Во времена, когда римские женщины не имели никаких
прав, кроме определенных семейным кодексом, существовала группа
представительниц прекрасного пола, которым даже консулы уступали дорогу и
которые активно участвовали в жизни родного города. То были жрицы богини Весты.
В пантеоне многочисленных богов Веста отвечала за
священный очаг общины, курии и каждого жилища. Римляне очень почитали богиню,
ее очаг горел в каждом доме; шесть жриц, являвшихся живым олицетворением Весты,
наделялись огромными правами и пользовались великим почетом; их имена часто
появляются в произведениях античных авторов. Поль Гиро вполне логично объясняет появление культа
Весты. «Во времена доисторические огонь можно было добыть только трением двух
кусков сухого дерева или от искры, которая получается при ударе о булыжник.
Ввиду этого в каждой деревне поддерживался общественный огонь: в особо
предназначенной для этого хижине он горел непрерывно и день и ночь и был
предоставлен во всеобщее пользование. Обязанность поддерживать его возлагалась
на молодых девушек, так как только они не уходили в поле. С течением времени
этот обычай превратился в священное учреждение, как это было в Альбалонге,
метрополии Рима; когда же был основан Рим, то и этот город учредил у себя свой
очаг Весты и своих весталок». Институт весталок в Риме был официально учрежден
вторым царем Нумой Помпилием (715 – 673/672 годы до н. э.). «Выбрал он и дев
для служения Весте; служение это происходит из Альбы и не чуждо роду основателя
Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалование
из казны, а отличив их девством и прочими знаками святости, дал им всеобщее
уважение и неприкосновенность» (Ливии). Более подробно об этом событии повествует Плутарх в
биографии Нумы Помпилия. «Нума посвятил в весталки сперва двух дев, Геганию и
Верению, а затем Канулею и Тарпею. Сервий прибавил к ним впоследствии еще двух,
и это число остается без изменения до настоящего времени. Царь определил девам
сохранять свое девство до тридцати лет. В первые десять лет их учат тому, что
они должны делать; в другие десять лет они применяют к делу свои познания; в
последние десять лет – сами учат других. После этого они могут делать, что
желают, и даже выходить замуж или избирать себе новый образ жизни, не имеющий ничего
общего с жизнью жрицы. Но этою свободой воспользовались, говорят, немногие, да
и те, которые сделали это, не принесли себе никакой пользы, большинство же
провело остаток своих дней в раскаянии и унынии, причем навели на других такой
религиозный ужас, что они предпочли до старости, до самой смерти девство
супружеству». Увы! Римских весталок какая-то сила обрекала на
пожизненное монашество, хотя, когда заканчивался срок обязательного служения
Весте, им не было 40 лет. Они были сказочно богаты, их имена знал весь Рим, но
мужчин не прельщала столь выгодная партия. Существовало поверье, что брак с
бывшей весталкой приносит только несчастье. Далее Плутарх рассказывает о привилегиях и наказаниях
для весталок. Более подробного описания нет ни об одном римском культе ни у
самого Плутарха, ни у прочих античных авторов – уже только по этому факту можно
оценить значимость культа Весты в жизни римлян. «Царь дал им большие преимущества – они могли,
например, делать завещания еще при жизни отца и располагать всею остальной
своей собственностью, не прибегая к помощи попечителей, как и матери троих
детей. Когда они выходят, их сопровождает ликтор. Если они встречаются случайно
с преступником, которого ведут на казнь, ему оставляют жизнь. Весталка должна
только поклясться, что встреча была случайной, невольной, не преднамеренной.
Кто проходил под их носилками, когда они сидели на них, подвергался смертной
казни. Наказывают весталок за различные проступки розгами,
причем наказывает их верховный понтифик. В некоторых случаях виновную даже
раздевают донага в темном месте и накидывают на нее одно покрывало из тонкого
полотна. Нарушившую обет девства зарывают живьем в яму у Коллинских ворот.
