Угарит. Древний город под сенью Ваала
Угарит. Древний
город под сенью Ваала
Вскоре была найдена надпись, позволившая археологам определить, руины какого города появляются из-под земли. Это был Угарит, «один из важнейших древних городов Ближнего Востока». Автор Бэрри Хоберман даже сказал: «Никакая другая археологическая находка, в том числе свитки Мертвого моря, не оказала такого глубокого влияния на наше понимание Библии» («Атлантик мансли»). На пересечении торговых путей Угарит
был процветающим многонациональным городом, существовавшим во втором
тысячелетии до н. э. Он располагался на холме, известном как Рас-Шамра, на
побережье Средиземного моря, там, где сегодня находится северная часть Сирии.
Его территория простиралась на 60 километров с севера на юг, от горы Касиос до
Тель-Сукаса, и на 30—45 километров с запада на восток, от Средиземного моря до
долины реки Оронт. В умеренном климате Угарита процветало скотоводство. Земля славилась зерновыми, оливковым маслом, вином, а также древесиной, которой так не хватало в Месопотамии и Египте. Благодаря тому что в Угарите пересекались важные торговые пути, город стал одним из первых крупных международных портов. Купцы с островов Эгейского моря, из Анатолии, Вавилона, Египта и других стран Ближнего Востока торговали в Угарите металлом, сельскохозяйственными продуктами и множеством товаров местного производства. Под властью угаритского царя находилось около 180 земледельческих общин. Керамика свидетельствует о сильном микенско-кипрском влиянии (на керамике имеется ряд кипро-минойских надписей). Несмотря
на экономическое процветание, Угарит всегда был зависимым государством. Город
являлся северным аванпостом египетской державы, пока в XIV веке до н. э.
не вошел в состав Хеттского царства. Угарит должен был платить хеттам дань и
снабжать их войсками. Когда вторгшиеся «народы моря» начали опустошать Анатолию
(центр Турции) и северную часть Сирии, хетты использовали для своих военных
целей войско и флот Угарита. В результате Угарит стал беззащитным и
приблизительно в 1200 году до н. э. был полностью разрушен. Открывая страницы прошлого После разрушения Угарита остался огромный холм высотой около 20 метров и площадью более 25 гектаров. Пока раскопана только шестая часть этой площади. Среди руин археологи обнаружили развалины огромного дворцового комплекса, который насчитывал приблизительно сто залов и дворов и занимал практически целый гектар. В этом комплексе были туалеты, а также водопровод и канализация. Мебель была инкрустирована золотом, лазуритом и слоновой костью. Археологи нашли также несколько панно из слоновой кости, украшенных сложной резьбой. Особую прелесть дворцу придавали огороженный сад и пруд с высокими берегами. В городе и на окружавшей его равнине преобладали храмы Ваала (Баала) и Дагана. Эти храмы представляли собой башни высотой, вероятно, около 20 метров, в которых было небольшое преддверие, ведущее во внутреннюю комнату, где находилось изображение божества. Лестница вела вверх, на веранду, где царь совершал различные обряды. По ночам и во время бури на верхушке храма могли зажигать сигнальные огни, указывающие кораблям путь в безопасную гавань. Моряки приписывали свое благополучное возвращение домой богу бури Баал-Хаддаду, и, надо полагать, именно они по обету принесли в святилище этого божества 17 каменных якорей, найденных при раскопках. Правители Правители, не упомянутые в «Угаритском царском списке» Амкуну Рапану Лим-ил-малик Амму-харраси Амму-самар Мабуу Ибирану I (2-я пол. XVIII в.) Никмадду I (2-я пол. XVIII в.) Никмепа I (ок. 1700) Ибирану II (1-я треть XVII в.) Никмепа II (1-я пол. XVII в.) Аммурапи I (сер. XVII в.) Никмепа III (2-я пол. XVII в.) Ибирану III (2-я пол. XVII в.) Йадурадду (ок. 1600) Аммистамру I (нач. XVI в.) Ибирану IV (1-я пол. XVI в.) Никмепа IV (2-я пол. XVI в.) Аммурапи II (1-я пол. XV в.) Архальбу I (2-я пол. XV в.) Никмепа V (1-я пол. XIV в.) Аммистамру II (до 1349) Никмадду II (1349—1315) Архальбу II (1315—1313) Никмепа VI (1313 (9 год царствования Мурсилиса III) — самое меньшее 1265 (начало царствования