Экономика. Земельные отношения в эллинистическом Египте (часть 1)

Экономика. Земельные отношения в эллинистическом Египте

 

Тот образец экономики, который сложился в эллинистическом Египте и существовал в конце IV – второй трети I вв. до н.э. в Нильской долине, был характерен не только для него, но и для других государств Восточного Средиземноморья и прежде всего для царства Селевкидов. Но именно в Египте он оказался более резко выраженным. При этом общее сосуществовало с местным. И надо отметить, что в Египте местные черты, обусловленные в значительной степени географической средой, проявлялись по сравнению с местными чертами соседних стран Восточного Средиземноморья не в меньшей, а в большей степени. Однако сущность была одна.

 


Земледелие Древнего Египта

 Фактически Птолемеи  получили в наследство издревле сложившуюся еще в Древнем Египте экономику. В основе существовавшей экономической модели эллинистичес­кого Египетского царства стояло ирригационное земледелие, использую­щее ежегодные разливы Нила и распределение воды через разветвленную сеть оросительных каналов по всей долине Нила и прилегающих районов Аравийской и Ливийской пустынь [54, С.299].

 Живший в V в. до н.э. древнегре­ческий историк Геродот так охарактеризовал систему земледелия Егип­та: «...нет другого народа на свете (а также и в остальном Египте), кто так легко добывал бы плоды своей земли, как здесь. Им ведь не нуж­но трудиться, проводя борозды плугом, разрыхлять землю киркой и заниматься прочими работами на ниве, столь изнурительными для остальных людей. После каждого естественного разлива, когда река, оросив поля, снова входит в берега, каждый египтянин засевает свою пашню, а потом выгоняет на нее свиней. Затем, когда семена втоптаны в почву свинья­ми, ожидают время жатвы, а потом при помощи этих же свиней обмолачи­вают зерно и, наконец, свозят его в амбары»1.

Фактически, за прошедшие после Геродота столетия, сельскохозяйственная культура земледельческого населения Египта пре­терпела лишь незначительные изменения, и данный, достаточно яркий от­рывок из сочинений древнегреческого историка Геродота создает убедительнейший образ земледелия в долине Нила.

Птолемеи восприняли эту традиционную экономику, но они и усовер­шенствовали ее в духе греческого хозяйственного рационализма.

Сельское хозяйство в эллинистическом Египте начиналось с ирригации, а кое-где сначала с мелиорации, но обязательно с последующей ирригацией. Основу ирригационной системы в каком-либо из многочисленных номов Египетского царства составлял главный канал-река и ответвления от него, которые были каналами меньших размеров. Из них вода распределялась по целой сети каналов-водопроводов, орошавших участки земледельцев. С системой каналов были тесно связаны плотины, которые делили страну на ряд более обширных или менее крупных бассейнов, являвшихся средством для того, чтобы создать запасы воды (после наводнения), не допустить затопления его полей и бесполезной траты воды во время разлива Нила. Плотины укреплялись посадкой на них деревьев [113; 116; 121, С.111]. 

Еще в III в. до н.э. забота о поддержании и расширении ирригационной систе­мы становится важнейшей задачей правящей династии Птолемеев. В результате была восстановлена прежняя система оросительных каналов, проведен идущий параллельно руслу Нила грандиозный канал Иосифа, в районе Фаюмского оазиса и в дельте построены системы каналов, которые ввели в оборот новые земли и способствовали развитию земледелия. Наконец, были завершены работы по сооружению канала, соединяющего Нил с Красным морем. Папирусы эллинистической эпохи из Фаюмского оазиса дают нам представление о мас­штабе и характере данных работ, направленных на усовершенствование ир­ригационной системы Египта3.

В дальнейшем к текущему ремонту ирригационной системы привлекалось все местное непривилегированное население Египта в порядке принудительной работы, а нередко, к этому тяжелому труду привлекались и заключенные, которых доставляли к месту работ местные власти [113; 121, С.112-113; 124, С.187].