Возле этого места, в черте города, тянется длинный земляной вал… Здесь, под
землею, устраивали маленькое помещение, с входом сверху, куда ставили постель,
лампу с огнем, небольшое количество съестных припасов, например, хлеба, кувшин
воды, молока и масла, – считалось как бы преступлением уморить голодом лицо,
посвященное в высшие таинства религии. Виновную сажали в наглухо закрытые и
перевязанные ремнями носилки так, что не слышно было даже ее голоса, и несли
через форум. Все молча давали ей дорогу и провожали ее, не говоря ни слова, в
глубоком горе. Для города нет ужаснее зрелища, нет печальнее этого дня. Когда
носилки приносят на назначенное место, рабы развязывают ремни. Верховный жрец читает таинственную молитву, воздевает
перед казнью руки к небу, приказывает подвести преступницу с густым покрывалом
на лице, ставит на лестницу, ведущую в подземелье, и удаляется затем вместе с
другими жрецами. Когда весталка сойдет, лестница отнимается, отверстие засыпают
сверху массой земли, и место казни становится так же ровно, как и остальное.
Вот как наказывают весталок, преступивших свои обязанности жриц! По преданию, Нума построил также храм Весты для
хранения неугасаемого огня. Он дал ему круглую форму; но она представляла не
фигурку Земли, – он не отождествлял с нею Весту, – а вообще, вселенную, в
центре которой, по верованию пифагорейцев, горит огонь, называемый
Гестией-Монадой. По их мнению, земля не неподвижна и не находится в центре
вселенной, но вертится вокруг огня и не может считаться лучшею, первою частью
вселенной». Вот какими знаниями обладали древние – и использовали
их при постройке храма главного «очага государства»! Спустя тысячелетия вещи,
известные римлянам и грекам, снова будут открывать лучшие умы человечества, и
будут гении страдать за свои открытия, отстаивать их на кострах и в тюрьмах. Множество сведений о самом известном в Риме культе и
его жрицах можно найти у других античных авторов; не ослабевает интерес к этой
теме и у современных исследователей. Вот материал со ссылками на источники из
книги Лидии Винничук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима»: «Как только девочка становилась жрицей Весты, ей
остригали волосы, складывая их под старую финиковую пальму, которая поэтому так
и называлась: „дерево волос“ (Плиний Старший. Естественная история, XVI, 235).
Когда волосы отрастали, весталка обязана была делать себе особую прическу,
разделяя волосы острым гребнем на шесть прядей и заплетая каждую в отдельности,
точно так же, как поступали невесты перед свадьбой. О том, как девочек готовили
к служению богине, рассказывает, пользуясь самыми разными источниками, Авл
Геллий (Аттические ночи, I, 12). Стать весталкой могла девочка в возрасте от 6
до 10 лет, у которой оба родителя были живы. Девочки, имевшие хотя бы малейшие
затруднения в речи или пониженный слух, не подлежали избранию; любой другой
физический порок также оказывался непреодолимым препятствием. Не допускались и
те, что были вольноотпущенницами или имели отца-вольноотпущенника, а также те,
у кого хотя бы один из родителей был рабом или занимался чем-либо не подобающим
свободному человеку. Наконец, разрешалось освободить от обязанностей жрицы
Весты ту девочку, у которой сестра уже была избрана жрицей или отец был
флами-ном, или авгуром, или членом какой-либо иной жреческой коллегии. Девочка,
помолвленная с кем-нибудь из жрецов, также не годилась для служения богине.