Хаттусилиса III) Аммистамру III (ранее 1265 — 1240) Ибирану VI (1240—1225) Никмадду III (1225—1215) Аммурапи III (1215 — ок. 1178) Сокровищница клинописи Именно в Угарите была изобретена современная письменность. Во время раскопок царского дворца найдено большое количество глиняных табличек, написанных клинописью. Архивы Угарита составляют несколько тысяч глиняных табличек с текстами на аккадском, шумерском, угаритском, и кипро- минойском языке; есть также хеттские, хурритские и египетские надписи. Необходимо отметить что, несмотря на небольшие размеры таблиц (обычно, примерно в пол ладони), письмо в них было довольно изящным и емким. Многие тексты в государственном архиве – административные и экономические документы, письма. Архивы на аккадском и шумерском языке написаны с использованием сотен различных знаков, представляющих силлабическую систему (о снованную на использовании знаков, каждый из которых соответствовал определенному слогу или нескольким слогам) . Такое письмо было обнаружено и в Эбле, культура которой предшествующей по времени Угариту.
Угаритская письменность выполнена клинописью, которая сводилась к выдавливанию знаков на мягкой глине. К стандартным 22 буквам были добавлены еще несколько для передачи недостающих звуков (фонетика угаритского языка была богаче, чем у иврита), доведя общее число знаков до 30. Из них 27 предназначались для согласных, а три дополнительных знака служили для ввода трех основных семитских гласных - «a», «i», «u». При этом прослеживается тенденция к использованию 22 знаков для согласных, как и в еврейском алфавите. Морфология (раздел грамматики - наука о частях речи, об их категориях и о формах слов) - типично семитская с сохранением падежей и наклонений и с развитой системой пород глагола. Лексика (с ловарный состав языка) - семитская с заимствованиями из хурритского языка. Угаритский текст писался в направлении слева направо. Слова обычно отделялись друг от друга вертикальным клином. Алфавит имел стандартизованный порядок знаков, который, в основном, совпадает с их обычной последовательностью, как это принято в иврите. Угаритский алфавит появился в XIV веке до новой эры, он дешифрован в 1930 французскими учёными Э. Дормом и Ш. Виролло, а также их немецким коллегой Х. Бауэром. Язык Угарита – семитский, он находится в тесной лингвистической связи с танахическим ивритом. Важно то, что произношение угаритских слов во многих случаях представлено посредством слоговой клинописи, а их смысловое значение истолковано посредством других языков - от шумерского до аккадского. Найденные в Угарите таблички содержат не только светские документы, но и литературные произведения, открывшие нам глаза на религиозные представления и обычаи того времени. Религия Угарита, по-видимому, была во многом сходна с религией соседнего Ханаана. Ролан Де Во отметил, что найденные тексты «являются довольно точным отражением ханаанской цивилизации, существовавшей до того, как земля была покорена израильтянами». Религия в городе Ваала В текстах Рас-Шамра упоминаются более 200 богов и богинь. Верховным божеством был Илу (в некоторых случаях называется Эль), считавшийся отцом богов и людей. Бог бури Баал-Хаддад изображается «скачущим на облаке» и называется «владыкой земли». Илу представлялся в виде мудрого седобородого старца, далекого от людей. Ваал, в противоположность ему,— сильный и честолюбивый бог, стремящийся повелевать другими богами и человечеством. Обнаруженные тексты, вероятно, читались вслух во время религиозных праздников, таких, как Новый год и Праздник урожая. Однако точный смысл текстов неясен. В одной поэме, посвященной борьбе за владычество, Ваал побеждает бога морской стихии Йамму — любимого сына Илу. Эта победа, по-видимому, давала угаритским мореплавателям уверенность, что Ваал защитит их на море. В поединке с Муту Ваал проигрывает и сходит в подземное царство. Наступает засуха, и деятельность людей замирает. Сестра и супруга Ваала Анат — богиня любви и битвы — уничтожает Муту и воскрешает Ваала к жизни. Ваал убивает сыновей Асират (Ашеры) — жены Илу — и возвращает себе власть. Но