Пантеон - шедевр римской архитектуры.
Построен на языческом основании

СРЕДИ многочисленных памятников, привлекающих туристов в Рим, находится и Пантеон. Этот шедевр римской архитектуры относится к числу тех немногих зданий, которые сохранились почти без изменений со времен античности.

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвященное всем богам, от πάντεζ — все и θεόζ — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник архитектуры, построенный в II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. В надписи на фронтоне указано имя Агриппы.
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона, перекрытая полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м), представляет большое инженерное достижение античности. Отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.
1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
Построенный Агриппой приблизительно в 27 году до н. э., он был перестроен Адрианом около 120 года н. э. Восхищает в этом сооружении огромный купол диаметром в 43 метра — только в наше время появились постройки с куполом, превосходящим этот по ширине. Первоначально Пантеон, что на древнегреческом языке означает «храм всех богов», был языческим храмом. Теперь он считается католическим собором. Как могло произойти такое удивительное преобразование?
В 609 году н. э. папа Бонифаций IV заново освятил этот долгое время не использовавшийся храм, сделав его «христианским» собором. Именно тогда он получил название Санта Мария Ротонда. Согласно одной статье, опубликованной в 1900 году в итальянском иезуитском журнале «Чивильта каттолика», Бонифаций преследовал цель «прославить всех христианских мучеников, то есть всех святых, но прежде и больше всего Богородицу». Названия, данные Пантеону Римско-католической церковью,— Santa Maria ad Martyres и Santa Maria Rotunda — отражают небиблейские цели использования этого здания.
«Чтобы приспособить Пантеон для использования в новом качестве, требовалось сделать совсем немного,— говорится в той же статье.— Бонифаций последовал простым и великодушным правилам, уже введенным Григорием Великим [папа Григорий I] — его предшественником, служившим ему образцом и примером в том, как приспосабливать храмы для христианского поклонения». Что же это были за правила?
В письме одному миссионеру, служившему в языческой Британии, в 601 году н. э. Григорий давал следующее указание: «Не надо разрушать храмы идолов в этой стране, разрушайте лишь идолов, находящихся в них... Если храмы в хорошем состоянии, нужно переделать их из храмов для поклонения бесам в храмы для поклонения истинному Богу». Григорий рассчитывал на то, что, видя свои храмы неповрежденными, язычники чаще будут посещать их. Так как язычники «приносили в жертву бесам рогатый скот», то папа надеялся, что теперь «они больше не будут приносить животных в жертву дьяволу, но будут убивать их для употребления в пищу, прославляя Бога».
Римский католицизм также «противостоял» языческому поклонению тем, что создавал поблизости с бывшими храмами церкви, посвященные «христианским» святым. В христианство перекочевали языческие праздники и им стали приписывать «христианское» значение. Выражаясь словами «Чивильта каттолика», «всем ученым сегодня известно, что некоторые традиции и религиозные обычаи христиан первых веков были тесно связаны с определенными языческими обычаями. Это были слишком дорогие для людей обычаи — традиции, которые очень глубоко укоренились и стали неотъемлемой частью общественной и личной жизни в древнем мире. Матерь церквей, добрая и мудрая, не считала, что нужно искоренять их; придав им христианский смысл, возвысив их и дав им новую жизнь, она достигла своей цели средствами действенными, но в то же время негрубыми, и одержала победу, не вызвав негодования ни в массах, ни среди образованных людей».
Одним хорошо известным примером заимствования языческих празднеств является Рождество. Древние римляне 25 декабря отмечали «dies natalis Solis Invicti», то есть «день рождения непобедимого Солнца».
Церковь очень хотела завоевать сердца язычников, поэтому нетвердо держалась истины. Она оправдывала объединение разных форм поклонения, заимствование языческих верований и обычаев, «дорогих массам». В результате возникла смешанная, отступническая церковь, далеко отошедшая от учений истинного христианства. В связи с этим, может быть не так удивительно, что бывший римский храм «всех богов» — Пантеон — стал Римско-католической церковью, посвященной Марии и всем «святым».
Однако должно быть очевидным, что недостаточно изменить название храма или праздника, чтобы превратить «поклонение бесам в служение истинному Богу». «Какая совместность храма Божия с идолами?» — спрашивает апостол Павел. «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Коринфянам 6:16—18).
Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА | Добавил: konan (08.10.2008)
Просмотров: 4017 | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]