Синаххериб не любил своего
наследника и не доверял ему. Асархаддона отослали в западные провинции, но
вскоре Синаххериб был убит. Согласно Библии, его убили в храме собственные
сыновья. Ассирийский источник сообщает, что Синаххериба пал мертвым между
изображениями божеств-хранителей и, следовательно, в их присутствии. Похоже,
что оба источника видят в смерти Синаххериба кару богов. В действительности же
он нажил множество недоброжелателей среди людей, и не исключено даже, что
вдохновителем убийства был сам Асархаддон. Впрочем, Асархаддону (681-669 гг. до
х.э.) пришлось предпринять поход на Ниневию, чтобы отстоять свои права на
престол. Братья-отцеубийцы бежали в горы. Новый царь немедленно принял меры к
восстановлению Вавилона, объявив, что Мардук сжалился над своим городом и
пожелал вернуться туда. Одновременно с восстановлением Эсагилы, главного храма
Вавилона (при этом был построен знаменитый зиккурат, вошедший в позднейшие
легенды под именем "Вавилонской башни"), начались работы по
обновлению одного из главных храмов г. Ашшур. Привилегии ассирийских и
вавилонских городов были вновь подтверждены и расширены, а подати в пользу
храмов увеличены. Для возвращения гражданам Вавилона
ранее принадлежавших им земель начались военные действия против халдейских
племен и царя Приморья. Походы оказались нелегкими, но закончились успешно.
Удалось также отразить угрозу нового вторжения киммерийцев. Наконец, были
подавлены антиассирийские выступления в финикии и Мелитене (на верхнем
Евфрате). Ассирийцы взяли и до основания разрушили Сидон, а цари Сидона и
Мелитены в цепях были приведены в Ниневию и казнены. На месте разрушенного
Сидона ассирийцы построили свою колонию - опорный пункт для подготовки
вторжения в Египет. Тем временем велись трудные войны на востоке - в Манне и
Мидии. Формально здесь имелось около десятка ассирийских провинций, но
фактически в большинстве из них власть ассирийцев не выходила за пределы
крепостных стен, за которыми сидели их гарнизоны. Реальная власть принадлежала
вождям мидийских племен, пока еще разрозненных и враждовавших между собой, но
уже склонявшихся к объединению. Неожиданные, хотя и не слишком серьезные
вылазки предпринимали Элам и Урарту. В своих надписях Ашшурбанапал изображает
себя заботливым государем, доблестным воителем, бесстрашным охотником,
мудрецом, постигшим все науки, искусства и ремесла. По-видимому, этот
"автопортрет" верен лишь отчасти. Из царской переписки известно, что Ашшурбанапал
был слаб здоровьем или по крайней мере чрезвычайно мнителен. Вопреки
утверждениям его анналов он почти никогда не принимал личного участия в военных
походах. Так что, повествуя о своих физических доблестях, Ашшурбанапал, скорее
всего выдает желаемое за действительное. Но он в самом деле был довольно
образован. В своем ниневийском дворце он собрал огромную библиотеку - более 20
тыс. превосходно выполненных клинописных табличек, своего рода энциклопедию
тогдашних знаний и литературы. Этой библиотеке мы обязаны большей частью наших
знаний о культуре древней Месопотамии. Ашшурбанапал все время заботился о
пополнении своей библиотеки, сам отбирал для нее тексты. Не исключено даже, что
некоторые компиляции составлены им самим. Он был также автором ряда
стихотворных молитв и, возможно, принимал участие в составлении или
редактировании анналов. Еще до своего вступления на престол Ашшурбанапал,
согласно обычаю, руководил ведомством разведки и строительными работами и
приобрел значительный административный опыт. Он был также ловким дипломатом, не
брезгуя для достижения политических целей любыми интригами и даже убийствами.
