Выше
история Вавилонии была доведена до конца средневавилонского периода, когда в
Нижней Месопотамии правила династия, происходившая из касситов — горцев
Западного Ирана.
При
последнем царе касситской династии, Эллиль-надин-ахи (1159—1157 гг. до н.э.),
Вавилония вела в течение трех лет войну с Эламом. Эламитяне в результате завоевали
Вавилонию. Так кончилось правление касситской династии, и наместником Вавилонии
стал эламский ставленник. Но вскоре, при Навуходоносоре I (II династия Иссина,
1124—1108 гг. до н.э.), наступил кратковременный расцвет Вавилонии. Эламу был
нанесен такой удар, что эта страна в течение трех веков (до 821 г. до н.э.) не
упоминается в текстах.
В
последующей истории Вавилонии большую роль играли племена халдеев, которые
поселились вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, .между берегами Персидского
залива и южными городами Двуречья. Халдеи вели полукочевой образ жизни,
занимались скотоводством и земледелием. В IX в. до н.э. они захватила южную
часть Вавилонии и начали продвигаться на север. При этом халдеи воспринимали
вавилонскую культуру и поклонялись верховному богу вавилонян Мардуку.
В 729 г. до н.э. ассирийский
царь Тиглатпаласар III захватил Вавилон, но, когда в 721 г. до н.э. царем Ассирии
стал Саргон II, он оказался не в состоянии сохранить власть над Вавилонией.
Вождь халдейского племени Мардук-апла-иддин II взял Вавилон и объявил себя
царем всей страны. Он был одним из самых выдающихся халдейских вождей, упорно
боровшихся против ассирийцев. Но, опираясь на халдейские племена, он раздавая
им вавилонские городские земли, поэтому горожане поддерживали его борьбу только
против тех ассирийских царей, которые были еще более враждебны городам,
особенно против Сипаххернба, Перипетии этой борьбы были изложены выше (см.
лекцию 2).
В
конце 689 г.
Вавилон был полностью разрушен Синаххерибом, немногие уцелевшие от резни жители
уведены в плен и проданы в рабство, храмы и частные дома разграблены. Но девять
лет спустя новый царь Ассирии, Лсархаддон, велел восстановить город и вернуть
его уцелевших жителей обратно. В 652
г. жители Вавилона снова подняли мятеж против Ассирии,
на этот раз под руководством Шамаш-шум-укина. Три года ассирийское войско
осаждало Вавилон, где начались эпидемии и людоедство. Последние защитники
города сгорели в огне. Добровольно в огонь бросился и сам Шамаш-шум-укин.
Но
в 626 г.
Вавилония снова была охвачена восстанием. Во главе мятежников стоял халдейский
вождь Пабоналасар. Вначале он воздерживался от попыток захватить большие города
и смог укрепить свою власть лишь на севере Вавилонии, а центр и юг страны
сохраняли верность ассирийцам. Набоналасару долго не удавалось взять крупные
вавилонские города Урук и Ниппур, где были сильные проассирийские настроения. В
Ниппуре во время многомесячной осады армией Набопаласара жители продавали в
рабство своих детей, чтобы спасти их от голодной смерти. В 616 г. ассирийцам пришлось
оставить Урук, а через год пал и Ниппур, который более десяти лет ценой больших
лишений и страданий сохранял верность ассирийскому царю. Теперь почти вся
территория Вавилонии была в руках Набоналасара.
Вскоре
на Ассирию обрушился новый сокрушительный удар. В 614 г. до н.э. мидяне во
главе со своим царем Кпаксаром вторглись в ассирийскую провинцию Аррапха, затем
двинулись по направлению к Ниневии и окружили этот город. Ниневию взять не
удалось, но мидяне осадили и захватили Ашшур и истребили его жителей. Затем
вавилоняне и мидяне заключили военный союз против Ассирии. В течение нескольких
лет Ассирийская держава была уничтожена.
Таким
образом, на всем Ближнем Востоке осталось только четыре могущественных
государства: Мидия, Вавилония, Египет и Лидия (в Малой Азии)(Однако Мидия
представляла собой не цельное государственное образование, а конгломерат
царств, подчиненных индийской династией: сюда входили Перси да — Ашнап,
Маннейское царство. Скифское царства (в Азербайджане), Мелитепа, или «Дом
Тогармы» (видимо, с армянской династией). Буферное положение между Лидией ж
Мидией занимало царство Киликия.). В результате разгрома Ассирии мидяне
завладели ее коренной территорией и областью Харран в Верхней Месопотамии.
Вавилопяне же прибрали к рукам остальную Месопогамию и готовились установить
свой контроль над всеми областями к западу от Евфрата. Но фараон Египта Нехо
считал, что территория Сирии и Палестины должна принадлежать ему.