Привилегированные слои не подлежали принудительным физическим работам в ирригационной системе, но за освобождение от них платили особые налоги: взамен земляных работ вообще и взамен работ по ремонту плотин [113; 121, С.112-113].

Таким образом, от участия в ремонте ирригационной системы в эллинистическом Египте в принципе не освобождался никто, поскольку ирригация обеспечивала жизнь страны

Централизация управления ирригационной системой, естественно, усиливала хозяйственную зависимость номов от предписаний из Александрии.

Обширные ирригационные работы, проведенные Птолемеями, позволили увеличить общую площадь пахотных земель на 1/3, что долгое время спо­собствовало процветанию египетского земледелия. В эллинистическую эпоху в Египте вместо традиционной культуры ячменя стали широко культивиро­вать пшеницу. Пшеница составляла около 80% зерновых культур, выращивае­мых в земледельческих хозяйствах эллинистического Египта. Шире, чем в преж­ние времена, разводили лён, папирус, окультурили новые для Египта рис и хлопчатник. Выращивались и бобовые растения: арак, бобы и чечевица [77].

Государство активным образом вмешивалось в организацию земледелия, что способствовало правильной обработке земель и обеспечивало стране хорошие и устойчивые урожаи [54, С.299-300; 115]. О достаточно активном вмеша­тельстве государства в сельскохозяйственное производство красноречиво свидетельствуют папирусы, из которых известно, что «...царские писцы... прибыли к нам через 12 дней. Когда они явились, мы отправились и обме­рили землю по земледельцам и по видам посева в продолжении 5 дней», а  «царь приказам нам засевать землю два раза в год»4.

«Податной устав» царя Птолемея II Филадельфа и более поздние документы свидетельствуют о том, что практически весь земледельческий цикл от орошения земли и посева зерна до обмолота хлеба на току находился под неусыпным наблюдением чиновничества5. Такое внимание царской админист­рации к сельскохозяйственным работам не случайно, так как большая часть земли в Египте была царской и все доходы с неё поступали в царскую казну.

Египет производил огромное количество зерна, которого хватало не только для внутреннего потребления, но и оставались излишки, которые становились государственным запасом и могли быть экспортированы. В ре­зультате уже в III в. до н.э. Египетское царство превратилось в крупней­шего экспортера хлеба в Средиземноморье, и долгое время Египет сохранял свои позиции на мировом рынке зерновых. Сохранились сведения в сочинениях Полибия о римском посольстве в Египет, совершенном в 210 г. до н.э. именно с целью приобретения египетского хлеба. «Римляне, сильно нуж­даясь в хлебе, снарядили посольство к Птолемею, чтобы от него получить запасы хлеба»6. Интересно, что египетские склады зерна, предназначен­ного для международной торговли, находились на греческих островах Делос и Родос. Фактически Египет занял преобладающее положение среди го­сударств, торговавших хлебом, и сохранял его до римского завоевания в 30 г. до н.э. Но при этом одним из конкурентов эллинистического Египта в торговле хлебом в Средиземноморье, в частности в III в. до н.э., являлось Боспорское царство [148; 150; 172].

Египет издавна считался земледельческой страной, в которой сель­ское хозяйство давало преобладающий доход в казну государст­ва. «Структура аграрных отношений в эллинистическом Египте представля­ла собой сочетание элементов древневосточной царской собственности на всю орошаемую землю с элементами частновладельческих хозяйств греческого типа» [54, С.30].

Фактически  царь Египта являлся собственником всего зе­мельного фонда страны. Царь в эллинистическом Египте – это собственник всех земельных угодий «хоры». Вся земля делилась только на 2 категории: «царскую землю» в более узком смысле, т.е. непосредственно используемую царем, и землю пожалованную, которая была включена в фонд «царской земли», но выдавалась царем в качестве пожалования ряду привилегированных частных лиц или учреждений. Данную точку зрения наряду с англий­ским историком В. Тарном [147, С.174] разделяют большинство исследователей, специали­зирующихся на проблемах эллинистической истории, в том числе и наши отечественные историки, в центре внимания которых находились земельные отношения в эллинистическом Египте, – К.К  Зельин [44, С.186], Н.Н. Пикус [121, С.103, 111] и многие другие.

