Система «цанид» предполагала
последовательное изучение пяти дисциплин, на что уходило около пятнадцати лет
(как правило, родители отдавали в монастыри детей в очень раннем возрасте): 1. Логика (прамана) – по
сочинениям Дхармакирти. 2. Парамита (путь
«классической» Махаяны) – по тексту Майтреи‑Асанги «Абхисамаяланкара»). 3. Мадхьямака (по
трактату Чандракирти «Мадхьямакаватара»). 4. Виная (прежде всего,
Виная муласарвастивадинов). 5. Абхидхарма (по
«Абхидхармакоше» Васубандху и «Абхидхармасамуччае» Асанги). К началу XVII века школа
Гелуг‑па превратилась в силу, доминировавшую как в духовной, так и в
политической жизни Тибета. Кроме того, со второй половины XVI века при
поддержке ряда монгольских правителей, прежде всего Алтан‑хана, буддизм быстро
распространяется в Монголии, причем власти там оказывают покровительство
исключительно школе Гелуг‑па. Внук Алтан‑хана стал Далай‑ламой IV, впервые
сделавшим власть этих гелугпинских иерархов реальной политической силой.
Позднее монгольский правитель Гуши‑хан, вторгшийся в Тибет в Таким образом, в это же время
тибетский буддизм не только распространяется за пределами Страны Снегов, но и
формируются важнейшие для нарождающейся тибетской теократии институты Далай‑лам
и Панчэн‑лам, о чем чуть позднее. При Далай‑ламе V Великом
Нгаван Лобсан Гьяцо (1617–1682 гг.) Гелуг‑па не только становится
доминирующей школой тибетского буддизма, вытеснившей старые школы на периферию
духовной жизни и оттеснившей их на культурные окраины Тибета, но и объединившей
под властью своих иерархов практически весь Тибет (некоторым князьям удалось
сохранить свою независимость и от гелугпинских Далай‑лам, и от самих
«желтошапочников»; наиболее яркий пример – тибетское королевство Бутан, где
доминирует одно из малых направлений школы Кагью‑па). Далай‑лама V был, несомненно,
выдающейся личностью: в нем сочетались таланты религиозного деятеля, опытного
политика, тонкого дипломата, удачливого полководца, ученого‑историка и
тантрического йогина, практикующего таинственные ньингмапинские ритуалы[1].
Искусно маневрируя между политическими силами региона (монголы Тушету‑хана,
маньчжуры, завоевавшие после При Далай‑ламе V в Лхасе,
столице Тибета, возводится грандиозный дворец‑монастырь Далай‑лам – Потала (по
названию «Чистой Земли» бодхисаттвы Авалокитешвары, «воплощением» или, точнее,
проявлением которого считаются Далай‑ламы), поражавший воображение
современников. Престиж Далай‑ламы V был настолько велик, что после его смерти
премьер‑министр (калонг) тибетского правительства даже скрывал от всех факт его
смерти, что позднее привело к серьезным проблемам. Но чтобы понять эти
проблемы, необходимо сказать несколько слов о природе и характере самой
тибетской теократии Далай‑лам. Начнем с того, что Далай‑ламы
считались воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. Что это значит? В
соответствии с махаянским учением, Будды и высшие бодхисаттвы обладают
способностью магически порождать так называемые «превращенные» тела
(нирманакая; тиб. тулку, пишется: спрул‑ску), в которых могут одновременно
являть себя в мириадах и мириадах хилокосмов (тысячемирий) буддийской
космологии. Одним из таких «превращенных тел» Авалокитешвары и считался
правящий Далай‑лама (это не означало, что в мире больше не могло быть других
явлений этого бодхисаттвы: по выражению одного современного тибетского ламы, он
может явиться еще во множестве обликов, в том числе и какого‑нибудь фермера из
Техаса). Другой первоиерарх Тибета – Панчэн‑лама – от санскритского «пандит»,
«ученый», и тибетского «чэн», «великий» (также Таши‑лама; монг. Панчэн‑эрдэни), –
считался проявлением Будды Амитабхи и поэтому иерархически стоял выше Далай‑лам.
