Когда был разрушен древний Иерусалим? (часть 1)
Когда был разрушен древний Иерусалим? (часть 1)

 

«Многие историки и археологи сходятся во мнении, что Иерусалим был разрушен в 586 или 587 году до н. э.  Почему тогда Свидетели Иеговы говорят, что это произошло в 607 году до н. э.? На чем основано это мнение?»

Такой вопрос задал один наш читатель, Однако почему нужно интересоваться точной датой, когда вавилонский царь На­вуходоносор II опустошил Иерусалим? Во-первых, потому, что это событие стало по­воротным пунктом в истории народа Бога. По словам одного историка, оно привело к «катастрофе, страшной катастрофе». Тог­да вавилоняне разрушили храм, который был центром поклонения Всемогущему Бо­гу более 400 лет. Псалмопевец сокрушался: «Боже! язычники... осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины» (Псалом 78:1, Синодальный перевод, далее СП [79:1, Перевод нового мира])#.

Во-вторых, потому, что, зная, когда имен­но началась «страшная катастрофа», и пони­мая, как восстановление истинного поклоне­ния в Иерусалиме связано с исполнением точного библейского пророчества, мы укре­пим свое доверие к Божьему Слову. Итак, по­чему Свидетели Иеговы указывают на да­ту, которая отличается от общепринятой на 20 лет? Если ответить коротко, потому что об этом свидетельствует сама Библия.

 «Семьдесят пет» - для кого?

Задолго до разрушения Иерусалима иу­дейский пророк Иеремия произнес слова, ко­торые помогают определить ключевые да­ты библейской хронологии. Он предупре­дил «всех жителей Иерусалима»: «Вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьде­сят лет» (Иеремия 25:1, 2, 11, СП). Позднее пророк сказал: «Так говорит Иегова: „Когда вы проведете в Вавилоне семьдесят лет, я обращу на вас внимание и исполню доброе слово, которое сказал о вас,— я верну вас на это место"» (Иеремия 29:10). О каких семиде­сяти годах идет речь? И как этот период по­могает нам установить дату разрушения Ие­русалима?

Во многих переводах Библии написано не «когда вы проведете в Вавилоне семьдесят лет», а «когда исполнится Вавилону семьде­сят лет» (перевод архимандрита Макария). Поэтому некоторые историки утверждают, что 70-летний период относится к Вавилон­ской империи. Согласно светской хроноло­гии, вавилоняне господствовали над древ­ним Иудой и Иерусалимом 70 лет, примерно с 609 по 539 год до н. э.— год, когда был за­хвачен город Вавилон.

Однако из Библии видно, что 70 лет — это период строгого наказания, которым Бог покарал именно жителей Иуды и Иеру­салима, состоявших с ним в соглашении и потому обязанных повиноваться ему (Ис­ход 19:3—6). Когда они не захотели оста­вить свои злые пути, Бог сказал: «Я при­зову... Навуходоносора, царя Вавилона... на эту страну и всех ее обитателей, и на все окрестные народы» (Иеремия 25:4, 5, 8, 9, Смысловой перевод). Хотя сосед­ним народам тоже предстояло страдать под гнетом Вавилона, разрушение Иерусалима и последующее 70-летнее изгнание были, по словам Иеремии, «наказанием нечестия дщери народа моего», потому что «тяжко согрешил Иерусалим» (Плач Иеремии 1:8; 3:42; 4:6, СП).

Итак, согласно Библии, 70 лет были вре­менем сурового наказания для Иуды, а вави­лоняне были инструментом в руках Бога. Однако Бог пообещал иудеям: «Когда испол­нится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас... чтобы возвратить вас на ме­сто сие [в землю Иуды и в Иерусалим]» (Ие­ремия 29:10, СП).

 

Когда начались «семьдесят лет»?


Историк Ездра, который жил после 70-летнего периода, предсказанного Иере­мией, написал под вдохновением Бога о царе Навуходоносоре: «Переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидско­го, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не от­праздновала суббот своих. Во все дни запу­стения она субботствовала до исполнения семидесяти лет» (2 Паралипоменон [2 Лето­пись] 36:20, 21, СП).'