Впоследствии отбор стал еще более строгим: отклонялись дочери граждан,
постоянно проживавших за пределами Италии или имевших троих детей… ‹…› Обряд избрания и увода девочки от отца совершался,
вероятнее всего, так, как это описывает Авл Геллий: верховный понтифик брал
девочку за руку и отводил от отца, что юридически было эквивалентно взятию ее в
плен на войне». Весталки походили на будущих христианских монашек и
одеждой: они заворачивались до пят в длинную, белого цвета ткань, именовавшуюся
палой; пользовались головным покрывалом; талию весталки перетягивала веревка,
на груди имелся медальон, а заплетенные волосы поддерживались повязкой. Весталки не стеснялись использовать свои огромные
привилегии в личных, узкосемейных целях, причем делали это достаточно нагло и
открыто, и никто не смел им возразить. Консул 143 года до н. э. Аппий Клавдий Пульхр решил
справить триумф после победы над альпийскими саласса-ми. Однако победа его
никак не тянула на высшую награду, а честолюбивому консулу страстно хотелось
проследовать по улицам Рима в триумфальной колеснице. И вот весталка Клавдия,
«когда ее брат справлял триумф против воли народа, взошла к нему на колесницу и
сопровождала его до самого Капитолия, чтобы никто из трибунов не мог вмешаться
или наложить запрет» (Светоний). Главной обязанностью весталок являлось поддержание
священного огня на алтаре богини. Гасили пламя Весты лишь один раз в году – в
первый день нового года; затем вновь зажигали древнейшим способом – с помощью
трения дерева о дерево. Иногда происходило незапланированное угасание
священного огня из-за оплошности зазевавшейся весталки. То было одно из двух
самых страшных преступлений жриц почитаемой римлянами богини – ибо угасание
очага Весты считалось дурным предзнаменованием. Виновную собственноручно
наказывал розгами верховный понтифик. Постоянно горевший огонь довольно часто приводил к
пожарам. Такое бедствие случилось около 241 года до н. э. «При пожаре храма
Весты, – сообщает Тит Ливии, – великий понтифик Цецилий Метелл сам спасает из
огня его святыни». А спасать было что – помимо священного огня в храме Весты
находились многие реликвии, сохранность которых была для римлян залогом
благополучия и процветания города. Цицерон утверждает, что в храме была
«статуя, упавшая с неба». Скорее всего, речь идет о метеорите. Естественно, и враги понимали, что значит для римлян
храм Весты. В 210 году кампанцы (во 2-ю Пуническую войну они сражались на
стороне Ганнибала) устроили пожар на римском форуме. «Одновременно загорелись
семь лавок… и те лавки менял, что теперь называют „Новыми“. Затем занялись
частные постройки…; занялись и темница, и рыбный рынок, и Царский атрий. Храм
Весты едва отстояли – особенно старались тринадцать рабов, они были выкуплены
на государственный счет и отпущены на свободу» (Ливии). Консул особенно
возмущался тем, что кампанцы «посягнули на храм Весты, где горит вечный огонь,
а во внутреннем покое хранится залог римской власти» (Ливии). Блудливые жрицы
Гораздо более страшным событием, чем исчезновение огня
в очаге Весты, была потеря весталкой своей невинности; античные авторы
рассказывают о подобных случаях как о национальном бедствии. Увы! Такое
случалось. А наказание за потерю девственности было чрезвычайно жестоким. Первые римские монашки становились весталками в
несознательном возрасте – что могут знать о жизни девочки 6 – 10 лет? Гораздо
позже они поймут, что за почет, привилегии, обеспеченную жизнь заплатили
достаточно высокую цену; почувствуют, что обет непорочности вступает в
