Социально-классовые
отношения эллинистического Египта
Греки и македоняне рассматривались династией Птолемеев
как прямая социальная опора. Из них комплектовалась большая часть армии и
государственного аппарата. Развитие внешней торговли способствовало притоку в
Египет, кроме греческих, торговцев со всего Восточного Средиземноморья, в
частности евреев и финикийцев, многочисленные группы которых также входили в
состав господствующего класса. Кроме того, к господствующему классу следует отнести и
достаточно многочисленную прослойку местной знати, к которой относились
египетские землевладельцы, торговцы, многочисленное жречество, верхушка
египетских общин. Все вышеперечисленные категории населения представляли собой
довольно значительную группу египетской знати. Однако преобладающее положение
все-таки занимала более могущественная и влиятельная сила греков и македонян. С течением времени происходило известное сближение
обеих фракций господствующего класса: местная знать усваивала греческий язык,
получала греческое воспитание, эллинизировалась и получала доступ к высшим
постам в армии и государственном аппарате; в свою очередь, эллины и другие
иностранцы египтинизировались, постоянно общаясь с местным населением,
усваивали некоторые обычаи египтян, заключали смешанные браки. Однако деление на египетскую знать и эллинскую
аристократию, на египтян и эллинов сохранялось до конца правления Птолемеев.
Эллинизированные уроженцы Египта никогда не входили в элиту царства Птолемеев.
Это было причиной известного социального напряжения в среде господствующего
класса, которое порой выливалось в серьезные социальные столкновения [54, С.302-303]. Так, влиятельный царский
чиновник, египтянин по происхождению, Дионисий Петосарапис поднял восстание и
вел вооруженную борьбу в 165-164 гг. до н.э. против правительства Птолемеев. Говоря об обществе эллинистического Египта и, в
частности, о слое господствующего класса, необходимо отметить, что в царстве
Птолемеев основные средства производства – земля, богатства недр, ирригационная
система, собственность на важнейшие предметы потребления, в значительной мере
торговля продуктами труда населения – принадлежали государству. Применяя те или
иные средства принуждения, оно определяло условия труда и распоряжалось его
продуктами. Поэтому отношение к государству в основном и определяло положение
человека в производстве. Это обстоятельство и заставляет, как считает К.К.
Зельин, рассматривать как нечто единое перечисленные выше различные
общественные элементы: все они были связаны в большей или меньшей степени, так
или иначе с государственным хозяйством, все они использовали в своих интересах
государственный аппарат, жили за счет труда населения, занятого в сельском
хозяйстве или ремесле. Их интересы были теснейшим образом связаны с интересами
правительства Птолемеев, которое опиралось в своей политике на них [47, С.112]. В обществе эллинистического Египта большую роль играла
и многочисленная группировка воинов – так называемых клерухов, среди которых,
учитывая их этническую принадлежность, следует выделить катэков
(греко-македонян) и «махимой» (египтян). Фактически «махимой» принадлежали к низшим разрядам
армии Птолемеев. Они владели маленькими участками земли, обычно от 5 до 10
арур, и большей частью лично обрабатывали их. Иногда же, помимо своей земли,
«махимой» арендовали еще и участки «царской земли». От греческих и македонских
воинов – так называемых катэков1, владевших довольно крупными клерами,
«махимой» отличались не только размерами земельных наделов, но и тем, что их
землевладение было менее гарантированным [44, С.298-302]. В среде «махимой», т.е. клерухов, которые являлись
уроженцами Египта, выделялось 2 группы: 1. «Избранные»,
которые владели земельными наделами в 10 арур; 2. Все остальные
«махимой», имевшие во владении значительно меньшие по размерам участки земли,
чем «избранные». И если положение «избранных» в экономическом отношении
было достаточно устойчивым, то положение всех прочих «махимой» было крайне
бедственным [144, С.70]. Наряду с «махимой» сходное с ними положение в обществе
эллинистического Египта занимали моряки, а также беднейшие греческие воины. В
частности, моряки использовались в горном деле
[47, С.70]. В птолемеевском Египте усложнилась и структура
основных классов-производителей. В частности, возросло общее число рабов и их роль в
производстве. Во вновь организованных поместьях, возникших на царственных
землях и землях клерухов, рабский труд занимал довольно значительное место.
Благодаря папирусам из архива Зенона известно, что рабовладельческие отношения
развивались и в сельском хозяйстве эллинистического Египта. В частности,
приводится пример поместья диойкета Аполлония, возникшего на дарственных землях
Птолемея II Филадельфа (282-246 гг. до
н.э.)2.
В средних и крупных ремесленных мастерских рабы трудились совместно с юридически
свободными людьми [54, С.302-303]. Но К.К. Зельин указывает, что «рабы в
сельском хозяйстве встречаются преимущественно в таком крупном имении, каким
было поместье Аполлония… рабский труд в области сельского хозяйства применялся
в Египте прежде всего крупными землевладельцами; для средних по величине и
небольших участков, не говоря о землевладении крестьянского типа, на рабов,
занятых на полях или виноградниках, указаний не встречается» [44, С.129-130].