В сущности, фонд «царской земли» в эллинистическом Египте возник еще в ходе греко-македонского завоевания в конце IV в. до н.э., в результате которого были захвачены земельные владения в Египетском царстве, ранее принадлежавшие фараонам, а впоследствии превратившиеся в земельные владения уже принадлежавшие царям из династии Птолемеев.

Царская земля обрабатывалась мелкими земледельцами («царскими земледельцами»), которые считались ее арендаторами и платили за арен­ду ряд налогов, выполняя многие натуральные повинности и отработки в пользу царя. «Царские земледельцы», как правило, не имели скота, семенного зерна, орудий труда, и всё это получали из государственных складов, работая под постоянным контролем царской администрации. Они не могли покинуть свои деревни, были обязаны обрабатывать свою землю и их могли принудить к обработке еще большего земельного участка, если по соседству оказывалась свободная земля. «Царские земледельцы» явля­лись основными производителями и в то же время наиболее угнетенным классом общества эллинистического Египта [54, С.300].

В условиях средиземноморского рабовладельческого общества естественно было бы использовать в сельском хозяйстве эллинистического Египта труд рабов. Но возможность эксплуатировать в долине Нила «царских земледельцев» сделало нерентабельным применение рабского труда на «царской земле» Птолемеев [121, С.148].

Юридически свободные безымянные «царские земледельцы» не имели своей земли и были вынуждены арендовать ее на традиционных, не выгодных для них условиях. Это происходило потому, что в массе своей они ничем другим, более выгодным для себя, заняться не могли и были обречены или обрабатывать непосредственно «царскую землю», или арендовать ее участки на уступленной земле либо на других социально-юридических категориях земель. Свобода их была ограничена [121, С.120]. Зависимое положение «царских земледельцев» поддерживалось и отсутствием у них семян для посева.

Необходимо сказать, что повсеместное распространение в долине Нила получил так называемый царский скот – быки и коровы, как основная тягловая сила в сельском хозяйстве. Многие «царские земледельцы» не имели своего рабочего скота и получали его в аренду. Однако не все они нуждались в тягловом царском скоте. Не обладая правом собственности на землю, «царские земледельцы» всегда обладали правом собственности на движимое имущество, и некоторые из них имели свой рабочий скот [121, С.149]. 


Иалу (египетский рай).
Сцена сбора урожая зерновых
Таким образом, основную сельскохозяйственную продукцию «царской земли» - зерно, производили в своих хозяйствах «царские земледельцы». Юридически свободные люди, но лишенные права собственности на землю, которая принадлежала царю Птолемею, они были обязаны арендовать у него участки земли, на которых фактически занимались земледелием из поколения в поколение.

Обязанности их по отношению к царской администрации фиксировались в периодически заключавшихся договорах, которые в III в. до н.э. были одногодичными, но с течением времени все удлинялись. Договоры эти были по существу односторонними, т.к. составлялись финансовой администрацией, а крестьяне же были вынуждены соглашаться с ними. Держание юридически оформлялось как аренда на сельскохозяйственный сезон, что давало возможность в условиях развивающегося товарного производства повышать требования к крестьянам. Связанный договором, «царский земледелец» обрабатывал свой земельный участок под постоянным наблюдением многочисленных чиновников, а также контролеров из своей же среды. И во время жатвы он продолжал оставаться под их зорким надзором. Он собирал урожай, отвозил его на царское гумно и молотил там под строгим надзором соответствующих контролеров. Зерно на царском гумне проверялось по количеству  и качеству и разделялось на 2 неравные доли: долю чиновника царской администрации – «басиликона» и долю «царского земледельца». В результате после уплаты всех налогов и сборов «царский земледелец» нередко получал меньше 1/3 собранного им урожая. А собранное же в порядке налогов, сборов и всевозможных принудительных оплат зерно предназначалось для вывоза за границу, а также для снабжения Александрии и других полисов, для военного и административного аппарата, ВМФ и гарнизонов [121, С.142-143].

