Но какие бы потрясения
ни испытывала правящая верхушка, основная масса населения продолжала вести
обычный образ жизни, развиваясь динамично, используя новейшие достижения
культуры и техники. Таким образом, культурные изменения, политическая
зрелость и новые технологии обеспечивали движение вперед, поскольку не зависели
ни от династических регрессий, ни от коррупции или иностранного
вмешательства. Обычно история Китая
рассматривается как последовательная смена правящих династий, что с некоторыми
оговорками достаточно удобно. Такая периодизация отражает и развитие китайской
культуры. Как полагают, начиная с бронзового века (примерно с 1500 года до н.
э.) появилось несколько независимых сообществ или царств; правда, нам почти ничего
не известно ни об их экономических условиях, ни об уровне развития культуры.
Поскольку еще нельзя было говорить о каком-либо единстве управления в то
время, вряд ли стоит использовать термин «империя». Постепенно каждое из этих
сообществ развилось в царство со своими, иногда достаточно зрелыми и сложными
формами управления. В то же время изменения в повседневной жизни населения были
связаны с тем, что бронзовые изделия постепенно уступили место железным. Овладение технологией
получения и обработки железа происходило постепенно, и начиная примерно с 600
года до н. э. оно распространяется практически повсеместно. Одновременно в
течение некоторого времени продолжали использовать и менее твердые бронзовые
орудия. К V и IV векам до н.
э. внедрение железных изделий способствовало развитию промышленности и путей
сообщения, стимулируя увеличение городов, что и привело к изменениям в системе
управления. В свою очередь, перемены обусловили потребность в непосредственном
политическом контроле и социальной организации. Вскоре появились более интенсивные
методы управления, призванные усовершенствовать сбор налогов и контроль за
рабочей силой. В 221 году до н. э., с
образованием первой империи, началась новая эпоха в китайской системе
управления. Это произошло благодаря усилению царства Цинь, которому удалось
захватить или присоединить земли шести сопредельных стран. Хотя в то время
цинские правители практически не встречали противодействия своей
объединительной политике, но они еще не смогли подчинить весь субконтинент.
По-прежнему оставались огромные территории, на которые чиновники центрального
правительства не могли воздействовать эффективно. В последующие два
тысячелетия сменилось около 25 династий, которые правили всей территорией или
какой-либо частью Китая, полностью или частично признавших центральную власть.
Некоторые из династий правили в течение двух или трех столетий, другие
существовали всего лишь несколько десятилетий, но даже самые продолжительные
по времени правления не смогли осуществить полный административный контроль в
течение всего периода своего существования. Отдельные
династические дома правили частями территории, располагавшимися на севере или
на юге субконтинента, естественной границей между которыми служила река Янцзы.
В те времена параллельно существовали два или три дома, и все они заявляли о
своем естественном праве на правление всей страной. И даже в те дни, когда у
власти была династия Цинь или ее непосредственные преемники — представители
династии Хань, централизованное управление оставалось той конечной желанной
целью, к которой стремились императоры. О различных
региональных особенностях внутри Китайской империи свидетельствует развитие
сложных и многообразных форм и стилей произведений культуры. В целом период
можно разделить на два этапа. Первый продолжался примерно до 1200 года, когда высокий
уровень развития экономики и экономических связей привел к расцвету философии
и формированию единой культуры. До того времени Китайская империя обосновалась
на северо-западе, где находилась и столица. После 1200 года запросы времени
оказались таковы, что она переместилась на северо-восток, чаще всего находясь в
Пекине. Во времена первых империй продовольствие доставлялось из Западного
Китая на северо-запад. Процесс объединения
севера и юга проходил достаточно медленно, завершившись примерно к 1200 году.
Вскоре территориальные и экономические перемены привели к изменениям и в
повседневной жизни китайцев, проявившихся в единстве ежедневного рациона,
характере ведения домашнего хозяйства и транспортной системе. Вторая значительная
перемена сказалась в том, что с середины XIX века Китай оказался в ситуации
западного влияния. Военные поражения, упадок династий и проникновение в страну
новых идей привели тогда к отторжению традиционных ценностей и осознанию своей
страны как мировой державы, основывающейся на совершенно иной системе ценно -
стей и приоритетов как в политике, так и в культуре. Смену династий часто
отождествляют с определенными стадиями прогресса. Династия Хань рассматривается
как образец имперского правления. Основатель династии Лю Бан принял титул царя
в 206 году до н. э. и основал царство, находившееся в западной части Китая. В
202 году до н. э. он принял титул императора и провозгласил себя единоличным
правителем. Установленный им порядок престолонаследования в семье Лю был
прерван Ван Маном, основавшим свою династию в 9 году. Однако его правление
продолжалось только до 23 года, а в 25 году снова пришла к власти династия Лю и
удерживала ее до окончательного упадка династии Хань в 220 году. Период с 202 года до
н. э. до 8 года, когда правительство сосредоточилось в Чанъане, известен как
Западная, или Ранняя, династия Хань. Период с 25-го до 220 года, когда
столицей был Лоян, называют Восточной, или Поздней, династией Хань. В ханьский период
впервые в истории империя была законодательно оформлена как отдельный династический
дом. Это было время становления единой культуры, один из периодов ее расцвета.
Последующие династии рассматривали эту эпоху как образец активной
созидательности. Именно поэтому ее политическое устройство, философия и
культура оказали столь сильное влияние на потомков. После падения династии
Хань Китай неоднократно подвергался нашествиям с севера, и в течение многих лет
северная часть страны оставалась под управлением некитайских императоров,
поддерживаемых местными чиновниками, так что потребовались особые усилия,
чтобы установить имперское правление. Именно в эти столетия,
когда влияние чужеземных культур было так значительно, в Китае укрепился буддизм,
и ко времени установления следующего централизованного правительства при
императорах династии Тан (618—906) религия
становится важнейшим элементом социальной и политической жизни. Это время оказалось
даже более успешным, чем в период расцвета династии Хань. Культурная жизнь была
разнообразнее и интенсивнее, литература наполнялась глубоким философским
содержанием, расширялись связи с окружающими народами, искусство стало
утонченнее, изящнее. И хотя танский период часто описывают как китайский
«золотой век», когда особенно ценилась поэзия и свято соблюдался дворцовый
этикет, именно во время правления политически слабой династии Сун (Северная Сун
960—1126; Южная Сун 1127—1279) наступила эпоха расцвета литературы,
философии, техники, и наслаждение роскошью приняло невиданные до того размеры. Большинство историков сходятся во мнении, что после сунского периода начинается новый этап в истории Китая. Династии Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911) характеризуются усилением императорской власти, распространением ее влияния на всю долину Янцзы и за ее пределы. Несмотря на некоторые нововведения, в частности укрепление роли купцов в городах, в китайской жизни сохранялось множество черт, которые сформировались в первые дни имперской истории и по-прежнему несли на себе несомненный отпечаток обществ более раннего времени. Литература: Лёве
Майкл.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С. Федорова. — М.:
ЗАО Центрполи- граф, 2005. — 224 с. | |
| |
Просмотров: 1791 | | |
Всего комментариев: 0 | |