Распад
государства шумеров привел к тому, что политический центр Месопотамии медленно,
но верно стал перемещаться вверх по Евфрату, через города Исин и Ларсу, пока не
закрепился в маленьком городе, впервые упоминается только во времена III
династии ура. Его называли Баб-или — «Врата бога». Древние греки переделали это
аккадское название в Вавилон. По
преданию, Вавилон был древней столицей Саргона Великого, который перенес свой
престол отсюда в другой город. Этим он вызвал гнев Мардука, бога-покро-вкгеля
Вавилона, и тот наложил на Саргона страшное проклятие. Вавилон
долгое время вел скромное существование. Вероятно, когда-то он находился в
зависимости от более важных южных городов — Исина и Ларсы. Росту и обогащению
города весьма способствовало его выгодное положение на пересечении торговых
путей. Возвышение
Вавилона началось в первой половине II тысячелетия до н.э. во времена правления
царя Синмубаллита. А уже при его сыне, великом царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до
н.э.). Вавилон достиг своего первого расцвета. На
протяжении почти тридцати лет Хаммурапи вел непрерывные боевые действия. Он
подчинил своей власти города Урук, Исин, Ларсу, Мари, Ашшур и стал правителем
огромной территории. Уничтожив своих врагов, он принялся за союзников, среди
которых были и цари государства Мари, расположенного к северо-западу от
Вавилона. Но более всего Хаммурапи прославился составлением самого
всеобъемлющего в истории Древнего мира свода законов. 282 параграфа этого свода
высечены на двухметровом базальтовом столбе, верхушка которого украшена
изображением бога солнца Ша-маша, передающего законы царю Хаммурапи. В конце
текста царь призывает свой народ: «Пусть он заставит прочесть мной написанный
памятник, и пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть
покажет ему его дело. Пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце
и пусть скажет: Хаммурапи, владыка, который для людей, как родной отец,
справедливо управлял страной!» Оригинал этого памятника сегодня находится в
Лувре. После
смерти Хаммурапи Вавилон оставался столицей еще сто пятьдесят лет, в течение
которых здесь правили пять царей этой династии. С завоеванием Вавилона хеттским
царем Мурсилисом (ок. При
первом вавилонском царе из Халдейской династии Набупалассаре (625—605 гг. до
н.э.), покорителе Ассирии, начался последний и, пожалуй, самый известный период
в истории древнего Двуречья — Нововавилонский (625—539 гг. до н.э.). Это о
Вавилоне той поры сказано в Библии: «Город великий, город крепкий... яростным
вином блуда своего напоил все народы». Вавилон Навуходоносора II (604—562 гг.
до н.э.), сына Набопалассара, был первым обществом античного мира, вступившим в
стадию кризиса. В нем впервые пороки и язвы цивилизации предстали во всей своей
наготе. Вид их поразил и ужаснул соседние народы, особенно древних евреев и
эллинов, произвел на них неизгладимое впечатление, которое они сумели передать
остальному человечеству. С этого времени Вавилон был образом и символом всякого
разлагающегося общественного организма. Вместе
с тем время правления Навуходоносора II было периодом наивысшего расцвета
Нововавилонского царства. Царь Вавилона победил египтян, разрушил Иерусалим и
полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и
превратил свою столицу в неприступную твердыню. Он строил свою столицу на
протяжении всех сорока трех лет своего правления. В
539 году до н.э. персидский царь Кир II овладел Вавилоном и объявил себя «царем
Шумера и Аккада и царем четырех стран света». В Библии, в книге пророка
Даниила, сохранился рассказ об обстоятельствах завоевания Вавилона персами: «Валтасар
царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи
пил вино... Пили
вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и
каменных. В
тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести
стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала... Сильно
закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей; царь начал
говорить и сказал мудрецам вавилонским: «Кто прочитает это написанное и
объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу.. и третьим
властелином будет в царстве...» Тогда
введен был Даниил пред царя, ... и сказал царю: «Дары твои пусть останутся у
тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю, и значение объясню
ему. Царь!
Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и
славу. Пред
величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и
страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого
хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но
когда сердце его надломилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен
с царского престола своего и лишен славы своей... И ты, сын его Валтасар, не
смирил сердца твоего, хотя знал все это... За
это и послана от Него кисть руки и начертано это писание. И
вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот
и значение слов: исчислил Бог царство твое и положил конец ему... №i взвешен на
весах и найден очень легким... разделено царство твое и дано мидянам и
Персам...» В
ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит». Последнего
царя Вавилона на самом деле звали не Валтасар, а Набонид /556—539 гг. до н.э.).
Он вошел в историю благодаря драматической истории своей борьбы со жрецами
Эсагилы, которая в итоге окончилась гибелью царя. Подробности этого необычного
конфликта интересовали многих далеко за пределами Вавилона, в результате чего
Набонид добился такой посмертной славы, что память о нем жива и сейчас. Отчасти
из-за того, что он вступил в конфликт со жрецами храма Мардука (царь будто бы
вмешивался в религиозные вопросы) и предпочел бога луны Сина и его храм в далеком
Харране, а отчасти из-за своего длительного и загадочного пребывания в городах
Аравии и «неподобающего» царю поведения в момент угрозы нападения Кира, Набонид
стал в глазах жрецов «сумасшедшим царем Вавилона». Острый конфликт царя со
жрецами вызвал к жизни целую волну пропагандистских сочинений, направленных
против царя, в которых осуждался Набонид и воспевался Кир как освободитель
«угнетенных святилищ», как спаситель, освободивший Вавилон. Набонида обвиняли в
невежестве и богохульстве, поименно перечисляли самых ненавистных из его
приближенных. Можно
только предполагать, какие действия Набонида в реальности вызвали у жрецов
такую яростную реакцию. Как бы то ни было, факт остается фактом: одной из
главных причин падения Вавилона стало предательство жрецов Эсагилы, которые
попросту передали страну и столицу персидскому царю в расчете на увеличение
своих доходов. Аристотель
писал о том, что Вавилон был так велик, что «...уже три дня прошло, как Вавилон
был взят, а часть жителей города ничего еще об этом не знала». Кир занял
столицу, не встретив сопротивления, и обошелся с Набонидом с характерной для
него мягкостью по отношению к побежденным царям. Кир стал и первым
завоевателем, оставившим Вавилон неразрушенным. Его поразило великолепие
города, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на
своей могиле памятник в виде миниатюрной Вавилонской башни. Завет Кира нарушил
его преемник Ксеркс, который оставил от знаменитой Вавилонской башни —
Этеменан-ки — одни развалины. Эти руины видел Александр Македонский.
Потрясенный их величием, он приказал расчистить развалины башни от щебня и
обломков, и все его войско на протяжении двух месяцев убирало этот мусор. На
рубеже новой эры, при парфянском владычестве, началось запустение Вавилона. В
эпоху Сасанидов (226—636 гг. н.э.) город сократился до размеров незначительного
поселка, а в Средние века на его месте ютились лишь убогие арабские хижины.
Местное население смотрело на развалины Вавилона как на каменоломни и брало там
кирпич для своих нужд. Многие существующие сегодня в окрестностях бывшего
Вавилона поселения целиком выстроены из кирпичей эпохи Навуходоносора (на них
отштамповано его клеймо). А там, где некогда стоял огромный город, протянулась
бесконечная череда песчаных холмов. Сбылось пророчество Библии: «И Вавилон,
краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен... Не заселится никогда, и в
роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и
пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни,
и дома наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там.
Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах...» Развалины
Вавилона привлекали внимание археологов еще с середины XIX столетия. Здесь
побывали О. Г. Лэйярд, Ж. Опперт, Ф. Френель, О. Рас-сам, Дж. Смит и другие
ученые. Но только в 1899 году начались систематические раскопки города,
продолжавшиеся на протяжении восемнадцати лет. Их вела археологическая
экспедиция Германского восточного общества под руководством Роберта Кольдевея. «Во
мне постоянно словно сидит кто-то, кто мне говорит: «Так, Кольдевей, теперь ты
можешь делать только то или только это», — и тогда все остальное перестает для
меня существовать», — сказал как-то о себе Роберт Кольдевей. Он был необычным
человеком и необычным ученым. Позднейшие биографы называют его археологом от
рождения. Люди подобного склада имеют нечто общее с моряками: и те и другие
любят неизведанные дали, обширные пространства и большие расстояния. Роберт
Кольдевей родился в 1855 году в Бланкенбурге (Гарц, Германия), учился в
Берлине, Мюнхене и Вене, изучая архитектуру, археологию и историю искусства. В
1882—1883 гг, он участвовал в раскопках в Ассосе (Малая Азия), три года спустя
по поручению Германского археологического института раскапывал древние
поселения на острове Лесбос. В 1887 году вел исследования в Ираке — в Сюргуле и
Эль-Хиббе, позднее — в Малой Азии, Сирии, в южной Италии и Сицилии, а в 1894
году — снова в Сирии. Затем последовал трехлетний период передышки, когда
Кольдевей преподавал в архитектурном училище в Герлитце. Кольдевей
сказал однажды полушутя, что древняя стена ему дороже, чем цветущее миндальное
дерево. Любовь к археологии не мешала ему наблюдать людей, изучать страны, где
он бывал, все видеть и подмечать, на все реагировать, не могла заглушить в нем
и бьющего через край юмора. Он любил простых людей и лучше всего чувствовал
себя среди местных жителей, вместе с которыми искал и находил в земле следы
прошлого. В
сентябре 1898 года, когда Берлинский музей доверил Кольдевею раскопки Вавилона,
он написал одному из своих приятелей: «Я — начальник экспедиции... От радости,
что называется, ног под собой не чую. Если бы мне кто-нибудь шестнадцать лет
назад сказал, что я буду раскапывать Вавилон, я бы счел его сумасшедшим». В
помощь Кольдевею был выделен целый штат опытных немецких археологов и большой
отряд местных рабочих. Общая стоимость всех работ определялась суммой в
полмиллиона золотых марок, которую предоставило Германское восточное общество,
так что раскопки Вавилона относятся к числу самых грандиозных и дорогостоящих
проектов в истории археологии. В
конце марта 1899 года экспедиция прибыла на место, где лежали развалины
Вавилона — на левый берег Евфрата, приблизительно в Уже
первые раскопки открыли улицу, вымощенную большими плитами, часть которых была
покрыта надписями времен царя Навуходоносора. Повсеместно попадались кирпичи,
покрытые цветной эмалью и рельефами. Они свидетельствовали о том, что археологи
обнаружили священную Дорогу процессий — улицу для торжественных шествий в честь
Мардука, главного божества вавилонян. До
наших дней сохранилось несколько описаний Вавилона, сделанных современниками,
видевшими его своими глазами и ходившими по его улицам. Но, как ни странно, ни
одно из этих описаний не совпадает с тем, что обнаружили при раскопках Р.
