Царство бога Осириса
Почитание Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире, покровителе и богатых, и бедных отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства в высокой короне фараона, со спеленатыми, как у мумии, ногами и скрещенными на груди руками, держащими жезл и плеть - символы власти. Как бог растительности, он предстает в короне из стеблей папируса, сидящим среди деревьев или оплетенным виноградной лозой. Долгий путь умершего к престолу Осириса представлял собой сложный ритуал, подробно описанный в религиозных текстах "Книги Мертвых". Осирис вершил суд в Великом Чертоге Двух Истин. Умершего (иногда это супружеская пара) сопровождают Анубис, бог бальзамирования (его изображали в виде черного шакала или собаки, чаще в человеческом обличье с головой шакала), боги Гор, Тот, богиня Исида и павиан (священное животное, посвященное богу Тоту). Главное в суде - произнесение усопшим "Исповеди отрицания" ("не убивал", "не чинил людям зла", "не воровал" и т.д.). Перед сидящим на троне Осирисом происходил ритуал психостасии (от греч. "психе" - "душа", "статис" - "неподвижное состояние") - взвешивание сердца умершего (по представлениям египтян, сердце - вместилище разума).На одну чашу весов клали сердце, предварительно вынутое Анубисом, на другую - страусовое перо богини истины Маат. Если равновесие весов нарушалось, сердце покойного признавалось отягченным грехами, и его пожирало охраняющее весы чудовище Амт с головой крокодила.Непременный участник психостасии - бог Тот. Как бог Луны, Тот являлся "наместником Ра"; как бог Времени - разделил время на дни и месяцы, вел летосчисление и писал летописи; как бог Мудрости - создал письменность и счет, которым научил людей. Он автор священных книг, покровитель ученых, писцов, архивов, библиотек. Тот изображался в виде человека с головой Ибиса. В сцене суда он обычно стоит справа от весов, записывая результаты взвешивания. Праведники направлялись в поля вечного блаженства Иару, рай загробного мира.Первоначально считалось, что там могут пребывать только бог Ра и фараон, позднее - все благополучно прошел суд Осириса.
Миф об Осирисе и Исиде получил широкое распространение в греко-римском мире, в странах Северной Африки, в Испании и Галлии. О богине писали многие античные авторы. К изображению Исиды, которая кормит грудью лежащего на ее руках маленького Гора, восходит иконография Богоматери с Младенцем. Источник: http://Древний Египет, религия, история Древнего Египта | |||||
| |||||
Просмотров: 1733 | |
Всего комментариев: 0 | |