About demographic cycles in
the history of Рукопись
депонирована в ИНИОН РАН 26.
08. 99 № 54930 SUMMARY The research covers the
analysis of the East societies history from the point of view of the
demographic (logistics) cycles history advanced in the works by F. Braudel, R.
Cameron and other scientists. This publication is devoted to separation of
demographic cycles in the history of Babylon in the VII-V centuries B.C. Using
the data of a consumption level and characteristic features of separate phases
of a cycle, it is possible to isolate the demographic cycle proceeding from the
end of the VII century till the beginning of the V century B.C. The general and
specific features of the cycle are analysed from the point of view of the
general theory of demographic cycles. РЕЗЮМЕ Исследование
выполнено в рамках цикла работ по анализу истории восточных обществ с точки
зрения теории (логистических) демографических циклов, развитой в трудах Ф.
Броделя, Р. Камерона и других авторов. Данная работа посвящена выделению
демографических циклов в истории Месопотамии времен Нововавилонского царства.
Используя данные об уровне потребления и характерные признаки отдельных фаз
цикла, удается выделить демографический цикл, продолжавшийся с конца VII века
до н. э. по начало V до н. э. Анализируются общие черты и особенности
указанного цикла с точки зрения общей теории демографических циклов. Как
известно, предшествующий период истории Вавилонии завершился демографической
катастрофой: гибелью большой части населения и разрушением Вавилона ассирийским
царем Синаххерибом в 689 году до н. э. После погрома 689 года до н. э.
Вавилония подверглась еще одному удару в 648 году, а затем разорению в войне
626-612 годов. Период восстановления начался в правление царей Набопаласара
(626-605) и Навуходоносора II (605-562); в это время ремонтировались старые и
строились новые каналы - в числе построенных был магистральный канал Паллукат,
ставший основой обновленной ирригационной системы Двуречья. Строились новые
крепости и укрепленные линии, защищавшие границу от мидян и персов. "В
стране я навел порядок, я дал процветать народу", - говорит Навуходоносор
в одной из своих надписей[4] . В
597 году до н. э. Навуходоносор переселил в Вавилонию 10 тысяч пленных иудеев -
по-видимому, в это время в стране еще были свободные земли. Затем переселения
прекратились; население постепенно увеличивалось - об этом говорит быстрый рост
Вавилона, который еще недавно лежал в развалинах, а к концу столетия стал
крупнейшим городом мира: Вавилон имел площадь Помимо
крупного землевладения храмов, существовала и мелкое землевладение простых
граждан. Крестьяне владели участками в несколько гектар, иногда в полгектара;
эти участки свободно продавались; подати составляли десятину для царя и
десятину для храма; кроме того, граждане несли военную и строительную
повинность[10]. В городах продолжало существовать местное самоуправление и
народные собрания; главную роль в городском самоуправлении играли держатели
важных храмовых должностей-пребенд, их называли "великими" и
"благородными". Как и предыдущий период, вавилонские цари не обладали
большой властью, они выступали, главным образом, в качестве военачальников.
Царская власть не наследовалась; когда армия возвела на престол сына
Навуходоносора Амель-мардука, он был свергнут и убит олигархами; аналогичная
ситуация повторилась в 556 году до н.э. [11]. В
середине VI века появляются первые признаки начинающегося нехватки пахотных
земель. Имеются сведения о продаже земель разорившимися крестьянами, о
распространении аренды (арендная плата составляла 1/3 урожая), о сотнях (если
не тысячах) наемных рабочих в храмах[12]. В 546-544 годах в Вавилонии был
большой голод; родители, которые не могли прокормить детей, отдавали их в
храмы. Появляются свидетельства о бегстве иккару, которые объединялись в банды
и нападали на богатых граждан[13]. Одна из надписей царя Набонида (556-539)
говорит, что люди "пожирали друг друга, как собаки", другая
добавляет, что "сильный грабил слабого"[14]. Ухудшается военная
обстановка: персы, овладев Мидией и Лидией, угрожают Вавилону. В этой ситуации
цари-соправители, Набонид и Валтасар, начинают наступление на храмовую
олигархию; их целью является овладение богатствами храмов - очевидно, с целью
увеличения военных расходов и поддержки крестьян, составлявших основу армии.
