Чиновничество (часть 2)

Встречались и тексты, составленные гораздо позже, где содержались правила поведения в определенных социальных и политических обстоятельствах, опреде­лялись отношения между монархом и чиновником, старшими и младшими членами семьи. Глубокое зна­ние подобных сочинений считалось основным призна­ком образованности.

Методика обучения была различной. Ряд настав­ников привлекали своих учеников для комментиро­вания классических текстов. Для этого обширный трактат делили на небольшие фрагменты, и каждый должен был работать над своей частью. Другие за­нимались комментированным чтением текстов или излагали слушателям материал в ходе бесед. Чтобы придать занимательность сухим описаниям, они не чурались и анекдотов об известных деятелях и собы­тиях. В ряде случаев учитель сопровождал ранние тексты отсылками к современной практике религи­озных обрядов или рассказывал о суевериях.

На определенной стадии начинали обучать мате­матике, знакомили с теорией и давали большое ко­личество задач, связанных с повседневной жизнью. Вот одна из таких задач, такие же примеры встреча­ются и в современных учебниках.

Из Чанъаня в Чжи, расстояние между которыми 3000 ли (около 900 км), отправились две лошади, резвая и медлительная. В первый день резвая ло­шадь прошла 193 ли, а затем ежедневно увеличива­ла пройденное расстояние на 13 ли. Медлительная лошадь в первый день покрыла 97 ли, а затем еже­дневно проходила на 1/2 ли меньше. Добежав до Чжи, резвая лошадь отправилась в обратный путь и встре­тилась с медлительной лошадью. Когда состоялась их встреча и сколько проскакала каждая лошадь?

Другая задача была такова.

Мужчина перетаскивает соль. Если ему платят 40 мо­нет за перенесение двух мер соли на расстояние 100 ли, то сколько ему заплатят, если он перенесет 1,73 меры на расстояние 80 ли? (Ответы следующие: 1. После

15 135/191 дней; резвая лошадь прошла 4534 46/191 ли, а мед­лительная 1465 145/191 ли. 2. 27и/15 монет.)

Образование рассматривалось как средство совер­шенствования определенных качеств, исправления недостатков и выявления достоинств. В то же время оно становилось способом совершенствования зало­женных в человеке способностей, учеников заставля­ли развивать и использовать природные качества.

Хотя от ханьского периода не сохранились ни описания конкретных методик обучения, ни записи практических упражнений, один из принципов нам известен. Некий автор XVI века пишет, что необхо­
димо следовать завету предков, и приводит по­говорку: «Бережешь роз­ги — портишь дитя».

Большинство государ­ственных деятелей и чи­новников, поднявшихся по служебной лестнице в период ханьского Китая, добились своего положе­ния традиционным об­разом: путем постепен­ного продвижения по сту­пеням власти или благо - даря рекомендациям вли­ятельных покровителей. Сначала они служили в каче­стве младших чиновников в провинциях, затем пере­ходили в центральное правительство и, наконец, полу­чали одну из главных государственных должностей. Бывали и такие, чья карьера шла иными путями, но их вклад в общественную жизнь страны оказывался весь­ма заметным.

Заканчивая краткую характеристику деятельности правительства и чиновников, рассмотрим, что проис­ходило в верхах властной пирамиды около 90 года до н. э. Тогда в результате придворных интриг и меж­доусобиц сложилась опасная для государства ситуа­ция. Правительство утратило реальную власть, и над имперскими учреждениями нависла угроза.

Графическое доказательство теоремы Пифагора; иллюстрация из книги по математике ханьского периода

Вначале расскажем о человеке по имени Тянь Тянь- цзю. Он происходил из известной семьи Тянь, правив­шей в Восточном Китае, до того как царство вошло в состав новой империи, образовавшейся после 221 года до н. э. В 91 году до н. э. противники императора по­пытались занять престол. В городе Чанъань вспыхну­ло восстание, приведшее к огромному числу жертв. Во время этих событий император и наследный принц были вынуждены совершить самоубийство, но устро­ившая переворот партия дискредитировала себя, и ее соперники вернулись к власти.

Заявив, что наследный принц пострадал неспра­ведливо, Тянь Тяньцзю отправился к императору. Его назначили на один из высших постов в прави­тельстве. (Сегодня эта сфера управления государ­ством относится к компетенции министерства ино­странных дел.) На самом деле Тянь Тяньцзю вел переговоры с главами пограничных племен некитай­ского происхождения и следил за исполнением про­токольных мероприятий (подношением соответству­ющих даров, использованием должных титулов при обращении к ханьскому императору).

В следующем, 87 году до н. э. Тянь Тяньцзю стал канцлером, заняв высший пост в империи, хотя не обладал ни нужным опытом, ни какими-либо особы­ми талантами. Китайский посол оказался в неловком положении, пытаясь объяснить одному из правителей Центральной Азии причину своего назначения на выс­ший государственный пост.

