Греко-римские интеллектуальные связи в эпоху конца Республики. В начале
нашей работы следует отметить несколько важных для нее моментов. Тема:
"Греки интеллектуалы в Риме" не предполагает того, что мы будем
касаться только греков-ученых, территориально находящихся в Риме. Ее не следует
понимать и как изучение положения греков на всем пространстве римской империи.
Мы не будем подробно затрагивать такие отдельные сюжеты, как интеллектуальная
жизнь в Александрии, Афинах и других центрах греческой учености. Нам
представляется, что эта тема подразумевает взаимоотношения интеллектуалов
греков и интеллектуалов римлян, где бы они не происходили. Основное внимание
будет, конечно, уделено самому городу Риму, но общение тех же римлян с греками
в Азии или на Родосе тоже будет предметом нашего интереса. Во-вторых, стоит отметить, кого следует понимать под
греками. Это не только и не столько население Аттики и вообще Балканской
Греции. Греки – это и сирийцы и египтяне и лесбосцы и родосцы и тарсийцы и
другие уроженцы восточной части Средиземноморья. Так называли их сами римляне,
не делая между ними различия. Они, например, называют греками представителей
философских школ в Афинах, тогда как за II – I
вв. до н.э. главой этих школ ни разу не был афинянин. Основными источниками по периоду Республики для нас
были "Сравнительные жизнеописания" Плутарха, который, будучи сам
греком, уделяет особое внимание общению римских и греческих интеллектуалов.
Многочисленные сочинения Цицерона: его письма, речи, диалоги "Брут" и
"Об ораторе", "Тускуланские беседы" дали представление о
системе восприятия греков в римском обществе.
Материал по императорскому периоду дали Страбон, уделявший некоторое
внимание интеллектуальной элите городов Римской империи и Светоний и Тацит,
осветившие греческие связи римских императоров. Прежде, чем
мы обратимся к греко-римским ученым связям I в до н.э. нам кажется
необходимым осветить предысторию проникновения греков в Рим. Знакомство Рима с греками и
греческой культурой, очевидно состоялось уже в период войн Рима за Италию.
Посредническую роль здесь сыграли города Великой Греции. Основанные в VII-V
веках до н.э. греческие колонии на берегу Италии, продолжали быть проводниками
греческого влияния и в конце республиканского периода. В раннее же время, когда
в сферу римского влияния попали такие значительные греческие города, как
Неаполь (греческая колония Партенопея) в Уже во время войны с Пирром, римляне познакомились с
греками из материковой Греции. В Свидетельства о преподавании греческого языка в Риме
в последующие десятилетия мы имеем от Светония, который пишет про Ливия
Андроника и Энния: "Древнейшие ученые, которые в то же время были поэтами
и наполовину греками (я говорю о Ливии и Эннии, которые, как известно, учили в
Риме и на родине на обоих языках)…" (Suet. De
Gramm.,1). Благодаря им, были выполнены первые переводы греческих
литературных произведений на латынь, так Ливий Андроник перевел
"Одиссею", которая надолго стала учебным произведением в римских
школах. Они же познакомили римлян с греческой драмой. Сартон пишет, что "наука вошла в Рим через дверь
медицины". Он приводит свидетельство о том, что уже в II век до н.э. можно
считать веком эллинизации Рима. Значительную роль здесь сыграли Македонские
войны, в результате которых в Рим попало множество греческих пленных. В это
время в среде римской элиты зарождается движение эллинофильства. Одной из
первых ярких фигур здесь был Луций Эмилий Павел. Моммзен поэтично пишет: "Он
был уже стариком, когда ему, упоенному песнопениями Гомера, суждено было
увидеть фидиева Зевса. Но он был еще молод душой и вернулся на родину с солнечным
сиянием эллинской красоты в душе и непреодолимым влечением к золотым яблокам
Гесперид". Эмилий Павел привез в
Рим библиотеку царя Персея для своих сыновей (Plut. Aem.
Paul., 28). Это было первое крупное частное собрание книг в
Риме. Оно стало базой учености сыновей Эмилия Павла, в первую очередь Сципиона
Эмилиана и его кружка. Как пишет Моммзен: "В Риме уже давно не было недостатка
в греческих учителях; теперь они стали массами стекаться сюда, на новый
прибыльный рынок сбыта своих знаний… ". Одним из первых грамматиков,
которых называет Светоний, в Риме появился в Приблизительно к этому времени относятся и
свидетельства о проникновении в Рим первых представителей философских школ.