Весной
607 г.
Набоналасар передал командование вавилонской армией своему сыну Навуходоносору,
взяв на себя управление внутренними делами государства. Перед Навуходоносором
стояла задача победить Сирию и Палестину. Но сначала необходимо было овладеть
г. Каркемиш на Евфрате, где находился сильный египетский гарнизон, часть
которого составляли греческие наемники. Весной 605 г. до н.э. вавилонское
войско перешло Евфрат и одновременно с юга и севера напало на Каркемиш. За
городскими стенами началась жестокая битва, и скоро город превратился в
пылающие руины, египетский гарнизон был уничтожен до последнего человека. После
этого большая часть Сирии и Палестины, т.е. почти все области между Евфратом и
Египтом, почти без сопротивления подчинились вавилонянам.
Будучи
в Сирии, Навуходоносор в августе 605
г, получил известно о смерти своего отца в Вавилоне и,
срочно возвратившись, через месяц стал царем. В 601 г. войско Навуходоносора
снова двинулось к египетским границам. В последовавшей битве обе стороны
понесли тяжелые потери. В начале 598
г. Навуходоносор совершил поход в Северную Аравию, где
он стремился взять в свои руки контроль над караванными путями. К этому времени
царь палестинского царства Иудеи Иоаким, побуждаемый уговорами египетского
фараона Нехо, отпал от Вавилонии. Навуходоносор осадил столицу Иудеи Иерусалим
и 16 марта 597 г.
взял его. Более 3000 иудеев было уведено в плен в Вавилонию, а царем
Навуходоносор назначил Седекию.
В
декабре 595 — январе 594 г.
в Вавилонии происходили волнения в армии. Мятеж был подавлен, а в стране
восстановлен порядок. До нас дошел протокол судебного процесса над одним из
заговорщиков, дело которого рассматривалось военным судом под председательством
самого царя. Подсудимый был обвинен в государственной измене, нарушении
присяги, данной царю, и казнен, а все его имущество конфисковано.
Вскоре
новый египетский фараон, Априй, решил попытаться установить свою власть в
Финикии и захватил города Газу, Тир и Сидон, а также уговорил иудейского царя
Седекию поднять восстание против вавилонян. Навуходоносор решительными
действиями оттеснил египетское войско к прежней границе н в 587 г. после долгой осады
взял Иерусалим. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен в Вавилонию.
При
Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем
подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. Вавилон
стал центром международной торговли. Много внимания уделялось искусственному
орошению. В частности, около Сиппара был создан большой бассейн, откуда гало
много каналов, с помощью которых регулировалось распределение воды во время
засухи. В Вавилоне был выстроен новый дворец и сооружен знаменитый висячий сад.
Кроме того, вокруг города были воздвигнуты необыкновенно мощные
фортификационные сооружения, чтобы обезопасить государство от вражеских
нападений в будущем.
Однако
после смерти Навуходоносора II в 562
г. в течение пяти лет на троне сменилось три царя.
Жречество стало активно вмешиваться в политику, устраняя неугодных правителей.
В 550 г.
царем стал Набонид, сын одного из вождей арамейских племен, наводнивших
Северную и Западную Месопотамию еще в VIII в. до н. э. Большим влиянием на
Набонида пользовалась его мать Аддагупии, которая при ассирийцах была жрицей в
храме Сина (бога Лупы) в Харрапе и после захвата этого города мидянами бежала
со своим сыном в Вавилон. Став царем, Набонид стремился создать прочную
державу, объединив все арамейские племена Передней Азии перед лицом опасности,
надвигавшейся со стороны Ирана. Набопид поклонялся традиционным богам вавилонян
— Мардуку, Набу, Нергалу и т.д. Но постепенно он стал выдвигать на первое место
культ бога Луны Сина, жрицей которого была его мать. Это привело к конфликту с
жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Ларсе, Уруке и других городах.
Надо учесть также, что бог Луны Набопида в действительности не являлся
традиционным вавилонским богом Сипом, а был по своей символике и формам
поклонения скорее арамейским богом. Набопид стремился создать державу, где
место Мардука как верховного бога занял бы Син.
В
течение многих лет Кабонид был занят активной политикой на западе своей
державы, где он стремился объединить вокруг себя многочисленные арамейские
племена. В 553 г.
Набонид, воспользовавшись войной между Персией и Мидией, захватил Харран,
принадлежавший мидянам, и велел восстановить разрушенный во время войны с
ассирийцами в 609 г.
храм бога Сина Эхульхуль, который вскоре после этого был торжественно освящен.