Вместе с тем для любого, кто был знаком с борьбой за власть, происходившей в Чанъане, было ясно, что Тянь Тяньцзю являлся подставным лицом. Канцлер был формальным главой государства, реальная же власть находилась в руках триумвирата — Ху Куана, Сан Хуняна и Цзинь Мити. У этих троих находились в руках государственные учреждения, и они сохраняли традиционную структуру управления, стремясь, чтобы на высшие посты назначались их креатуры во избежа­ние политических интриг.

Все члены триумвирата имели разное происхож­дение. Ху Куан был сводным братом Ху Чжупина — известного генерала, ревностно служившего своему императору вплоть до своей смерти, последовавшей
в 117 году до н. э. Он также являлся племянни­ком самой императрицы, вынужденной покончить с собой в 91 году до н. э. Почти двадцать лет Ху Куан прослужил на раз­личных придворных долж­ностях, проявив себя как мастер интриги.

В последние дни жизни стареющего императора Ву Ти (У-ди), умершего в 87 году до н. э., когда встал вопрос о преемнике, Ху Куан объявил себя реген­том и стал направлять де­ятельность юного импера­тора при поддержке Сан Хуняна и Цзинь Мити.

В момент восхождения на трон юному императору Чжао Ти было всего во­семь лет, и Ху Куан фактически оказался диктато­ром. Что касается Цзинь Мити, он был сыном правителя одного из центральноазиатских племен. Много лет назад, в 121 году до н. э., его отец отка­зался подчиниться превосходящей по силе ханьской армии и был свергнут, а все члены его семьи оказа­лись в заключении.

В то время Цзинь Мити было 14 лет, и его вывез­ли в Китай в качестве заложника. Друзья отца устро­или его конюхом в дворцовые конюшни. Однажды во время большой императорской охоты он смог ос­тановить понесшего императора коня, хотя и отка­зался склонить голову перед Сыном Неба, как того требовал придворный этикет. Своим независимым
поведением и прекрасными манерами он обратил на себя внимание, вызвав уважение и восхищение у правителя. Цзинь Мити назначили в императорскую свиту, и вскоре он стал одним из ближайших друзей императора.

Положение иностранца при ханьском дворе едва ли можно назвать легким: постоянные пожалования, оказываемое императором доверие порождали напад­ки завистников. Но юноша оказался достаточно ос­мотрительным и осторожным. Он не только сохранял верность своему господину, но даже стремился отка­зываться от тех высочайших почестей, которые мог­ли вызвать зависть недоброжелателей. Он женил сво­его сына на одной из дочерей Ху Куана и тем самым обеспечил себе поддержку одного из самых могуще­ственных людей при дворе. В результате Цзинь Мити больше года, вплоть до своей смерти, был одним из главных помощников регента.

Особый интерес для историка представляет деятель­ность третьего члена триумвирата. Сан Хунян был сы­ном одного из богатейших купцов Лояна. Вопреки се­мейной традиции он не унаследовал отцовское дело, а в 13 лет был отправлен в столицу и начал служить при дворе. Это было примерно за тридцать лет до смерти императора Ву Ти.

Не по годам развитый юноша, несомненно, заслу­жил хорошую репутацию благодаря своим математи­ческим способностям. Через несколько лет он стано­вится членом группы императорских советников по вопросам торговли и участвует в подготовке важней­ших государственных решений.

Сан Хунян предложил применить методы делово­го мира в управлении государством. Получив назна­чение на высокую придворную должность, он пред­ставил ряд смелых и поразительных предложений, с помощью которых намеревался контролировать рас­пределение природных богатств Китая, одновремен­но и получая прибыли, и эффективно управляя. Во время смертельной болезни императора Ву Ти он занимал пост руководителя департамента по сбору налогов и податей. Хотя его неподкупность, реши­тельность и сильный характер не могли не вызвать ненависть его коллег или врагов, он оказался слиш­ком могущественной фигурой, чтобы его мнение не учитывалось во время совещаний в высоких сферах, поэтому неудивительно, что он принял участие в ре­гентстве.

Соперничество и неприязнь, которые, скорее все­го, существовали между Сан Хуняном и Ху Куаном, привели к тому, что в 80 году до н. э. Сан Хуняна обвинили в подготовке заговора против трона, и он умер от рук палача как предатель.


Литература:

Лёве Майкл. Китай династии Хань. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С. Федорова. — М.: ЗАО Центрполи- граф, 2005. — 224 с. 


ЧАСТЬ 1


Категория: ИМПЕРИЯ ХАНЬ | Добавил: konan (15.08.2010)
Просмотров: 1209 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]