Семирамида

Семирамида

Шаммурамат — царица Ассирии (ок. 810 - 805 до н. э.) Жена Шамши-Адада V и мать Адад-нирари III. В малолетство последнего была регентшей. Шаммурамат была вавилонянкой и под её влиянием в Ассирии был введён культ бога Набу. Статуи этого бога были найдены в Кальху, с надписью повелевавшей не признавать никакого другого бога. Это делалось, вероятно, для более тесного сплочения державы. Шаммурамат вела войны главным образом против Мидии и Манны.
С 805 Адад-Нирари стал править самостоятельно, но и в дальнейшем Шаммурамат продолжала играть большую роль. Это видно из того, что она названа вместе с царём в надписях Белтарсиилимы наместника Кальху и на статуях бога Набу.В античную литературу Шаммурамат вошла под именем Семирамиды, с которой связывались «висячие сады» - одно из «семи чудес света», и которой приписывались чудесные похождения. Правила Шаммурамат 5 лет.
Предшественник:
Шамши-Адад V
Царица Ассирии
(ок. 810 - 805 до н. э)
Преемник:
Адад-нирари III
Висячие сады Семирамиды. Реконструкция начала XX века
Висячие сады Семирамиды. Реконструкция начала XX века

Семирамида (греч. Σεμίραμις, Шаммурамат, Шамирам) — легендарная царица Ассирии, супруга ле­гендарного царя Нина, убившая его хитростью и завладевшая властью. Исто­рическим прообразом Семирамиды является ассирийская царица Шаммурамат (812803 гг. до н. э.), известная фактически лишь тем, что правила единолично, что является чрез­вычайно редким явлением в странах Древнего Востока. В образ Шамирам-Семирамиды вплелись также черты некоторых богинь, в частности — месопотамской богини любви Иштар (Истар). С именем Семирамиды традиционно связывают висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес света.

Греческие источники

Семирамида в образе амазонки, иллюстрация из итальянской книги XVIII века

Семирамида в образе амазонки, иллюстрация из итальянской книги XVIII века

О Шамирам-Семирамиде в древности существовало множество мифов и легенд, часть которых дошла до нас в трудах греческих авто­ров Ктесия, Диодора и др.
По сказаниям Ктесия, Семирамида — дочь богини Деркето и некоего сирийца (или дочь Деркета), вскормленная и воспитанная голубями, затем её воспитал Сима, она происходила из Дамаска. Она сделалась женой правителя Сирии Онна/Оннея (либо была наложницей царского раба), родила от Оннея двух сыновей и вместе с мужем захватила Бактры.

Затем она стала женой ассирийского царя Нина и после смерти Нина села на ниневийский престол. Согласно Динону, муж разрешил ей пять дней править Азией, и она приказала страже убить его.

Древние авторы приписывают ей основание Вавилона, возводят к ней не только все ассиро-вавилонские памятники, но и персидские, и даже пирамиды, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны. Ей же приписываются походы и завоевания до самой Индии и оазиса Амона. Совершила поход на Индию, но разбита и потеряла две трети войска. Также воевала с сирийцами. Сыновья Онна составили против нее заговор с помощью Сатибара, желая убить Ниния-младшего, но она разоблачила их.

Рассказывали, что она улетала в виде голубя, когда её сын Ниний стал покушаться на её жизнь. По другим, она была им убита. Много говорили о её любовных делах. Согласно Орозию, она вступила в любовную связь со своим сыном. Согласно Юбе, она была влюблена в коня и, потеряв коня, бросилась в погребальный костер. Правила 42 года.

На насыпи Семирамиды располагался город Тианы (Каппадокия). О ее гробнице упоминает Плутарх. По Евгемеру, это жена Бела, тождественная Гере.

Во всём этом можно видеть сочетания неверно понятых мифов Иштар с воспоминаниями об ассирийском периоде, олицетворённом в Семирамиде. Последнее объясняется, может быть, тем, что Ктесий писал по мидийским источникам. Мидяне познакомились с ассиро-вавилонской культурой в царствование Рамман-Нирари III, женатого на вавилонской царевне Саммурамати, и, вероятно, соединили с именем царицы, занимавшей исключительное в истории Ассирии положение, представление о поразившей их, тогда ещё находившихся в примитивном состоянии, цивилизации и государственности.

Армянские источники

Сказания Ктесия оказали, по-видимому, существенное влияние на соответству­ющий рассказ о Шамирам у Мовсеса Хоренаци. Однако последний сохранил для нас также элементы армянских сказаний о Шамирам, сложившихся в самой Армении и связывающих её деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду, и, главное, с армянским вождём Ара Прекрасным. Исследователи считают, что в лице Ара Прекрасного высту­пает древнеармянское божество умирающей и воскресающей природы, подобные которому существовали у многих народов мира (Таммуз, Адонис, Осирис и др.).

Категория: МЕСОПОТАМИЯ в І тыс. до н.э. | Добавил: konan (01.07.2008)
Просмотров: 1072 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]