Однако, в
противоположность Селевкидам, Птолемеи не основывали так называемых катойкий,
т.е. военных поселений и не поселяли клерухов значительными группами в городах.
Воины эллинистического Египта были рассеяны по всей стране. Отвод земель для
воинов (клерухов) и организация их хозяйства и службы считались одной из
важнейших отраслей государственного хозяйства Птолемеев. Эти задачи
хозяйственного устроения – наделения землей и жилищем – были решены Птолемеями
в III в. до н.э. Правительство организовало постоянный контроль за клерухами. За
царем же сохранялось право верховной собственности на уступленные земли, что
выражалось в практике конфискации клера, который снова входил в состав «царской
земли» [44, С.206]. Клерухам было
выгодно использовать на своих земельных участках исключительно дешевый труд
арендаторов и батраков. Их можно было нанимать на время сельскохозяйственных
работ и избавляться от них после окончания сезона [121, С.161]. В целом, в
истории землевладения воинов-клерухов, в зависимости от развития их права
распоряжаться своими участками земли, различают 3 главных этапа: 1. От начала военной колонизации до конца III в. до н.э., когда после смерти клеруха
его надел поступал опять в состав «царской земли». 2. От конца III до начала I вв. до н.э., когда надел переходил
по наследству по прямой линии (к сыновьям). 3. I в. до н.э., когда клер мог уже переходить к близким родственникам. И как
заключительный момент в эволюции клеров – это их окончательное превращение в
частную собственность, но уже после завоевания Египта Римом в 30 г. до н.э.
[44, С.206]. Таким образом, со
II в. до н.э. клерухи выступали уже в качестве людей, которые как бы
оказывали услугу царю Птолемею, обрабатывая прежде всего целинные земли, а не
как его должники. В этих условиях требования царя к клерухам уменьшились и их
держание постепенно становилось наследственным, тем самым превращаясь в частную
собственность. Все категории
пожалованной земли освобождались от многих налогов, от контроля царских чиновников,
земледельцы могли возделывать некоторые культуры по своему усмотрению, широко
применялся рабский труд и создавались хозяйства интенсивного типа, которые
могли продавать часть своей продукции на рынке. На многих пожалованных землях,
особенно это касается дарственных земель, развивались рабовладельческие
хозяйства греческого типа [54, С.300; 94; 95].
Так, папирусы из архива Зенона свидетельствуют о развитии рабовладельческих
отношений в сельском хозяйстве Египта, и, в частности, приводится пример поместья
диойкета Аполлония10. Пожалованная
земля приносила доход в казну Птолемеев,
несоизмеримо меньший, чем «царская земля». Однако владельцы всех 4 категорий
пожалованной земли выступали в качестве социальной опоры для династии
Птолемеев в эллинистическом Египте. Жречество обеспечивало религиозную поддержку; клерухи, являясь держателями военного надела
земли (так называемый клер), поставляли
профессиональные кадры наемников в армию эллинистического Египта; чиновничество
же являлось сильной опорой на местах. И фактически служба царской династии
Птолемеев обеспечивалась привязанностью к земле вышеозначенных социальных
категорий общества эллинистического Египта. 10 В связи с
этим см.: Папирус 259/8 г. до н.э. из Филадельфии; Папирус 258/7 г. до н.э. из
Филадельфии; Папирус 259 г. до н.э.; Папирус 256 г. до н.э.// Хрестоматия по
истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964. С.555-557. Таким
образом, в
Египетском царстве постепенно все сильнее выступала тенденция
образования
частной собственности на землю. Однако вплоть до римского завоевания
Птолемеи
продолжали удерживать в качестве «царской» большую часть земель и
сохраняли
суверенные права на остальные категории земель. В
качестве же основных социально-юридических категорий земель, которые
существовали
в эллинистическом Египте, по мнению Н.Н. Пикуса, следует отметить
следующие: 1. «Царская земля», где трудились «лаой» в качестве мелких арендаторов,
держателей небольших участков, которые они обрабатывали под надзором
царских
чиновников и «стражников». 2. Храмовая земля, на участках которой
трудились многие «лаой»,
но преимущественно на положении «священных
рабов». 3. Земли воинов-клерухов, на многих
участках которой в
качестве арендаторов или просто батраков трудились те же «лаой»,
но уже под надзором главным образом семей клерухов. 4. На наиболее привилегированной
социально-юридической
категории земель – дарственной земле, которую обширными участками
получали за
службу высокопоставленные лица в государстве Птолемеев, тоже в основном
работали
«лаой» в качестве коллективных арендаторв или просто
батраками. Кроме
того,
рядом с «лаой» трудились, особенно в дарственных поместьях и на
участках клерухов, и обыкновенные рабы. Но «лаой» было больше [121, С.111 ]. Земля
в
эллинистическом Египте являлась предметом купли-продажи как со стороны
государства, так и со стороны частных лиц. Кроме того, существовала
аренда (а
также субаренда) земли, о чем свидетельствует «Договор на аренду земли»
из
Папируса 103 г. до н.э. из Тебтуниса, и в частности на аренду земли,
«состоящую
в военно-служилом наделе»11. Царская
администрация
практиковала продажу неосвоенных участков земли или сдачу их в
эмфитевтическую
аренду (т.е. на льготных условиях на длительный срок). В
целом же
картина земельных отношений в эллинистическом Египте осложняется большим