Однако в отличие от Далай‑лам, Панчэн‑ламы были лишены светской власти и жили
вдали от столичной Лхасы – в пышном уединении величественного монастыря
Ташилхунпо (г. Шигадзе, Южный Тибет). Тем не менее между Далай‑ламами и Панчэн‑ламами
порой возникали и противоречия, в том числе и по политическим вопросам.
Например, Панчэн‑ламы, как правило, были настроены более прокитайски, нежели
Далай‑ламы. Вслед за Далай‑ламами (из
номинального этот титул превратился в реальный титул духовного вождя и
светского государя не ранее конца XVI – начала XVII века, при Далай‑ламе IV)
«тулку», «воплощенцами», стали называть себя и все другие иерархи Тибета, в том
числе и настоятели всех крупных монастырей, ставшие «магически созданными
телами» различных индийских и тибетских мудрецов и святых (утверждалось, что,
выполняя обеты бодхисаттвы, они продолжают пребывать в сансаре, чтобы
руководить монахами и направлять к достижению состояний Будды все новых и новых
живых существ). Таким образом, скоро Тибет и Монголия оказались местом земного
явления большинства наиболее почитаемых персонажей буддийского пантеона и
выдающихся исторических деятелей буддизма. Надо отметить, что нигде в
буддийском мире не наблюдалось более ничего подобного, хотя сама идея
«воплощенцев», несомненно, коренилась в общемахаянской доктрине. Почему же
именно в Тибете были реализованы социально‑политические потенции этой доктрины,
оставшиеся совершенно неизвестными буддистам Китая или Японии? Думается, что
ответ на этот вопрос следует искать именно в теократическом характере позднего
тибетского государства и в необходимости найти релевантную религиозной доктрине
буддизма форму легитимации светской и духовной власти в условиях безбрачия ее
носителей, что исключало возможность ее наследования. Другими словами,
гелугпинцы изобрели особую (наряду с наследованием и выборностью) форму
легитимации государственной власти в условиях теократии и целибата носителей
власти. Как же конкретно происходили
поиски нового «перерожденца» – настоятеля монастыря или Далай‑ламы? Как правило, иерарх перед
смертью сам указывал возможное место своего будущего рождения. Иногда прорицал
государственный оракул Тибета – лицо с явно шаманскими функциями и шаманского
происхождения: входя в транс, он вещал от имени вошедшего в него божества. Так,
после смерти Далай‑ламы XII оракул увидел место рождения нового тибетского
теократа в отражении в озере. Затем (обычно через два‑три года после смерти
иерарха) специальная комиссия из высокопоставленных лам отправлялась в
предполагаемое место и по особым приметам отбирала кандидатов из числа
мальчиков соответствующего возраста. Затем (в случае с поисками Далай‑ламы)
кандидатов везли в Лхасу, где они проходили дополнительные испытания. Например,
перед детьми клали разные красивые и блестящие вещи, а среди них одну
невзрачную вещь покойного. Если мальчик тянулся к этой вещи, это было важным
аргументом в его пользу. Окончательный отбор происходил, как правило, при
помощи жеребьевки, сопровождающейся определенным ритуалом; в XVIII веке
китайский император Цяньлун подарил тибетскому правительству особую чашу для
такой жеребьевки, что‑то наподобие современной урны для голосования. В настоящее время подобные
«выборы» крайне политизировались. Так, после смерти последнего Панчэн‑ламы в Надо сказать, что в прошлом
элемент политического цинизма практически отсутствовал при выборах иерархов
тибетской «церкви» и новым теократом отнюдь не всегда становился отпрыск
богатого или знатного семейства. Здесь очень характерно вступление на престол
нынешнего Далай‑ламы. По расчетам лхаского духовенства, новый Далай‑лама
родился в После этого необходимого
отступления вернемся к Далай‑ламе VI. Поскольку, как уже говорилось, премьер‑министр
несколько лет скрывал смерть Далай‑ламы V, предписанное время поисков его
нового «явления» (это слово более адекватно, чем «перевоплощение» или
«перерождение») миновало, что впоследствии и дало возможность заинтересованным
лицам утверждать, что новый Далай‑лама был определен неправильно. Новый
первоиерарх оказался весьма способным, но мало подходящим для своего сана
молодым человеком. Он оказался одаренным поэтом (пожалуй, вторым по значению
после Миларепы поэтом Тибета), но монашеская жизнь ему явно претила. Не желая
лицемерить, Далай‑лама VI просто отказался принимать монашеские обеты,
предпочитая инкогнито покидать Поталу и веселиться в Лхасе. Нарушение
установленных норм было чревато кризисом, и в дело вмешался Китай, считавший
себя сюзереном Тибета. Лама‑поэт был приглашен (а фактически вызван) в Пекин.
