Идеалистическое понимание роли полководца приводило
Сунь-цзы к недооценке значения войсковых масс и их творческой деятельности.
Состояние своего войска, — говорит Сунь-цзы, — лишь один из моментов
обстановки, который следует учитывать полководцу. Солдат он рекомендовал
держать в неведении в отношении конкретной обстановки и замыслов полководца. В
качестве стимула к войне он советовал отдавать им часть добычи. Об обязанностях полководца Сунь-цзы писал: «Наука
верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу,
учесть характер местности и расстояние» (гл. X, п. 10). От этого умения
полководца зависит успех на войне. Решающее значение, по Сунь-цзы, имеет знание
противника и своих войск. «Поэтому и говорится: если знаешь его (противника) и
знаешь себя (свои войска), сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если
знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь
поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться,
будешь терпеть поражение» (гл. III, п. 9). Видно, что Сунь-цзы [114]
стремится дать здесь универсальные правила, основанные на арифметических
предпосылках. Но это приводит его к неправильному выводу, что «непобедимость
заключается в себе самом, возможность победы заключена в противнике» (гл. IV,
п. 1). Истоки победы Сунь-цзы видит лишь в силах и действиях противника, в
результате чего добровольно уступает ему инициативу, подчиняется его воле. Пятой основой ведения войны Сунь-цзы считал «воинский
строй, командование и снабжение», т. е. организацию войска, его обучение и
воспитание, а также бесперебойное снабжение. Все эти моменты, безусловно, имеют
важное значение для организации победы над врагом. Ошибка Сунь-цзы заключалась
в том, что он все функции командования сосредоточивал в руках полководца,
рассматривая командный состав лишь как передатчиков его воли. Исходя из пяти моментов ведения войны, Сунь-цзы
приводит отправные данные для определения исхода войны. «Кто из государей
обладает путем? У кого из полководцев есть таланты? Кто использовал Небо и
Землю? У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого
офицеры и солдаты лучше обучены? У кого правильно награждают и наказывают?»
(гл. I, п. 4). Тот, кто располагает всеми этими преимуществами, тот и
побеждает. Следовательно, основы победы, по мнению Сунь-цзы, заключаются в
моральном единстве народа со своим правителем, в талантливости полководца, в
умелом использовании им пространства и времени, в наличии сильного, хорошо
обученного и морально стойкого войска. Сунь-цзы — один из первых военных теоретиков,
пытавшихся отличать стратегическое содержание войны от ее тактических форм. Но
уже в определении основ ведения войны он отождествил их и поэтому не мог
поставить вопрос о соотношении стратегии и тактики. Изложив основы успешного ведения войны, Сунь-цзы
останавливается на вопросе о ее длительности. Он доказывает, что только
кратковременная война бывает успешной. Длительная война истощает силы и
средства, ослабляет власть и дает возможность подчиненным князьям подняться против
центрального правительства. Кратковременная война дает успех даже при
неискусном ее ведении, а продолжительная не приводит к успеху и при большом
искусстве. Длительная война, по его мнению, никогда не бывает выгодной для
государства. «Война любит победу и не любит продолжительности» (гл. II, п. 14).
Такая постановка вопроса о характере войны говорит о том, что у китайцев был
неустойчив тыл. Именно для того, чтобы исключить возможность обострения
внутренних противоречий вследствие возрастающих тягот войны, Сунь-цзы
рекомендовал быстротечную войну. Оценивая формы борьбы, Сунь-цзы предпочитал
достижение намеченных целей путем искусной политики. Он писал: «...Тот, кто
умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь, берет чужие крепости, не
осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго» (гл. III, п.