Подражая ассирийским царям, Набонид покинул Вавилон и основал новую столицу,
Тейму. В крупнейшие храмы были назначены "царские кураторы",
контролировавшие храмовое хозяйство и забиравшие часть доходов в царскую
казну[15]. Передел храмовых доходов в пользу царей был равносилен частичной
конфискации богатств олигархии. В
540 году до н. э. в Вавилонию вторглась огромная персидская армия во главе с
царем Киром. Ненавидевшие Набонида олигархи изменили царю, некоторые наместники
перешли на строну персов. Вавилоняне были разбиты в сражении при Описе; в
октябре 539 года Кир вступил в Вавилон: "Улицы перед ним были устланы
ветвями", - говорит хроника. Сын Кира, Камбиз, с соблюдением всех ритуалов
был избран царем Вавилона; большая часть должностных лиц осталась на своих
местах; официальная хроника изобразила дело так, будто не было никакого
завоевания[16]. Деловая
жизнь Вавилона не испытала никаких потрясений от персидского завоевания. Однако
надежды олигархии на то, что Кир вернет ей утраченную власть над храмами, не
сбылись - Кир не отменил нововведений Набонида[17]. Между тем, Сжатие нарастало
и экономическое положение продолжало ухудшаться. Приводимые В. А.
Дабберстайном[18] и М. А. Дандамаевым[19] сведения позволяют проследить процесс
изменения цен и заработной платы в Вавилонии VI века. Точные
значения цен и заработной платы имеются лишь в немногих документах этого
времени, и практически все известные цифры приведены в указанных работах В.А.
Дабберстайна и М. А. Дандамаева (нами исключены два сомнительных случая для
периода правления Набонида). Цены на зерно даны в сиклях серебра за 1 кур ( Конечно,
сравнительно небольшой объем анализируемой выборки может поставить под сомнение
величину средних цен, однако общая тенденция, на наш взгляд, вполне очевидна. В
то время как, наемная плата оставалась на протяжении VI века практически
постоянной, цены на зерно росли - в результате реальная (выраженная в литрах
зерна) зарплата уменьшилась в приблизительно в четыре раза. Соответственно
вздорожанию зерна росли и цены на землю - хотя и несколько медленнее. В
конечном счете, оплата наемного труда приблизилась к уровню голодного минимума. Наследовавший
своему отцу Камбиз правил как самодержец, поэтому, когда после смерти Камбиза в
Персии началась смута, вавилоняне попытались вернуть независимость. Некоторые
исследователи считают, что восстание подняла знать, а простой народ был лоялен
царю[20]. Геродот свидетельствует, что осада города персами продолжалась 20
месяцев и страшный голод заставил вавилонян умертвить большую часть своих
женщин - осажденные пытались избавиться от лишних ртов. Когда Вавилон пал, царь
персов Дарий (522-486) приказал распять на крестах 3 тысячи самых богатых и
знатных граждан; бедняки были помилованы и даже облагодетельствованы - царь
приказал прислать им вместо убитых жен 50 тысяч женщин[21]. Очевидно, что
конфликт имел социальный подтекст, и репрессии были направлены против богатых.
Дарий в своих надписях говорит о том, в государстве царил беспорядок, люди
убивали друг друга, а он умиротворил всех, поставив на место как богатых, так и
бедных[22]. Судя
по числу деловых документов, к времени правления Дария относится начало упадка
хозяйственной жизни. Как вытекает из соотношения цен и заработной платы, к
этому времени Вавилония находилась на грани голода. После смерти Дария, в 482
году, в Вавилоне вспыхнуло новое восстание, осада города длилась семь месяцев и
завершилась жестокой расправой. Городские стены были срыты, многие дома
разрушены - Диодор пишет, что после восстания лишь незначительная часть
Вавилона была обитаема, а основную часть города отвели под посевы[23]. Были
разрушены так же Сиппар и некоторые другие города, значительная часть населения
погибла. Масштабы разгрома были таковы, что хозяйственная деятельность почти
прекратилась. Если от правления Дария осталось 1248 хозяйственных документов,
то от правления Ксеркса - только 56[24] . О глубине катаклизма говорят резкие
изменения в уровне цен и заработной платы. В документе 447 года упоминается
наемная плата в 7 сиклей в месяц[25], известно, что 1 кур ( Обратимся
к анализу истории Месопотамии на предмет выделения демографических циклов.
