Зодчество и изобразительные искусства
Конечно, эта
строительная деятельность во всем своем блеске развернулась позднее, в конце
республики и особенно при империи. Однако и в тот период, о котором мы говорим
сейчас, римское зодчество уже обнаруживало признаки своего будущего величия:
Остатки древнейших крепостных стен Рима, которые в своей массе датируются IV в.,
поражают своей мощью. Оборонительная система города была построена на
комбинации земляного вала, рва и каменной стены. Последняя была сложена из
массивных блоков туфа, обтесанных в форме прямоугольников. В других
частях Италии сохранились остатки более древней кладки стен. Это так называемая
"циклопическая" кладка: огромные глыбы камня неправильной формы клали
друг на друга, промежутки между ними заполнялись мелкими камнями и глиной. На
смену циклопической кладке явилась более совершенная - полигональная: каменные
блоки обтесывались в форме многоугольников и платно пригонялись друг к другу.
Квадровая система кладки в виде прямоугольников явилась дальнейшим развитием двух
предшествовавших способов. Однако две последние системы часто встречались
одновременно. Римская
архитектура, по-видимому, под влиянием этрусков, довела до полного развития
арочную систему перекрытия (свод), зародыши которой мы находим еще на Древнем
Востоке и в Греции. В древнейших
сооружениях Рима, например, в так называемом "Туллиане" (Tullianus), подземной
части государственной тюрьмы, арка имеет еще примитивный характер, будучи
образована выступающими друг над другом рядами камней (ложный свод). В дальнейшем
она совершенствуется. В постройках IV в. уже налицо настоящий каменный
свод, состоящий из клинообразных камней с верхним, так называемым
"ключевым клином". Этрусское
влияние сказалось также на архитектуре римского храма. Этрусский храм довольно сильно
отличался от греческого. Он имел почти квадратную форму, глубокий портик с
несколькими рядами широко расставленных колонн и помещение собственно храма,
разделенное стенами на три части. По этому плану был построен, например,
знаменитый храм на Капитолии, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве и
законченный, если верить преданию, в 509 г. Такого же типа были и другие
римские храмы ранней эпохи. Со второй
половины IV в. в
римском храмовом строительстве все сильнее начинает выступать греческое
влияние, идущее из Кампании: храм вытягивается в длину, расстояние между
колоннами портика уменьшается. Наряду с
прямоугольными храмами этрусско-греческого типа мы находим в Риме и круглые
святилища: храмы Пенатов, Весты и др. Этот тип принято выводить из древнейшей
формы италийского жилища - круглой или овальной хижины. Исходной
точкой развития римского городского жилого дома был сельский дом. У зажиточных
людей он состоял из главной, продолговатой четырехугольной постройки. Посреди
нее находилась большая общая комната (атрий), служившая центром семейной жизни.
В середине атрия был очаг для отопления и приготовления пищи, дым которого
уходил в отверстие в потолке (комплювий). В полу под отверстием было сделано
углубление для стока и хранения дождевой воды (имплювий). Освещался атрий через
тот же комплювий. В атрии стоял жертвенник, здесь совершались молитвы домашним
богам, здесь приготовляли и съедали пищу, производили домашние работы,
принимали гостей и т. п. Вокруг атрия располагались спальни и другие помещения.
К дому примыкал сад, огород и двор со служебными постройками. Дом был
одноэтажный. Из этого
сельского дома в первые столетия республики развился городской дом, более
сложный. Он состоял из трех главных частей атрия, таблина и перистиля. Атрий
превратился теперь в парадный приемный зал, куда входили с улицы через
вестибюль и переднюю (остий). За атрием следовал кабинет хозяина (таблин). По
сторонам его шел небольшой коридор, через который проходили из атрия в
перистиль. Последний представлял собой внутренний открытый двор, окруженный
колоннадой. Посередине его часто находился садик с бассейном; по сторонам -
жилые и рабочие комнаты: спальни, столовая (триклиний), кухня, баня, помещения
для прислуги, кладовые и проч. Городской богатый дом часто бывал двух- и
трехэтажным. Предполагают,
что атрий развился из крестьянского двора, обстроенного со всех сторон:
постройки захватывали все больше места, пока, наконец, только небольшой кусок
остался не под крышей. Свободное пространство нужно было теперь искать за
пределами двора, в саду, куда вели крытые ворота. Их сделали более глубокими,
превратив в беседку, выходившую в сад. Это и был таблин. План такого старого
италийского дома мы имеем в Доме хирурга в Помпеях, где совершенно ясны эти три
основные части древнего дома (Дом хирурга относится к IV в. до н. э.): атрий (старый двор с
постройками, в него вдвинувшимися), таблин и сад. Позднее (со II в.) под
влиянием греческой культуры, дом "удваивают", прибавляя к нему
вторую, заднюю часть, которая несколько на иной лад повторяет переднюю. Немногочисленные
данные о развитии в Риме изобразительных искусств (скульптуры и живописи) также
говорят об этрусско-греческом влиянии. Глиняные
статуи Капитолийского храма были изготовлены этрусским мастером из Вей. Храм,
построенный в 493 г. в честь римских богов Цереры, Либера и Либеры, был
выполнен в этрусском стиле, но его глиняные рельефы и украшения изготовили два
греческих мастера. Статуи богов в нем были отлиты из бронзы. Фрески Г. Фабия
Пиктора, украшавшие храм Благоденствия, были выполнены в этрусско-греческом
стиле. Раскрашенные глиняные рельефы, найденные на Эсквилине и в Велитрах,
свидетельствуют о греческом влиянии. Греческое
влияние усиливается начиная с III в. Кроме изображений богов в III в. появляются бронзовые статуи
знаменитых государственных деятелей Рима, чем было положено основание римской
портретной скульптуры, позднее достигшей необычайного расцвета. | |||
| |||
Просмотров: 2252 | | |
Всего комментариев: 0 | |