Римские дороги — памятник инженерного искусства
КАКОЙ из римских памятников наиболее значимый? Может, Колизей, развалины которого находятся в Риме? Если говорить о сооружениях римлян, которые служили им очень долгое время и влияли на ход истории, то нельзя не упомянуть римские дороги. По римским дорогам проходили не только армии и обозы с товарами. Как говорит эпиграфист Ромоло Стаччоли, по дорогам «переносились идеи, творческие замыслы, а также философские и религиозные учения», в том числе и христианские. В те времена римские дороги расценивались как памятники. За сотни лет римляне построили превосходную сеть дорог общей протяженностью более 80 000 километров. Они простираются по территории, на которой сейчас находится более 30 стран. Первой важной магистралью, виа публика, была Аппиева дорога, или Виа Аппиа. Известная как «царица дорог», она связывала Рим и Брундизий (теперь Бриндизи) — портовый город. Он служил воротами на Восток. Эта дорога получила свое название от имени римского государственного деятеля Аппия Клавдия Слепого. Он начал ее строительство примерно в 312 году до н. э. Две другие дороги — Соляная и Фламиниева — вели из Рима на восток, к Адриатическому морю, откуда открывался путь на Балканский полуостров, а также к Рейну и Дунаю. Аврелиева дорога вела на север, в Галлию и на Пиренейский полуостров. А Остийская дорога вела в Остию, порт, из которого римляне обычно отправлялись в Африку и в который оттуда возвращались. Грандиозный строительный проект Дороги в жизни обитателей Рима играли важную роль еще до того, как они начали их строить сами. Так, город Рим возник на слиянии дорог возле единственного брода в низовье реки Тибр. Согласно древним источникам, римляне, стремясь улучшить найденные ими дороги, подражали карфагенянам. Но по сути предшественниками римлян в деле строительством дорог, вероятно, были этруски. Их дороги еще можно кое-где увидеть. Более того, в той местности еще до появления Римской империи было много хорошо протоптанных троп. Возможно, по ним перегоняли животных с одного пастбища на другое. Однако по этим тропам было трудно путешествовать: они были пыльными в засушливый сезон и грязными в дождливый. Зачастую на основании тех троп римляне строили свои дороги. Римские дороги были тщательно спроектированы, прочны, функциональны и красивы. По замыслу римлян, они должны были связывать начальный и конечный пункты по кратчайшему пути. Этим объясняется, почему многие участки дорог были строго прямыми. Однако часто приходилось прокладывать дороги, следуя природному ландшафту. В гористой местности — если это было возможно — римляне строили дороги на солнечных склонах. Такое расположение позволяло легче переносить любые неудобства, которые могли быть вызваны непогодой. Как же римляне строили дороги? Археологические раскопки показывают, что у них был определенный способ строительства, однако допускались и изменения. Вначале разрабатывался маршрут. Это задание поручалось топографам. Затем легионеры и рабы брались за каторжную работу — копать землю. Вырывали две параллельные траншеи. Расстояние между ними было как минимум около 2 метров, но чаще всего — около 4 метров, а на поворотах еще шире. Общая ширина дороги вместе с тропинками для пешеходов, которые располагались по обеим сторонам, могла достигать 10 метров. После этого грунт между траншеями убирали — образовывалось углубление. Достигнув твердых пород, строители заполняли его тремя или четырьмя слоями разных материалов: вначале большими камнями или булыжниками, затем галькой или плоскими камешками, вероятно, скрепленными бетоном, а сверху спрессованным гравием или дроблеными камнями. В некоторых случаях римская дорога представляла собой просто утрамбованный гравий. Однако особое восхищение древних вызывала мощеная дорога. Поверхность таких дорог была выложена из больших каменных плит, как правило, скальных пород, добытых поблизости. Дороги имели выпуклую