3). Исходя из этого, Сунь-цзы расположил способы борьбы в такой
последовательности: самое лучшее «разбить замыслы противника»; если это не
удалось, то «разбить его союзы»; если же и это не удалось, то «разбить его
войско». «Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из
лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию не сражаясь» (гл. III,
п. 1). Достижение политических целей с помощью искусной политики Сунь-цзы называл
войною. Сражение он считал крайним и весьма опасным средством борьбы, так как
не был уверен в стойкости своих войск и в прочности тыла. Исход сражения, по Сунь-цзы, определяется правильной
оценкой обстановки. «Кто — еще до сражения — побеждает предварительным
расчетом, у того шансов много; кто — еще до сражения — не побеждает
расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много — побеждает; у кого
шансов мало — не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе»
(гл. I, п. 9). «По этой причине войско, долженствующее победить, сначала
побеждает, а потом ищет сражения; войско, осужденное на поражение, сначала
сражается, а потом ищет победы» (гл. IV, п. 6). Победа и поражение, по мнению
Сунь-цзы, предрешены обстановкой и правильной ее оценкой. На деле же оценка
обстановки — важный, но не решающий момент достижения победы. К тому же в
оценку обстановки Сунь-цзы включал только пространственные и количественные
величины, не понимая политического содержания войны. Это видно из следующего
его утверждения: «Согласно «законам войны», первое — длина, второе —
объем, третье — число, четвертое — вес, пятое — победа.
Местность рождает длину, длина рождает объем, объем рождает число, число
рождает вес, вес рождает победу» (гл. IV, п. 8). Таким образом, в определении
истоков победы древний теоретик исходил из внешних явлений войны, а не из ее
внутренней сущности. Сунь-цзы перечисляет пять случаев, когда победа
обеспечена: «побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя;
побеждают, когда умеют пользоваться и большими и малыми силами; побеждают там,
где высшие и низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами
осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают те, у кого полководец
талантлив, а государь не руководит им» (гл. III, п. 8). Эти пять положений, в
которых в одном ряду стоят некоторые стратегические и тактические моменты,
Сунь-цзы назвал «путем знания победы». Они неверны. Нельзя, например,
утверждать, что талантливый полководец всегда победит. Наполеон был талантливым
полководцем, но в 1814-1815 годах он потерпел поражение, имея против себя
весьма посредственное командование, так как не было налицо объективных
предпосылок для его победы. Нельзя также утверждать, что осторожность и
выжидание обеспечат победу, так как они часто исключают быстроту. Здесь
Сунь-цзы сам себе противоречит, ибо в другом месте он говорит, что «в войне
самое главное — быстрота, надо овладеть тем, до чего он (противник) не
успел дойти; идти по тому пути, о котором он и не помышляет; нападать там, где
он не остерегается» (гл. XI, п. 6). Далее Сунь-цзы приводит три случая, в которых
правитель своим незнанием армии может навлечь на нее бедствия: случай, когда
правитель приказывает наступать или отступать, не зная того, что армия не может
этого выполнить, и связывает этим армию; когда он пытается управлять армией
подобно тому, как управляют государством, что приводит командиров в
растерянность; когда он, не зная тактики армии, руководствуется при назначении
полководца теми же принципами, что и в государстве, так как это приводит
командиров в смятение, а армию — к поражению. Необходимым условием обеспечения успеха на войне
Сунь-цзы считает сохранение военной тайны. «Передвигая войска, действуй
согласно своим расчетам и планам и делай так, чтобы никто не мог проникнуть в
них» (гл. XI, п. 8). С целью сохранения в тайне своих замыслов он рекомендует
полководцу вводить в заблуждение даже своих офицеров и солдат. Полководец
«должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши своих офицеров и солдат и не
допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять свои замыслы и изменять
свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались. Он должен менять
свое местопребывание, выбирать себе окружные пути и не допускать, чтобы другие
могли что-либо сообразить» (гл. XI, п. 17). Сохранение военной тайны —
важное требование военного искусства. Но держать свое войско в полном
неведении, более того, вводить своих солдат и офицеров в заблуждение —
