Персидское владычество после Дария и Ксеркса было для
Вавилона временем постепенного упадка и разрушения. Для Вавилонии это время
было порой наводнения иностранцами. Большое количество документов, найденных в
Ниппуре, начиная от царствования Артаксеркса I, обнаруживает, насколько
позволяют судить имена, самый пестрый состав населения. Персидские и арамейские
имена чередуются с еврейскими, указывая на огромную примесь иранского и
западно-семитического элементов. Персидские слова, особенно термины, попадаются
в вавилонских текстах; в одной и той же семье нередки самые разнородные имена:
у родителей — иранцев и арамеев дети носят вавилонские имена и наоборот.
Однако, древней славы и величия хватало еще настолько, что персидские цари,
начиная с Артаксеркса I, после пожара дворца в Сузах, имели здесь весьма часто
резиденцию; у дворца Навуходоносора обнаружены остатки ападаны Артаксеркса П. И
Александр решил сделать древний мировой город столицей новой мировой империи. С
этой целью он предпринял ряд работ пo приведению в порядок храмов и устройству
в городе военной и торговой пристани. Смерть положила предел этим начинаниям, и
вся дальнейшая история Вавилона была его продолжительной агонией. Здесь мы
видим совершенно иные условия, чем в Египте. Там сначала Птолемеи, потом
Кесари, безраздельно господствуя над страной, почти не подвергшейся внешним
нашествиям и защищенной извне, предоставили туземную культуру ее естественной
судьбе и даже оказывали религии и древней образованности известное почтение и
покровительство; здесь, на перекрестном пути, продолжается смешение языков и
идут беспрерывные войны, сначала Диадохов, потом парфян, римлян, Сасанидов,
возникают новые политические образования, гибнут или преобразуются древние
центры. Влияние эллинизма здесь было сильнее. Под холмом Хомера у внутренней
стены обнаружены остатки греческого театра и палестры; в почве Вавилона найдено
много греческих и греко-парфянских терракот, фигурок из алебастра и т. п. Но
если греки, а затем отчасти Арсакиды относились терпимо, а то и с уважением к
Вавилону, то Сасаниды были более исключительны, и вообще иранские и
эллинистические элементы все более и более растворяли древнюю культуру. В Парфяне не выпустили города из рук. В Итак, хотя и в полном упадке, Вавилон существовал и
был известен еще в позднее римское время и дожил до Сасанидов. Соседство
Селевкии и Ктесифона придало ему сильную эллинистическую и иранскую окраску, но
древняя культура долго не только не была уничтожена, но и продолжала оказывать
влияние на соседнее население. Ближайшим образом ее существование доказывается
литературой. Еще до открытия чтения клинописи, такое явление, как Берос,
свидетельствовало, что в половине III в. до н. э. находились вавилоняне,
пользовавшиеся туземной литературой, причастные греческой образованности, и в
то же время не чуждые умеренного рационализма. Так, рассказав миф о Мардуке и
Тиамат, хронограф прибавляет: «он (Берос) объясняет это аллегорически. Когда
вселенная была влажной, и животные в ней родились, Бел, которого (греки)
переводят Зевсом, рассеявши пополам мрак, отделил небо от земли и привел в
порядок мир». В настоящее время сравнение сохранившихся фрагментов Бероса с
данными клинописи доказывает его полную осведомленность в последней и полное
господство в его время древних традиций. И он делил вавилонскую историю на
грани: потоп, Набунасар, Кир, Александр; и он сообщал в связи с историей мифы и
астрономически-астрологические сведения, подтверждаемые клинописью. Труд свой
он посвятил Антиоху I Сотиру (281—262 гг.), тому самому, который в последний
раз вспомнил о традициях вавилонских царей и от которого до нас дошла следующая
надпись на бочковидном цилиндре, положенном в основание реставрированных им
вековых храмов: «Я — Антиукус, великий царь, могучий царь, царь мира, царь
Вавилона, царь стран, управитель Эсагилы и Ээиды, первородный сын Силукку
(Селевка), царя макадунян, царя Вавилона. Когда сердце мое побудило меня к
строительству Эсагилы и Эзиды, я приготовил много кирпичей в земле Хатти моими
чистыми руками с кедровым (?) маслом и доставил для закладки Эсагилы и Эзиды.