Следовательно, 70 лет должны были стать периодом, в который земля Иуды и Иеруса­лим отпразднуют свои субботы. Это означа­ло, что землю не будут возделывать: ни се­ять семена, ни обрезать виноградные лозы (Левит 25:1—5). За свое непослушание, ко­торое, помимо прочего, могло проявляться в несоблюдении закона о субботних годах, Божий народ должен был подвергнуться на­казанию: его земля должна была оставаться невозделанной и, заброшенной 70 лет (Ле­вит 26:27,32—35,42,43).

Когда земля Иуды стала заброшенной и невозделанной? Вавилонские войска во гла­ве с Навуходоносором нападали на Иеруса­лим дважды, с разницей в несколько лет. Когда же начался 70-летний период? Опре­деленно не во время первой осады Иеруса­лима. Почему? Хотя в то время Навуходоно­сор увел в Вавилон много пленников, боль­шую часть народа он оставил жить в Иуде. Кроме того, Иерусалим не был разрушен. Годы спустя после этого переселения те, кто остались там, «бедный народ земли», продолжали возделывать землю (4 Царств [2 Царей] 24:8—17, СП). Однако затем все из­менилось.

Поскольку иудеи подняли мятеж, вавило­няне вернулись в Иерусалим (2 Царей 24:20; 25:8—10). В этот раз они разрушили храм и город и увели многих его жителей в плен в Вавилон. Через два месяца «встал весь народ [оставшийся в Иуде], от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев» (4 Царств [2 Царей] 25:25,26, СП). Только тогда, в месяце тишри (сентябрь-октябрь), седьмом месяце по иудейскому календарю, о земле, теперь невозделанной и заброшенной, можно было сказать, что она начала праздновать свои субботы. Через Иеремию Иегова сказал иудеям, бежавшим в Египет: «Вы видели все бедствие, какое Я навел на Иерусалим и на все города Иудейские; вот, они теперь пусты, и никто не живет в них» (Иеремия 44:1, 2,СП). Очевидно, тогда начался 70-летний период. Но какой это был год? Чтобы найти ответ, нужно узнать, когда этот период закончился.

 Когда закончились «семьдесят лет»?

Пророк Даниил, который жил в Вавилоне, когда воцарился «царь Персидский», вычислил время завершения 70-летнего периода. Он написал: «Я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима» (Даниил 9:1,2, СП).

Ездра, размышляя о пророчествах Иеремии, связал окончание 70-летнего периода со временем, когда «Господь побудил Кира [персидского царя] сделать специальное объявление» (2 Паралипоменон [2 Летопись] 36:21,22, Современный перевод). А когда были освобождены иудеи? Указ об окончании плена был издан «в первом году царствования персидского царя Кира». (Смотрите рамку «Важная историческая дата».) А осенью 537 года до н. э. иудеи вернулись в Иерусалим, чтобы восстановить истинное поклонение (Ездра 1:1—5; 2:1; 3:1—5).

Таким образом, согласно библейской хронологии, 70 лет были буквальным периодом времени, завершившимся в 537 году до н. э. Отсчитав назад 70 лет, мы придем к 607 году до н. э.

Но если Священное Писание ясно указывает, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н. з., почему многие ученые считают, что это произошло в 587 году до н. э.? Они основываются на трудах классических историков и на каноне Птолемея. Заслуживают ли эти источники большего доверия, чем Библия? Давайте посмотрим.

 Насколько точны труды классических историков?


Историки, которые жили спустя несколько веков после разрушения Иерусалима, предоставляют противоречивую информацию о нововавилонских царях . (Смотрите рамку «Нововавилонские цари».) Хронология, которая основана на их трудах, расходится с библейской. Но насколько точны их труды?

Одним из таких историков был Берос, вавилонский жрец бога Бела. Его труд «История Вавилонии», написанный примерно в 281 году до н. э., не сохранился, и до наших дней дошли лишь фрагменты этого труда в сочинениях других историков. Берос утверждал, что он использовал книги, которые «с большой заботой хранятся в Вавилоне»1. Насколько тщательно он следил за точностью информации, которую предоставлял? Рассмотрим один пример.