Дж.Уайт Дафф пишет, что время их проникновения в Рим – неясно. Но известно, что
уже в Уже упоминавшийся кружок Сципиона Эмилиана был
центром культурной жизни в Риме середины II в. до н.э. Он
формировался вокруг Публия Корнелия Сципиона Эмилиана, сына Эмилия Павла. Кроме
него в кружок входили представители высшей римской знати: Гай Лелий, Луций
Фурий Фил, и Спурий Муммий, брат разрушителя Коринфа, Луция Муммия, все
отличившиеся на ораторском поприще. Из
литераторов в кружок входили Теренций, сатирик Луцилий и греки Полибий и
Панэций. Трудно переоценить персонажей, входивших в этот кружок. Все они –
значительные фигуры в римской литературной жизни. Склонность Сципиона и его
окружения к греческой культуре проявлялась не только в его увлечении греческой
литературой, но и во внимании к попадавшим так или иначе в Рим грекам. Так он
приблизил к себе Полибия, попавшего в Рим в качестве заложника, и Панэция,
который оказался в Риме около Впрочем, не был совершенно чужд греческой культуры и
ее ярый противник Катон. С одной стороны, по словам Плутарха, он хотел “смешать
с грязью всю греческую науку и образованность”, насмехался над Исократом, и
Сократа считал пустомелей и властолюбцем
(Plut.Cat.Maj., 23). С другой стороны, еще в молодости Катон был в
Таренте, в войске Фабия Максима, и там слушал пифагорейца Неарха. “Слушая эти
речи, - пишет Плутарх, - он еще больше полюбил простоту и умеренность”. Уже в
старости Катон обратился к греческим авторам и совершенствовал свое красноречие
по Фукидиду и Демосфену. На примере Катона хорошо видны два приоритетных
направления, которые римляне ценили в греческой образованности на протяжении
всего изучаемого нами периода: это нравственный аспект философии, ее этическая
часть и греческое красноречие. Катон был знаком и с другой греческой литературой,
например с Одиссеей. Он цитирует ее для Полибия, когда тот, ходатайствуя за
афинских изгнанников и получив возможность вернуться на родину, предложил
вернуть грекам и те должности, которые они занимали до этого в Ахайе. Катон
сравнил его с Одиссеем, который забыв в пещере Полифема шляпу и пояс, решил за
ними вернуться. (Plut.Cat.Maj.,
9). Культурные центры
греческого мира В I в до н.э. Рим
представлял собой центр политической, но не культурной жизни. Центры культурной
жизни традиционно лежали в греческих областях. Афины в этот период продолжают
играть роль культурной столицы. Здесь располагались четыре основные философские
школы. Академию в I в до н.э. возглавляли весьма известные
персонажи. Это, Филон из Лариссы (110-88 гг.), основатель так называемой 4-ой
Академии, затем Антиох из Аскалона, основатель 5-ой Академии, его брат, Арист
из Аскалона (68-50 гг.) и Феомнест из Навкратиса ( Ликей, ведущий начало от Аристотеля, возглавляли не
менее значительные фигуры. В первой половине I в. до н.э. это Андроник
с Родоса, затем Кратипп из Пергама и Ксенарх из Селевкии. Перипатетик Кратипп
был одним из самых популярных учителей, которых римляне слушали в Афинах. Стою в этот период возглавляли исключительно азиаты.
Из важных для Рима фигур во главе ее стоял в первой половине I в
до н.э. Антипатр из Тира, который умер в Наконец, эпикурейцы. Главы этой школы, Федр и Патрон,
имели связи с римлянами, в частности с Цицероном. Афины этого времени играли для Рима роль высшего
образовательного центра, причем первого, который посещали римляне за пределами
Италии. Расширить образование в Афинах отправляются Аттик, Цицерон, Брут, Катон
Младший, сын Цицерона, Марк, и его племянник – Квинт. После Афин римляне, как
правило, посещали Родос. В рассматриваемый период они учились там у знаменитого
стоика Посидония и ритора Аполлония Молона. Можно сказать, что Родос играл в
это время для римлян такое же значение, как и Афины. Они, как правило,
соседствовали в научном маршруте. Посетив Афины и Родос, римляне могли посетить
азиатские города. Так побывать там собирается сын Цицерона, которому помешало
участие в гражданской войне. Да и сам Цицерон, завершив обучение в Афинах,
отправился в Азию, как пишет Плутарх, слушал там Ксенокла из Адрамития,
Дионисия Магнесийского и карийца Мениппа. (Plut.Cic.,4).
