Политическая история. На развалинах греко-бактрийского царства постепенно
складывается одно из крупнейших политических объединений древнего
мира—Кушанская держава. В пору своего расцвета она занимала огромную территорию
от границ ханьского Китая до парфянских владений в Восточном Иране. Кушанская
цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив
достижения многих народов. Однако история этой мировой державы плохо известна и
лишь в последние годы стала привлекать пристальное внимание исследователей. Основным
ядром Кушанского государства первоначально была территория Бакт-рии. Здесь
после падения Греко-Бактрии существовали мелкие политические образования, в том
числе владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, уничтоживших власть
греко-бактрийских царей. Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли
традиции оседлой культуры. Гробницы представителей знати открыты советскими
археологами на поселении Тил-ля-тепе в Северном Афганистане. Среди найденных
здесь многочисленных изделий из золота и серебра были предметы, связанные с
миром степей, и вещи, несущие явный отпечаток художественной культуры
Греко-Бактрии. В
1 в. до н. э. на территории Бактрии повсеместно проводятся новые каналы, создаются
целые земледельческие оазисы, строятся города, продолжающие
градостроительные" принципы греко-бактрийского периода. Вскоре один из
правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение в виде
вооруженного всадника, символизирующего тесную связь с кочевым миром. Еще более
интересно этническое название этого правителя — он именует себя кушанцем.
Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном итоге к
созданию огромной Кушанской державы. Ее
основателем был Кадфиз I, который подчинил четыре небольших княжества кочевых
племен, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких
греческих династов. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью
нового правителя, который принимает пышный титул «царя царей». Эти события
приходятся предположительно на I в. н. э. Новая держава направила свои
устремления по традиционным путям на юг. за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I
удалось утвердиться в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями
свидетельствует о том, что в состав его владений вошло и индийское население.
При Кад-физе I центр Кушанского государства сос-ставляла Бактрия, а столицей
скорее всего был город Бактры. Дальнейшее
расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя
государства — Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть
Северо-Западной Индии, возможно, вплоть до Варанаси. В результате Кушанская
империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватывающей значительную
часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть
Пакистана и север Индии. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается
изображение индуистского бога Шивы с быком. Декларируя свою склонность к
индуизму, царь тем самым стремился укрепить авторитет кушанской династии среди
новых подданных. Наибольшую
известность из числа кушанских правителей получил Канишка, но по вопросу о
времени его правления существуют значительные расхождения среди исследователей.
Скорее всего, оно относится к первой трети II в. н. э. При нем произошло
определенное смешение главного центра Кушанской державы в сторону индийских
владений. Столицей был город Пурушапура, современный Пешавар. Более всего
Канишка известен как покровитель буддизма. Однако в покровительстве популярной
религии скорее всего следует видеть трезвый расчет опытного политика. На
монетах Канишки действительно имеются изображения Будды, но они сравнительно
редки. Зато в изобилии встречаются изображения самых различных божеств—здесь а
греческие Гелиос и Гефест, и индоиран-тме Митра и Вертрагна и многие другие, Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались : Парфией, а на востоке — с ханьским Китаем, нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I—начале II в. н. э., где кушанской армии .далось в конечном счете остановить хань-;:<ую экспансию. В III в. н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Са-.ганидским государством, пришедшим на ;мену Парфии. Некоторое возрождение кушан отмечается в IV в., но они уже не достигли былой славы. Экономика, общество и государственное
управление. Кушаны унаследовали
развитое ;ельское хозяйство Бактрии, основанное на поливном земледелии, что
благоприятствовало высокой плотности населения, значительная часть которого проживала
в городских центрах. Среди городов отчетливо выделяются два типа: города,
издревле и постепенно формировавшиеся как крупные центры, и города, построенные
под эгидой центральной власти по канонам, сложившимся еще в греко-бактрийский
период. Значительное число городов второго типа лучше всего показывает, что при
ку-;ланах продолжалась активная градостроительная политика. Большие
и малые кушанские города, как ранее существовавшие, так и вновь построенные,
образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями.
Объединявшая их развитая внутренняя и внешняя торговля составляла характерную
черту Кушанского государства. На одном из первых мест стояли торговые связи с
западными странами — с Римской империей и прежде всего с ее восточными провинциями.
Торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индостана.