Характеру Ашшурбанапала были присущи злобная жестокость, стремление не только
победить противника, но и максимально его унизить. Наконец, Ашшурбанапал отличался
редкой даже по тем временам суеверностью и жил в постоянном страхе перед
происками враждебных духов или немилостью богов. Впрочем, ход событий показал,
что для его опасений имелись и реальные основания. Ассирия пока благополучно
преодолевала опасности, но каждый раз все с большим трудом. Тем временем на нее надвинулась еще
более грозная опасность - мятеж Шамаш-шум-укина, брата Ашшурбанапала и
номинального царя Вавилона. Ему удалось привлечь на свою сторону Египет,
сирийских и палестинских царей, шейхов арабских племен, мидян, Элам и Приморье.
Всех их объединяла ненависть к Ассирии и надежда сбросить ее тяжелое ярмо.
Впрочем, многие племена и города Южной Месопотамии сочли более выгодным
сохранить верность Ассирии. Военные действия начались в Последним походом Ашшурбанапал руководил
лично и победителем вступил в Сузы. Город был разрушен до основания. Ашшурбанапал
вывез в Ниневию неисчислимые сокровища, статуи богов и даже кости эламских
царей, а также огромное число пленных. Элам после этого разгрома утратил свое
прежнее значение "великой державы". Таким образом, спокойствие в империи
было восстановлено, став во многих ее частях спокойствием кладбища. Но годы
Ассирии были уже сочтены. О последних годах жизни Ашшурбанапала
мы почти ничего не знаем (его анналы заканчиваются Так закончила свое существование
первая в истории человечества "мировая" держава. При этом не
произошло сколько-нибудь значительных этнических перемен: погибла лишь верхушка
ассирийского общества - звать и частично горожане. Сельское население осталось
на своих местах, и потомки его населяют Северный Ирак до сих пор (давно утеряв
аккадский язык). Культурные, административные и военные традиции Ассирии были
во многом усвоены ее преемниками. В поздней Ассирии общинная и
большесемейная собственность на землю исчезает. Возникает частное
землевладение, а "большая семья" превращается в индивидуальную.
Широкое распространение товарно-денежных отношений - характерная черта этого
периода, определившая многие другие его особенности. В Ассирийской державе значительная
часть земель принадлежала царю по праву завоевания. Сельские общины
превратились в чисто административные и фискальные единицы. Земли из царского
фонда раздавались крупным и мелким чиновникам в условное владение или в
собственность. Личное (дворцовое) хозяйство царя и членов царской семьи было не
так велико, поскольку основные доходы поступали в виде налогов. Крупными
землевладельцами были храмы. Однако землепользование было повсеместно только
мелким. Крупные землевладельцы (царь, храмы, вельможи) располагали сотнями,
тысячами, иногда многими тысячами подчиненных им мелких хозяйств. Все земли,
находившиеся в собственности или в пользовании частных лиц, облагались
государственными податями и поборами в пользу храмов. И те и другие были
натуральными: "зерно изъятия" (1/10 урожая); "солома"
(подать фуражом в размере 1/4 сбора); "взятие крупного и мелкого скота"
(по 1 голове скота с каждых 20) и др. Главный побор в пользу храмов назывался
"пятиной". С владением землей были связаны также и повинности.
Повинности были общие (военная и строительная) и специальные (несение
какой-либо службы, за которую и выдавался надел). В ряде случаев цари
предоставляли землевладельцам так называемый иммунитет, т.е. полное или
частичное освобождение от податей и повинностей. Такое освобождение
представляло собой уступку государством податей и повинностей в пользу
землевладельца, что, естественно, увеличивало его доходы. Лица, пользовавшиеся
той или иной степенью иммунитета от царских налогов и повинностей, назывались
"свободными" (заку) или "освобожденными" (закку), но, по
существу, это понятие могло включать и вельмож, и подневольных людей. Основную часть непосредственных
производителей в сельском хозяйстве Ассирийской державы составляли люди,
насильственно угнанные из родных мест. На новых местах их сажали на земли,
принадлежащие царю, храмам или частным лицам. Существовали также и другие
категории подневольных людей. Все они были фактически прикреплены к земле, т.е.