Из азиатских городов Страбон особенно выделяет город
Тарс, говоря, что "жители Тарса с таким рвением занимались не только
философией, но и другими общеобразовательными предметами, что превзошли Афины,
Александрию и любое другое место, какое ни назовешь, где существуют школы и
обучение философии" (Strab., XIV,
5.13). Однако, он говорит, что все, кто занимается здесь наукой – местные
уроженцы. Это необычно, так как в Афинах, как можно судить по главам
философских школ, это были, в основном, иностранцы. Об этом пишет и Цицерон:
"В Афинах наука давно исчезла между самими афинянами; их город остается
лишь местом научных занятий, коим граждане чужды и коими увлечены лишь
чужеземцы, плененные, так сказать, именем и славою города…". (Cic.,
De Orat., III,
42). В Тарс же иностранцы приезжали неохотно. Однако отсюда вышло много
стоических философов, например, Зенон из Тарса, ученик Хрисиппа, Антипатр из
Тарса (умер в Сообщение Страбона о том, что Рим был полон
александрийцами, особенно примечательно, так как конкретные персонажи,
приехавшие в Рим из Александрии нам известны только начиная со времени Августа,
когда в Рим приезжает сразу несколько александрийских ученых. Римская молодежь
тоже, кажется, не особенно интересовалась Александрией, как местом возможного
получения образования. (Strab. XIV,
5.15). Центром греческой культуры на Западе была Массалия,
которая, будучи основанной греками - фокейцами, осталась греческим городом. Да
и жившие в этой местности галлы были сильно эллинизированы. В этом
образовательном центре учились, в основном, галлы, но не только. Страбон пишет:
"Хотя город только недавно стал школой воспитания варваров, он обратил
галатов в таких друзей эллинизма, что те составляют даже свои документы на
греческом языке; в настоящее же время город склонил знатнейших римлян,
стремящихся к знанию, приезжать сюда для учения вместо путешествия в
Афины" (Strab. IV, 1.6). Центры греческой жизни находились и в самой Италии.
Города юга Италии во многом сохранили еще свое греческое устройство и
оставались для Рима проводниками греческой культуры и в I в
до н.э.7 Наиболее эллинизированными
городами, как пишет Моммзен, здесь были Тарент, Регий, Неаполь и Локры.8 Они не были всемирно известными
философскими или риторическими центрами, но давали римлянам то, что они искали
и в Афинах и на Родосе – атмосферу греческой жизни. Как пишет Г.Бауэрсок:
"Состоятельный римский юноша мог провести праздники в Неаполе, говоря
по-гречески и даже нося греческую одежду"9. В этих городах устраивали греческие
игры, которые постепенно приобретали общеэллинское значение и уже при Августе
начинали оспаривать популярность у игр в самой Греции. (Strab.,
V, 4.7). Особенно популярным центром греческой жизни был
Неаполь. "Приезжавшие сюда на отдых из Рима поддерживали в Неаполе
греческий образ жизни; это – люди, нажившие средства обучением юношества и
другие лица, жаждущие спокойной жизни по старости или по болезни. Некоторые
римляне также находят удовольствие в подобном образе жизни и, вращаясь среди
массы людей одинакового с ними культурного уровня, поселяются здесь,
привязываются к этому месту и с радостью избирают его своим постоянным
местопребыванием". (Strab., V,
4.7). Римляне приобретали виллы на берегу Неаполитанского
залива. Этот район был очень важен для образованных римлян. К.Ломас называет
это "феноменом неаполитанского залива" ("Bay
of Naples Phenomenon")10. Первым приобрел здесь виллу, в Латерне,
Сципион Африканский (ее описывает Сенека, жалуясь на ее скромность и даже
убогость (Sen. Ep. 86.4)), в более
позднее время – Помпей, Цицерон, Варрон. Сулла, Марий, Цезарь имели виллы в
районе Неаполя. Диалоги Цицерона воспроизводят царивший там дух эллинистической
жизни. Дав очерк основных культурных центров греческого
мира, мы можем перейти непосредственно к наиболее популярным фигурам греков –
интеллектуалов, жизнь которых была так или иначе связана с Римом. | |
| |
Просмотров: 939 | |
Всего комментариев: 0 | |