Однако важно, что в птолемеевском Египте все-таки наблюдается (хотя и в
ограниченных масштабах) становление рабовладельческих отношений античного типа,
ранее мало известных в этой стране. И тем не менее вопрос о роли рабства в эллинистическом
Египте до настоящего времени остается дискуссионным, и по существу можно
говорить о двух точках зрения,
существующих в отечественной и зарубежной историографии. Одни, в той или иной
мере, подчеркивают ведущую роль рабского труда во всех отраслях производства
экономики эллинистического Египта. Так, исследователи А.Б. Ранович и В.В. Струве считают, что в
эллинистическом Египте рабство играло значительную роль в системе производственных
отношений царства Птолемеев и являлось преобладающим фактором развития
производительных сил [123; 124; 144]. Другие отстаивают значение традиционных форм
эксплуатации населения, признавая (отечественные историки) или не признавая
(зарубежные историки, У. Уэстерман и другие) определяющее влияние
рабовладельческих отношений. К ним относится
и исследователь К.К. Зельин, который, однако, более осторожен в оценке роли рабства в
социально-экономической структуре эллинистического Египта. Он утверждает, что
рабство в его античной форме имело ограниченное распространение в
эллинистическом Египте, но оно наложило весьма заметный отпечаток на
традиционные формы эксплуатации населения Египта. Кроме того, он считает, что
характерными особенностями рабовладельческих отношений в эллинистическом Египте
были наличие форм рабства, унаследованных от глубокой древности, и значительная
роль государства в регулировании рабовладельческих отношений. Античные формы
рабства и работорговля развивались главным образом в полисах, прежде всего в
Александрии Египетской. Для вывода о широком применении рабского труда в
основной отрасли египетской экономики -
сельском хозяйстве, по мнению К.К. Зельина, нет достаточных оснований,
поскольку «рабы в эллинистическом Египте не представляли преобладающей силы»
[44, С.104-160]. Кроме этого, исследователь А.И. Павловская в сборнике
«Рабство в эллинистических государствах в III-I вв. до н.э.» дает несколько
отличную от вышеозначенных характеристику рабовладельческих отношений в эллинистическом
Египте. Она утверждает, что «папирусы дают весьма противоречивую картину
социально-экономической значимости рабства в эллинистическом Египте... среди
юридических памятников птолемеевской эпохи законодательство о рабах занимает
сравнительно большое место. Это заставляет предполагать важную роль
рабовладельческих отношений в социальной структуре государства Птолемеев. Но в
то же время в необъятном количестве деловых документов этого времени папирусы,
касающиеся рабства, составляют очень скромную, можно даже сказать, мизерную
роль. Из этого естественно вытекает вывод о том, что в экономической жизни
страны рабство не имело существенного значения. Такое же двойственное
представление складывается и при анализе содержания тех папирусов, где речь
идет о рабах: данные о применении рабского труда в сельском хозяйстве и
ремеслах очень скудны и неопределенны, а вместе с тем ясно вырисовывается тот
факт, что рабы являются неотъемлемой частью повседневной жизни и быта средних и
высших слоев населения Египта» [13, С.306]. Причину же ограниченного применения рабского труда в
эллинистическом Египте А.И. Павловская раскрывает следующим образом:
«Поскольку, по данным папирусов, эксплуатация царских земледельцев и
ремесленников преобладала над другими видами эксплуатации, т.е. была
экономически более эффективной, то, очевидно, степень эксплуатации (т.е.
отношение прибавочного труда к необходимому) этих категорий работников была
выше, чем наемного труда, и, по-видимому, ниже рабского на величину, не
превышающую той части прибавочного труда, которая шла на погашение цены раба. В
этом соотношении степени эксплуатации труда рабов, наемных работников и труда
царских земледельцев и ремесленников, возможно, и следует искать причину
ограниченного использования рабского труда в основных отраслях производства.
При одинаковой выгодности для хозяйства обоих видов труда, использование труда
зависимых земледельцев и ремесленников снимало с собственника земли и
ремесленных орудий заботу о воспроизводстве рабочей силы, т.к. в условиях
Египта даже столь высокая степень эксплуатации позволяла работникам содержать
семью. Поэтому широкое применение рабской силы в земледелии и ремесле, видимо,
было возможно в Египте лишь при значительно более низких, чем в эллинистическом
мире, ценах на рабов. Но и в этом случае оно натолкнулось бы на традиционные
сложившиеся формы экономических отношений, коренное изменение которых означало
бы крушение всей социальной структуры египетского общества» [13, С.307-308]. Действительно, большую часть основных производителей
материальных благ в эллинистическом Египте составляли не рабы, а мелкие земледельцы («царские земледельцы») и ремесленники.
Поэтому следует говорить о том, что рабство в экономике эллинистического Египта
не являлось преобладающим фактором развития производительных сил. Это отмечает и исследователь Н.Н. Пикус, утверждая,
что «характерной особенностью эллинистического Египта было широкое распространение
в сельском хозяйстве и в ремесленном производстве труда местного
непривилегированного населения и сравнительно небольшого участия в этих
отраслях труда рабов» [121, С.5]. И далее Н.Н. Пикус конкретизирует данное положение
и отмечает, говоря о Египте, что «местные особенности выражались прежде всего в
массовом применении труда юридически свободных, но неполноправных подданных,
многочисленных лаой3 – царских земледельцев и ремесленников» [121,
С.79]. 1 Катэки – высшая категория воинов-колонистов (клерухов)
в эллинистическом Египте, которые получали за службу в армии царства Птолемеев
значительные по своим размерам участки земли. Во II в. до н.э. катэки оформились в
привилегированный слой сельского населения. 2 См., напр.:
Папирус 259 г. до н.э.; Папирус 259/8 г. до н.э. из Филадельфии; Папирус 258/7
г. до н.э. из Филадельфии; Папирус 256 г. до н.э. // Хрестоматия по истории
Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964. С.555-557. | |||
| |||
Просмотров: 1498 | |
Всего комментариев: 0 | |