продавались, как правило, только вместе с землей и всей семьей, в составе
целостного хозяйства. С правовой точки зрения все они считались рабами. Но
вместе с тем эти люди могли иметь собственность (в том числе землю и рабов),
заключать сделки от своего, имени, вступать в брак, выступать в суде и т.п. С
другой стороны, мелкое свободное крестьянство постепенно сливается с этими
людьми в единое сословие подневольных земледельцев. Происходило это путем
"приписывания" земель, заселенных свободными крестьянами, к крупным
чиновникам в виде "кормления", сначала как бы во временное
пользование. Постепенно, однако, эти земли (вместе с людьми) оказывались
закрепленными за вельможами навечно. Свободное население в этот период
сосредоточивается в городах - центрах ремесла и торговли. В Ассирии были пущены
в обращение слитки серебра со специальным клеймом, удостоверяющим вес и
качество серебра, - непосредственные предшественники монеты. Важнейшие города
пользовались особыми привилегиями, освобождавшими их от повинностей и податей,
т.е. их население входило в категорию "свободных". Города имели
органы самоуправления в виде народного собрания и совета старейшин. Но вопросы
о степени автономии и объеме привилегий того или иного города нередко
по-разному толковались горожанами и царской администрацией, что приводило к
серьезным конфликтам и даже гражданским войнам. О повседневной жизни ассирийцев,
особенно рядовых, мы знаем довольно мало. Дома ассирийцев были одноэтажными, с
двумя внутренними двориками (второй служил "семейным кладбищем").
Стены домов сооружались из сырцовых кирпичей или были глинобитными. В Ассирии
климат менее жаркий, чем в Нижней Месопотамии. Поэтому одежда ассирийцев была
более основательной, чем у вавилонян. Она состояла из длинной шерстяной рубахи,
поверх которой в случае надобности оборачивали еще шерстяную ткань. Ткани были
белыми или окрашенными в яркие цвета с помощью растительных красок. Богатые
одежды изготовлялись из тонких льняных или шерстяных тканей, отделывались
бахромой и вышивкой. Из Финикии доставляли шерсть, окрашенную пурпуром, но
ткань из нее была баснословно дорогой. Обувью служили сандалии из кожаных
ремней, а у воинов - сапоги. Изделия ассирийских ремесленников
(резная кость, каменные и металлические сосуды) нередко были весьма
изысканными, но не самостоятельными по стилю: в них ощущается сильное
финикийское и египетское влияние. Ведь ремесленников из этих стран массами
угоняли в Ассирию. Сюда же в огромном количестве привозили и награбленные
произведения искусства. Поэтому изделия местных мастерских трудно, а подчас и
невозможно отличить от "импортных". Ассирийская архитектура тоже не
отличалась самобытностью. Как отмечали сами ассирийские цари, их дворцы
строились "на хеттский манер", заимствованный из Сирии, но дворцы эти
были грандиозных размеров. Однако главное украшение этих дворцов -
многофигурные композиции с изображением мифологических, жанровых и батальных
сцен, выполненные в очень низком рельефе на плитах из мраморовидного известняка
и частично раскрашенные минеральными красками, - представляет собой одну из
ярчайших страниц в истории мирового искусства. В стиле и технике этих рельефов
можно проследить такие традиционные черты месопотамского искусства, как "мультипликационная"
передача последовательных моментов той или иной сцены: на одном и том же
рельефе царь изображен приближающимся к алтарю и склоненным перед ним. Местные,
ассирийские традиции проявляются в очень свободном расположении фигур на
плоскости, в замене изображения божества его символом. Наконец, здесь можно
обнаружить и следы хурритского, сирийского, египетского, Эгейского стилей. В
общем же из всех этих разнородных элементов образовалось удивительно органичное
и самобытное целое. Основной (почти единственный) сюжет рельефов - царь и его
деятельность. Поэтому на них можно увидеть пиры и битвы, охоту и торжественные
процессии, религиозные обряды, осады и штурмы крепостей, военные лагеря и
войска, жестокие расправы над побежденными и принесение даней покоренными