через семь лет Муту появляется вновь. Некоторые полагают, что эта поэма символически описывает смену времен года, когда живительные дожди уступают место летнему зною, но затем, осенью, возвращаются вновь. По мнению других, семилетний цикл отражает опасения людей насчет голода и засухи. В любом случае превосходство Ваала считалось залогом успеха человеческих начинаний. Ученый Питер Крейги отмечает: «Культ Ваала был направлен на то, чтобы упрочить превосходство этого божества; только пока он превосходит других — так верили его служители,— у людей будут столь необходимые для их выживания урожаи и скот». Защита от язычества Религиозные ритуалы в Угарите было по существу пьяной оргией, в которой священники и верующие баловались чрезмерным питьем алкоголя и сексуальной распущенностью . Это потому, что верующие пытались убедить Баала послать дождь на их посевы зерновых, а дождь, как и сперма, почитались в древнем мире как субстанции, производящие плоды. Возможно, именно поэтому священникам Израиля было запрещено пить вино, производя любые ритуалы, а женщинам запрещалось участвовать в ритуальных молитвах. Найденные тексты ясно свидетельствуют о порочности религии Угарита. В «Иллюстрированном библейском словаре» говорится: «Из текстов видно, что культ этих богов, делавший акцент на войне, сакральной проституции и плотской любви, приводил к деградации общества» («The Illustrated Bible Dictionary»). Де Во отмечает: «Читая эти поэмы, понимаешь, почему истинно верующие в Яхве и великие пророки испытывали к этому культу такое отвращение». Закон, данный Богом древнему народу Израиль, служил защитой от языческой религии. В
Угарите были распространены гадание, астрология и магия. Приметы и предзнаменования
высматривались не только в небесных телах, но и в дефектах зародышей и
внутренних органов убитых животных. «Считалось, что божество, которому
приносилось в жертву животное, отождествляется с ним и что дух божества
соединяется с духом животного,— объясняет историк Жаклин Гаше.— Поэтому,
высматривая в органах животного приметы, можно было ясно определить волю богов.
Боги могли дать либо положительный, либо отрицательный ответ на вопрос о
будущих событиях и о том, как поступить в конкретной ситуации» («Le pays
d’Ougarit autour de 1200 av.J.C.»). Израильтянам же было велено держаться в
стороне от подобных обычаев (Второзаконие 18:9—14).
Моисеев закон недвусмысленно запрещал скотоложство (Левит 18:23). А как на это смотрели в Угарите? Согласно найденным текстам, Ваал совокупляется с телкой. «Если еще допустимо утверждать, что для совокупления Ваал принимает образ быка,— отмечает археолог Сайрус Гордон,— то этого никак нельзя сказать о его жрецах, которые инсценируют мифы о своем боге». Израильтянам было заповедано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем» (Левит 19:28). Илу же, узнав о смерти Ваала, «резал свою кожу ножом, делал надрезы бритвой; он резал щеки и подбородок». Ритуальные надрезы, очевидно, были приняты среди служителей Ваала (3 Царств 18:28). Из одной угаритской поэмы, похоже, следует, что в ханаанской религии был принят ритуал плодородия, во время которого козленка варили в молоке. Моисеев закон, напротив, предписывал израильтянам: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19). Среди
руин Угарита были найдены тысячи глиняных табличек. В их числе экономические,
юридические, дипломатические и хозяйственные документы, записанные на восьми
языках с использованием пяти видов письма. Группа Шеффера обнаружила надписи на
ранее неизвестном языке, получившем название «угаритский». В его основе лежит
один из древнейших алфавитов, состоящий из 30 клинописных знаков. Сопоставление
с библейскими текстами Угаритские
тексты первоначально переводили, опираясь главным образом на знание
древнееврейского языка, используемого в Библии. Питер Крейги отмечает: «В
Еврейских Писаниях много слов, значение которых неясно, а порой — неизвестно;
переводчикам до XX века приходилось строить разные догадки об их возможном
значении. Но если те же слова встречаются в угаритских текстах, это может дать