значит лишать их возможности проявлять разумную инициативу. Далее следует остановиться на вопросе о формах боевых
действий, как их понимал Сунь-цзы. Основными формами он считал оборону и
наступление, которым приписывал разные свойства. Сунь-цзы писал: «непобедимость
есть оборона, возможность победить есть наступление. Когда обороняются, значит
есть в чем-то недостаток; когда нападают, значит есть все в избытке. Тот, кто
хорошо обороняется, прячется в глубины преисподней; тот, кто хорошо нападает,
действует с высоты небес» (гл. IV, п. 2). Оборону китайский теоретик понимал
лишь как умение укрыться, как пассивную форму борьбы. Для наступления он считал
необходимым иметь общее превосходство в силах. Оборону и наступление он
метафизически разрывал, рассматривая их вне связи и взаимодействия. Военное искусство Сунь-цзы видел лишь в искусном
использовании либо той, либо другой формы боевых действий. «Напасть и при этом
наверняка взять — это значит напасть на место, где он (противник) не
обороняется; оборонять и при этом наверняка удержать — это значит
оборонять место, на которое он не может напасть. Поэтому у того, кто умеет
нападать, противник не знает, где ему обороняться; у того, кто умеет
обороняться, противник не знает, где ему нападать. Тончайшее искусство —
нет даже слов, чтобы его выразить. Поэтому он и может стать властелином судеб
противника» (гл. VI, п. 4). Следовательно, в основе успешного наступления и
успешной обороны, по мнению Сунь-цзы, лежит скрытность действий, которая должна
обеспечить внезапность. Но предпосылки успешных наступательных и оборонительных
действий этим не исчерпываются. Сила обороны, например, заключается не в том,
что противник не знает, где ему нападать. Непреодолимость обороны определяется
прежде всего моральными качествами солдат и офицеров, количеством и качеством
их вооружения, искусством оборонительных действий и т. д. Сила наступления
заключается, в частности, в умении создать численное и техническое
превосходство на направлении главного удара, в моральных качествах войск, в их
подготовке к ведению наступательного боя и искусного маневрирования и т. п. Заслуга Сунь-цзы заключается в том, что он одним из
первых пытался теоретически осмыслить основные формы боевых действий и
показать, что военное искусство заключается в умении использовать их для
разгрома противника. Большое место в трактате Сунь-цзы занимают вопросы тактики,
к которым он относит организацию и обеспечение боеспособности войск, умение
использовать местность, способы действий войск и вопросы управления войсками в
бою. Первая забота полководца, получившего повеление от
правителя, пишет Сунь-цзы, заключается в формировании войска и его
сосредоточении. Затем он должен войти в соприкосновение с противником и занять
позицию. Сунь-цзы не касается вопроса о способах комплектования
войска, освещение которого составляло основное содержание «законов» деспотий
древнего Двуречья, Египта и Индии. Он лишь отмечает, что сил надо иметь
столько, сколько их необходимо для поражения врага. Вопросы организации войска
Сунь-цзы не рассматривает и лишь исчисляет средства, необходимые для вооружения
и обеспечения войска. В армии должны в достаточном количестве иметься легкие и
тяжелые колесницы, лошади и волы, шлемы, панцыри, луки и стрелы, рогатины,
пики, большие и малые щиты. Пополнять свое войско, особенно боевыми
колесницами, следует за счет трофеев. С пленными Сунь-цзы рекомендовал
обращаться хорошо, заботиться о них; это позволяло включать пленных в состав
китайского войска. Бесперебойное снабжение войска имеет решающее
значение. Если нет обоза, провианта, запасов, войско гибнет. Умный полководец,
по словам Сунь-цзы, старается кормиться за счет противника. Чему и как учить войска, — об этом Сунь-цзы в
своем трактате не говорит. Тем не менее он уделяет большое внимание дисциплине,
рекомендует средства ее укрепления. «Когда солдаты сильны, a командиры
слабы, — говорит он, — это значит, что в войске распущенность. Когда
командиры сильны, а солдаты слабы, это значит, что войско попадет в руки
противника» (гл. X, п. 9). Когда командиры не подчиняются своему начальнику и
самовольно завязывают бой, в войске происходит развал. «Когда полководец слаб и
не строг, когда обучение солдат отличается неопределенностью, когда у
командиров и солдат нет ничего постоянного, когда при построении в боевой
порядок все идет вкривь и вкось, это значит, что в войске беспорядок» (там же).