Кольдевей и его коллеги. Прежде всего это касается размеров и плана города. Ассирийский
царь Асаргаддон, который в 680 году начал восстанавливать Вавилон, описывал его
как квадрат, окруженный стенами, со стороной в 30 ашлу (3600 локтей);
следовательно, периметр городских стен составлял 14 400 локтей (около Как
показали раскопки Р. Кольдевея, на самом деле Вавилон представлял собой в плане
вытянутый с запада на восток почти правильный четырехугольник с периметром стен
Вокруг
Вавилона располагались финиковые и фруктовые сады, виллы богатых горожан,
поселки и хутора, где жили земледельцы и садоводы. Царь Навуходоносор II возвел
вокруг этих предместий на левом берегу Евфрата внешнюю стену длиной почти Улицы
Вавилона, торжественная Дорога процессий, дворцы и 53 храма поражали своим
сказочным великолепием. Геродот, посетивший Вавилон в V веке до н э., так
описал его: «Город
этот таков. Лежит он в обширной равнине, имеет вид четырехугольника, каждая
сторона которого содержит в себе сто двадцать стадий; число всех стадий,
составляющих объем города, четыреста восемьдесят. Такова величина города, а
устроен он так прекрасно, как ни один известный нам город. Вавилон прежде всего
окружен рвом, глубоким, широким и наполненным водою, за рвом следует стена
шириною в пятьдесят царских локтей, царский локоть больше обыкновенного на три
пальца». Навуходоносор
провел на территории Старого города огромные реставрационные работы. При нем
началась реконструкция храмов Эмах, Нинур и богини Иштар. Он обновил стены
канала Арахту, построил деревян- мост на каменных опорах через Евфрат и канал
Либил-хигалла, отстроил южную часть города с ее роскошными дворцами, перестроил
и украсил храмовый комплекс Мардука, верховного бога Вавилона — Эсагилу. Предшественники
Навуходоносора употребляли для постройки высушенный на солнце кирпич-сырец,
традиционный для городов Двуречья, который под воздействием ветра и непогоды
довольно быстро разрушался. Навуходоносор же стал применять настоящий
обожженный кирпич. О
своих работах в Вавилоне Навуходоносор оставил памятную надпись, записанную
клинописью на глиняном цилиндре. В ней подробно перечислены восстановленные и
сооруженные заною храмы, дворцы, крепостные стены: «Я
окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с
помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и
крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными
пластинками Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в
пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами.
Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить
прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным
кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость». В
этом же тексте сообщается о строительстве в Вавилоне зиккурата — той самой
Вавилонской башни, сооружение которой, по сообщению Библии, не было завершено
из-за того, что ее строители говорили на разных языках и не могли понять друг
друга. «И
сказали друг другу, наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи
вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе
город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по
лицу всей земли». О
том, что Вавилонская башня (ее называли «Этеменанки» — «Дом краеугольного камня
неба и земли») действительно существовала, свидетельствуют раскопки археологов:
был обнаружен ее гигантский фундамент. Она представляла собой традиционный для
Двуречья зиккурат, башню при главном городском храме — Эсагиле. Как установили
ученые, на всем протяжении бурной истории Вавилона башню неоднократно
разрушали, но каждый раз ее восстанавливали и украшали заново. Один
из самых ранних зиккуратов был сооружен на этом месте еще до эпохи Хаммурапи, и
еще до Хаммурапи он был разрушен. На смену ему пришла другая башня, также
разрушившаяся со временем. Сохранилась надпись царя Набопалассара, в которой
говорится: «Мардук повелел мне башню Этеменанки, которая до меня ослаблена была
и доведена до падения, воздвигнуть — фундамент ее установив на груди подземного
мира, а Аршина ее чтобы уходила в поднебесье» А его преемник Навуходоносор добавляет:
«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Эгеменанки так, чтобы
поспорить она могла с небом». Грандиозный
вавилонский зиккурат, построенный ассирийским зодчим Арадахдешу, располагался
на священном участке земли в юго-западном углу Эсагилы. Он имел семь ярусов и
достигал высоты около Стоявшая
в Нижнем храме Эсагилы, расположенном у основания зиккурата, статуя бога
Мардука была отлита из чистого золота и весила почти две с половиной тонны.
Жители Вавилона говорили Геродоту, что сам Мардук посещает зиккурат и почивает
в нем. «Но мне, — пишет рассудительный историк, — это представляется весьма
сомнительным...» На
строительство Этеменанки ушло восемьдесят пять миллионов кирпичей. Колоссальный
массив башни возвышался посреди горделивых храмов и дворцов Вавилона. Ее белые
стены, бронзовые ворота, грозная крепостная стена с целым лесом башен — все это
должно было производить впечатление мощи, величия, богатства. Геродот видел это
святилище в 458 году до н.э., то есть примерно через полтораста лет после
сооружения зиккурата; в ту пору оно еще несомненно было в хорошем состоянии. К
раскопкам Эсагилы и Вавилонской башни Кольдевей приступил в апреле 1900 года.
