве ключевые символы европейских верований - волшебные Кольцо и Меч.

*  *  *

Ётунов не следует путать с троллями - великанами, обитавшими внутри гор и хранившими там сокровища; если ётуны выступали против богов, то тролли вредили людям.

*  *  *

Самым популярным героем "золотых" германо-скандинавских сюжетов был Локи. Он бился об заклад, что цвергам не создать для асов лучших сокровищ, чем те, что выковали "сыновья Ивальди". Но цверги - братья Брокки Эйтри приняли вызов и сработали вепря Гуллингбурсти (Золотая Щетинка) для Фрейра, золотой молот Мьёльнир для Тора и золотое кольцо Драупнир, порождающее себе подобных ("восемь колец на девятую ночь из него возникают"), для Одина. Локи, чтобы избежать расплаты, скрылся от цвергов в башмаках-скороходах.

Плутоватый Локи постоянно строит козни другим богам. Он заманивает в лес богиню Идунн и отдаёт её; вместе с золотыми молодильными яблоками во власть великана Тьяцци. Путешествуя с Одином и Хёмдаллем, Локи добывает роковое сокровище карлика Андвари, с которым связаны похождения героев мифов Сигурде и "Песни о нибелунгах".

Обернувшись блохой, Локи похищает ожерелье Фреи - Брисингамен. Он срезает у Сив золотые волосы, но помогает её мужу Тору вернуть похищенный великанами золотой молот. Одна из жён Локи великанша Ангрбода родила чудовищ - змея Ёрмунганда, хозяйку царства мёртвых Хель, живущую под одним из корней гигантского ясеня Иггдрасиля, и волка Фенрира, поглотившего Одина.

*  *  *

Несколько другую, хотя также подчёркивающую фатальную роль клада, версию мифа излагает норвежская "Сага о Тидреке": смертельно раненный Хёгни успел зачать сына, который вырос при дворе гуннского короля Атли и заманил его в горную пещеру, где было спрятано золото. Запертый там король умер голодной смертью близ столь желанного сокровища.

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА | Добавил: konan (02.08.2008)
Просмотров: 1738 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]