Сухопутная дорога шла на север, в Бактрию, и далее в Китай. В портовых городах
западные купцы встречались с местными торговцами, а нередко и последние
предпринимали путешествия на далекий Запад, достигая, например, Александрии
Египетской, важнейшего торгового порта в Средиземном море.
Не
меньшее значение имел внутренний товарообмен в государстве кушан. Городские
центры снабжали прилегающую округу высококачественными произведениями ремесел.
Внутренняя торговля вела к развитию денежного обращения, хорошо прослеживаемого
по находкам кушанских монет. Наряду с золотом кушанские правители в огромных
количествах выпускали мелкую медную монету, предназначенную для розничной
торговли. Кушанское правительство получало немалые доходы в результате взимания
таможенных пошлин с привозимых товаров. Имеются сведения о том, что царь
считался владыкой гаваней, рудников и таможен. При раскопках дворца наместника
в городе Беграме была обнаружена сокровищница, заполненная вещами из Рима,
Индии и Китая, которые скорее всего попали сюда в качестве пошлины с
проходивших караванов. Кушанская
держава представляла собой, во всяком случае в пору расцвета, централизованное
государство во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась.
Кушанские правители стремились создать особый династийньп! культ, посвягдая ему
специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный административный
аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. Известны титулы
великих сатрапов, простс сатрапов, наместников, «начальников границ» и
некоторые другие. С ослаблением центральной власти, особенно при неудачах во
внешних столкновениях, роль и значение правителей отдельных, прежде всего
богатых, областей возрастали, что в конечном итоге повлияло на распад единой
державы. Городами, возможно, также управляли царские наместники. Наиболее сложен вопрос о социальной структуре Кушанской державы. Основной производственной единицей в сельском хозяйстве являлась сельская община налогоплательщиков. Вместе с тем здесь существовали и крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль играл труд рабов. Скорее всего формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразны, включая различные варианты рабского и полурабского состояния. Кушанская культура. Длительный период относительного мира и благополучия,
расцвет городов, интенсивные связи с основными центрами древнего мира привели к
необычайному расцвету культуры кушанской эпохи. Ее характерной чертой является
тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской
местности. Раскопки сельских поселений кушанского времени в Бактрии показывают,
что они уступают городам лишь размерами и отсутствием ремесленных производств и
монументальной архитектуры. Весьма показательно распространение буддизма,
который именно при кушанах широких масштабах проникает в Бактрию в некоторые
другие области Средней Азии.
Это объясняется не только тем докровительством,
которое, как свидетель ствует традиция, кушанские цари оказыва ли буддизму.
Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии, близкой и
понятной в первую очередь городскому населению, численность которого в
Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал
новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по
крайней мере в духовной
области. Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь
к спасению», иногда ограничивая его простыми дарами,
совершаемыми подносителями. Все это способствовало
превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых
горожан, так и в среде городской верхушки. Вместе
с тем увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и
зороастризма. Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие
домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания
священного пламени. Исключительной популярностью пользовались терракотовые
фигурки духов-покровителей, в основном в образе женщин. Довольно много
терракотовых изображений всадников на конях в полной упряжи — всадники были
важнейшей частью кушанского войска. В
кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и
преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние
традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области
монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое
искусство глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным
числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических
традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии,
пришедшее с распространением буддизма, который принес готовые архитектурные
решения культовых сооружений и определенные художественные традиции и
эстетические концепции. В кушанской архитектуре внешняя монументальная
парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего
убранства. Живописные и скульптурные композиции последователь-но и с большой
детализацией развертывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и
групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг. Именно такая
скульптурная группа была открыта при раскопках раннекушанского дворца на
городище Халчаян в Северной Бактрии. Стремление к передаче индивидуальных черт,
в какой-то мере к психологическим характеристикам было особенно заметно на
ранних этапах кушанского искусства. Позднее "официальные изображения
кушанских владык в соответствии с требованиями династийного культа приобретают
черты застывшей отрешенности, а воспроизведения буддийских персонажей несут
неизменный штамп утонченного типа красоты. Наоборот, в изображениях лиц,
сопровождающих официальных персон, виден тот жизненный реализм и индивидуальные
черты, которые связаны с греческой традицией. Несомненно, развитие городов,
торговли, а значит, в какой-то мере творческой инициативы способствовало
утверждению этих черт кушанского искусства. | |||||
| |||||
Просмотров: 2366 | | |
Всего комментариев: 0 | |