Большинство членов государственного совета Тибета высказалось за его поездку.
По пути в Пекин юный теократ‑диссидент внезапно скончался (ходили слухи, что он
был отравлен). После этого началась смута. Пекин надавил на Лхасу и добился
признания лхаским духовенством ошибочности сделанного ранее выбора. Начались
поиски нового, опять‑таки Шестого Далай‑ламы. Между тем сторонники умершего
поэта начали поиски Далай‑ламы VII. Однако в конечном итоге покойный поэт мог
торжествовать: конец смуте был положен признанием его статуса законного Далай‑ламы
VI и нахождением нового Далай‑ламы VII как его нового «явления». С середины XVIII века Тибет
пребывал в мире и покое (исключением были только две краткие тибето‑непальские
войны в конце XVIII и середине XIX вв.). Не следует думать, что в стране
царила идиллия – как и везде, духовенство Тибета отнюдь не было безгрешным, и
сочинения, посвященные критике алчности, корыстолюбия и распущенности части лам
стали важной частью тибетской дидактической литературы. Как и при любом дворе,
в Потале плелись интриги и заговоры, а власти Цинской империи стремились
сохранить Тибет в изоляции в качестве своей западной пограничной «Великой
Стены». Но тем не менее, абсолютное большинство тибетцев отличалось редкостным
благочестием, нравы были здоровыми и мягкими, монахами становилось до четверти
населения страны. Тибет представлял собой уникальную страну, цивилизация
которого представляла собой попытку реализации некоего «буддийского проекта». В
дацанах проводились диспуты, читались лекции по классической буддийской
философии Индии, писались новые схоластические и медицинские трактаты. В
пещерах и ритодах йогины занимались буддийской психопрактикой. Однако в начале
бурного XX века эта относительная идиллия была нарушена (более, правда, для
обитателей Поталы, нежели для большинства тибетцев, монахов и мирян). На
престоле в это время находился Далай‑лама XIII (1876–1935 гг.) – самый
выдающийся тибетский первоиерарх после Далай‑ламы V. На рубеже XIX–XX веков
чрезвычайно обостряются отношения между Англией и Россией, вызванные
колониальным проникновением Англии на территории, относившиеся к сфере
интересов России. Несмотря на полную замкнутость Тибета, его полную закрытость
для внешнего мира, Далай‑лама осознавал опасность, исходящую для самостоятельности
Тибета от Англии, и дипломатически верно решил сблизиться с Россией, тем более
что значительная часть подданных Российской империи исповедовала буддизм
тибетского (прежде всего гелугпинского) толка – буряты и калмыки (Тува вошла в
состав России в качестве протектората только в Во время британской
интервенции Далай‑лама XIII находился в Монголии, где он в Умер Далай‑лама XIII в В Можно по‑разному отнестись к
тому, что произошло с Тибетом в середине XX века. Вполне уместна элегическая
грусть по поводу вторжения в тибетскую легенду суровой реальности, положившей
конец реализации «буддийского проекта» тибетской цивилизации. Безусловно,
заслуживает глубокого сочувствия трагедия тибетского народа, насильственно
вырванного из привычной жизни и вынужденного быть пассивным свидетелем