Таким образом, источником недисциплинированности, по мнению Сунь-цзы, бывают
слабая подготовка солдат и офицеров и несоответствие полководца своему
назначению. Средством укрепления дисциплины Сунь-цзы считал
отеческую заботу о солдатах. «Если будешь смотреть на солдат, как на детей,
сможешь отправиться с ними в самое глубокое ущелье; если будешь смотреть на
солдат, как на любимых сыновей, сможешь идти с ними хоть на смерть. Но если
будешь добр к ним, то не сможешь ими распоряжаться; если будешь любить их, то
не сумеешь им приказывать; если у них возникнут беспорядки, a ты не сумеешь
установить порядок, это значит, что они у тебя — непослушные дети, и
пользоваться ими будет невозможно» (гл. X, п. 13). Заботы о солдатах должны
сопровождаться требовательностью, которая создает необходимую дисциплину. Для
обеспечения моральной стойкости войск Сунь-цзы требовал запретить всякие
предсказания и устранить всякие сомнения. Но для того, чтобы солдаты были
храбры, надо поставить их в положение, из которого нет выхода. «Бросай своих
солдат в такое место, откуда нет выхода, и тогда они умрут, но не побегут. Если
же они будут готовы идти на смерть, как же не добиться победы? И воины и прочие
люди в таком положении напрягают все свои силы. Когда солдаты подвергаются
смертельной опасности, они ничего не боятся; когда у них нет выхода, они
держатся крепко, когда они заходят вглубь неприятельской земли, их никто не
удерживает; когда ничего поделать нельзя, они дерутся» (гл. XI, п. 9). То, что Сунь-цзы предлагает для повышения
боеспособности солдат ставить их перед выбором: победа или рабство, говорит о
невысокой моральной стойкости тогдашнего войска. Считая, что победа зависит исключительно от творческой
деятельности полководца, Сунь-цзы требовал обращаться с солдатами, как со
стадом овец: «их гонят туда, и они идут туда; их гонят сюда, и они идут сюда;
они не знают куда идут» (гл. XI, п. 18). Это не согласуется с его требованием
об отеческой заботе о солдатах. Сунь-цзы, переоценивая роль полководца, не
понимал решающего значения для победы войсковых масс, народа. В этом сказалась
классовая ограниченность древнего теоретика. Армия рабовладельческой деспотии
не могла не быть слепым орудием в руках полководцев. Чтобы войти в соприкосновение с противником и
правильно занять позицию, надо умело использовать местность. Рассмотрению этого
вопроса Сунь-цзы отвел четыре главы своего трактата. Полководец, по его мнению,
должен учитывать характер местности и знать, что условия местности это помощь
для войска. Прежде всего Сунь-цзы определил «формы местности»,
насчитав шесть таких «форм»: открытую, наклонную, пересеченную, долинную,
гористую и отдаленную. «Когда и я могу идти и он (противник) может идти, такая
местность называется открытой» (гл. X, п. 2). На открытой местности надо
располагаться на солнечной стороне возвышенности, обеспечив себе пути подвоза
провианта. «Формы местности» Сунь-цзы оценивает с точки зрения
действий своих войск и войск противника. Так, например, пересеченной он
называет такую местность, когда обеим сторонам наступать невыгодно. В таком
случае надо отвести войско и уйти. Затем в трактате перечислено «девять местностей»:
рассеяния, неустойчивости, оспариваемая, смешения, перекрестки, серьезного
положения, бездорожья, окружения, смерти. Местность рассеяния — это когда
сражаются на собственной земле. Когда неглубоко вторгаются в чужую землю —
это местность неустойчивости. Когда глубоко вторгаются — местность
серьезного положения. «Когда, бросаясь быстро в бой, уцелевают, а не бросаясь
быстро в бой, погибают, это будет местность смерти» (гл. XI, п. 2). Точно так
же Сунь-цзы определяет и другие виды «местности», подразумевая под местностью
обстановку действий войск. В зависимости от видов «местности» Сунь-цзы
устанавливает способы действий: «...в местности рассеяния я стану приводить к
единству устремления всех; в местности неустойчивости буду поддерживать связь
между частями; в местность оспариваемую направлюсь после противника; в
местности смешения буду внимателен к обороне; в местности-перекрестке стану укреплять
связи; в местности серьезного положения установлю непрерывный подвоз
продовольствия; в местности труднопроходимой буду продвигаться вперед по
дороге; в местности окружения сам загорожу проход; в местности смерти внушу
солдатам, что они в живых не останутся. Чувства солдат таковы, что, когда они
окружены, они защищаются; когда ничего другого не остается, они бьются; когда
положение очень серьезное, они повинуются» (гл. XI, п. 21). С тактической стороны Сунь-цзы для своего времени
оценивает местность достаточно верно, он рассматривает действия на открытой и
закрытой местности, на равнине, в солончаковых степях, при форсировании речных
преград и, наконец, в горах. Сунь-цзы считает, что в горах войска должны
стремиться занимать высоты и тщательно охранять свои коммуникации. Руководить
армией на марше можно лишь в том случае, если хорошо изучена местность —
ее горы, леса и всякие препятствия (болота, топи). Сунь-цзы рассматривает пространство с точки зрения его
воздействия на моральное состояние войск. Глубокое проникновение на территорию
противника «обеспечивает спайку войск», неглубокое вторжение «создает
распыление». Придавая большое значение географическому фактору,
Сунь-цзы вместе с тем предостерегает от чрезмерной его переоценки. Природные
.условия страны являются лучшими союзниками солдата, но задача полководца
заключается в том, чтобы правильно оценить силы противника и тщательно
учитывать опасности, которые можно определить по различным признакам на
местности. Так, например, о наличии или отсутствии противника можно судить по
движению в кустах или высокой траве, по поведению птиц, по пыли и т. п.
