Историко-географический очерк (часть 1)

Самым ранним свидетельством присутствия чело­века на территории Китая являются останки людей, известных как синантропы, или «китайские люди». Среди них кости сорока пяти мужчин, женщин и детей, обнаружено и пять хорошо сохранившихся черепов. Полагают, что находкам по крайней мере полмиллиона лет, то есть имеются все основания считать, что синантропу уже были известны орудия из камня, он умел пользоваться огнем и произносил членораздельные звуки.

Но потребовался долгий путь, прежде чем появи­лась следующая генерация. Эти существа жили на протяжении палеолита или примерно за 30 000 или 20 000 лет до н. э. до появления более развитых че­ловеческих существ в эпоху неолита (начиная при­мерно с 5000 года до н. э.). Потомки синантропа научились изготавливать и украшать горшки для еды и кувшины для хранения припасов, умели вырубать удивительно прочные и острые каменные инструмен­ты и полировать их.


Китай в древности
Существенные перемены в Китае произошли при­мерно около 1500 года до н. э., когда человек впер­вые узнал о свойствах бронзы. Тогда в распоряжении людей оказались прекрасное оружие и инструменты. В течение некоторого времени оба материала продол­жали использоваться одновременно; вначале ремес­ленники, работавшие с бронзой, охотно копировали форму и стиль неолитических глиняных сосудов. Широкое использование бронзы и совершенствова­ние приемов ее обработки привели к постепенному переходу от качевого образа жизни к оседлому. С на­чалом бронзового века в Китае постепенно начинает складываться оседлая цивилизация. У людей появи­лось свободное время, и они стали интересоваться проблемами, которые не были связаны с удовлетво­рением первостепенных материальных потребностей.

Прежде всего это касалось системы верований. Сло­жились обряды для поклонения невидимым силам, которые могли повлиять на судьбу. Для этих культовых действ стали использовать определенные места, счи­тавшиеся священными, или усыпальницы. Появились культовые предметы, с помощью которых можно было совершать жертвоприношения или осуществлять воз­лияния. Их украшали изысканным орнаментом и вы­соко ценили. Совершавшие обряды люди постепенно выделились в особую социальную группу. Постепен­ное имущественное расслоение общества привело к появлению сложной социальной иерархии и соответ­ствующей политической организации, с помощью ко­торой обеспечивалась незыблемость всей системы.

Необходимость управления большими массами лю­дей потребовала разработки законодательной системы и способов ее фиксации. Первоначально для письма использовались гадательные знаки, на основе которых около 3000 лет назад была создана иероглифическая письменность. Она способствовала совершенствова­нию системы управления всеми сферами государст­венной деятельности в Китае.

Раскопки показывают, что наиболее интенсивно культура нового каменного и бронзового веков раз­вивалась в долине Хуанхэ. Это и позволило ряду ис­следователей назвать данную область колыбелью ки­тайской цивилизации. Известно также о других ран­них культурах, отличавшихся своими характерными особенностями и последовательно возникавших в разных районах страны. По этой причине Китай сле­дует рассматривать не как единый регион, а как суб­континент, где существовало множество разнообраз­ных традиций, взаимодействовавших между собой на протяжении веков.

Нужно также учитывать, что Китай занимает об­ширную территорию, отличающуюся различными гео­графическими особенностями. Различны и рельеф, и характер почвы, и плотность населения, и его прирост. Существенные отличия одной провинции от другой объяснялись тем, что территория Китая простирается более чем на 2000 километров с запада на восток и с севера на юг, включая все природные зоны от субарк­тической до субтропической, а также обширное мор­ское побережье, высокие горные кряжи, долины и ши­рокие речные бассейны.

Географические условия во многом определялись наличием горных хребтов, тянувшихся от Центральной Азии, а также состоянием главных рек, служивших и источниками воды, необходимой для орошаемого зем­леделия, и транспортными артериями, обеспечива­ющими экономические связи между регионами. Но бывало, реки приносили и беду, вызывая огромные разрушения во время наводнений.

За три тысячи лет сложившееся внутреннее уст­ройство страны, деление на районы практически не изменилось. Об этом свидетельствует прежде всего разнообразие производимой в отдельных регионах сельскохозяйственной продукции, что во многом за­висело от степени влажности.