20 числа месяца адара, в 43-й год (селевкид. эры — 28 марта Эта, пока последняя известная официальная царская
вавилонская надпись, своею фразеологией, терминологией и стилем переносит нас
всецело в эпоху Навуходоносора и Кира, и только греческие имена указывают на
эллинистическое время. Возможно, что автором ее был тот же Берос, и что она
прошла чрез его руки. Обращает на себя внимание имя царицы Стратоники,
приведенное в связь автором надписи с богиней Астартой. Возможно, как склонен
полагать Винклер, что это сопоставление обязано не одним созвучием, а и ее
ролью при реставрации храма Астарты в Иераполе. Интересными памятниками клинописных штудий
эллинистической эпохи и греко-вавилонских культурных отношений являются куски
глиняных плиток Берлинского и Британского музеев с клинописными силлабарами,
сопровождаемыми греческой транскрипцией, или с греческими письменами,
передающими клинописные сумерийские и семитические, вавилонские слова. По
палеографическим особенностям они могут быть отнесены к II в. до н. э.,
подтверждают правильность нашего чтения клинописи, и вместе с тем примыкают к
Беросу в его способе греческих транскрипций вавилонских слов. Очевидно, была
потребность не только в переводах, но и в транскрипциях, и древний язык едва ли
был мертвым, но происхождение и назначение этих неполных продуктов для нас
неясно — учился ли грек священному языку, или вавилонские жрецы делали попытки
перейти к греческому алфавиту? Последнее менее вероятно — к их услугам давно
мог быть арамейский алфавитный шрифт, приспособленный к семитическому языку и в
конце концов вытеснивший клинопись. Что потребность в подобного рода пособиях
могла ощущаться среди населения, на это указывают, между прочим, документы
этого времени. В них не раз встречаются контрагенты с греческими именами, напр.:
Ан-ти-п-а-тру-су, отец Ану-ахе-иддина (в Эрехе), Дукулу (Диокл), сын
Ану-убаллит-су; следовательно, в одной и той же семье и вавилонские, и
греческие имена — совершенно то же явление, что и в птолемеевском Египте. Среди
лиц, которые, следуя моде этого времени, носят два имени, встречаются принявшие
вторым именем греческое, напр., «Нанаиддин, другое имя которого Димитрий» (в
Эрехе). В развалинах Южной Вавилонии найдено не мало терракот и алебастровых
фигурок греческой работы или сработанных местными мастерами под греческим
влиянием, напр., находящиеся в Берлинском музее фигуры лежащих женщин, лежащей
богини, нагой богини, коленопреклоненного мужчины с длинными локонами и т. п. Документы частного права на клинописных табличках,
контрактах и т. п. идут во все время персидского, селевкидского и отчасти даже
арсакидского господства, сохраняя древние формы, свидетельствуя о живучести
древнего языка. Они датируются по селевкидовской, а потом по селевкидовской и
арсакидской эрам, наконец и по одной арсакидской аре ( «8 адара Итак, новое доказательство благоволения царей к
туземцам; явление это аналогично замечаемому в Египте во вторую половину
птолемеевского господства. Второй документ еще интереснее. Он заключает в себе
почетное постановление «совета храма Эсагилы» в пользу своего заслуженного
сочлена, халдея Итти-Мардук-балату, занимавшего какой-то выгодный пост на
службе у царя Аспасина. Текст датирован этим царем и 185-м годом селевкид. эры,
т. е. Итак, вавилонское право продолжало существовать при
греках и парфянах; документы, хотя и не в таком количестве, как демотические
папирусы, не оставляют в этом сомнения. Конечно, в это же время вавилонская
письменность не покидала области религии и науки. До нас дошли между прочим
комментарии к древним текстам, гимны и ритуалы (между прочим Таммуза),
датированные по арсакидской эре. В Берлинском музее с «Ты — свет небесный, сияющий над землей, о богиня,
когда ты ступаешь по земле. Ты прекрасна, подобно земле. Правильный путь да
приносит тебе хвалу. Ты — шакал, выходящий на добычу, ты — лев, ходящий у
порога. Грозная дева, дева Истар, облеченная блеском драгоценных камней, сестра
Шамаша, красота небес. — Я иду давать предзнаменования, я выступаю с моим отцом
Сином, чтобы давать обильные предсказания, я выступаю с моим братом Шамашем.
Меня поставил Син; на сияющем небе выступаю я, чтобы давать обильные знамения,
я выступаю, я выступаю» в совершенстве. При ликовании в моей славе, при
ликовании иду я, богиня... Я — Истар, богиня вечера, я — Истар, богиня утра, я
— Истар, отверзающая засов сияющего неба в моем великолепии. Небеса сокрушаю я,
землю поражаю, горы низвергаю; я великая мать гор, их предел. — Сердце твое да
утешится, гнев да успокоится, великий владыка Ану да успокоит твое сердце.