После изъятия у «царских земледельцев» всей суммы натуральных налогов и сборов, которое производилось на царском току непосредственно после уборки урожая, зерно поступало в деревенский тесавр-амбар, которым заведовал ситолог. Из собранного на «царской земле» урожая на месте в номах оставалось только зерно, необходимое для следующего урожая, зерно в размерах прожиточного минимума, а порой и ниже, и то зерно, которое было неудобно перевозить водным путем (оно использовалось на нужды местной администрации). Кроме хлеба, из «хоры» в Александрию доставлялись и другие продукты сельского хозяйства по особому списку-диаграмме, который посылал диойкет. И фактически продажа «басиликоном» сельскохозяйственных товаров многочисленным жителям Александрии была важной статьей доходов царского хозяйства Птолемеев в дополнение к доходам, поступавшим от экспорта [121, С.151].

Царская земля составляла довольно зна­чительную часть земельного фонда страны, и ее обработка приносила ос­новной доход государству Птолемеев.

Пожалованная земля, которая, однако, в широком смысле являлась все-таки «царской землей», т.е. принадлежала царю из династии Птолемеев, составляла остальную часть земельного фонда Египта. Она уступалась царем ряду привилегированных частных лиц или учреждений и могла обрабатываться иным способом.

Примечательно, что царь мог уступать очень крупные по своим размерам участки земли. Так, например, Птолемей II Филадельф (282-246 гг. до н.э.) подарил диойкету Аполлонию около 30 тысяч арур8 земли. Земли отдавались за большие заслуги перед государством выс­шим чиновникам, вельможам, за военную службу воинам – греко-македо­нянам и египтянам (так называемым клерухам), многочисленным храмам Египта.

Пожалованная земля делилась на 4 категории: храмовые земли, земли клерухов так называемые клерухии9, дарственные земли и так называемые «частные земли».

Областью крупного храмового землевладения являлся в особенности Верхний Египет. Храмы Гора в Эдфу, Хнума в Элефантине, Нехебт в Эль Каб располагали многими сотнями и тысячами арур земли, поскольку храмовое землевладение имело больше простора для своего развития именно на юге, где контроль Птолемеев не был столь сильным, как в Нижнем Египте. При этом в Верхнем Египте существовали храмы «первой категории (разряда)», которые имели в своем распоряжении большие участки земли, чем т.н. «второстепенные» храмы [44, С.221-225].

Хозяйство крупных святилищ представляло собой сложную хозяйственную организацию с многочисленным штатом рабочих различной квалификации и самых разнообразных специальностей – земледельцев, пастухов, садоводов, ремесленников различных профессий и др. Помимо этого населения, непосредственно связанного с храмом, на его территории, в пределах «священного округа» жило множество других людей различных профессий, жизнь которых также, так или иначе, находилась в зависимости от храма [44, С.230-235].

Фактически наличие многочисленных храмов, крупных хозяйственных организаций, с деятельностью которых были связаны интересы, нужды и труд множества людей самых различных профессий и различного социального положения, стало главной особенностью социально-экономической структуры Фиваиды.

Не менее важное значение для эллинистического Египта имели и так называемые клерухии. Первоначально землю за службу в вооруженных силах царства Птолемеев получали греки и македоняне. Именно с помощью предоставления земельных участков воинам Птолемеи пытались создать сильную, боеспособную армию Египетского царства, а также решить сложную проблему набора новых наемников. Но после битвы при Рафии (217 г. до н.э.) в ряды действующей армии царства Птолемеев были допущены египтяне, которые также получили многочисленные, но небольшие земельные участки. В ходе гражданских войн, которые имели место в истории эллинистического Египта впоследствии, цари вознаграждали своих приверженцев, также распределяя среди них конфискованные земли.


ЧАСТЬ 2

Категория: ПОЗДНЕЕ ЦАРСТВО | Добавил: konan (03.07.2010)
Просмотров: 2058 | Теги: иалу, Экономика Древнего Египта, земледелие | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]