Больше всего осадков выпадало в юго-восточных провинциях, где земля впитывала влагу, собиравшую­ся над Тихим океаном. Меньше осадков выпадало в гористых районах, расположенных далеко от прибреж­ной полосы, в глубине Центральной Азии. В низовье Хуанхэ проливалось больше дождей, чем на террито­рии, располагавшейся выше по течению, к западу от Тайваньских гор и между двух излучин Хуанхэ.

Нерегулярность выпадения осадков осложняла жизнь земледельцев, и прежде всего во время корот­кого зимнего периода. Не легче было и сохранить выращенную продукцию. Неожиданные наводнения или засухи приводили не только к потерям урожая, но и нередко к исчезновению самих поселений, жи­тели которых покидали опустошенные земли и ухо­дили в другие районы.

Количество осадков определяло и выбор культур для возделывания. В северной части, где дождей бы­ло меньше, сеяли ячмень или пшеницу, а в южных районах, например в низовьях Янцзы, где было мно­го влаги, главной посевной культурой стал рис, тре­бовавший основательного орошения полей. Такое сельскохозяйственное районирование сложилось еще с IV века н. э. Для выращивания настолько разных культур требовались различные способы обработки земли, орошения почвы, использования человечес­ких ресурсов и тягловых животных.

Чтобы вырастить рис в низовьях Янцзы, применя­лись сложные системы оросительных каналов. Иные технологии и водоподъемные сооружения употребля­лись для орошения и удобрения полей, громоздив­шихся на горных террасах в провинции Сычуань. На северо-западе, где преобладали лесные почвы и или­стые наносы, успешность земледелия определялась не количеством воды и устройством ирригационных каналов, а искусством обработки почвы с помощью плуга и тягловых волов.

Интенсивная эксплуатация земли и мягкий климат позволяли земледельцам собирать несколько урожа­ев в год. Так, например, в отдаленных южных райо­нах, расположенных за рекой Янцзы, почти каждый год удавалось получать по три урожая риса, в низовь­ях реки за то же время только один. После этого воду спускали, а на высушенных полях сажали пшеницу, бобовые или ячмень.


Бронзовая пластинка с изображением двух быков.
Обнаруже­на на северо-востоке Китая.
Это свидетельствует о культурных свя­зях между
ханьским Китаем и другими странами
Кроме злаковых культур китайские крестьяне выра­щивали коноплю, которая вплоть до X или XI века являлась основным сырьем для производства текстиль­ных изделий, позже им становится хлопок. Примерно с 1000 года до н. э. крестьяне начали культивировать тутовые деревья, на которых шелковичные черви «пря­ли» свои нити для изготовления роскошных одеяний.В огромных количествах произрастали бобы и дру­гие культуры, служившие сырьем для изготовления различных сортов масла, выращивали разнообразные фрукты и овощи; на юго-западе культивировали са­харный тростник. Начиная с III или IV века н. э. в среднем течении Янцзы и в прибрежных провинци­ях юго-востока сажали чайные кусты.При таком разнообразии экономических и геогра­фических факторов тем более удивительными кажут­ся успехи китайцев в централизации страны. Куль­турная общность во многом возникла в результате распространения одной системы письма. Хотя и су­ществовали различные диалекты, все же их носите­ли могли общаться друг с другом с помощью общего для всех письменного языка.В то же время единая культура не помешала сохра­нению местных обычаев и форм искусства. Практически в каждой территориальной общности сложилась своя система обрядов, о чем, в частности, свидетель­ствует разнообразие стилей культовых предметов из различных регионов.

Не менее примечательно единство, достигнутое в политической организации общества, особенно если учесть огромное количество населения, обширные пространства и отсутствие современных средств связи.

До образования единого сообщества в различные периоды китайской истории удавалось добиться по­литического единства, но эти периоды редко про­должались более века. И достигалось оно благода­ря сочетанию эффективного управления, китайской изобретательности и определенному культурному уровню населения. Вот почему некоторые династии сумели укрепить свою власть всего за несколько де­сятилетий. Историки часто обращаются к этим вре­менам, чтобы продемонстрировать те высшие до­стижения, которых страна добилась и привнесла в мировую цивилизацию. Однако подобные периоды вовсе не следует рассматривать как типичные или постоянные. Традиционно они сменялись времена­ми, когда недееспособность правителей и упадок об­щественной активности приводили к застою и в ду­ховной сфере.


ЧАСТЬ 2

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: konan (15.08.2010)
Просмотров: 2056 | Теги: Древний Китай, Хань, история | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]