Намерения противника можно выявить по поведению его солдат. По пыли можно
определить рода войск (боевые колесницы поднимают столб пыли, при движении
пехоты пыль стелется по земле), и также определить характер действий
противника — наступает или отступает, располагается лагерем, выстраивает
боевой порядок или обходит фланг и т. п. С целью выявления засад надо тщательно
осматривать закрытую местность. Рассматривая способы действий войск, Сунь-цзы
прежде всего подчеркивает важное значение военной хитрости. Он писал:
«Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай
противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему,
будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты
далеко; хотя бы и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его
выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь
наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в
состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем сомнение; если его
силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он
не готов; выступай, когда он не ожидает» (гл. I, п. 7). Сунь-цзы допускал
известную переоценку военной хитрости, что было обусловлено уровнем развитая
военного искусства. Хитрость и в эпоху Сунь-цзы не была основным способом действий
войск, хотя ее роль была весьма значительна. Поэтому нельзя утверждать, что
«война — это путь обмана». Сам китайский теоретик говорит о различных
путях достижения победы. В частности, он заявляет, что «в войне устанавливаются
на обмане, действуют, руководствуясь выгодой, производят изменения путем
разделений и соединений» (гл. VII, п. 7). Второй момент, определяющий способы действий войск,
это, по мнению Сунь-цзы, порядок и беспорядок, являющиеся формой существования
войск. Сунь-цзы пишет: «Беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из
храбрости, слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок — это число;
храбрость и трусость — это мощь; сила и слабость — это форма» (гл. V,
п. 9). При этом мощь сочетается с рассчитанностью удара. «То, что позволяет
быстроте бурного потока нести на себе камни, есть ее мощь. То, что позволяет
быстроте хищной птицы поразить свою жертву, есть рассчитанность удара. Поэтому
у того, кто хорошо сражается, мощь — стремительна, рассчитанность —
коротка. Мощь — это как бы натягивание лука, рассчитанность удара —
это как бы спуск стрелы» (гл. V, п. 7). Мощь и рассчитанность удара
действительно являются одним из главных моментов, обеспечивающих .успешные
действия войска. Но для каждой эпохи они имеют свое особенное выражение. Следствием мощи и рассчитанности удара является захват
инициативы. Сунь-цзы пишет: «Кто является на поле сражения первым и ждет
противника, тот исполнен сил; кто потом является на поле сражения с запозданием
и бросается в бой. тот уже утомлен. Поэтому тот, кто хорошо сражается,
управляет противником и не дает ему управлять собой» (гл. VI, п. 1). Управлять
противником — это значит захватить и удержать в своих руках инициативу,
что имеет важное значение для обеспечения успеха. Рассматривая способы действий войск, Сунь-цзы резко
выступал против шаблона в тактике и требовал применения различных форм борьбы в
зависимости от обстановки. «Все люди знают ту форму, посредством которой я
победил, но не знают той формы, посредством которой я организовал победу.
Поэтому победа в бою не повторяется в том же виде, она соответствует
неисчерпаемости самой формы... Вода устанавливает свое течение в зависимости от
места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника» (гл. VI,
пп. 12 и 13). Сунь-цзы требовал захвата инициативы и одновременно рекомендовал действовать
в зависимости от противника, что приводило к утрате инициативы. Правильный бой и маневр, по мнению Сунь-цзы, делают
армию при встрече с противником непобедимой. Китайский теоретик рассматривает
бой и маневр в единстве, в котором первенство отдает маневру. Он пишет: «Вообще
в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром.