форму, поэтому дождевая вода стекала на обочины. Благодаря такой форме они были прочными, и некоторые из них сохранились до наших дней. Спустя почти 900 лет после строительства Аппиевой дороги византийский историк Прокопий отозвался о ней как о «наиболее замечательной». А про каменные плиты, которыми она выложена, он писал: «Несмотря на то что в течение столь долгого времени по ней ежедневно проезжало много телег и проходило всякого рода животных, их порядок и согласованность не были нарушены, ни один из камней не был попорчен и не стал меньше, тем более не потерял ничего из своего блеска». А что, если на пути встречались естественные препятствия, например реки? Тогда строили мосты. Некоторые из них стоят до сих пор, свидетельствуя о высоком мастерстве древних римлян. Также в систему дорог входили тоннели, но они не так хорошо известны. Их строительство было еще более трудоемким, если помнить о технической оснащенности в ту эпоху. В одном справочнике отмечалось: «Инженерное искусство римлян... достигло высот, остававшихся непревзойденными веками». Примером служит тоннель у горы Фурло, через который проходит Фламиниева дорога. В 78 году н. э., после тщательного проектирования, в скальной породе был прорублен тоннель 40 метров в длину, 5 метров в ширину и 5 метров в высоту. Бесспорно, это было настоящим успехом, если учесть, какими инструментами работали в то время. Строительство такой системы дорог было одним из самых грандиозных дел, за которое когда-либо бралось человечество. Путешественники разносят идеи Купцы и солдаты, проповедники и путешественники, актеры и гладиаторы — все они ходили по этим дорогам. Пешком за день можно было пройти 25—30 километров. Расстояние определяли по мильным столбам — камням разной формы, чаще всего цилиндрической. Они находились на расстоянии одной римской мили, которая составляет 1480 метров. Также были места, где путешественники могли отдохнуть, сменить лошадей, купить еду и в каких-то случаях остановиться на ночлег. Позднее некоторые из этих селений превратились в небольшие города. Вскоре после рождения Иисуса Христа Цезарь Август занялся попечением дорог. Он поручил некоторым чиновникам заботиться об одной или нескольких дорогах. На римском форуме он установил «золотой миллиарий», или милиариум ауреум, который представляет собой позолоченную колонну с бронзовыми буквами. Эта колонна считалась концом всех дорог Италии. Так появилась пословица «Все дороги ведут в Рим». Август также позаботился, чтобы была выставлена на показ карта дорог его империи. Система римских дорог наилучшим образом удовлетворяла запросы той эпохи. В те давние времена даже пользовались путеводителями, или картами маршрутов. В них указывалось расстояние между местами для ночлега, предоставляемые там услуги и прочие сведения. Однако путеводители были доступны не всем, поскольку стоили дорого. Несмотря на это, христианские проповедники совершали путешествия на большие расстояния. Направляясь на восток, апостол Павел, как и его современники, предпочитал путешествовать по морю (Деяния 14:25, 26; 20:3; 21:1—3). В Средиземном море в летние месяцы господствуют западные ветры. Однако, когда Павлу предстояло путешествие на запад, он часто выбирал сухопутный маршрут и шел по римским дорогам. Следуя этому принципу, он организовал второе и третье миссионерские путешествия (Деяния 15:36—41; 16:6—8; 17:1, 10; 18:22, 23; 19:1). Примерно в 59 году н. э. апостол Павел, идя в Рим по Аппиевой дороге, встретил братьев на многолюдном Аппиевом форуме, или Аппиевом рынке, расположенном в 74 километрах к юго-востоку от Рима. Другие ожидали его у трех гостиниц, которые были на 14 километров ближе к Риму (Деяния 28:13—15). Приблизительно в 60 году н. э. Павел мог сказать, что благая весть была проповедана «во всем [известном тогда] мире» (Колоссянам 1:6, 23). Немалую роль в этом сыграли и римские дороги. | |
| |
Просмотров: 1853 | |
Всего комментариев: 0 | |