Прежде всего, необходимо отметить, что описываемый Нововавилонский период
истории Двуречья начинается с восстановления экономики после
катастрофы VII века. Период восстановления продолжался при Набопаласаре и
Навуходоносоре; его характерные черты: относительно высокий уровень
потребления, рост населения, восстановление разрушенных и строительство новых
поселений, каналов, храмов, низкие цены на хлеб и землю, дороговизна рабочей
силы. В середине VI века появляются признаки начинающегося Сжатия:
сообщения о голоде, низкий уровень потребления, разорение
крестьян-собственников, рост помещичьего землевладения, рост ростовщичества,
рост городов, бурное развитие ремесел и торговли, высокие цены на хлеб и землю.
О восстаниях ничего не сообщается, но имеются свидетельства о напряженной
социальной обстановке. Антиолигархическая политика Набонида была проявлением
социальной борьбы, попыткой отнять у олигархии часть ее доходов с целью
увеличения военных расходов и поддержки составлявших основу армии крестьян.
Социальная борьба привела к новому усилению монархии, к процессам, аналогичным наступлению
абсолютизма в Европе. Социальная политика царей вызвала ожесточенное
сопротивление богатых и знатных; олигархия воспользовалась войной с персами и
перешла на сторону царя персов Кира. Вавилония была завоевана персами, однако
Кир и Камбиз оказались еще менее уступчивыми, чем Набонид. Персидские цари
отнюдь не были варварами, ничего не понимающими в управлении, они восприняли
монархическую традицию у Ассирии и Мидии, и в их лице олигархия столкнулась с
продолжателями дела ассирийских царей. Осознав свою ошибку, олигархия восстала
против персов, но восстания были жестоко подавлены. В правление Дария начался экосоциальный
кризис: голод, восстания, гибель больших масс населения, гибель
значительного числа крупных собственников, перераспределение собственности, установление
сильной монархической власти. В правление Ксеркса кризис завершился
новым большим восстанием и демографической катастрофой. Таким
образом, представляется достаточно обоснованным вывод о том, что развитие
Вавилонии в 610-х - 480-х годах до н. э. соответствует обычным представлениям о
процессах, происходящих в рамках демографического цикла. Основным аргументом в
пользу такой точки зрения является динамика потребления (см. рис. 2). При
сравнении с рис. 1 обнаруживается несомненное сходство реальной динамики
потребления с теоретической динамикой демографического цикла. ПРИМЕЧАНИЯ См. Pearl R. The
biology of population growth. N. Y. 1925.
W. Abel. Bevцlkerungsgang und Landwirtschaft im ausgehenden
Mittelalter im Lichte der Preis- und Lohnbewegung. //Schmollers Jahrbьcher. 58, Jahrgang, 1934; ; eгo жe. Agrarkrisen und
Agrarkonjunktur in Mitteleuropa vom 13. bis zum 19. Jahrhundert. См.
например: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в
XV-XVIII веках. Т.1. Структуры повседневности. М. 1986; Cameron R. A Consise Economic
History of World. N. Y., Белявский
В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М.,1971. С. 93, 97; Тураев Б.
А. История Древнего Востока. Т. Оппенхейм
А. Лео. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). М., 1980. С. 142;
Белявский В. А. Указ. соч. С. 157. Дандамаев
М. А. Рабство в Вавилонии. М., 1974. С. 40; Белявский В. А. Указ. соч. С.
128-129. Белявский
В. А. Указ. соч. С. 152-154. Там
же, с. 109. Дандамаев
М. А. Указ. соч. С. 345-353. Там
же, с. 35, 37. Белявский
В. А. Указ. соч. С. 224-226, 253-255. Дандамаев
М. А. Указ. соч. С. 32, 81, 83. Белявский
В. А. Указ. соч. С. 116-117, 236, 248. Дандамаев
М. А. Указ. соч. С. 29. Белявский
В. А. Указ. соч. С. 258, 261. Там
же, с. 278-280. Там
же, с. 284-285. Dubberstein W. H. Comparative
prices in later Babilonia (625-400 b. c.). // The American jornal of semitic lannguages
and literatures. Vol. 56., 1939. Р.
20-43. Дандамаев
М. А. Указ. соч. Дандамаев
М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985. С. 84. Her,
III, 150, 159 Дандамаев
М. А. Рабство... С. 29; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т. Diod,
II, 9, 9 Дандамаев
М. А. Указ. соч. С. 10, 11; Дандамаев М. А. Политическая история... С. 138. Дандамаев
М. А. Рабство... С. 75. Дандамаев
М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980. С. 175. | |
| |
Просмотров: 997 | |
Всего комментариев: 0 | |