осквернения своих святынь во время «культурной революции». Но тем не менее
нельзя не признать, что тибетский проект был обречен: в XX веке с его
глобализацией всех социально‑экономических, социокультурных и цивилизационных
процессов просто не оставалось места для тибетского заповедника духовности без
коммерции и схоластической учености, не озабоченной утилитарным применением
своих достижений. И если бы история не вторглась в него на танке Народно‑освободительной
армии Китая, она вполне могла бы мягче, но не менее безжалостно явить себя в
бутылке кока‑колы и макдональдсовском бигмаке. Рекомендуемая литература
Андреев А. Буддийская святыня
Петрограда. СПб., 1993. Будон Ринчендуб. История
буддизма. Перевод с тиб. Е.Е. Обермиллера. СПб., 1999. Гунтан Данби Донме. Обучение
методу исследования текстов сутр и тантр. Перев. с тиб., предисл.,
коммент. Е.А. Островской‑младшей. М., 1997. Далай‑лама. Буддизм Тибета.
СПб., 1991. Далай‑лама. Мир тибетского
буддизма. СПб., 1996. Дылыкова В.С. Тибетская
литература. М., 1990. Ермакова Т.В. Буддийский мир
глазами российских исследователей XIX – первой трети XX века. СПб., 1998. Карма Агван Йогдан Чжамцо.
Светоч уверенности (методы Карма Кагью). СПб., 1993. Кычанов Е.И., Савицкий Л.С.
Люди и боги Страны Снегов. М.,1975. Позднеев А.М. Очерки быта
буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с
отношениями последнего к народу. Элиста, 1993. Соднам‑Цзэмо. Дверь, ведущая
в учение. Предисл., перев., коммент. Р.Н. Крапивиной. СПб., 1994. Тибетский буддизм. Теория и
практика. Новосибирск, 1995. Туган Дхармаваджра.
Хрустальное зерцало. Глава Сакьяпа. Пер. с тиб. Р.Н. Крапивиной. СПб., 1995. Туччи Дж. Полемика в
монастыре Самье // Гаруда, 1997. № 1–2. Чже Цонкапа. Большое
руководство к этапам Пути Пробуждения (Lam‑rim Chen‑mo). Перев. с тиб. А.
Кугявичуса под ред. А. Терентьева. Т. 1–3. СПб., 1994–1997. Источник: Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций, Изд-во: СПб.:
Санкт-Петербургское философское общество, 2000 [1] Не все одобряли ньингмапинские увлечения Великого Ламы. Так, некий гелугпинец Дордже Шугдэн даже совершил самоубийство, протестуя против отступления Далай‑ламы от школьной чистоты Гелуг‑па. Легенда рассказывает, что, став после смерти божеством, Дордже Шугдэн даже дал клятву бороться с Далай‑ламами во имя чистоты гелугпинского учения. Некоторые тибетцы и сейчас объясняют включение Тибета в состав КНР и бегство Далай‑ламы XIV происками Дордже Шугдэна. Поэтому Далай‑лама XIV несколько лет тому назад запретил культ Дордже Шугдэна как антипатриотический и нечестивый, что вызвало протесты и даже волнения среди отдельных групп тибетских эмигрантов. [2] Достаточно курьезным можно счесть то обстоятельство, что тибетцы считали королеву Викторию (1837–1901) «воплощением» бодхисаттвы Белой Тары (как ранее монголы воспринимали Екатерину II) и были уверены, что пока она правит Англией, та не нападет на Тибет. И действительно, поход отряда Янгхасбенда состоялся через два года после кончины этой королевы. [3] Впервые Агван Доржиев приехал в Петербург еще
в [4] В | |
| |
Просмотров: 1165 | |
Всего комментариев: 0 | |