Они скрывались под огромным холмом Амран ибн Али, на глубине от 7 до и
в основании представляла собой квадрат, каждая сторона которого равнялась
приблизительно С именем
царя Навуходоносора связано и создание садов на искусственных насыпях —
легендарных садов царицы Семирамиды, почитаемых греками как одно из семи чудес
древнего мира. Семирамидой легендарную царицу называли греки, а настоящее ее
имя было Шаммурамат. Она жила около 800 года до н.э. После смерти своего мужа,
царя Ассирии, она взяла власть в свои руки и правила до тех пор, пока ее сын не
достиг совершеннолетия. Во время ее правления государство укрепилось, а
благодаря завоеванию Мидии его границы достигли Каспийского моря. О
Семирамиде сложены многочисленные легенды, в которых она предстает как храбрая,
обладающая большим художественным вкусом, известная строительница, но
одновременно жестокая и слишком ласковая с мужчинами. Согласно сообщению
Диодора Сицилийского, Семирамида была покинута своими родителями и вскормлена
голубями. Впоследствии она вышла замуж за одного придворного, у которого ее и
отобрал царь. Она носила такую одежду, что «нельзя было понять, мужчина она или
женщина». После того как Семирамида передала престол своему сыну, она
обратилась в голубя и улетела из дворца. Имя
Семирамиды связывают со знаменитыми «висячими садами» Вавилона. Однако,
согласно другим, более надежным сведениям, «висячие сады» были подарены
Навуходоносором II своей жене Амитис (Амитиде) дочери индийского царя, и
произошло это спустя 200 лет после смерти Семирамиды. Это было многоярусное
сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и
деревьями, орошаемых при помощи огромного водоподъемного колеса, которое
вращали рабы. При раскопках на месте садов был обнаружен искусственный холм,
внутри которого находилась удивительная для тех времен водоподводящая система. Во
времена Навуходоносора Вавилон имел семь ворот, носящих имена главных богов
страны. Особенно красивы были ворота богини Иштар, полностью раскопанные Р.
Кольдевеем, служившие началом знаменитой Дороги процессий, ведущей к Эсагиле.
Сводчатый вход защищали две высокие, массивные, квадратные в плане башни,
украшенные рельефами из глазурованного кирпича. На синем блестящем фоне четко
выделялись 575 рельефов с изображениями священных животных: фигуры идущих быков
— белых с желтой гривой и желтых с красной гривой, а также загадочные
изображения зверя «сирруш» — полузмеи-полуптицы с лапами льва, раздвоенным
языком, с рогом на плоской голове и телом, покрытым чешуей. Штуку
за штукой извлекали археологи из недр земли эти покрытые цветной эмалью
кирпичи, отсортировывали и пересчитывали. Около 100 тыс. обломков ворот Иштар
на речных судах были отправлены в Басру. Там их перегружали на немецкий пароход
и через Персидский залив отправляли в Гамбург. Путешествие ящиков с кирпичами
заканчивалось в Переднеазиатском музее в Берлине. Здесь после многолетней
работы с использованием подлинных кирпичей из Вавилона были в натуральную
величину воссозданы изумительные ворота Иштар, досконально повторяющие
первоначальный облик этого сооружения. Стоящие в огромном зале музея, они
сегодня служат объектом паломничества туристов. А развалины «настоящих» ворот
еще и сегодня на От
ворот Иштар брала свое начало самая великолепная дорога в мире — знаменитая
Дорога процессий («Айбур-Шаба»). Она была сооружена не для перевозок грузов и
передвижения людей — по ней шествовал сам великий бог Мардук. «Айбур-Шабу,
улицу в Вавилоне, я для процессии великого господина Мардука снабдил высокой
насыпью и с помощью камней из Тур-минабанды и Шаду сделал Айбур-Шабу от ворот