распространением арендных отношений между частными лицами и между
«царскими
земледельцами» [175, С.119]. В
связи с этим
исследователь К.К. Зельин разработал
классификацию форм земельного владения, которые, по его мнению,
существовали в эллинистическом Египте: 1.Аренда по ее реальной стоимости с аукциона (т.е. земля
сдавалась тому, кто предложит более высокую арендную плату) длительного
характера (добровольная или принудительная, с заключением договора или
без
него). 2.Эмфитевсис12,
который носил устойчивый, прочный характер. 3.Аренда обычного типа краткосрочного или
долгосрочного характера. 4.Условно-принудительная аренда, при
которой лицо, взявшее на себя
обязательство обрабатывать землю, гарантировало арендную плату, и в
случае
неуплаты или неполучения нужного урожая она выплачивалась из собственных
средств плательщика. Это была аренда лиц, желавших получить утверждение
диойкета в той или иной должности (при ее занятии или возобновлении). 5.Принудительная аренда краткосрочного
характера, при которой государство
навязывало «царским земледельцам» договор или же принуждало их к
обработке
земли без договора. 6.Аренда
частных земель, как арендованных (т.е. субаренда), так и
купленных, а также аренда клеров, носившая краткосрочный характер (на
1-5 лет)
и оформленная договором. 7.Наделение землей воинов различных
категорий, отвод
клеров 2 типов: краткосрочного и длительного. 8.Переход земли в частное пользование. 9.Владение дарственной землей. 10.Храмовая земля, которая, с одной
стороны, находилась в
распоряжении царя в силу его божественного авторитета, а с другой
стороны,
давала доход храмам с использования арендаторов храмовых земель [44,
С.344-346]. В
целом для всех этих форм владения землей, по мнению
К.К. Зельина, можно установить и общую
тенденцию их развития, в частности, в позднеэллинистический период. Эта
тенденция характеризуется, с одной стороны, предоставлением больших
гарантий
владения со стороны государства, приближением некоторых форм владения
если не к
частной собственности в полном смысле слова, то, во всяком случае, к
прочному
гарантированному частному владению; с другой стороны, продолжает
существовать и
нередко проявляется самым ярким образом право верховной собственности
государства на землю, которое сводится в значительной мере к правам
фискального
характера, к правам, обусловленным соображением о том, чтобы царь не
потерпел
ущерба в своих доходах [44, С.437]. Кроме
того, по мнению К.К. Зельина, можно констатировать наличие в
эллинистическом Египте некоторых местных особенностей в истории
земельных
отношений. В связи с этим К.К. Зельин выделяет 2 природно-климатических
района: 1. Верхний Египет, т.е. Фиваиду, где в
основном преобладала храмовая земля. 2. Фаюмский оазис, в котором
распространение получили все 4
социально-юридические категории земли, существовавшие в эллинистическом
Египте
[44, С.437]. Приведенная
выше картина земледелия была характерна именно для эпохи
эллинистического Египта (конец IV – вторая треть I вв. до
н.э.). В целом сельское хозяйство в царстве
Птолемеев характеризовалось высоким развитием на базе его традиционных
форм,
сложностью земельных отношений с преобладанием царской собственности на
землю,
в основе же его лежало так называемое ирригационное земледелие. 1 Геродот.
История. II, 14. 3 В связи с
этим см.: Папирусы Фл. Питри о работах по ирригации Фаюмского оазиса при
Птолемее II Филадельфе
// Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М.,
1964.
С.552-555. 4 См., напр.:
Папирус 257/6 г. до н.э. из Филадельфии; Папирус 256 г. до н.э. из
Филадельфии
// Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М.,
1964.
С.547-548. 5 См.:
Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М.,
1964.
С.559-573. 6
Полибий. Всеобщая история. IX,
44. 8 В
эллинистическом Египте 1 арура составляла около 0,27 га. 9 Клерухия (с
греч. «надел, доставшийся по жребию» и
«владею») – форма землевладения, которая была связана с несением военной
службы
в армии эллинистического Египта. 10 В связи с
этим см.: Папирус 259/8 г. до н.э. из Филадельфии; Папирус 258/7 г. до
н.э. из
Филадельфии; Папирус 259 г. до н.э.; Папирус 256 г. до н.э.//
Хрестоматия по
истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964. С.555-557. 11 См.:
Договор на аренду земли. Папирус 103 г. до н.э. из Тебтуниса //
Хрестоматия по
истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964. С.590-592.
12
Эмфитевсис представлял собой особую форму арендных отношений, которые
были
характерны для эллинистического Египта. Эмфитевт, т.е. арендатор, хотя и
не
являлся собственником земли, в то же время пользовался хозяйственной
самостоятельностью. Эмфитевт имел права и обязанности. Права:
возделывать
участок земли, собирать с него урожай, закладывать, передавать землю по
наследству и даже отчуждать ее (при обязательном предупреждении об этом
собственника земли). Обязанности: плата собственнику за аренду его
земельного
участка, а также уплата налогов в пользу государства. Эмфитевт платил
аренду на
более льготных условиях, чем обычный арендатор. Условия эмфитевсиса
определялись договором, который заключался между собственником
земельного
участка и эмфитевтом. В условиях Египта эмфитевтическая аренда
распространялась
лишь на те земли, которые до этого были непригодны для обработки и
только
усилиями арендатора были превращены в плодородные. ЧАСТЬ 1 | |
| |
Просмотров: 1363 | | |
Всего комментариев: 0 | |