народами. Хотя все эти сцены скомпонованы из повторяющихся канонических
деталей, заметить это для обычного зрителя почти невозможно: прихотливость и
смелость композиции придают им бесконечное разнообразие. Варьируется и техника
исполнения - от тщательной проработки деталей, изобилия подробностей (прически,
локоны, бороды, вышивки на одежде, украшения, сбруя лошадей и т.п.) до
графической скупости, изысканной стилизации, когда дается почти один только
контур (знаменитое изображение раненой львицы). Сильное, стремительное движение
(скачущие лошади, бегущие звери) сочетается с тяжеловесной, подчеркнутой
статуарностью царя и его спутников (величественные позы, подчеркнутая
мускулатура, преувеличенные размеры фигур). Цвет в этих изображениях, как и в более
редких композициях из глазурованного кирпича и в росписях, имеет чисто
декоративную функцию. Поэтому на них можно увидеть синих лошадей, желтые фигуры
на голубом фоне и т.п. Царей изображают и немногие дошедшие до нас образцы
круглой скульптуры. Среди них особенно интересна статуэтка из янтаря и золота,
изображающая Ашшур-нацир-апала II. Несмотря на миниатюрные размеры, она создает
ощущение мощи и величия. Изображения ассирийских рельефов сюжетны,
повествовательны, и в этом их отличие от искусства соседних народов, где
преобладает декоративное начало. Но технические приемы, выработанные
ассирийскими скульпторами, оказали влияние на персидскую (видимо, через
мидийское посредство) и, возможно, даже на греческую скульптуру. И в наше время
ассирийские рельефы, разрозненные, нередко разбитые, почти утратившие краски,
производят очень сильное впечатление. Огромное количество и великолепное
качество дошедших до нас рельефов позволяют заключить, что они изготовлялись в
специальных мастерских с большим количеством первоклассных мастеров. То же
самое можно сказать и о недавно обнаруженных в царском погребении великолепных
ювелирных изделиях из золота, цветных камней и эмали. Что же касается повседневного
"ширпотреба" (печати, амулеты и другие мелкие ремесленные изделия),
то класс их исполнения, как правило, неизмеримо ниже. Другим важнейшим вкладом ассирийцев
в историю мировой культуры является разработка литературно-исторического жанра.
Царские надписи, повествующие о событиях того или иного царствования, имели в
Месопотамии многовековую традицию, но только ассирийцы превратили их в
настоящую литературу. Хотя эти надписи принято называть "анналами",
т.е. летописями, в действительности они ими не являются. Это литературные
композиции, в которых исторические события определенным образом
"аранжированы", чтобы повествование выглядело более красочным, а его
главный герой - царь - более мудрым, доблестным и могучим. Поэтому "анналы"
содержат нередко сильные преувеличения (числа убитых врагов, размеров добычи и
т.п.) и вместе с тем о многом умалчивают (преимущественно, разумеется, о
неудачах). Сюда же относятся и так называемые "письма богу Ашшуру" -
своеобразные "рапорты" царя богу и жителям города Ашшура о военных
походах, их причинах, течении и результатах. Эти тексты в литературном
отношении еще интереснее "анналов". Так, в "Письме Саргона II
богу Ашшуру" мы впервые в мировой литературе встречаем описания пейзажей.
Там же встречаются цитаты из "классической" литературы, например из
"Эпоса о Гильгамеше". Хотя и "анналы", и
"письма", подобно рельефам, нередко компонуются из стандартных
деталей (особенно в описании повторяющихся событий), их энергичный и красочный
стиль, яркая, хотя подчас и грубоватая, образность делают их захватывающим
чтением. Ассирийские историки всячески старались показать свою ученость:
обильно цитировали старинные тексты, старались писать на "хорошем"
аккадском языке, т.е. на литературном вавилонском диалекте. Особенности
ассирийских анналов, конечно, сильно затрудняют их использование в качестве
исторического источника, но зато повышают их литературную ценность (хотя и
историческая ценность их огромна). Источники: 1. История Востока; Издательская фирма "Восточная
литература" РАН, Москва, 1997 | |
| |
Просмотров: 1473 | |
Всего комментариев: 0 | |