Иллу до Иштарсаки-паттебиша пригодной для процессий его божества; соединил ее с
той частью, которую построил мой отец, и сделал дорогу великолепной», —
сообщает Навуходоносор. Дорога
процессий была вымощена квадратными известняковыми плитами размерами метр на
метр. Они лежали на кирпичном настиле, покрытом слоем асфальта. Края плит
украшала инкрустация из красного камня, а все стыки между плитами были залиты
асфальтом. На внутренней стороне каждой плиты была высечена надпись: «Я —
Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополассара, царя Вавилона, вавилонскую
улицу замостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из
Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь». Ширина
улицы составляла Из
обломков вавилонских кирпичей в Берлине была восстановлена также копия тронного
зала Навуходоносора II шириной 60, высотой и глубиной — К
зданию дворца примыкал своеобразный музей, где хранились военные трОфеи
вавилонских царей. Роберт Кольдевей проработал в Вавилоне 18 лет. И все эти
годы с берегов Евфрата в Берлин шел непрерывный поток находок. Но археологам
приходилось нелегко. В письмах Кольдевея можно найти немало упоминаний о грабителях
из племени шаммаров, о том, что дороги небезопасны и что проводники караванов,
боясь грабителей, заламывают дикие цены и из-за того к месту раскопок нельзя
доставить самые необходимые вещи, о том, что его сотрудникам приходится ездить
с вооруженным эскортом. И
все же Кольдевей открыл Вавилон эпохи Навуходоносора II. Он нашел остатки
Вавилонской башни, Эсагилы, Висячих садов, царского дворца, моста через Евфрат,
стены, улицы и дома Вавилона. Но не этого от него ждали. Уже
после первых лет раскопок у Колъдевея возникли серьезные разногласия с
директором Переднеазиатского отделения берлинских музеев Фридрихом Деличем.
Затем обострились его отношения с другими столпами официальной науки, которые
сочли себя обманутыми в лучших ожиданиях. Ученому ставилось в вину, что он не
нашел ни золотых кладов, вроде тех, что обнаружил Леонард Вулли в царских
гробницах Ура, ни библиотек, подобных той, какую обнаружили англичане в
Ниневии. Последнее вызывало большое раздражение, ибо Берлин того времени
считался оплотом языковедов — специалистов по древним языкам. И так как никаких
ожидаемых «открытий» сделано не было, раскопки Кольдевея на официальном уровне
были признаны неудачными. Эти
несправедливые упреки очень сильно повлияли на Кольдевея. Ученый заболел и
начал быстро стареть. В 1917 году, в конце Первой мировой войны, Кольдевей
вынужден был покинуть Вавилон, бросив много интересных находок. В Берлин он
вернулся уже пожилым человеком, с клеймом неудачника. Кольдевей умер 5 февраля
1925 года в Берлине, так и не увидев восстановленных благодаря его трудам ворот
Иштар, Дороги процессий и тронного зала Навуходоносора — замечательных
памятников, которые, по словам его ближайшего сотрудника Вальтера Андре, смогли
бы достойно увенчать труд Кольдевея. Много лет спустя археологи назовут
раскопки Кольдевея в Вавилоне «образцовыми». Открытия Роберта Кольдевея воочию доказали существование Вавилона и его чудес, известных ныне всему человечеству. Еще когда только-только начались раскопки, к руинам великого города уже потянулись толпы людей Разного цвета кожи, национальности и вероисповедания. Однажды в лагере археологической экспедиции появился странный посетитель в совершенно истрепанной одежде европейского покроя, с измятой шляпой на голове, сломанным зонтиком и узелком в руках. Этот немолодой человек, приня | |
| |
Просмотров: 1712 | |
Всего комментариев: 0 | |