противоречие с их разумом, страстями. Иногда забывали и о наказании – здоровая
плоть (больных в весталки не брали) не могла противостоять соблазнам. Такова
человеческая натура: ей всегда всего мало, а самый сладкий плод – запретный. Римляне все понимали и пытались оградить жриц любимой
богини от соблазнов. «Для сохранения их чистоты принимались самые тщательные
меры предосторожности. Ни один мужчина не мог приблизиться ночью к их дому; ни
один мужчина, даже врач, не мог ни под каким предлогом войти в их атриум. Если
весталка заболевала, ее отправляли к родителям или к какой-нибудь почтенной
матроне, и здесь также ни на шаг не отставали от врача, который ее лечил. Чтобы
удалить от них всякое искушение, им не позволяли присутствовать на атлетических
состязаниях. Их начальник – великий понтифик не спускал с них глаз и заставлял
шпионить за ними их служанок» (Гиро). Но… одна за другой в античных источниках появляются
вести о жрицах, нарушивших обет девственности. «Весталка Попилия за преступный
блуд погребена заживо», – пишет Тит Ливии о событиях 509 – 468 годов до н. э. О
событиях 483 года до н. э. читаем у Ливия. «К общему беспокойству добавились
грозные небесные знамения, почти ежедневные в городе и округе; прорицатели,
гадая то по внутренностям животных, то по полету птиц, возвещали государству и
частным лицам, что единственная причина такого беспокойства богов – нарушение
порядка в священнодействиях. Страхи эти разрешились тем, что весталку Оппию
осудили за блуд и казнили». Тит Ливии сообщает также о том, что случилось между
278 – 272 годами до н. э.: «Весталка Секстилия, осужденная за преступный блуд,
закопана заживо». В 216 году до н. э. римляне потерпели поражение под
Каннами и фактически лишились войска. Вот как описывает Ливии атмосферу того
времени: «Люди напуганы великими бедами, а тут еще и страшные
знамения: в этом году две весталки, Отилия и Флорония, были уличены в блуде:
одну, по обычаю, уморили под землей у Коллинских ворот, другая сама покончила с
собой. Луция Кантилия, писца при понтификах, который блудил с Флоронией, по
приказу великого понтифика засекли до смерти розгами в Комиции. Кощунственное
блудодеяние сочли, как водится, недобрым предзнаменованием, децемвирам было
приказано справиться в Книгах. А Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить
оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец
таким бедствиям; пока что, повинуясь указаниям Книг, принесли необычные жертвы;
между прочими галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на
Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями; здесь и прежде уже свершались
человеческие жертвоприношения, совершенно чуждые римским священнодействиям». В 114 году до н. э. римлян ожидал новый страшный удар:
в преступном блуде уличили сразу трех весталок – Эмилию, Лицинию и Марцию. Когда весталку обвиняли в прелюбодеянии, это не всегда
заканчивалось ее смертью; иногда жрицам удавалось оправдаться. В 418 году до н.
э. «от обвинения в нарушении целомудрия защищалась неповинная в этом
преступлении весталка Постумия, сильное подозрение против которой внушили
изысканность нарядов и слишком независимый для девушки нрав. Оправданная после
отсрочки в рассмотрении дела, она получила от великого понтифика предписание
воздержаться от развлечений, выглядеть не миловидной, но благочестивой»
(Ливии). Совсем фантастическим способом избавилась от наказания
весталка Клавдия (о чем мы знаем также от Ливия). Дело было в 204 году до н. э.