Берос написал, что ассирийский царь Синахериб (Сеннахирим) правил после своего брата, «после него его сын [Асархаддон (Асардан) правил] 8 лет, а после этого Саммуг [Шамаш-шум-укин правил] 21 год» (История Вавилонии. Книга III. 2.1, 4). Однако, согласно вавилонским историческим документам, составленным задолго до Бероса, Синахериб сменил на престоле не брата, а своего отца, Саргона II, Асархаддон правил не 8, а 12 лет, а Шамаш-шум-укин — не 21 год, а 20 лет. Историк Ван дер Спек, отметив, что Берос обращался к вавилонским хроникам, написал: «Тем не менее он позволял себе добавления и собственные толкования»2.

А как другие ученые рассматривают труды Бероса? «Раньше Бероса, как правило, считали историком»,— говорит Стенли Берстайн, который провел тщательное исследование трудов Бероса. Но вот к какому выводу он пришел: «Надо признать, что его подход к работе не подобает историку. Даже в тех фрагментах „Истории Вавилонии", которые доступны нам сегодня, содержится множество неожиданных неточностей в простых вещах... [...] Для историка такие ошибки были бы непростительны, но Берос не был историком»3.

Назвали бы вы ввиду вышесказанного вычисления Бероса точными? А что можно сказать о других классических историках, которые основывали свою хронологию большей частью на сочинениях Бероса? Заслуживают ли их выводы доверия?

 Канон Птолемея

В поддержку 587 года до н.э. как да-ты разрушения Иерусалима также приводят «Канон царей» астронома Клавдия Птолемея, жившего во II веке н. э. Список царей,

составленный Птолемеем, считается основой хронологии древней истории, включая нововавилонский период.


Птолемей составил этот список спустя более 600 лет после нововавилонского периода. Как он определил дату, когда начал царствовать первый царь, упомянутый в его списке? Птолемей объяснил, что с помощью астрономических расчетов, основанных, среди прочего, на наблюдении затмений, он вычислил даты правления царей «вплоть до начала царствования Набонассара», первого царя в его списке4. Кристофер Уокер, сотрудник Британского музея, говорит: «Канон Птолемея был искусственной системой, созданной с целью предоставить астрономам точную хронологию... а не с целью предоставить историкам точную информацию о времени восшествия на престол и смерти царей»5.

«С давних пор известно, что канон Птолемея точен с точки зрения астрономии— пишет Лео Депаут, который основательно изучил труды Птолемея. Он продолжает: «Но это не значит, что он точен с точки зрения истории». Кроме того, профессор Депаут отмечает: «Что касается ранних царей [включая нововавилонских], то, чтобы определить время правления каждого из них канон следует сверять с клинописными документами»6.

Что это за «клинописные документы» благодаря которым можно проверить историчность канона Птолемея? Среди них вавилонские хроники, списки царей и деловые документы, составленные писцами в нововавилонский период или вскоре после него7.

Что показывает сравнение списка Птолемея с клинописными документами? В рамке «Согласуется ли канон Птолемея с клино писными табличками?» (внизу) сравнивается часть «Канона царей» с древним клинописным документом. Обратите внимание что Птолемей перечисляет только четырех царей между вавилонскими правителями Кандалану и Набонидом. В то время как согласно урукскому списку царей, между ни ми правили семь царей. Может быть, время правления неупомянутых Птолемеем царей было слишком недолгим? Согласно клинописным деловым документам, один из них правил семь лет 8.

К тому же клинописные документы содержат веское доказательство того, что до Набопаласара (первого царя нововавилонского периода) в Вавилонии четыре года правил другой царь (Ашшур-этель-илани). Кроме того, более одного года в стране вообще не было царя9. Но ни один из этих фактов не отражен в каноне Птолемея.

Почему Птолемей не внес в список некоторых царей? Очевидно, он не считал их законными правителями Вавилона10. Например, он не упомянул нововавилонского царя Лабаши-Мардука. Но, согласно клинописным документам, цари, которых Птолемей не включил в канон, на самом деле правили Вавилонией.