Поэтому тот, кто хорошо пускает в ход маневр, безграничен подобно небу и земле,
неисчерпаем подобно Хуан-хэ и Янцзы-цзяну» (гл. V, п. 5). Это неправильно.
Фактически ведущим началом является бой, маневр же обеспечивает успешное
ведение боя. Этого Сунь-цзы не понимал. Его заслуга заключается в понимании
связи боя и маневра. Далее Сунь-цзы образно показал многообразие форм
ведения боя и маневра и их сочетаний. «Кончаются и снова начинаются —
таковы солнце и луна; умирают и снова нарождаются — таковы времена года.
Тонов не более пяти, но изменений этих пяти тонов и слышать невозможно; цветов
не более пяти, но изменений этих пяти цветов и видеть невозможно; вкусов не
более пяти, но изменений этих пяти вкусов всех ощутить невозможно. Действий в
сражении всего только два — правильный бой и маневр; но изменений в
правильном бое и маневре всех и исчислить невозможно. Правильный бой и маневр
взаимно порождают друг друга, и это подобно круговращению, у которого нет
конца. Кто может их исчерпать?» (гл. V, п. 6). Это указание на неисчерпаемое
многообразие форм боя и маневра направлено против шаблона, являющегося самым
вредным фактором на войне, в бою. Тактическое маневрирование Сунь-цзы считал самым
трудным делом. Цель его, во-первых, «превратить путь обходный в прямой,
превратить бедствия в выгоды» (гл. VII, п. 2); во-вторых, раздробить силы
противника; в-третьих, вбить клин между фронтом и тылом. Сунь-цзы писал: «Если я покажу противнику какую-либо
форму, а сам этой формы не буду иметь, я сохраню цельность, а противник
разделится на части. Сохраняя цельность, я буду составлять единицу;
разделившись на части, противник будет составлять десять. Тогда я своими
десятью нападу на его единицу. Нас будет много, а противника мало. У того, кто
умеет массой ударить на немногих, таких, кто с ним сражается, мало, и их легко
победить» (гл. VI, п. 7). Китайский теоретик рекомендовал раздробить силы
противника искусным маневром, а свое войско иметь сосредоточенным, что дает
возможность уничтожать противника по частям. То же самое он говорил и о
распылении сил противника в пространстве: «Мало сил у того, кто должен быть
всюду наготове; много сил у того, кто вынуждает другого быть всюду наготове»
(гл. VI, п. 8). Характерно, что Сунь-цзы, резко осуждая шаблонные
действия, сам часто скатывается к шаблону и догмам. Например, пытаясь помочь
полководцу принять решение в зависимости от соотношения сил, Сунь-цзы вывел
следующее догматическое правило: «Если у тебя сил в десять раз больше, чем у
противника, окружи его со всех сторон; если у тебя сил в пять раз больше,
нападай на него; если у тебя сил вдвое больше, раздели его на части; если же
силы равны, сумей с ним сразиться; если сил меньше, сумей оборониться от него;
если у тебя вообще что-либо хуже, сумей уклониться от него. Поэтому
упорствующие с малыми силами делаются пленниками сильного противника» (гл. III,
п. 4). При окружении противника Сунь-цзы рекомендует «золотой
мост». «Если окружаешь войско противника, оставь открытой одну сторону; если он
находится в безвыходном положении, не нажимай на него» (гл. VII, п. 17). Если
замкнуть кольцо окружения, противник окажется в безвыходном положении, а
опасность может породить отчаянное сопротивление (пленение в то время означало
превращение в раба). Поэтому Сунь-цзы рекомендовал при окружении противника
оставлять «золотой мост», т. е. свободный проход в кольце окружения, чтобы толкнуть
противника на отступление, которое дезорганизует его и снижает силу
сопротивления. По мнению Сунь-цзы, отступающего противника уничтожить легче,
чем окруженного. Эта идея «золотого моста» была очень популярна в XVII и XVIII
веках в Западной Европе, особенно в так называемых кабинетных войнах, хотя уже
сражение под Каннами в 216 году до н. э. показало, что выпускать войска
противника из окружения опасно (вырвавшиеся из окружения дезорганизованные
войска римлян оказались ядром новых вооруженных сил, продолживших борьбу с
карфагенянами). Маневр, по мнению Сунь-цзы, должен иметь цель
разобщить силы противника и прежде всего вбить клин между его фронтом и тылом.