Великий владыка Бел да утишит твой гнев. Владычица, царица небес, да успокоится
твое сердце; царица Эреха, Харсакаламы, Этуркаламы, Вавилона, да утишится твое
сердце; царица храма, царица богов, да успокоится твой гнев». Это — гимн, воспевающий Истар, как богиню утренней и
вечерней звезды и как грозную царицу воинств небесных. Интересна его
литературная и ритуальная сторона: он состоит из частей, в которых то говорит
сама богиня, то молящийся. Возможно, что эти части произносились различными
жрецами, или жрецом и хором и т. п. Как и в других гимнах, стихи сопровождались
припевами. Вероятно, конец гимна, призывающий богиню к милости, указывает на
общественный характер этой молитвы и свидетельствует о существовании в
эллинистическую эпоху таких общественных молений против бедствий. Райзнер
указал, что все гимны берлинской коллекции обращены к Белу и Истар, и что все
остальные боги представляются как будто только «могучими именами» этих божеств,
объединивших в себе пантеон. Вавилонская наука продолжала развиваться. Страбон и
Плиний говорят, что в их время существовали астрономы — жрецы, разделявшиеся на
школы (aipeoeic, doctrinae). Страбон говорит об орхеях, борсиппянах и др.
халдейских астрономах. Плиний — о хиппаренах (Сивпар), орхеях и вавилонянах. До
нас дошло большое количество астрономических выкладок — результатов наблюдений,
совершенных при персах и Селевкидах; этот огромный доброкачественный материал
дал возможность Штрассмэйеру, Эппингу и Куглеру написать несколько исследований
по вавилонской астрономии и, вместе с тем, внести поправки в принятую
хронологию Селевкидог. Куглер и Бецольд доказывают, что только теперь
вавилонские звездо-блюстители перешли от наблюдений к вычислениям, от служившей
астрологическим целям лже-науки перешли к настоящей астрономии. Сравнение
дошедших до нас выкладок от 523 до Таким образом, звездные эфемериды иногда обращаются в
летописи. Напр., в конце одной из них, датированной «В этом году царь со своими телохранителями, супругой
и чиновниками пошел в Сапарду. Вечером оставил он стражу и перешел чрез Евфрат
к египетским гарнизонам в Перее. Египетский гарнизон выступил против него. 24
адара наместник Аккада внес деньги вместо материй и рабынь, как дань Вавилона и
царствующего града Селевкии; 20 слонов, посланных наместником Бактрии царю,
были отправлены к нему по ту сторону Евфрата. В адаре покинул царь
военачальников, бывших в Аккаде, В нисане двинулся он на тот берег Евфрата. В
этом году тариф в Вавилоне и городах установлен по греческой валюте. В этом
году свирепствовала в стране тяжелая болезнь. В 37-м году Антиоха и Селевка в
мес. адаре, 9-го числа, прибыл наместник Аккада иг адмирал (?) царя, уходивший
в 36-м году в Сапарду к царю, назад в Селевкию, царский город, расположенный на
Тигре. Мирно настроенные явились они туда к вавилонянам; 22-го числа явились
вавилоняне в Селевкию. В этом же месяце наместник Аккада выдан с 32-го года
хлеб для продовольствия жителей Вавилона, Борсиппы и Куты, быков, овец и все
необходимое для жилища царя под наблюдением дворцовых чиновников. В этом году
были приготовлены кирпичи и асфальт для реставрации храма Эсагила, выше и ниже
Вавилона. В этом году был голод в земле Аккада, люди продавали своих детей на
золото. В этом году свирепствовала жестокая болезнь в стране». Итак, пред нами интересная хроника, в стиле древних
вавилонских, важная как дополнение и освещение сообщений греческих историков.