нам ключ к их пониманию». Например, еврейское слово, используемое в Исаии 3:18, обычно переводится как «головные повязки» (НМ). Похожий на него угаритский корень обозначает солнце, а также богиню солнца. Следовательно, иерусалимские женщины, упомянутые в пророчестве Исаии, могли в честь ханаанских богов украшать себя подвесками в виде маленького солнца, а также «украшениями в виде месяца» (НМ). В Притчах 26:23 в масоретском тексте «уста пламенные» и «сердце злобное» уподобляются глиняному сосуду, покрытому «серебром с примесью». Значение соответствующего угаритского корня позволяет перевести это выражение как «глазурь на черепке». В «Переводе нового мира» эта притча переведена соответственно: «Что серебряная глазурь на глиняном черепке, то пламенные уста при злом сердце». В основе Библии? Исследовав тексты Рас-Шамра, некоторые ученые стали заявлять, что отдельные библейские отрывки основаны на угаритской поэзии. Андре Како из Французского института даже утверждает, что «в основе религии израильтян лежит ханаанская культура». О псалме 28 Митчелл Дейхуд из Папского библейского института в Риме говорит: «Этот псалом — адаптация древнехананейской хвалебной песни, посвященной богу бури Ваалу, к культу Яхве. [...] Практически каждому слову из этого псалма теперь можно найти соответствие в древнехананейских текстах». Оправдано ли такое заключение? Отнюдь нет! Более умеренные исследователи признают, что сходство между текстами преувеличено. Другие даже критикуют такую тенденцию, называя ее «панугаритизмом». «Ни один угаритский текст не соответствует псалму [28] полностью,— отмечает теолог Гарри Брантли.— Предположение, что псалом [28] (или любой другой библейский текст) — это адаптация языческого мифа, не имеет под собой основания». Доказывает ли сходство в риторических фигурах, поэтических сравнениях и стилистических приемах факт заимствования? Напротив, сходства следует ожидать. В «Энциклопедии религии» говорится: «Причина сходства формы и содержания носит культурный характер: несмотря на значительные географические и общественные различия, Угарит и Израиль были частью большой культурной единицы, разделявшей общий поэтический и религиозный словарный запас». Гарри Брантли делает такой вывод: «Было бы неправильно лишь по причине лингвистического сходства утверждать, что языческие верования лежат в основе библейского текста». И наконец, следует отметить, что, даже если аналогии между текстами Рас-Шамра и Библией действительно существуют, они имеют исключительно литературный, а не духовный характер. «Этических и нравственных высот, достигнутых в Библии, не найти в Угарите»,— отмечает археолог Сайрус Гордон. Да, различия намного перевешивают любые сходства. Продолжающееся изучение Угарита, вероятно, будет и дальше помогать исследователям Библии понимать культурное, историческое и религиозное окружение писавших Библию и еврейского народа в целом. Дальнейшее исследование текстов Рас-Шамра может также углубить наше понимание древнееврейского языка. Однако главным образом находки в Угарите красноречиво свидетельствуют о том, насколько далеко чистое поклонение Иегове отстояло от развращенного служения Ваалу. [Сноски] Под «народами моря» обычно понимаются мореплаватели с островов и побережья Средиземного моря. В их числе могли быть филистимляне, так как под Кафтором, упомянутым в Амоса 9:7, скорее всего, подразумевается остров Крит. Хотя существуют различные точки зрения, некоторые считают, что храм Дагана на самом деле является храмом Илу. Ролан Де Во, французский ученый-библеист и профессор Иерусалимской библейской школы, предполагает, что Даган (Дагон в Судей 16:23 и 1 Царств 5:1—5) — это личное имя Илу. В «Энциклопедии религии» отмечается, что, возможно, «Даган в некотором смысле отождествлялся с [Илу] или уподоблялся [ему]» («The Encyclopedia of Religion»). В текстах Рас-Шамра Ваал называется «сыном» Дагана, но что подразумевается под «сыном» — не ясно. Источники: журнал Пробудитесь за 01.07.2006 г. (издан Свидетелями Иеговы) http://alvishnev8391.narod.ru/Ugarit.htm | |||||
| |||||
Просмотров: 1832 | | |
Всего комментариев: 0 | |