Он писал: «Те, кто в древности хорошо вели войну, умели делать так, что у
противника передовые и тыловые части не сообщались друг с другом, крупные и
мелкие соединения не поддерживали друг друга, благородные и низкие не выручали
друг друга, высшие и низшие не объединялись друг с другом; они умели делать
так, что солдаты у него оказывались оторванными друг от друга и не были собраны
вместе, а если войско и было соединено в одно целое, оно не было единым» (гл.
XI, п. 4). Раздробление сил китайский теоретик понимал не только в
количественном отношении, но и в качественном, т. е. е отношении обострения внутренних
противоречий в войсках противника. Наконец, в специальной главе своего трактата Сунь-цзы
говорит об «огневом нападении», отмечая пять его видов: когда сжигают людей,
запасы, обозы, склады, отряды. Он рекомендует всеми средствами защищаться от
«огневого нападения» и использовать его в своих целях: «...помощь, оказываемая
огнем нападению, ясна. Помощь, оказываемая водой нападению, сильна. Но водой
можно отразить, захватить же ею нельзя» (гл. XII, п. 4). Таким образом, для
борьбы с противником Сунь-цзы рекомендует не только «огневое нападение», но и
использование воды, чтобы отрезать противника от его базы, тыла, союзников и т.
п. В своем трактате Сунь-цзы рассматривает и вопросы управления
войском. По его словам, «управлять массами все равно, что управлять
немногими: дело в частях и в числах. Вести в бой массы все равно, что вести в
бой немногих: дело в форме и названиях» (гл. V, пп. 1,2). Это утверждение
логически вытекало из организационного принципа древнего китайского войска, в
котором каждое подразделение состояло из 4-5 единиц. Искусство управления
войском, по словам Сунь-цзы, заключается в том, чтобы распоряжаться им так, как
если бы это был один человек. Принцип командования заключается в том, чтобы,
отдавая распоряжение, не вдаваться в объяснения и всегда говорить только о
выгодах, а не о вреде. Сунь-цзы сформулировал следующий «закон руководства
массой»: «Если все сосредоточены на одном, храбрый не может один выступить
вперед, трусливый не может один отойти назад» (гл. VII, п. 12). Средствами управления были гонги и барабаны, знамена и
значки, которые китайский теоретик назвал ушами и глазами солдат. Знамена и
значки, гонги и барабаны, а в ночном бою и огни рекомендовалось использовать
для введения противника в заблуждение. Много огней и барабанов ночью, много
знамен и значков днем помажут противнику сил значительно больше, чем фактически
их имеется, что может оказать влияние на моральное состояние войска врага и его
полководца («отнять дух» войска, «отнять сердце» полководца). Разведывательной службе Сунь-цзы придавал большое значение. Однако его
внимание привлекала лишь агентурная разведка («использование шпионов»). Об
органах войсковой разведки он не упоминает, пак как их, повидимому, не было.
Древнекитайский теоретик говорит лишь о признаках, по которым можно обнаружить
присутствие и характер действий противника, а также выявить наличие засад. Обосновывая расходы на агентурную разведку, Сунь-цзы
писал: «Защищаются друг от друга несколько лет, а победу решают в один день» (гл.
XIII, п. 2). Поэтому все надо предвидеть. Знание же будущего нельзя получить от
богов и демонов, знания о противнике можно получить лишь от людей, от шпионов.
«Пользование шпионами — самое существенное на войне; это та опора,
полагаясь на которую действует армия» (гл. ХIII, п. 13). Шпионы чрезвычайно
важны для войска, поэтому их следует награждать лучше всех, а их дела сохранять
в большом секрете. Для руководства деятельностью шпионов надо располагать
совершенными знаниями, обладать гуманностью и справедливостью, тонкостью и
проницательностью. Шпионы бывают пяти видов: местные, внутренние, обратные, шпионы смерти и жизни. Способы их деятельности — непостижимая тайна. Местные шпионы — из местных жите | |
| |
Просмотров: 1262 | |
Всего комментариев: 0 | |