Существование птолемеевского царского канона, также восходящего к
астрономическим источникам и доведенного от Набунасара до Александра В.,
оказалось возможным только благодаря этим наблюдениям и эфемеридам. Поздний клинописный текст, написанный не раньше
персидского времени и представляющий песни об освобождении от Элама в эпоху
Хаммурапи, дает, кажется, те же имена, что и 14 гл. книги Бытия, и указывает на
интерес к отдаленному прошлому. Еще в VI в. н. э. «последний язычник», философ
Дамаский, принужденный удалиться с афинской кафедры в Персию, мог по каким-то
источникам сообщить удивительно верные и восходящие к правильному пониманию
клинописных данных сведения о вавилонской космогонии. Но в это время халдейская
премудрость уже угасла, по крайней мере в своем классическом виде. Все
изложенное нами выше имеет в виду Вавилон и его ближайшие священные пригороды,
отчасти Сиппар. Многие другие священные города уже в раннюю эллинистическую
эпоху потеряли свое значение. Так, раскопки американцев в Ниппуре обнаружили,
что знаменитый древнейший храм Энлиля уже в начале II в. перестал быть
святилищем и хранилищем древней культуры; его место наполнено греческими
изделиями, не имеющими никакого религиозного значения. В арсакидское время на
месте храма были устроены крепость и дворцы, один, вероятно, восходящий к
селевкидскому времени, кругом раскинулось кладбище парфян с их своеобразными
глиняными эмалированными саркофагами-башмаками и глиняными фигурками лошадей и
всадников. Эта же судьба выпала на долю, вероятно, и других храмов. Только
Харран уцелел со своим культом Сина до XIII века, приспособив старую религию к
новым потребностям и открыв дверь внешним — эллинским и персидским влияниям. На
юге аналогичное явление представляет своеобразная религия Мандеев,
подобно харранцам известных под именем сабиев и с этим именем упоминаемых в
коране в числе одной из трех, сравнительно терпимых и имеющих священное писание
религий (иудейство, христианство, сабизм). Мандейство, теперь имеющее характер
монотеистической религии и насчитывающее в Хузистане около 4000 последователей,
как показывает самое имя («Мандей» этимологически — «гностики») — гносис,
сделавшийся народной религией и составившийся из элементов главным образом
древне-вавилонских, подвергшихся влиянию парсизма, иудейства и христианства.
Вавилонская космогония и теогония все еще в нем заметна под прикрытием.
библейских имен, несмотря на то, что многие древние вавилонские боги (Син,
Истар, Дильбат, Нергал,Набу, Бел) помещены в ад, как темные силы. Мандеи имеют
священное писание — книгу «Гинза» и обширную богословскую и магическую
литературу. «Царь света», с описания величия которого начинается Гинза, —
древний Ану. Христос мандеев — Хибиль Зива, спаситель и возвышенный, напоминает
Мардука; он — возлюбленный сын, пастырь, слово жизни, творец мира, сходивший в
ад. Мифы, рассказываемые о нем, напоминают эпос о Тиамат и о Гильгамеше. Он
тожественен и с Иоанном Крестителем, единым истинным пророком мандеев,
почитание которого является одним из плодов влияния христианства и
представление о котором отвечало древней вере вавилонян в очистительную силу
воды. Крещение — главное таинство мандеев, но оно имеет в виду не веру и
покаяние, а представляет теургико-магическое действие с целью проникновения в
тайны царства света посредством воды, элементу царя света. Последний опять-таки
не кто иной, как древний Эа, бог глубины, воды и премудрости... 7 планет у
мандеев существуют со своими вавилонскими именами и 7 отделений ада («Матарта»
— «Тюрьмы») также соответствуют семи вратам его у вавилонян. Прохождение по ним
необходимо для души, страждущей под господством «семи» и жаждущей взойти к
«первой Жизни». Причащение у мандеев — также древне-вавилонского происхождения,
стоящее вероятно в связи с богом Эа и учением о его «хлебе жизни». Вавилон и
Мардук вообще играли видную роль в гностицизме. Манихейство, обошедшее весь
свет, и в виде богомольства зашедшее в славянские земли, коренится не только в
парсизме, но и в халдействе. Еврейская каббала также едва ли идет не отсюда, во
всяком случае в талмуде и мидраше постоянно находят все новые и новые
доказательства вавилонского влияния. И суеверия, воплотившиеся в находимых на
вавилонской почве чашах с магическими еврейскими и арамейско-мандейскими
надписями, выдают влияние халдейской демонологии. Guswоrd, Ueber d. warscheinlichen Lebensdauer d.
Assyr-Babyl. Sprache. Zeitschrift f. Assyriologie VI. Epping-Strassmaier,
Babylonische Mondbeobachtungen, там же, VII и VIII. Virolleaud,
L'astrologie Chaldeenne. Par., 1903—10. C. Bezel d, Astronomie, Him-melsschau
und Astrallehre bei den Babyloniern. Heidelb., 1911. Вezоld und F. Воll, Reflexeas-trologischer Keilinschriften bei
griechischen Schriftstellern. Heidelb., 1911. Тhureau-Dangin, Distances entre etoiles fixes. Revue d'Assyriologie, X,
1913 — табличка из Эреха упохи Селевкидов, дающая расстояние между звездами, проходящими у центра Вавилона. Lehmann, Kassu. Там же, VII, 328. Pinches и Lacouperier, A babyl. tablet of Aspasine-Hispasines,
Kharacenian Babylonian Record. IV. Pinches, Greek transcriptions of Babylonian
tablets. Sаусe, Greek in Источник: | |
| |
Просмотров: 1629 | |
Всего комментариев: 0 | |