Культура Ассирии. О
повседневной жизни ассирийцев, особенно рядовых, мы знаем довольно мало. Дома
ассирийцев были одноэтажными, с двумя внутренними двориками (второй служил
«семейным кладбищем»). Стены домов сооружались из сырцовых кирпичей или были
глинобитными. В Ассирии климат менее жаркий, чем в Нижней Месопотамии. Поэтому
одежда ассирийцев была более основательной, чем у вавилонян. Она состояла из
длинной шерстяной рубахи, поверх которой в случае надобности оборачивали еще
шерстяную ткань. Ткани были белыми или окрашенными в яркие цвета с помощью
растительных красок. Богатые одежды изготовлялись из тонких льняных или
шерстяных тканей, отделывались бахромой и вышивкой. Из Финикии доставляли
шерсть, окрашенную пурпуром, но ткань из нее была баснословно дорогой. Обувью
служили сандалии из кожаных ремней, а у воинов — сапоги. Изделия
ассирийских ремесленников (резная кость, каменные и металлические сосуды)
нередко были весьма изысканными, но не самостоятельными по стилю: в них
ощущается сильное финикийское и египетское влияние. Ведь ремесленников из этих
стран массами угоняли в Ассирию. Ассирийская
архитектура тоже не отличалась самобытностью, дворцы строились «на хеттский
манер». Зато фризы, украшавшие внутренние помещения этих дворцов, представляют
собой одну из ярчайших страниц в истории мирового искусства. Эти фризы были выполнены
из известняка в очень низком рельефе и раскрашены минеральными красками.
Изображают они пиры и битвы, охоту и торжественные процессии, жестокие расправы
и принесение даней покоренными народами. Все эти сцены скомпонованы из готовых
канонических деталей, но прихотливость и смелость композиции придают им
бесконечное разнообразие. Подчеркнутый натурализм уживается в них с изысканной
стилизацией, сильное движение — с плавностью линий. Цвет в этих изображениях,
как и в более редких композициях из глазурованного кирпича и в росписях, имеет
чисто декоративную функцию. Поэтому на них можно увидеть синих лошадей, желтые
фигуры на голубом фоне и т. п. Главная тема изобразительного искусства Ассирии
— царь и его деяния. Царей изображают и немногие дошедшие до нас образцы
«круглой» скульптуры. Среди них особенно интересна статуэтка из янтаря и
золота, изображающая Ашшур-нацир-апала II. Несмотря на миниатюрные размеры, она
создает ощущение мощи и величия. Искусство ассирийских скульпторов оказало
влияние на персидскую и даже греческую скульптуру. Еще и теперь ассирийские
рельефы, разрозненные, нередко разбитые, почти утратившие краски, производят
очень сильное впечатление. Другим
важнейшим вкладом ассирийцев в историю мировой культуры является разработка
литературно-историческою жанра. Царские надписи, повествующие о событиях того
или иного царствования, имели в Месопотамии многовековую традицию, но только
ассирийцы превратили их в настоящую литературу. Хотя эти надписи принято
называть «анналами», т. е. летописями, в действительности они ими не являются.
Это литературные композиции, в которых исторические события определенным
образом «аранжированы», чтобы повествование выглядело более красочным, а его
главный герой — царь — более мудрым, доблестным и могучим. Поэтому «анналы»
содержат нередко сильные преувеличения (числа убитых врагов, размеров добычи и
т. п.), и вместе с тем о многом умалчивают (преимущественно, разумеется, о
неудачах). Хотя такие тексты, подобно рельефам, нередко компонуются из
стандартных деталей (особеппо в описании повторяющихся событий), их энергичный
и красочный стиль, яркая, хотя подчас и грубоватая, образность делают их
захватывающим чтением. Acсирийские историки всячески старались показать свою ученость: обильно цитировали старинные тексты, старались писать на «хорошем» аккадском языке, т. е. на литературном вавилонском диалекте. Особенности ассирийских анналов, конечно, сильно затрудняют их использование в качестве исторического источника, но зато повышают их литературную ценность (хотя и историческая ценность их огромна).
Литература: История
Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М.
Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983. | |
| |
Просмотров: 992 | |
Всего комментариев: 0 | |