Укрепив
свое положение в Сирии, Набонид захватил область Тейма в северной части
Центральной Аравии, а в 549 г.
он на целых десять лет перенес туда и свою резиденцию, передав власть в
Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру (известному из Библии как Валтасар). К
середине VI в. до н.э. Персидский залив у берегов Месопотамии был занесен
песком, и морская торговля через гавань г. Ура стала невозможной, а перевозка
товаров по суше была опасна, стоила дорого и требовала много времени. Поэтому
торговый путь по пустыне через оазис Тейма в Египет и Южную Аравию имел большое
значение для Вавилонии. К 546
г. прекратилось и долгое соперничество между Египтом и
Вавилонией, так как обе страны должны были теперь готовиться к отражению
нападения персов. Однако все усилия Набонида. направленные к отражению
персидской опасности, оказались обреченными на неудачу. Вавилонское царство от
Средиземного моря до Персидского залива было блокировано персами, которые уже
захватили Мидию. Лидию и многие другие страны вплоть до границ с Индией и
теперь имели огромную и хорошо вооруженную армию. Да и в самой Вавилонии
положение Набонида было непрочным. Поскольку он стремился сломить могущество и
влияние жречества Мардука, главного бога Вавилонии, и пренебрегал религиозными
праздниками в храме Мардука Эсагиле, влиятельные жреческие круги были
недовольны его политикой и готовы были помочь даже и внешнему врагу. Из-за того
что персы захватили торговые пути Вавилонии, были недовольны Набонидом
вавилонские торговые и ростовщические круги. Они были заинтересованы в создании
огромной державы, которая обеспечивала бы им рынки и безопасные пути в Египет.
Малую Азию и другие страны Востока.
В
различных местах Вавилонии жили тысячи представителей разных народов,
насильственно уведенных из своих стран ассирийскими, а затем вавилонскими
царями. Эти люди не оставляли надежды вернуться в родные места и поэтому готовы
были помочь любому врагу Набонида и ждали персов как своих спасителей. Что же
касается вавилонских земледельцев и ремесленников, т. е. основного по
численности и значению населения страны, то они безучастно и равнодушно
относились к военным приготовлениям Набонида и готовы были без сожаления поменять
старых правителей на новых. Наконец, вавилонская армия была истощена
многолетними войнами в Аравийской пустыне, и трудно было ожидать, что она
окажется способной отразить натиск численно превосходящих сил противника,
который к тому же был вооружен лучше, чем воины Набонида. Таким образом, в
Вавилонии, оставшейся без помощи союзников, не было достаточно сил, которые
могли бы оказать эффективное сопротивление победоносной персидской армии. По
библейской легенде, во время пира Валтасара ему явилась таинственная рука,
начертавшая на стене загадочные слова: мене, текел, фарес—«исчислен, взвешен,
разделен», предвещавшие гибель Вавилону.
Весной
539 г.
до н.э. персидская армия двинулась в поход и начала наступать вниз по долине р.
Диялы. В этот критический момент Угбару, наместник области Гутиум (вавилонской
провинции к востоку от среднего течения Тигра), изменил Набопиду и перешел на
сторону Кира(По другому толкованию. «Гутиум» (т. е. страна кутиев) было
вавилонским названием Мидии в высоком стиле, а Угбару был с самого начала
сатрапом персов.— Примеч. ред.).
Мощные
оборонительные сооружения, возведенные Навуходоносором II, могли бы отсрочить
на продолжительное время падение. Эти укрепления охватывали такпе крупные
города, как Сиппар, Куту, Вавилон и Борсиппа. Особенно хорошо был укреплен
Вавилон, обнесенный двойной кирпичной стеноп со рвом и валом перед нею. Но эти
укрепления мало помогли Набониду, лишенному прочной поддержки своего народа. В
августе 539 г.
у г. Описа близ Тигра персы разгромили вавилонское войско, которым командовал
сын Набонида Валтасар. Затем персы обошли укрепления, возведенные
Навуходоносором II, переправились через Тигр к югу от Описа и окружили Сиппар.
Оборону Сиппара возглавил сам Набонид.
Персы
встретили лишь ничтожное сопротивление со стороны сиппарского гарнизона, а
Набонид бежал из города. 10 октября 529 г. Сиппар оказался в руках персов, а через
два дня войско персов без боя вступило в Вавилон. Чтобы организовать оборону
столицы, туда явился Набонид, но город был уже во вражеских руках, и последний
вавилонский царь был взят в плен. 29 октября 539 г. в Вавилон вступил и
сам Кир, которому была устроена торжественная встреча. Теперь Вавилония
навсегда утратила свою независимость и перестала существовать как
самостоятельное государство.
Литература:
История
Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М.
Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.