Еще шла тяжелая война с Ганнибалом, и римляне всеми способами стремились
приблизить победу. К их счастью, в Сивиллиных книгах нашлось предсказание:
«Когда бы какой бы чужеземец-враг ни вступил на италийскую землю, его изгонят и
победят, если привезут из Пессинунта в Рим Идейскую Матерь (Кибелу)». Богиня была весьма непривычной для Рима и довольно
жестокой. Кибела требовала от своих служителей полного подчинения ей, забвения
себя в бездумном восторге и экстазе. Кибеле нравилось, когда жрецы «наносят
друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя
из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини»
(Гладкий). Видимо, такую жестокую богиню и нужно было у себя
завести, чтобы победить Ганнибала. Кроме того, римляне исправно следовали
указаниям Сивиллиных книг, а они требовали больших жертв. Каким-то образом был решен вопрос с Атталом, царем
Пергама, который до сих пор владел Идейской Матерью; и вот корабль с богиней в
виде черного метеоритного камня вошел в устье Тибра. Неожиданно римляне
столкнулись с проблемой у самых ворот родного города: капризная богиня, которая
покорно следовала из Малой Азии до Италии, не желала войти в Рим. Цитируем Овидия (здесь и далее в этом очерке): Сил не щадя, за причальный канат потянули мужчины, Лишь чужеземный корабль против теченья пошел И на болотистом дне крепко застряла ладья. Люди приказа не ждут, усердно работает каждый, И помогают рукам, громко и бодро крича. Точно бы остров, засел корабль посредине залива: Чудом изумлены, люди от страха дрожат. Среди встречающих святыню была и весталка Клавдия, на
которую пали подозрения в распутстве. Собственно, она своим поведением дала
пищу для сплетен, которые могли закончиться известным погребом у Коллинских
ворот. Клавдия Квинт свой род выводила от древнего Клавса, Был ее облик и вид знатности рода под стать. И непорочна была, хоть порочной слыла: оскорбляли Сплетни ее и во всех мнимых винили грехах. Ее и наряд, и прическа, какую она все меняла, Были вредны, и язык вечных придир – стариков. Чистая совесть ее потешалась над вздорами сплетен, — Но ведь к дурному всегда больше доверия в нас! Чтобы отвести от себя подозрения, Клавдия решилась на
отчаянный поступок – но прежде она помолилась богине. Когда читаешь об этом у
Овидия, кажется, что весталка молилась Деве Марии, хотя дело происходило более
чем за два столетия до рождения Иисуса Христа. Молитва, как следует из текста,
непривычна даже для римлян. Вот появилась она меж достойнейших в шествии женщин, Вот зачерпнула рукой чистой воды из реки, Голову трижды кропит, трижды к небу возносит ладони (Думали все, кто смотрел, что помешалась она), Пав на колени, глядит неотрывно на образ богини И, волоса распустив, так обращается к ней: «О небожителей мать плодоносная, внемли, благая, Внемли моим ты мольбам, коль доверяешь ты мне! Я не чиста, говорят. Коль клянешь ты меня, я сознаюсь:
Смертью своей пред тобой вины свои искуплю. Но коль невинна я, будь мне порукою в том предо всеми:
Чистая, следуй за мной, чистой покорна руке». Так говоря, за канат она только слегка потянула (Чудо! Но память о нем даже театр сохранил): Двинулась Матерь Богов, отвечая движеньем моленью, — Громкий и радостный крик к звездам небесным летит. Да, чего не сделаешь, чтобы спасти жизнь! После такого
подвига никто не посмел даже усомниться в целомудренности Клавдии. Клавдия всех впереди выступает с радостным ликом, Зная, что честь ее днесь подтверждена божеством. Римляне установили статую Клавдии Квинты в храме
Матери Богов. Дважды (в 111 году до н. э. и во 2 году н. э.) храм подвергался
опустошительным пожарам, и только изображение весталки оставалось невредимым. В первой половине I века до н. э. другую весталку,
Лицинию, тоже обвинили – в сожительстве с Марком Крассом; некий Плотин даже
подверг ее судебному преследованию. Но хитрый Красс (по сути дела, первый
крупный предприниматель античности и самый богатый человек в Риме) блестяще
выкрутился из весьма неприятного положения и спас свою подругу. Срочно была
придумана правдоподобная версия его частых встреч с девой-весталкой. Об этом
свидетельствует Плутарх: «У Лицинии было прекрасное имение в окрестностях Рима,
и Красс, желая дешево его купить, усердно ухаживал за Лицинией, оказывая ей
услуги, и тем навлек на себя подозрения. Но он как-то сумел, ссылаясь на
корыстолюбивые свои побуждения, снять с себя обвинение в прелюбодеянии, и судьи
оправдали его. От Лицинии же он отстал не раньше, чем завладел ее имением». | |
| |
Просмотров: 1709 | |
Всего комментариев: 0 | |