В целом канон Птолемея считается достаточно точным. Однако, ввиду вышесказанного, можно ли утверждать, что приведенные в нем данные безошибочны?

 Какой можно сделать вывод?

Давайте подведем итог. В Библии ясно говорится, что запустение Иуды длилось 70 лет. Иудеи вернулись на родину в 537 году до н. э., тому есть убедительные доказательства, и с этим согласно большинство ученых. Сопоставление этих двух фактов приводит нас к выводу, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н. э. Труды классических историков и канон Птолемея не подтверждают эту дату, но в отношении точности содержащейся в них информации воз-никают серьезные вопросы. Действительно, они не предоставляют достаточно доказательств, чтобы опровергнуть библейскую хронологию.

Все же остается несколько вопросов. Неужели нет никаких исторических доказательств основанному на Библии выводу, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н. э.? О чем свидетельствуют датированные клинописные документы, многие из которых были написаны людьми, жившими в то время? Эти вопросы будут рассмотрены в следующей части.

 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

             Многие историки утверждают, что Иерусалим был разрушен в 587 году до н.э.

             Библейская хронология ясно показывает, что это произошло в 607 году до н.э.

             Историки, как правило, основывают свои заключения на трудах классических историков и на каноне Птолемея.

             В сочинениях классических историков допущены существенные ошибки, кроме того, приведенные в них сведения не всегда совпадают со сведениями, содержащимися в глиняных табличках.

 

Примечания

1.            История Вавилонии (Chaldaeorum His- toriae). Кн. 1.1.1.

2.            Studies in Ancient Near Eastern World View and Society. P. 295.

3.            The Babyloniaca of Berossus. P. 8.

4.            Альмагест. Перевод с древнегреческого И. Н. Веселовсного. М. 1998. Кн. III. 7. С. 98. Птолемей знал, что вавилонские астрономы умели вычислять время прошлых и будущих затмений, потому что обнаружили закономерность: одинаковые затмения повторяются каждые 18 лет (Альмагест. Кн. IV. 2).

5.            Mesopotamia and Iran in the Persian Period. Pp. 17-18.

6.            journal of Cuneiform Studies. Vol. 47, 1995, pp. 106-107.

7.            Клинопись — это способ письма, заключающийся в нанесении на глиняные таблички или на камень клиновидных черточек.

8.            Син-шар-ишкун правил семь лет. Было найдено 57 клинописных деловых до-кументов этого царя, которые датируются временем от его восшествия на престол до седьмого года его правления (Journal of Cuneiform Studies. Vol. 35, 1983, pp. 54-59).

9.            Табличка делового содержания (С.В.M. 2152) датируется четвертым годом правления Ашшур-этель-илани (Clay A.T. Legal and Commercial Transactions Dated in the Assyrian, Neo-Babylonian and Persian Periods—Chiefly From Nippur. 1908, p. 74). Также в харрансних надписях Набонида (HI В), в столбце I, строке 30, он упоминается перед Иабопаласаром (Anatolian Studies. Vol. VIII, 1958, pp. 35, 47). О периоде междуцарствия написано во 2-й Хронике, строке 14 (Assyrian and Babylonian Chronicles. Pp. 87-88).

10. Некоторые ученые утверждают, что Птолемей, который, как считается, перечислил только вавилонских царей, не включил в список нескольких царей, потому что они были названы «царями Ассирии». Однако, как вы можете ви-деть в рамке на странице 30, некоторые цари, упомянутые в каноне Птолемея, тоже были названы «царями Ассирии». Клинописные деловые документы и письма, а также надписи ясно показывают, что цари Ашшур-этель-илани, Син-шуму- лишир и Син-шар-ишкун правили Вавилонией.


ЧАСТЬ 2




Источник: http://www.jw.org/
Категория: СИРИЯ, ФИНИКИЯ, ПАЛЕСТИНА | Добавил: Zesar (15.11.2011)
Просмотров: 2641 | Теги: На­вуходоносор II, Вавилон, Иерусалим, Древний Израиль | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]